рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена-раба любимая...

Он молится:

"Оставь мне, господи,

Болезнь мою почётную,

По ней я дворянин!"

Близки к холопам Клим и Ипат - люди кня­зя Утятина. Один называет себя рабом, не­достойным, а барин а - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается, Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, кото­рые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шу­тов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по ад­ресу Егорки:

Ай, служба-должность подлая!..

Гнусь человек! - Не бить его,

Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игна­тием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ даётся в под­тверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а всё не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательский - самый тяжёлый грех: Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.

Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маяться!

Для чего же Некрасов показал столько ти­пов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхали­мов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана... Явление "холопство", если так можно выра­зиться, можно встретить и  в наше время. Большинство таких людей - "холопы" по пси­хологии. "Холопство" пока не искоренено и существует повсюду.

Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

 "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

 Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

 Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

 Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

 Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье,- с горечью восклицает поэт,- дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

 С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

 Не надо мне ни серебра,

 Ни золота, а дай Господь,

 Чтоб землякам моим

 И каждому крестьянину

 Жилось вольготно, весело

 На всей святой Руси!

 В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

 У каждого крестьянина

 Душа, что туча черная,

 Гневна, грозна - и надо бы

 Громам греметь оттудова,

 Кровавым лить дождям,

 А все вином кончается.

 Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

 Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

 Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

 Рать поднимается

 Неисчислимая,

 Сила в ней скажется

 Несокрушимая.

 Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

 Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Н. А. Некрасов

Некрасов о предназначении поэта и поэзии

 Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

 Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "пророком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с Кюхельбекеровским. Глас бога взывает к поэту:

 Восстань пророк, и виждь, и внемли,

 Исполнись волею моей,

 И, обходя моря и земли,

 Глаголом жги сердца людей.

 Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М. Ю. Лермонтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".

 Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной",- есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л. Н. Толстым: "Не могу молчать!"

 Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.), написанное в форме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.

 Мы рождены для вдохновенья,

 Для звуком сладких и молитв.

 Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

 Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо начинается строками:

 Пускай нам говорит изменчивая мода,

 Что тема старая страдания народа

 И что поэзия забыть ее должна,

 Не верьте, юноши, не стареет она.

 В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский народ".

 Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь".

 Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей годовщине его смерти, сказал:

 Какой светильник разума угас!

 Какое сердце биться перестало!

 В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Муза", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:

 Вчерашний день, часу в шестом

 Зашел я на Сенную.

 Там били женщину кнутом,

 Крестьянку молодую.

 Ни слова из ее груди,

 Лишь бич свистел, играя,

 И Музе я сказал: смотри -

 Сестра твоя родная.

 Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все творчество поэта.

 В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памятником" А. С. Пушкина. Это тема посмертной славы:

 Я лиру посвятил народу своему.

 Быть может, я умру, неведомый ему,

 Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

 И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегда останется в сердце и памяти народной.

Н. А. Некрасов

Н. А. Некрасов - народный поэт

 Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. Ведь с его именем связаны названия популярнейших журналов прошлого столетия "Современник" и "Отечественные записки". Именно на страницах своих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина ("Несжатая полоса", поэма "Мороз, красный нос", "Размышления у парадного подъезда"), о трудовой и беспросветной жизни городской бедноты (цикл "О погоде", "Огородник", "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день часу в шестом"), стихи, посвященные А. Я. Панаевой ("Мы с тобой бестолковые люди", "Если мучимый страстью мятежной", "О, письма женщины нам милой") и многие другие произведения.

 Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, и "несжатую полосу" крестьянина, которому "моченьки нет". В произведениях нашли отклик страдания простого человека.

 Стихи Некрасов имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это "трудное и лихое" время его муза заговорила "бойким" языком. Чернышевский о нем писал: "Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы". Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что "родина", "земля" - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. "Да, только здесь могу я быть поэтом!" - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время "от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень". Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: "Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом..." Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

 Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в "могучую и всесильную" страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье. "Да, не робел за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ..." Некрасов угадывал великую роль России: "Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней..." Поэт посылает проклятье угнетателям народа - "владельцам роскошных палат".

 Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу: "Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал". Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. "Забытая деревня" - это название относится не только к одной деревни, но и ко всей стране, в которой таким "забытым" деревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме "Кому на Руси жить хорошо", они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

 Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!"

 О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами ("Коробейники", романс о разбойнике Кудеяре).

Ф. М. Достоевский

" Униженные и оскорблённые "

Роман Ф.М.Достоевского - это "психологи­ческий отчёт одного преступления", прес­тупления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в  романе речь идёт о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологичес­кое преступление, а исполнитель его – преступник - мыслитель, убийца - философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и оскор­блённых", о социальных и нравственных за­конах, по которым живёт человечество.

Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он ви­дит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Иванов­на и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живёт он впро­голодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры. А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств. А в нём это благоро­дство есть. Он способен глубоко чувство­вать, понимать, страдать не только за се­бя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось бы, потере Мар­меладовым человеческого облика его не­возможно презирать. В словах Мармеладова - боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в неё не допустят. Перед нами оскорблён­ный человек, но сохранивший чувство соб­ственного достоинства, глубоко сознающий своё падение, но не в силах ничего изме­нить. Осмелишься ли осудить человека, су­дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек, а в нём не хотят видеть человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49