рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего же удивительно русский это писатель,  до чего народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь.  Но веришь,  что непременно скажется на нашей судьбе «разумное,  доброе, вечное», посеянное Некрасовым и многими другими...

Я ВЕРЮ ЭТИМ ПИСАТЕЛЯМ

( обзор произведений о Великой Отечественной войне)

Я ненавижу зло.  Мне всегда больно, когда обижают человека. Именно поэтому меня очень волнует проблема гуманизма, любви к людям.  Но в этом обзоре я хочу говорить  о  человечности особого рода, во время войны. Меня восхищает то, что советские люди остались людьми,  сохранили чуткую душу.  А ведь это  так трудно, видя вокруг смерть и насилие,  не очерстветь, не стать самому жестоким.  Война,  например,  научила многих еще острее чувствовать боль и страдание человека.

В своем обзоре я остановлюсь на трех  повестях:  «А  зори здесь тихие...» Б.Васильева,  «Обелиск» Василия Быкова и «Пядь земли» Г.Бакланова.  Все это маститые, известные писатели. Но, конечно, глубоко своеобразные.

Эти небольшие вещи привлекли мое внимание тем, что авторы по-новому взглянули на тему гуманизма. Писатели держат читателя в постоянном напряжении,  рассказывая о судьбе простых, незаметных людей, раскрывая их чуткую душу.

Тема человечности,    человеколюбия    в    произведениях Б.Васильева занимает  центральное  место.  В  повести  «А зори здесь тихие...» рассказывается о старшине Васкове и  подчиненных ему девушках-зенитчицах.  Пятерым из них во главе со старшиной поручили задержать вражеских диверсантов.  В бою девушки погибают. Ненависть к врагам,  желание отомстить за своих боевых подруг помогают Васкову победить. В этой борьбе им руководило то чувство человечности,  которое заставляет сражаться со злом. Ведь фашисты переступили законы человеческие и тем самым оказались сами вне всяких законов. И то, что они заставили воевать женщин,  матерей настоящих и будущих,  в  которых  самой природой ненависть  к убийству заложена,  Васков тоже в строку вписал немцам.  Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая  душа не может с этим смириться.  Он думает о том, что обязательно спрося с них,  солдат,  после войны: «Что же вы,  мужики,  мам  наших  от  пуль  защитить не смогли?  Со смертью их оженили?» И не  находит  ответа.  Болит  у  Васкова сердце за то,  что положил он всех пятерых девчат.  И в скорби этого необразованного солдата самый высший человеческий  гуманизм. И  читатель  чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, за прерванные ниточки человеческих родов. Это очень сильно.

ПОДВИГИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

( по произведениям современной литературы)

    

В повести изображен смертельный бой пяти советских  девушек и старшины Васкова с отрядом диверсантов-гитлеровцев...

Пять совершенно различных девичьих характеров представляет нам писатель.  Что, казалось бы, общего между строгой Ритой Осяниной, натурой сильной и чистой,  и ребячливой фантазеркой, неуверенной в себе Галкой Четвертак? Какая может быть близость между выросшей на лесном кордоне молчаливой Лизой Бричкиной  и поклонницей Блока  Соней Гурвич?  Что общего между всеми этими девушками и озорной,  дерзкой Женькой Комельковой, «сосланной» на 171-й  разъезд после штабного романа?  Между тем девчата не просто ладят между собой,  нет и тени непонимания или психологической несовместимости между ними.

