рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

Оставшись в Москве,  Пьер попадает в плен.  Там ему пришлось пережить  все ужасы военного суда,  казни русских солдат.  Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового  взгляда на жизнь.  «...  Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием  и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Стоит сказать, что Платон  Каратаев-  любимый  образ  самого  Толстого.  После возвращения из плена Безухов сильно внутренне изменился.  Женившись на Наташе,  Пьер чувствует себя счастливым.  Но  его волнуют общественные  проблемы.  Он считает,  что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей,  которые должны быть связаны между собой,  и принимает участие в заговоре против царя,  о  котором  Толстой говорит лишь намеком.

По-иному сложилась судьба князя Андрея. Разочаровавшись в государственной деятельности, испытав кризис в любви к Наташе, он также возрождается  душой  в  дни  народного  бедствия.  Но смерть оборвала его нравственный поиск.

Во многом различны,  но во многом и похожи главные  герои романа. По-разному  идут они к поиску своего смысла жизни,  но оба приходят к выводу, что смысл этот в служении Отчизне и людям.

ОБРАЗ БАЗАРОВА. СИЛА И БЕССИЛИЕ ГЕРОЯ РОМАНА ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Ломать, не строить.

    

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Пословицы.

    

    

Евгений Базаров - моя противоположность.  В его  характере было, казалось,  многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое:  ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность.  Этот нигилист в споре  побивает  аристократа  Павла  Петровича Кирсанова, умеет  заставить других слушать себя,  уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне?... И только готовясь  к экзамену по литературе,  я ясно понял,  что отталкивало меня в этом тургеневском герое:  эгоизм и  себялюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.

Евгений Базаров не похож на других известных мне  литературных героев,  созданных писателями 19 века. Онегина, Печорина, Пьера Безухова, Андрея Болконского я не могу поставить рядом с  ним.  Пожалуй,  только  герои  Чернышевского  Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилиста,  но даже они и «мрачное чудовище» Рахметов  кажутся  мне  более человечными.  Есть какое-то сходство в мировоззрении между Базаровым и Раскольниковым, но если Родион Романович постоянно сомневается,  мучается и страдает, то Евгений Васильевич точно кремень.

Не похож  Базаров  и  на  других тургеневских персонажей.  Писатель сам признавал этот факт.  С Рудиным,  Инсаровым героя «Отцов и детей» не сравнить. Посмотрим, кто же он.

«Мужчина должен быть свиреп»,- приводит Базаров в  разговоре с Кирсановым «отличную испанскую поговорку».  И он весь в этом. Тургенев неоднократно подчеркивает  в  нем  неудержимую, грубую, резкую  натуру.  Даже  любовь,  страсть  в  нем бьется «сильная и тяжелая», похожая на злобу, а может быть, родственная злобе.  Недаром же Одинцовой он внушает вместе с уважением страх. Родился Евгений Васильевич  с  такой  сильной  натурой, склонной повелевать  людьми,  держать их нравственном подчинении, принимать их услуги,  словно делая им одолжение,  или  же сказалось то,  что он «самоломанный»,  всего достигал сам? Но, как бы то ни было,  этот сын военного лекаря-  личность  очень сильная и незаурядная по всем статьям,  будущий вожак.  Но вот вопрос, а какое движение возглавит он?

Еще два года назад,  разбирая роман Тургенева в школе, мы спокойно принимали на веру то,  что Базаров и ему  подобные  - люди, готовящие  революцию.  Но сегодня,  когда я стал немного взрослее, чтобы задуматься о том, что происходит у нас в стране, и  когда я побольше узнал о революционерах,  я думаю,  что многое неправильно в рассуждениях этого нигилиста.

В чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы,  наподобие Павла Петровича,  отжили свое. Они прекрасно жили  за чужой счет,  но с их помощью страна отстала от Европы.  Нужны новые люди и новые идеи.  Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. Если внимательно вглядеться,  то можно уловить и  сходство  между  тем временем, что описывает Тургенев,  и нашим. Сегодня также старые идеи, а вместе с ними и руководители коммунистической партии ушли  вы  прошлое.  Нужно  проводить реформы,  вытаскивать страну из болота.  О том,  как это делать,  и идут бесконечные споры.

