рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

Потому, что с севера, что ли Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной  земле! Наверное,  тема моего сочинения годится для большого литературного исследования. Мне же остается сказать о самом, самом главном, как я его понимаю.

Родина- это, прежде всего ее природа,  так мог бы  сказать Есенин. Но  природа у него неразрывно связана с деревней,  ибо только сельский житель способен так ее одухотворить. Вообще же ни у  одного  поэта  не встречал я такой поразительной способности одушевлять природу. Любимый образ- березка - становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер. Клен на одной ноге;  осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина;  рожь с лебединой шеей и десятки других, не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый  мир-  мир  живой и думающей природы,  в котором всю жизнь жил поэт, и который он гостеприимно распахнул для нас.

В городе все было по-иному.  Поэтому, наверное, так радовали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возвращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие годы жизни.  Он никогда не терял связь с родным  краем,  часто бывал там и, по воспоминаниям его сестер, «каждый раз приезжая в Константиново,  был по-настоящему счастлив,  что...  вновь в родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь».

Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости,  существующих на Руси.  В творчестве Есенина как бы происходит  борьба  двух чувств: понимание  необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое то, что очень ему дорого. В начале 20-х годов   побеждает  второе  чувство.  В  стихотворении  «Я последний поэт деревни...» он пишет:  «Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!» Он горюет, что «стальная конница победила живых коней». Эта боль отболела, видимо, только после посещения заграницы, ибо поэт восклицает: «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!»

Не один год «железный гость», «каменные руки шоссе», сдавившие «за шею деревни»,  и другие поэтические образы  терзали поэта. Возможно,  это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в  «Русь  кабацкую».  Это страшный мир людей,  прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет.  Но он всегда  чувствовал свое громадное  умственное  и  нравственное  превосходство над этими подонками и мерзавцами.  В то же время оничасть России.  Неудивительно, что  для  любви  к  Родине Есенин находит соответствующее сравнение: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак».  Порой поэт говорит,  что он такой же,  как они, такой пропащий.  Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает,  что «таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана».  Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение: «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...» горечью:

Ты, Рассея моя... Рас...сея...

Азиатская сторона!

1925 год,  год воскресения и смерти поэта.  Он все больше верил в будущее страны:

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

    

Это очень плодотворный в творческом плане год. Но освободиться от  тоски,  от  предчувствия  смерти  не  удается.  Да, страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание- все это и другое привели к трагическому концу.  Но для нас поэт остается живым, всегда его  творчество  вливает  нам  «в грудь теплынь»,  учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его,  ибо в  его  «глазах  прозрений дивный свет».

Когда я  думаю  об  этом  человеке,  вспоминаются  строки Н.А.Некрасова: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру...» Тогда бы заглохла лиричность и  поэтичность - светлые родники человеческой души.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А.М. ГОРЬКОГО «МАТЬ»

    

«Достойный человек- это не тот,  у которого нет недостатков, а  тот,  у которого есть достоинства».  Я не помню,  кому принадлежит эта фраза,  и поэтому не  привожу  ее  в  качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись.  Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией,  смелостью,  темпераментом - да мало ли достоинств у человека.  Но главное его достоинство, на мой взгляд, это  целеустремленность,  готовность  идти  до конца по выбранной дороге,  душевное отношение к людям.  Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, в общем-то, нет:  человек или мечется из стороны в сторону, отыскивая себя, или просто плетется по жизни, не особенно раздумывая над таким,  казалось бы, естественным вопросом: «А кому, откровенно говоря,  я нужен?» Разумеется, цель должна быть нравственной.

Вторым необходимым  качеством  человека  является  душевность, способность  внимательно  и заинтересовано относиться к чужим судьбам, делам, умение быть приятным для людей, помогать им по мере сил.

Андрей Находка органически сочетает в себе эти  качества.  Идя в ногу с Павлом по пути борьбы,  Андрей дополняет то,  что не достает другу.  Если Павел бывает порою резок в своей категоричности и может обидеть самого дорогого человека - мать, то Андрей необычно деликатен, чуток. Он хочет обучить грамоте Ниловну, однако,  заметив, что женщина стесняется своей темноты, больше не напоминает ей об этом.  Он  может  развеять  тяжелую злобу Весовщикова на весь мир и сделать из парня сознательного бойца революции. Он своей улыбкой, смехом поднимает настроение в самые  горькие  минуты,  и недаром его так любит мать Павла.  Человек очень умный, глубокий, он умеет рассказывать о сложных и трудных  вещах  неграмотной  Ниловне так,  что ей становится просто и понятно.  Он смел:  на первомайской  демонстрации  он идет рядом с Павлом и готов закрыть друга своим телом от пуль.

