рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

В романе мы встречаемся с ней в  поместье  ее  родителей.  Деревня Лариных,  как и Онегина,  верно, тоже «прелестный уголок», какие попадаются в средней полосе России. Писатель много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Отец Тани «был добрый малый,  в прошедшем  веке  запоздалый», иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать.  Дни семейства,  которое описывается с любовной иронией, протекали мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек.  Так же «верила преданьям простонародной старины, и снам,  и карточным гаданьям»,  ее «тревожили приметы». Но  было  уже с детства много такого,  что отличало ее от других, она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала,

Про вести города, про моды Беседы с нею не вела.

С детства она  отличалась  мечтательностью,  жила  особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства - качеств,  которые ему не нравились  в женщинах. Много  строк  посвящено роли книг,  которые были для Тани главным миром, сформировали ее лучшие чувства. Так Пушкин подводит нас  к  пониманию  того,  что  Татьяна- натура поэтическая, высокая,  одухотворенная.  А разве поэтому может такая не нравится?

В одной из повестей он пишет,  что уездные барышни просто прелесть. Они воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг.  Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам. Существенные достоинства этих девушек - особенность характера и самобытность. Сказано как будто о Татьяне.

По душе автору и открытость,  прямота его  героини.  Хотя девице первой  признаваться  в  любви  считалось  неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана и верит собственной мечте?

Не может  читатель  не  заметить  и постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Но и когда она становится знатной  дамой,  то  с  грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь,  когда она моложе и  «лучше,  кажется, была». И любовь к Евгению Ларина по-прежнему хранит в душе.

Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его «милому идеалу»:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

    

По поводу описания  Наталья  Долинина,  автор  книги  для школьников «Прочитаем «Онегина» вместе», говорит: « Пушкин любит Татьяну...  Именно такой описывает он ее, какой, вероятно, хотел бы видеть свою жену».  Хочется развить эту мысль. Пушкин ведь «истинный был гений» в  науке  «страсти  нежной»,  хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение.  Главные ее  черты - благородство и верность супружескому долгу.

Маша Троекурова,  принесшая любовь в  жертву  святости  брака.  Марья Гавриловна, отказавшая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером.  Маша Миронова, не отрекшаяся от своего жениха и сумевшая попасть ради него к самой царице. Наконец, Татьяна с твердостью говорит:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

    

Проходят эпохи,  меняются моды,  увлечения,  общественные условия и законы,  но всегда будут в чести те душевные качества, которые  делают  Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милыми: чистота, благородство, верность.

« Я ВАС ЛЮБИЛ...»

( лирика А.С.Пушкина)

    

...Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...

А.С.Пушкин.

    

У каждого человека,  наверное,  есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня такими являются томики стихов Александра Сергеевича Пушкина.  Как все, я вначале познакомился с его сказками (еще в раннем детстве  мне  читала их мама).  Потом, с первого класса, в школе изучала его стихи.  Когда же в мою жизнь  вольно  или  невольно  стали  вторгаться светлые чувства   любви,  я  поняла,  что  так  проникновенно, страстно писать о любви мог только человек, сам испытавший эти высокие чувства.

С удивлением я прочла, однако, в одной из книг о Пушкине, что директор лицея,  где он учился, отзывался о нем, как о человеке, «оскверненном всеми эротическими произведениями  французской литературы». Некоторые современники порицали в молодом Пушкине его любовные приключения как распутство.  Да, конечно, у Пушкина  немало стихов,  которые можно назвать эротическими.  Дотошные литературоведы подсчитали, что он посвящал свои стихи ста тридцати семи женщинам.  Они только не понимают, что гению позволено больше порою,  чем другим, что без вдохновения, созданного любовью,  не  будет  прекрасных  произведений о любви.

А.Пушкин свою поэтическую энергию черпал именно в ней:

Пройдет любовь, умрут желанья;

Разлучит нас холодный свет;

Кто вспомнит тайные свиданья,

Мечты, восторги прежних лет?

    

( «В альбом», 1817 г.)

Но самое для меня дорогое и удивительное не в том,  что у поэта было много увлечений, а в том, что после женитьбы на Наталье Пушкин  любил  уже  исключительно только жену и посвящал стихи только ей.  Поэт сам отвечает на вопрос,  изменял ли  он жене:

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу И сердцу не даю пылать и забываться...

( «К...», 1832г.)

Когда они встретились впервые, ей едва минуло 16 лет. Она была в белом воздушном платье,  с золотом на голове. Александр Сергеевич не мог отвести от нее глаз.

Подъезжая под Ижоры,

Я взглянул на небеса

И вспомнил ваши взоры,

Ваши синие глаза,-

писал он ей.

А когда вопрос окончательно решится, он напишет:

Исполнились мои желания.

Творец тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

    

(«Мадонна», 1830 г.)

Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива.  В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и, конечно, недомолвки, ссоры. А еще разлуки. Исследователи подсчитали, что за семнадцать месяцев, что Пушкин не виделся  с  женой,  он  написал  ей  78 писем, больше, чем кому-либо в жизни.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

( «На холмах Грузии...»)