И пришлось всем им сложить головы в том карельском  лесу.  Пусть не  все  девушки гибнут с оружием в руках,  пусть их бой всего лишь «местного значения»,  повествование перешло  рубеж, где уже  все  меряется  простой и высокой мерой,  жизнь одна и смерть одна,  где все они - подлинные героини войны - встают рядом со  своими  родными сестрами:  Зоей Космодемьянской,  Лизой Чайкиной, Любой Шевцовой и многими  другими.  Взбалмошная  Комелькова погибает,  чувствуя себя победительницей оттого,  что запутала фашистов,  увела далеко от раненой  Осяниной,  оставшейся со  старшиной.  А  Осянина в свою очередь просит Васкова уйти, помочь Женьке.  Даже «негероическая» смерть Лизы Бричкиной или  Сони Гурвич при всей ее кажущейся случайности связана с самопожертвованием:  в одном случае-то желание поскорей перейти болото и привести подмогу,  а в другом - естественное душевное движение сделать приятное заботливому и доброму старшине - сбегать за оставленным им кисетом.  И старшина Васков, что Блока не читал, которого девушки считали (в 32-то года) стариком, а, подметив его пристрастие к порядку и воинской дисциплине служакой,  уставным формалистом и придирой, оказывается просто незаменимым  в  их  походе.  И  не  только потому,  что по-солдатски опытен,  находчив,  но и потому, что старшина совестлив и  надежен.  Васкову суждено было схоронить всех своих «бойцов», превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в исступленной последней    схватке   с   гитлеровцами   жестоко отомстить им.  Но потом,  до конца дней своих, носил он в душе тяжесть, что не уберег девчат.  Он и его «бойцы» выиграли войну: немцы не прошли.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

«Счастье- это  быть  с  природой,  видеть ее,  говорить с ней»- так писал более ста лет назад  Лев  Николаевич  Толстой.  Вот только  природа  во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были  наши  бабушки  и  дедушки,  окружала  людей совсем другая,  чем  та,  среди которой мы живем сейчас.  Реки тогда спокойно несли в моря и  океаны  свою  прозрачную  воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто,  кроме птичьих песен,  не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.

Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа,  как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая.  Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет.  И стали говорить,  писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.  Еще в детстве все мы читали И.Соколова-Микитова, В.Бианки и других.

О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью Б.Васильев. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей»- произведение о современной жизни,  главная тема  которого-извечный конфликт между силами добра и зла. Не только пробным камнем становится отношение к природе.  Она становится  не фоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии сюжета.

Отношение к  природе  разделяет персонажей на два лагеря.

На тех,  кто понимает и любит ее,  и других, жадных, жестоких.  Вот Егор  Полушкин-  правдоискатель  и поэт,  теснейшими узами связанный с родной почвой,  неудачник и бедолага.  Это потому, что Егор  живет  по законам сердца и совести,  воспринимая мир через благополучие,  трагедию края. Он страдает душой, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, приближая ее к людям.  Но, как и Лермонтовский герой, он становится предметом насмешек. Помните:

Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали, бешено каменья.

Иное дела Федор Бурьянов, для которого природа не существует сама по себе.  Он лишь хочет взять у нее то,  что  можно, выгадать для себя,  а что останется другим людям, нашим потомкам, ему безразлично.

Нас так  много  стало на земле,  столько на ней построено городов, заводов, фабрик, столько земли распахано, что невольно человек  стал теснить природу,  все больше и больше нарушая ее законы.  Сейчас уже люди стали сильнее природы,  и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.

Об этом творчество прекрасного писателя Валентина  Распутина. «Прощание с Матерой», другие его книги о том, что природа, земля и человек и их взаимоотношения - проблема  не  обычная, а глубоко нравственная,  затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди.

В этом сообщении мне бы хотелось  остановиться  на  очень своеобразном произведении  Распутина  «Живи и помни».  Писатель показывает в повести начало весны,  пробуждение природы и жизни. И  на фоне такого состояния природы изображена воровская и прячущаяся судьба Андрея Гуськова и его жены Настены.  Андрей-дезертир, сама природа в изображении автора собой ему укор. НО судить его трудно,  да писатель и не выносит своего приговора.  Однако у  военного времени свои законы:  его ждет безжалостный трибунал. Гуськов попадает в робинзоновские условия,  прячется среди дикой  природы.  Между  ним и его селом - Ангара,  словно черта между прошлой и настоящей жизнью. Только Настена нарушает эту границу.  Судьба бедной женщины трагична. Она бросается в реку. Писателю удается лучше раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой,  переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде,  относиться к ней.  Ведь мы  сами  тоже  ее частица, несмотря  на  то,  что  отгородились от нее каменными стенами городов.  И если природе становится плохо,  непременно будет плохо и нам.

