рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

Как бы  поступил Чацкий 14 декабря и после,  мы не знаем.  Можно лишь согласиться с Герценом,  что,  если бы  он  «уцелел после 14  декабря,  то,  наверное,  не сделался бы тоскующим и гордо презирающим лицом...  Чацкий, если бы пережил первое поколение, шедшее  за  14 декабря в страхе и трепете,  через них протянул бы горячую руку  нам»...

И пусть прошли многие десятилетия, и изменилась жизнь, образ Чацкого,  смелого борца с рутиной,  отсталостью и несвободой, любят,  помнят; он живет в нашем народе, помогает выбрать правильный путь в жизни.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Н.Долинина.

Из книги «Прочитаем «Онегина» вместе».

План.

1.Вступление. «Евгений  Онегин»-  «энциклопедия   русской жизни».

2. Основная часть.  Сатирическое изображение дворянства в романе.

1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.

2) Косность и консерватизм московского дворянства.

3) Поместное дворянство:

а) сравнение его с дворянством столичным; б) отсутствие высоких интересов; в) барский произвол; г) подражание иностранному, боязнь нового.

4) Отношение автора к дворянству.

3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

Роман «Евгений  Онегин»,  мне  кажется,  занимает  центральное место в  творчестве  Пушкина.  Это  не только самое крупное по размерам произведение,  но и самое широкое по охвату тем,  характеров, картин,  мест.  Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма.  Писатель работал  над  ним  более восьми лет.

За широту изображения русской  жизни,  за  глубину  типических образов  и  богатство  мыслей  В.Г.Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни».  По нему,  действительно, можно судить об  эпохе,  изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.  Хотя это время подъема национального самосознания,  начало организованного революционного движения,  абсолютное большинство дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мятущейся натуре  Онегина,  его  неудовлетворенности  жизнью можно увидеть в романе эти явления (я не говорю о 10 главе).

Поэт дал  нам  яркие картины столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и  пустоту, «блеск и нищету» петербургского дворянства.  Вот отец Онегина, который «давал три бала ежегодно и промотался,  наконец».  Вот и  сам Онегин,  который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил,  что он умен и очень мил».  Дни его проходят  весело,  «три  дома  на  вечер зовут».  Он легко вписывался в высшее общество,  где  присутствуют  «необходимые глупцы», «моды образцы»,  «с виду злые дамы»,  «неулыбающиеся» девицы. Балы,  обеды, детские праздники и прочее - вот основное время провождение. Жизнь  «однообразна и пестра»,  и «завтра то же, что вчера».

Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Неудивительно, что Татьяне «душно здесь». Московские знакомые Лариных наперебой говорят о том,  как выросла Таня. Сами они, однако,  не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец...

И дальше  начинает  перечислять  их «неизменные» качества так, что читатель невольно чувствует  содроганье  перед  такой поразительной пустотой, да еще с «прикрасой легкой клеветы».  Правда, «они клевещут даже скучно».  Несколько строф, и навеки запечатлены и  эпоха,  по  словам  Л.Толстого,  самые выгодные условия жизни, но который истратил их на балы, праздники, дуэли.

Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.

Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога жизнь помещиков  по сравнению с человеческим идеалом,  все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому,  что  большинство из них занимаются хозяйством,  а значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже немало. Вспомним «Забытую деревню» Некрасова.

Эти люди  живут  в ладу с природой,  ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь.  И,  может  быть,  поэтому здесь и  рождаются  такие  поэтические  натуры,  как Ленский и Татьяна.

Но все-таки, какая поразительная убогость!  Смотря глазами образованного человека,  Онегина,  мы видим портреты  сельских прожигателей жизни.  Вот  дядя  Онегина,  который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Вот помещики, которые только  и  говорят о хозяйстве,  псарне,  вине и своей родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, подражание иностранному,  боязнь  нового  и  какая-то душевная лень - вот характерные черты многих из них. Их образование имеет как бы очень внешний налет.  Так,  мать Тани умела «русский Н, как N французский»,  произносить в нос,  знала  иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах.

Зато уж спеси помещикам не занимать.  И крестьян  они  за людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это то, что поэт назвал «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь».

Все они боятся нового,  что может ограничить  их  власть.

Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

    

Соседи-помещики увидели в этом  «страшный  вред»,  а  его ославили, как «опаснейшего чудака».

С другой стороны,  в этих людях видно и то,  что не может не нравиться:   простота,   хлебосольство,  сохранение  старых русских традиций.

И столичное,  и поместное дворянство видится в остросатирическом плане.  При всем различии их  объединяют  паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.

Пушкин открыто  смеется  или иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской  простоте  или  с умилением вспоминает  свои забавы.  Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской  жизни,  хотя, конечно, и не чурается ее.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей,

    

говорит он. Но ведь прежде дельным!