В чем слабость Базарова?  На мой взгляд, главная его слабость в том,  что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить с одним отрицанием?  Сегодня  тоже много людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать,  не могут. У них, как в стихах Некрасова, получается: «если до дела коснется, то беда, мир виноват в неудачах тогда». А Евгений Базаров присвоил себе «титул» нигилиста и все отрицает:  религию,  науку,  семью, нравственность и т.п.  Особенно жутко становится, когда вдумаешься, что ведь он отрицает и такие вещи,  как искусство, любовь. Разумеется, жизнь  богаче  его идей,  и сам же «теоретик» влюбляется «глупо, безумно». Пока Евгений Базаров  рассуждает  об  этом  в столовой Кирсановых  или  в гостиной Одинцовой,  это его дело, его причуда.  Но сели он придет к власти? А именно такие к ней и рвутся...

Я вспоминаю знаменитое место в споре Кирсанова с  Базаровым. Николай Петрович спрашивает,  почему Базаров и его единомышленники все отрицают,  а, по сути,  разрушают,  но ничего не строят? Ведь  надобно  строить?  Базаров с гордостью отвечает:

«Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». И мне невольно хочется вступить в спор. Спросить о том, как же можно что-то рушить,  не получив одобрения того,  кто живет  в  этом строении? Как можно ломать,  не имея четкого плана,  что и как строить? Не так ли у нас после 1917 года усилено ломали, чтобы «место расчистить»,  восклицая:  «Мы наш, мы новый мир построим!», а потом оказалось;  что «архитекторы-то» безграмотные  и преступники к тому же?

Может быть, кому-то такие герои нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик, неграмотная старушка, присматривающая за малышами,  гораздо более  «герои»,  чем Базаров. Ведь  они  в меру своих сил создают,  а он разрушает.  Как же это ломать,  не зная даже почему?  Павел Петрович справедливо не может этого понять. И ему отвечает «молодой ученик» Базарова Аркадий:  « Мы ломаем,  потому что мы - сила». А сила, по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим  долгом только «место расчистить»,  а не строить новое. Ведь на этом месте мы с вами живем...

И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том,  что последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полезнее таких,  как Базаров, потому что он представитель цивилизации, а не грубой монгольской силы.

Изучая литературу первой половины 19 века, мы говорили об особых литературных героях - «лишних людях» Онегине,  Печорине.  К ним,  как известно,  относят и Тургеневского Рудина. Но если рассудить, то и Базаров относится к тому  же  «разряду».  Ведь кроме разрушения, у него нет больше никакого дела...

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЖИЗНЬ

Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет.

Иоганн Гете.

    

Рассказывают, что  В.Г.Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и  будете  великим  художником».  Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело « государственного преступника» Достоевского.  И, вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника,  о болезненной ломке его гордой теории.  В переживаниях  Раскольника  чувствуется  что-то  личное,  авторское, хотя в главном писатель и его герои противоположны. В темном углу, когда нечего, было, есть, зародилась у Раскольникова его страшная теория.  Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

Родион Романович решился на  убийство.  Не  затем,  чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу,  не затем, чтобы помочь матери, не затем даже,  чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя,  свою идею,  понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила,  что люди подлы и низки, их  не  переделать,  «и труда не стоит тратить».  Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей:   подвластные   и  немногие  избранные,  властители.  Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле  могут добиваться власти любым путем,  им «разрешается» переступить через закон и кровь.  И вот Раскольников решает стать властителем над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья.  Решают такие,  как он, избранники. Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и маго-меты» служили,  прежде  всего, своим личным интересам,  а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь.  Как  пишет  К.И.Тюнькин  в  статье «Бунт Родиона Раскольникова»,  где найти критерий добра,  если освободиться от моральных критериев?  Остается только решать с точки зрения своего блага.

История показывает,  что тот,  кто идет  к  власти  путем насилия, даже  во имя высоких целей,  всегда рискует пожертвовать этими целями ради своей власти.  Сегодня много  спорят  о нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на диктатуру, рассчитывая с ее помощью преобразовать мир.  Но не может группа людей  заставить всех остальных делать что-то,  если те не дали такого права.  Можно лишь  убеждать.  Сейчас  в  нашей стране много  партий  и групп,  которые пытаются силой (в том числе и вооруженной) навязать остальным свою волю.  Не пора ли таким прислушаться к советам великого писателя?