Эта мысль присутствует в повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».  Автор считает,  что человек лишь тогда может называться так,  когда в основе его нравственности лежат  подлинно гуманистические идеи и начала.  Истинная доброта не нуждается в громких фразах.  Она проста и скромна,  неотделима от других высоких  свойств  человеческой души.  И писатель убедительно доказал это,  показывая на пути Бима к хозяину и благородных тем, кто живет по законам паразитизма.

И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты человеческого духа становится любовь к природе.

История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших».  Она также создана во спасение человеческой души, во имя человечности.  Такие книги учат нас видеть  и  понимать природу, ценить  красоту,  любить.  Ведь человек по-настоящему бережет и защищает только то, что любит.

В предисловии  к сочинениям Н.И.Сладкова мне очень понравилось одно высказывание.  «Мы с нетерпением ждем сигналов  из космоса, от далеких цивилизаций.  И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле, позывные птиц и зверей... Вслушайтесь в голоса живого!

Я проанализировала поэтический арсенал двух современных и очень многими  любимых поэтов.  Их лирика порой очень различна по своей направленности. Различаются и лирические образы. Глубоко индивидуальны  и  язык  обоих  писателей,  их поэтические пристрастия. Однако неизбежно мы приходим к мысли о том, что в их творчестве немало и родственного. И, наверное, главное, что их объединяет - это цель творчества,  стремление  проникнуть  в душу людей.  Оба они считают,  что «поэт в России - больше, чем поэт». Оба стремятся пробуждать в сердцах людей добрые чувства лирой. Это  ведь  свойственно нашей поэзии со времен Пушкина и даже раньше.

Алексей Николаевич  изобразил очень далекую от нас эпоху.  Кажется, не те уже времена,  не те нравы,  изменился сам облик нашей страны. Но если повнимательнее вглядеться, то мы увидим, как много общего между сегодняшним нашим переломом и тем  временем, когда, по выражению поэта, Россия «мужала с гением Петра». Как много общего все же в характере нашего народа  сохранилось! И опять та же проклятая проблема:  догнать Европу! И в том, что писатель позволил нам вглядеться в самих себя в  другой эпохе, огромная его заслуга.

СУДЬБА КАТЕРИНЫ

( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть.

Н.А. Некрасов.

    

Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения  Александра  Николаевича  Островского.  Так часто по  телевидению  показывают спектакли и фильмы по пьесам великого русского драматурга.  Мне тоже запомнилось  несколько его пьес.  Особенно  рассказ  о бесприданнице,  гордой Ларисе, главная вина которой заключается в том, что у нее не было приданого, и  которую  разыгрывали  между  собой  барин с купцом.  История кончилась,  как известно,  трагически,  так же  как  и судьба другой героини Островского- Катерины.

Наши писатели 19 века часто писали о неравноправном положении русской  женщины.  «Доля  ты!-  русская долюшка женская!  Вряд ли труднее сыскать»,- восклицает Некрасов.  Писал на  эту тему Чернышевский,  Толстой,  Чехов  и  другие.  Но  лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души  А.Н.Островский  в своих пьесах.

«Жила- была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили,  позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем  ее не неволили,  работала девица,  сколько ей хотелось.  Любила девушка в церковь ходить,  слушать пение,  виделись  ей ангелы во время церковной службы.  А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и  рассказывали  о  святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина.  И вот выдали ее замуж...»- так  бы  я  начала рассказ о судьбе этой женщины, если бы рассказывала о ней своей младшей сестре.