Несомненно, в этом своем романе,  как и в других произведениях (например,  «Капитанская дочка»  в  сценах  воспитания Гринева),  он является продолжателем сатиры Фонвизина так же, как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой сильно похожи.  Это значит,  что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции  сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что «без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего  времени»  так же,  как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не  чувствовал  бы  себя  готовым  на  изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- «СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ»

...Чувства добрые я лирой пробуждал...

А.С.Пушкин.

    

«Наша память  хранит  с малолетства веселое имя:  Пушкин.

Это имя,  этот звук напоминает собой многие дни нашей  жизни».  Удивительно верные  слова  нашел А.Блок для выражения сущности творчества Пушкина,  его солнечной  жизнеутверждающей  поэзии.  Еще с  детских лет я полюбила мир пушкинских сказок:  «У лукоморья дуб зеленый...»

Школа открыла  передо мной дверь в страну «волшебных звуков, чувств и дум» великого поэта. После его стихов я тоже полюбила осень, стала смотреть на нее его глазами.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Сказки, природа-это частичка его творчества.  Я  полюбила его свободолюбивую лирику,  антитиранические стихи. «Анчар»...  Образ бедного раба,  который умер у ног непобедимого  владыки, отпечатался в  моей душе.  А как взволнованно описывает Пушкин ужасы крепостного права:

Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.

Кто не задумывался над посланием  «Во  глубине  сибирских руд...»? Переданное  с  женой декабриста Муравьева,  оно стало поддержкой первых  революционеров  России  и  родило  ответное посланье: «...Из искры возгорится пламя...».

Пушкин по натуре был человеком общительным и  веселым.  У него всегда было много друзей. Но лицейскую дружбу он сохранил на всю жизнь и воспел ее. А какие удивительные стихи он посвящал своим возлюбленным:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Всего несколько строк, а, сколько вложено чувств! Прочитав это стихотворение, становишься чище, благороднее. Скольких любящих безответно утешили эти строки...

По словам Н.В.Гоголя, Пушкин и через двести лет останется образцом удивительно русского поэта. Намеченный писателем срок недалек, и мы чувствуем,  как он был прав. Патриотические стихи Александра Сергеевича,  его исторические поэмы учат нас любить отчизну и  ее историю.  Но это одновременно и поразительные со своей поэтической силе произведения. С третьего класса мы помним:

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

    

Произносишь эти строки и будто видишь рисованную картину.  Да, какой бы темы ни касался Пушкин, везде он удивительно поэтичен. Недаром на его стихи написаны романсы и оперы. Мне особенно нравится опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.

Для многих поколений Пушкин открыл прекрасный мир поэзии.  И все, кто вошел в пушкинский мир стихов, навсегда останутся в нем.

ПАМЯТНИК РУССКОМУ СОЛДАТУ

( по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)

Но со времен фронта я отметил «Василия Теркина» как удивительную удачу...

Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязненную...

А.Солженицын.

    

Говорят, что собирались поставить или уже  поставили  памятник бойцу  Василию  Теркину.  Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что  герой  Твардовского  заслужил  эту честь по праву.  Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы  тех,  кто  так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови,  кто находил выход из трудного положения  и  умел шуткой скрасить  фронтовые  трудности,  кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы (как-то показывали по телевизору). Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием.

В библиотеке,  куда  я  пришел,  чтобы  взять поэму,  мне досталось очень интересное издание:  вместе с текстом были помещены письма  читателей «Василия Теркина» с 1942 по 1970 годы и ответ читателям «Как был  написан  «Василий  Теркин».  Перелистывая эти разнообразные письма читателей,  я убедился,  что поэма Твардовского была действительно народной,  вернее,  солдатской поэмой.  По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочли больше всего  ее  да  «Войну  и мир» Толстого.

В своем небольшом сочинении мне бы хотелось  остановиться, прежде всего, на том,  что же мне лично больше всего нравится в поэме и ее герое.

Больше всего  мне нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то, что она как бы без начала и конца.  Словно ты вновь встретился со старым другом, которого  тебе представлять не надо.  А потом расстался с ним. Что же, это жизнь... И то, что автор предлагает:

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет.

    

Это, думается,  делает героя и ближе,  и понятнее.  Очень правильно и то,  что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов.  Одного  сбитого  самолета  да взятого языка вполне достаточно.  А ведь,  по признанию самого Твардовского, он чуть было не увлекся «сюжетностью».  Хотел «заставить» Теркина перейти линию фронта и действовать в тылу у противника на Смоленщине (кстати, родине самого автора). Но чувство меры не дало этого сделать.  Недаром же Александр Исаевич Солженицын в своих литературных  воспоминаниях  «Бодался  теленок  с дубом» восхищался этим чувством меры у Твардовского. Он, в частности, писал, что,  не  имея  свободы  сказать полную правду о войне, Твардовский останавливался  перед  каждой  ложью  чуть  не  на последнем миллиметре,  но  нигде  этого барьера не переступил.  Оттого и вышло чудо!