Не любить Наталью Николаевну сердце Пушкина, действительно, не  могло.  Поэтому и решился поэт на поединок с Дантесом - вступился за честь жены и свою собственную. После роковой дуэли, два  дня  борясь со смертью,  о чем он думал?  Может быть, вспомнил свои строчки,  отнеся их теперь, как завещание, к Наталье:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

(«Я вас любил...»)

Листая стихи поэта, я порой думаю, какие удивительные люди жили в прошлом веке,  как они умели любить.  Встречу ли я в жизни хоть что-то похожее?

КАК Я ОТНОШУСЬ К ПОЭЗИИ МАЯКОВСКОГО

Я, ассенизатор и водовоз...

В.В.Маяковский.

Корней Иванович Чуковский как-то признавался, что принадлежит к  числу тех чудаков,  которые любят поэзию больше,  чем всякое другое  искусство,  и  испытывают  величайшую  радость, встречая какой-нибудь  особый  оборот,  рифму или паузу.  Я не принадлежу к обществу таких чудаков (хотя бы потому, что весьма люблю музыку),  но и мне нравятся хорошие, легкие, мелодичные стихи.

Владимир Владимирович  Маяковский  был  большой новатор в стихосложении, хотя теорию его,  как он сам писал,  осилить не мог. А  недавно я узнал,  что у него «хромала» грамотность.  И все же,  читая многие его произведения,  невольно  поражаешься таланту этого  человека.  У  него  большое  чутье к языку,  он мастерски умел создавать  новые,  очень  выразительные  слова:

«бронзы многопудье»,  «свинцовоночие»  и  множество других.  А сколько крылатых выражений,  созданных им,  вошло в наш  язык:

«тысячи тонн словесной руды»,  «шершавым языком плаката», «навели хрестоматийный глянец» и т.д.

Я думаю,  что совсем Маяковский не уйдет из нашей литературы, не будет полностью забыт,  как это уже случилось со многими писателями двадцатых- тридцатых годов.  Ведь и до сих пор сатира Маяковского очень актуальна. Вот, например, одна только цитата из его стихотворения «Взяточники»:

Он всюду

пристроил

мелкую сошку,

везде

у него

по лазутчику...

Каждый на месте:

невеста -

в тресте,

кум -

в Гум,

брат -

в наркомат...

Он понял буквально

«братство народов»

как счастье братьев,

теть

и сестер.

Разве и сегодня мало таких,  буквально понявших «демократию», «рынок», «хозрасчет»?

Но, размышляя о месте Маяковского в нашей  литературе,  в жизни, невольно отмечаешь,  что во многом уступал как поэт таким мастерам (так или иначе преследовавшимся  долгое  время), как Есенин,  Ахматова,  Цветаева,  Пастернак и другие. В одном своем романе Александр Солженицын писал, что стихи Маяковского в большинстве своем неэстетичны,  грубы,  далеки от настоящего искусства. С этим нельзя не согласиться. Вот в очень известном его «хрестоматийном» стихотворении он пишет: « И дождик толст, как жгут». Но ведь дождик- это маленький дождь. И таких неточностей великое множество.  Беда Маяковского даже не в том, что он превратился,  по выражению С.Есенина, в «штабс-маляра», который поет о пробках в Моссельпроме. Самое главное, что лишает этого поэта сегодня права быть в числе ведущих,  это его политическая направленность,  то,  что он посвятил свое творчество возвеличиванию строя,  который  принес  нашему   народу   одни несчастья. В этом смысле он, действительно, «ассенизатор и водовоз». Всячески превозносит  Владимир  Владимирович  насилие, оправдывает любые  жестокости.  А  ведь он не мог знать о том, что личность-это ничто,  правами ее можно  всячески  пренебрегать. «Единица- вздор, единица- ноль!»- восклицает он.

Нам с детских лет внушали,  что  литература  и  искусство должны служить только высоким целям,  только добру. И это правильно. Поэтому навсегда вечным укором и позором ляжет на Маяковского и многих других, писавших «по указке партии», то, что они служили недоброму, жестокому строю. Но и совсем списать из литературы этого поэта неверно. Пусть он займет свое настоящее место.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ

ПИСАТЕЛЕЙ

... Но в каждой жизни есть такая

встреча,

а в этой встрече есть такое

«вдруг»,

когда рассудок, потерявший

тропку,

и мрак души сливаются в одно,

и, правда, жизни, упираясь в

пробку, в закрытом сердце выбивает дно.

Вадим Антонов.

Известный писатель  Федор  Абрамов  высказал   интересную мысль: с  давних пор существуют два способа обновления и изменения жизни.  Один-  реформа   и   революция,   второй-   путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Кто же может достучаться до души каждого?  Ответ понятен:

литература. Критика отмечает,  что в произведениях ряда  наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в  жизни.  Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая,  как их исправить, такой герой начинает с себя.  В.Астафьев писал:  «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего,  до общегосударственных,  до общечеловеческих проблем». Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к  рыночной экономике  и  стать богатым,  богатство не сможет заменить доброты, порядочности,  честности.  Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности,  можно  назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева,  Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондаре-ва, В.Распутина, В.Белова и других.