Мы знаем,  что  из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда,  вырвавших в Москву, устраивал там загул. Тихон любит по-своему Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. «Сокрушила она меня»,- размышляет Катя.

Как-то на уроке этики семейной жизни зашел  у  нас  общий разговор о том,  надо ли молодой семье жить вместе с родителями. Разгорелся спор,  начались рассказы о  том,  как  родители развели молодоженов.  А другие, наоборот, рассказывали о том, как дети жили за родителями хорошо,  а остались одни, перессорились и разбежались. Вспомнили тут и фильм «Взрослые дети». Я в споре не участвовала,  но впервые задумалась об этой сложной проблеме. Потом  уже решила:  «Хорошо бы жить вместе,  если не тесно. Если родители тактично не вмешиваются в отношения жениха и невесты, стараются помочь им, а те, в свою очередь, помогают родителям. Наверное, многих ошибок можно так избежать. Но если родители хотят, чтобы дети жили по их указке, тиранят их, а тем более ссорят,  тогда дело другое. Тогда лучше жить в чужих людях, в самых плохих условиях, но одним».

Катерина попала в среду,  где лицемерие и ханжество очень сильны. Об  этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара,  утверждая, что на обмане у них «весь дом держится».  И вот ее  позиция: « А, по-моему:  делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда,  молва нехороша!»- так рассуждают  очень многие. Но  не такая Катерина.  Она предельно честный человек, она искренне боится согрешить,  даже в мыслях  изменить  мужу.  Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще.  Это лучше  сделать ее  же словами.  Она говорит Варваре,  что та не знает ее характера. Не дай бог,  чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет.

В своей борьбе Катерина не  находит  союзников.  Варвара, вместо того,  чтобы утешить ее,  поддержать, толкает к измене.  Кабаниха изводит.  Муж только и думает,  как бы хоть несколько дней пожить  без  матери.  Если он знает,  что две недели мать стоять над ним не будет,  то до жены ли ему.  С такой неволи и от красавицы жены убежишь. Так объясняет он перед расставанием Кате, которая надеется хоть в одном  человеке  обрести  опору.  Напрасно... И роковое свершается.  Катерина уже не может обманывать сама себя.  «Перед кем я притворяюсь-то!...»-восклицает она. И  решается на свидание с Борисом.  Борис - один из лучших людей, что  живут  в  мире,  показанном  Островским.  Молодой, красивый, неглупый.  Ему  чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров,  а потому,  что так удобнее  тиранить домашних. Женщина,  выйдя замуж, лишается свободы. «Здесь, что замуж вышла, что схоронили - все равно», - рассуждает Борис.

Борис Григорьевич-  племянник  купца Дикого,  который известен скандальным и ругательным характером.  Он  изводит  Бориса, ругает  его.  При  этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит.  Неудивительно,  что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу.  Бориса покорила «у ней на лице улыбка ангельская», а лицо, кажется, будто светится.

И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек.  Борис, в  конечном счете, оказывается не парой ей.  Почему?  Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие  проблемы  решаются  проще:  разведутся супруги и  снова ищут своего счастья.  Тем более  что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает,  что ей с мужем жить «до гробовой доски». И потому для совестливой натуры, которой «не замолить этого греха, не замолить никогда»,  который «камнем ляжет на душу», для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход- смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Нет, правда,  виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. «Возьми меня с  собой  отсюда!»-  просит она.  Но в ответ слышит,  что нельзя Борису сделать этого.  Нельзя?  А почему?- думаем мы. И вспоминаются первые сцены пьесы,  где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти  родителей  ограбил.  Борис знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст. Потому что очень не любит этот купец отдавать долгов. Но, несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде.  А ведь,  наверное,  смог бы  заработать  на жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной - трагедия. Но он старается быстрее забыть о  своей  любви.  Для Катерины с  отъездом Бориса кончается жизнь.  Такие эти разные натуры. И было у них всего счастья - десять ночей...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49