Если бы  меня спросили,  почему Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев, я бы сказал: «Он очень по душе мне жизнелюбием.  Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто «не заколдован от осколка-дурака,  от  любой дурацкой пули».  Порой мерзнет и голодает,  не имеет вестей от родных, его ранят.  А он не унывает.  Живет и радуется  жизни.

Мне кажется,  сегодня этого качества так не хватает многим людям. А может быть, и мне самому... Теркин не может не радовать

своим жизнелюбием. Ведь он

В кухне- с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

    

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но  вот  вынужденная  стоянка,  «а  мороз -  ни  стать,  ни сесть...» И Теркин заиграл на чужой гармони.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

    

Теркин - душа солдатской компании.  Недаром  товарищи  так любят слушать  его  то шутливые,  то очень серьезные рассказы.  Вот они лежат в болотах,  где «перемокшая» пехота мечтает  уже даже о том, «хоть бы смерть, да на сухом». «Третьи сутки кукиш кажет в животе кишка кишке». Сыплет дождик, злой кашель терзает грудь.  И даже прикурить нельзя:  размокли спички.  Солдаты все клянут,  и кажется им,  что «хуже нет уже беды».  А Теркин усмехается и  начинает длинное рассуждение.  Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища,  он силен.  За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там. Вся Россия!  Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел: «Москва моя», тогда  и  можно  было кручиниться.  А нынче немец уже не тот, «этой песни прошлогодней нынче немец не певец».  А мы про себя думаем,  что ведь и прошлый год, когда совсем тошно было, находил ведь Василий слова, что помогали товарищам. Такой уж в нем был талант.  Такой талант,  что, лежа в мокроте, засмеялись товарищи, легче им стало.

Но больше всего мне нравится глава «Смерть и воин», в которой наш герой раненый лежит и замерзает.  И чудится ему, что пришла к нему Смерть. И стало спорить трудно ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя...  И чего  уж,  казалось, держаться за эту жизнь,  где вся радость, то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться,  что убьют тебя?...  Но не  такой  Василий, чтобы легко сдаться «Косой».

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда   

шепчет он. И воин побеждает Смерть.

Нынче прошло время лубочных героев книг и фильмов,  о любителях которых с издевкой писал Твардовский, что эти писатели

всегда рады «заключить», «что, мол, горе не беда»

Что с удачей постоянно Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил!

    

Писатель постоянно подчеркивает,  что «страшный бой идет, кровавый, смертный бой...»

Сегодня мы начинаем узнавать правду о неисчислимых  потерях, которые  понес  наш народ в войне,  часто совершенно напрасных. Сегодня мы начинаем узнавать правду о причинах,  целях и ходе войны,  победой в которой, по мнению А.Солженицына, нам не стоит так уж гордиться.  Но среди этой горькой правды  свое место займет и простой русский солдат Василий Теркин.

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА

Никакая родина другая не вольет  мне  в  грудь  мою теплынь.

С.Есенин.

    

За что можно любить Родину?  Конечно,  это  тема  особая:

каждый ведь  любит Отчизну своей неповторимой любовью.  За что любил родную землю такой предельно русский поэт,  как  Есенин?  Мне кажется,  что, прежде всего за то,  что окружало его: поля, деревни, леса,  крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки -  словом,  за все то,  что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.  Очень точно об этом  сказал  Пушкин:

«Привычка свыше нам дана,  замена счастию она».  Чувствуя, что, значит, потерять Родину,  Сергей Александрович  хорошо  передал настроение русских  эмигрантов,  которым,  как и героине поэмы «Анна Снегина»,  так часто снились ограда,  калитка,  береза и ель.

Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной  земле,  если  бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Не раз он гордился мощью своей страны,  ее необъятностью. «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь»,- пишет он в стихотворении «Русь советская».  Он счастлив тем,  что сын великого народа, революционной великой эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в конце жизни в «Письме к женщине» он восклицает:

Теперь в советской стороне

Я самый яростный попутчик.

    

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям!  Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитаты.  А здесь другая «беда»:  не знаешь, какую выбрать! Это, верно, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт,  так  или иначе, говорит о Родине.  В «Стансах» он сам объясняет особенность своего творчества:  «Но более  всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».

Поэтому так трудно,  просто порой невозможно отделить эту тему от других:  ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших стихотворений его о любви в сборнике «Персидские мотивы»:

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49