Валентина Распутина я читал раньше. «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского». Писатель всегда мне нравился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов,  как мне кажется,  умение показать судьбу людей на  крутом  переломе,  представить своих героев в трагическое, исключительное для них время. В «Живи и помни» это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в «Прощании с Матерой»- время,  когда жители  готовятся  переселиться из родной деревни, которую решено затопить.

В небольшой повести «Пожар» мы вновь видим особую  ситуацию. В сибирском поселке случился пожар.  Загорелись орсовские склады. И  в  его  пламени  высвечиваются   душа   и   высокая нравственность главного  героя Ивана Петровича Егорова и позиции других жителей леспромхоза поселка Сосновка.  Поселок этот писатель называет  «неуютным и неопрятным,  не городского и не деревенского, а бивуачного типа»,  который как бы «держит себя в постоянной  готовности»  к  переселению.  Вырубили варварски лес, «а потом собирайся и кочуй».  Известно, «лес вырубать - не хлеб сеять».

В.Распутин развивает здесь одну из своих любимых  тем:  о корнях человека,  о  его связи с тем местом,  где он родился и вырос, что отсутствие нравственных корней ведет  к  моральному вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные деревни затопили,  и жителей шести деревушек свели  в  поселок Сосновку. Исконные  жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда  по  набору  за  большими  деньгами пришлые, как  правило,  мало  связанные нравственными нормами.  Старожилы называют их «архаровцами». В результате «люди... разошлись всяк сам по себе... отвернулись и отбились от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами».  Приезжих писатель насмешливо называет «легкими людьми», не отягощенными ни хозяйством, ни чем другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать время. Постепенно они составили открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу.

Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик,  и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между  людьми,  отсутствие  стыда  перед  односельчанами, пренебрежение   вечными  традициями  уважения  к старшим, трудолюбия- все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.

Пожар в повести как бы разделяет  людей  на  две  группы.  Первые- те,  кто, забыв об опасности,  кидается спасти гибнущее добро. Тут-то и проявляются глубинные качества людей,  о которых прежде  никто не догадывался (может,  и сам человек):  совесть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников именно так себя и проявил.  Но другие мародерствуют. Пользуясь, случаем, пытаются нагреть руки.  И жадность переходит в жестокость и  преступление:  «архаровцы»  убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который препятствовал им воровать. Одна трагедия влечет и другую:  в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня, «потерявший имя, безвестный горемыка».

Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином варианте присутствуют у многих  писателей.  В романе Астафьева «Печальный детектиыв» есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке.  Следователь получает известие о том,  что его мать умерла. Он считался любимым сыном. Все, даже не кровные, родственники съехались. Но он только что вернулся из отпуска, где «укреплял здоровье». Боясь испортить эффект радоновых ванн,  как бы «не подшалили нервы», и не желая знаться с «темной» родней,  он посылает на похороны полсотни рублей. Читатель искренне радуется, когда узнает, что родственники вернули деньги и приписали: «Подавимся, паскуда и срамец, своими деньгами».

А в повести Владимира Маканина «Где сходилось небо с холмами» рассказывается о судьбе композитора,  который  вышел  из поселка, где любили петь и ценили пенье. Герой мучается мыслью о том, что теперь его земляки мало поют, равнодушны к народной музыке, что  он  своим  отсутствием  на  родине тоже виноват в этом. Его попытки вернуть долг  наталкиваются  на  разорванную связь поколений.

Хочется сказать еще об одной нравственной проблеме,  поднятой Распутиным.  Егоров  живет по совести,  у него «ищущая и страдающая душа».  Есть и единомышленники, которых он называет «надежными людьми».  Особенно  близок ему бывший односельчанин Афоня Бронников, который так понимает человеческое назначение:

«Наше дело - жить правильно,  пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару».  То есть главное - жить  правильно самому, а силой никого не исправлять.  Что же, и это, пожалуй, верно. Всем бы так думать!

Но Ивану Петровичу это кажется недостаточным. Он не только болеет душой,  что кругом столько непорядка и  недостатков.  Его особенно волнует, что гибнут человеческие души. Мучает его и вопрос, почему то, что раньше «было не положено, стало, положено и  принято,  было нельзя - стало можно,  считалось за позор... почитается за ловкость и  доблесть?»  И  он  готов  бороться. Но  как,  если нет поддержки большинства людей,  если, кроме того, с самим собой разлад? «Они не правы, и он, говорящий, что они не правы, держащийся правды, как закона,- и он не прав. В чем дело?»- размышляет герой.  Ответа он пока не находит, писатель тоже не дает готового. Надо думать всем.

Пожар, мародерство, убийство переворачивают душу Егорова.  Он решает уйти из поселка.  Но читатель все же чувствует,  что добро не побеждено.  Ведь Егоров  и  Бронников  верят:  «Будем жить!»

Хорошо бы,  если каждый,  кто прочитал эту повесть, понял бы, на чем держится честная жизнь.  Четыре силы помогают человеку: «дом с семьей,  работа,  люди, с кем править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49