Андрей борется за освобождение рабочих;  цель его  жизни - борьба, и он не отступает от этой цели ни на шаг. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, отказаться от любимой девушки, от самого дорогого, что только может быть. Да, ему это далось нелегко,  но и я не могу представить себе человека, которому это далось бы легко.

Андрей Находка - один из лучших литературных  героев,  кто остается в памяти надолго.  Простой, добродушный, мягкий, этот человек готов пожертвовать жизнью ради своих убеждений. Его не могут сломить ни тюрьмы, ни ссылки, и даже смерть. Он не может, не нравится.

Но, думая  об  Андрее и его революционной борьбе,  нельзя отделаться от мысли,  от вопроса:  почему потом, в 1917 году и после, эти люди,  которые боролись за счастье народа, принесли ему столько горя,  почему они стали такими жестокими?  Мне кажется, если  представить  себе дальнейшую судьбу героев романа «Мать», если они не погибли где-нибудь в ссылке, тюрьме или на фронтах мировой войны,  если не разочаровались в революции, то мне видится следующее:  пути Андрея и Павла разошлись бы.  Павел, с его жестким характером и фанатизмом,  встал бы вместе с такими, как матрос Жухрай из романа Островского, чтобы крушить и сметать все на своем пути, не останавливаясь ни перед казнями, ни перед насилием или террором.  Многие из этих людей, наверное, рассуждали так же,  как генералы из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба»: «Людей у нас много, а техники мало. Человека сделать всякий дурак сможет,  это не танк, не самолет. Если ты людей жалеешь, не лезь на командную должность!»

И они,  действительно,  не жалели людей. Мне кажется, что Андрей Находка в 17-18 годах оказался бы в ряду тех революционеров, которые осудили большевиков за их торопливость, нежелание считаться с мнением народа и других партий,  за  террор  и насилие. А если бы он пережил 1918 год, то, наверное, оказался бы в рядах Белой Гвардии.  Сколько их,  бывших  членов  РСДРП, партии эсеров, было там!

А может быть,  он ушел бы из партии уже  после  революции 1905 года,  как десятки тысяч других? Кто знает? Ведь любовь к людям и революционное насилие плохо совместимы.

Сегодня тоже  совершается  революция.  Почти  бескровная, правда, хотя и сегодня есть жертвы,  но трудная.  И мы  видим, что вместе  с настоящими борцами за демократию появляются всякие авантюристы, вроде Жириновского, а то и просто погромщики.  Наверное, так было и в начале века:  вместе с настоящими революционерами было много всякого отребья.  Ах, если бы революцию делали только такие, как Андрей Находка!

ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ «ИОНЫЧЕМ»?

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких  юношеских  лет в суровое ожесточающее мужество,  забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

Н.В. Гоголь.

Небольшие, но  очень  емкие рассказы А.П.Чехова не всегда легко понять,  если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг, прежде всего, к себе.  Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть  все  прекрасно:  и  лицо,  и одежда, и душа,  и мысли».  Менее известно другое:  «Надо быть ясным умственно,  чистым нравственно и опрятным физически».  И вот это-то,  по выражению М.Горького,  горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.

В самом деле,  что плохого,  кажется,  в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если  он  хотел  одновременно  служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как  деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу,  а желание спокойно и бесхлопотно жить-сделать его физически и морально неполноценным.

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С.  Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных,  «самой образованной и талантливой в городе». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывая  фокусы,  острил.  Вера Иосифовна писала, романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле.  Когда Дмитрий Ионыч посетил  Туркиных впервые, он был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке:  «Все это  в скучном сером городе показалось забавно и талантливо». Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, «пройдя девять верст... не  чувствовал ни малейшей усталости».  Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за время его жизни  в  Дялиже «единственной радостью  и...  последней».  Ради своей любви он готов, казалось бы,  на многое.  Но когда Котик отказала  ему, возомнив себя  блестящей  пианисткой,  и уехала из города,  он страдал всего три дня.  А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же  о  своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О,  как мало знают те,  которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!»

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города.  Долгое время те раздражали его «своими разговорами,  взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты,  закусывать и говорить только о самых обычных вещах.  А если заговорить,  например,  «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит  такую философию, тупую  и злую,  что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее.  А если ему не хотелось говорить,  он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого».  В конце  рассказа  мы видим, что  он  каждый вечер проводит в клубе,  играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

«Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась,  что у нее посредственные  способности, то  жила  надеждой  на  любовь Старцева.  Но это уже не прежний молодой человек,  который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью.  Он только думает:  «Хорошо, что я тогда не женился».

В семье Туркиных,  где Дмитрий Ионыч изредка  бывал,  все повторялось по заведенной программе.  О таких,  верно,  Пушкин писал: «Но в них не видно перемены;  все в них на старый образец...» Старцева они раздражают. Он думает: «...если самые талантливые во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И он прав, конечно. Но ведь и его жизнь идет по кругу.  Главным развлечением доктора,  в «которое он втянулся незаметно, мало-помалу», было «по вечерам вынимать из карманов бумажки», а потом,  когда денег стало слишком много,  рассматривать дома, предназначенные к торгам;  жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя.

Старцев и сам знает,  что «стареет, полнеет, опускается», но ни  желания,  ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет.  Доктора зовут теперь просто Ионычем.  Жизненный путь завершен.  Почему же  Дмитрий  Старцев  из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем?  Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна,  «проходит тускло, без мыслей». Но мне кажется, что, прежде всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем,  променял живые чувства на сытое, самодовольное существование.

ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО  «ВОЙНА И МИР»

... Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...

Л.Н.Толстой.

Лев Николаевич Толстой создавал роман  «Война  и  мир»  в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В России шла напряженная общественно-политическая борьба, вызванная ломкой старого строя. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. Волновал  он  и писателя.  В центре его внимания, как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа Андрей Болконский и  Пьер  Безухов.  Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.

Князь Андрей  Болконский  резко   выделяется   из   великосветской среды своей образованностью,  широтой интересов. Он чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в  нем  жажду  настоящей  жизни и больших свершений.  Возможность их осуществления он видит в военной службе.  Князь Андрей мечтает совершить подвиг,  желает большой личной славы.  Его кумир- Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения.  Невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях.  На поле боя он увидел ожесточенные схватки озлобленных и испуганных людей, стремящихся уничтожить друг друга, почувствовал ложный патриотизм штабных офицеров. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом.  Лежа на спине, князь Андрей видит небо.  В эти минуты перед  ним  открывается новый мир,  где нет эгоистических мыслей,  лжи,  а есть только самое чистое,  высокое,  справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,  чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным.

Пережив дальнейшие  события -  появление  ребенка и смерть жены Болконский приходит к выводу,  что ему остается жить  для себя и своих близких в тихом,  замкнутом мире семьи и не интересоваться общественными проблемами.  Но натура  князя  Андрея деятельная, кипучая.  Он не может ужиться в таком узком мирке.  Начинается возрождение Болконского к жизни,  к поискам  нового дела, полезного для других.  Слова Пьера: «Надо жить, надо любить, надо верить»- глубоко запали в душу  Андрея.  Он  понял, что жизнь еще далеко не кончена для него.  Он вновь видит возможность приносить пользу (на этот раз в государственном  управлении), быть счастливым,  любить. «Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»

Так же, как и Андрей, Болконский, Пьер Безухов ищет ответа на вопрос:  что  делать,  к  какому большому и нужному практическому делу приложить свои силы,  чему посвятить свою  жизнь.  От людей  аристократического  круга  Пьер отличается независимостью своих взглядов. В салоне Шерер он чувствует себя совершенно посторонним  человеком.  А Андрей Болконский,  наоборот, считает его самым дорогим для себя человеком:  «Ты мне  дорог, особенно потому,  что ты один живой человек среди всего нашего света...» Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого привычного жизненного круговорота, но у него не хватает на это сил.  Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.  Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во  взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной. Вскоре после брака Пьер понял свою ошибку, понял, что был, обманут, и «перерабатывал один в  себе  свое  горе».  После разрыва с женой,  находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер видит, что именно здесь он «найдет возрождение к новой жизни». Под влиянием масонских  идей  Безухов  решает  освободить принадлежащих ему крепостных крестьян. Это не удается сделать, но все же он как-то пытается облегчить жизнь своих рабов.

Делая добро  людям,  Пьер  уверен,  что  в этом и состоит смысл его жизни. Однако через некоторое время разочаровывается и в  «братстве  вольных каменщиков»,  где тоже царят корысть и нечестность.

Гроза 1812  года совершила крутой переворот в мировоззрении Пьера.  Война выводит его из ничтожной среды,  устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает  Пьеру  новый,  ранее  незнакомый  ему  мир простых людей.  В  окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же,  как они.  «Солдатом быть, просто солдатом!»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49