Итак, Раскольников убил. Прошел испытание, и, казалось бы, может идти дальше к власти.  Но он не выдерживает.  Почему? Не только потому,  что нервы сдали.  И не потому, как считает сам «герой», оказался  «вошью».  Мы  видим,  что Родион Романович - личность незаурядная.  Прав,  конечно, проницательный Порфирий Петрович, что  действительность  и  натура  любой расчет могут подсечь. Но и это не все.

Хотя ум  у  Раскольникова не может противостоять железной логике его теории,  но душа восстает. По теории он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры.  Зачем все это? Не понимает Родион  Романович,  что  чувство  любви  и сострадания - стержень человеческого общества.  Не будь его,  давно  бы  оно распалось, а люди «перегрызлись».  Столько вокруг неопределенности, а если каждый начнет пробовать,  какой он, обыкновенный или нет человек...  Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке,  если он негодяй?  Это  еще страшнее, потому  что ради своих умозрительных теорий,  во имя своей власти уничтожит множество людей,  в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.  Нет,  не надо таких «наполеонов», «Магометов» и «Сталиных»!

Забыл Раскольников  о том,  что тот,  кто преступил закон человеческий, пролил кровь,  обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве.  Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими.  Более откровенен он лишь с  циником  Свидригайловым,  который  не  обставляет свои поступки «высокими» теориями. Впрочем, ведь и он не выдерживает до конца своей роли. Хотя и на каторге Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи,  но в душе его  все  больше крепнут новые  чувства.  И мы ясно видим,  что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека  и  все  человечество.  «Возлюби ближнего, как самого себя».

Трудно читается роман,  не сразу «разгрызешь» этот  «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него,  тем больше понимаешь правоту слов М.Горького о том,  что гениальность  Достоевского неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.

Всех волнует  тема исторического развития нашего общества в период правления Сталина, мера ошибок, преступлений и достижений, мера исторической ответственности.  Ярко эти проблемы (а также проблема палачей и жертв) раскрываются в романах А.Рыбакова «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»,  «В круге первом»,  в  романе-эпопее В.Гроссмана «Жизнь и судьба», романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Ч.Айтматова и ряде  других.  Картины жизни до колхозной и колхозной деревни,  раскулачивания подняты в романе Б.Можаева «Мужики и бабы»,  в произведениях  В.Белова «Кануны» и в некоторых других. Интересно рисует жизнь страны в 30-е годы А.Калинин в «Запретной зоне».

Разнообразна и молодежная тематика в литературе.  Еще недавно не очень охотно рассматривали молодежь как особую  социальную группу со своими потребностями, ошибками и удачами. Молодежь многолика,  поэтому и различны молодые герои на страницах книг. Нынешние писатели пытаются докопаться до истоков тех или иных проблем,  полнее раскрыть характеры,  чем это  делали писатели 30-50-х  годов.  Всех беспокоит проблема преступности среди молодежи.  Это одна из тем романа  «Плаха»  Ч.Айтматова.  Интересно произведение Л.Габышева «Одлян,  или воздух свободы» о детской колонии.  Писатель сам провел несколько лет в неволе и знает это место не понаслышке. О поисках молодежи после войны рассказывает книга В.Смирнова «Заулки».

Ныне нередко  поднимают проблему преследования ученых-генетиков. Этому посвящены недавно вышедшие «Белые одежды» В.Дудинцева и «Зубр» Д.Гранина. Герои этих книг представляют собой образец истинных героев сталинской эпохи так же,  как и персонажи романа  В.Дудинцева,  вышедшего  в  50-е годы - «Не хлебом единым».

«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»

( по поэзии Н.А.Некрасова):

Благослови же работу народную и научись мужика уважать.

Н.А.Некрасов.

Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове,  что его сердце было ранено в самом начале жизни,  рана эта никогда не  заживала  и была всю  жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того,  что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец.  И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве,  в его сердце укрепилась боль за  страдания  своего народа. Об  этом можно судить по всем известному стихотворению «На Волге»,  отрывок из которого мы учили не то в пятом, не то в шестом классе. Лирический герой вспоминает, как увидел оборванных бурлаков,  один из которых говорил,  что «кабы  к  утру умереть - так лучше было бы еще...». Мальчик не мог понять этих слов, вызванных отчаянием и безысходностью,  но в  сердце  его навсегда остался  образ  этого человека,  «угрюмого,  тихого и больного». Вероятно,  с тех пор и начался путь  Некрасова  как народного поэта и защитника.

Никто из русских писателей не создавал столько произведений о  простых  людях,  крестьянах,  фабричных,  тех,  кого на стройках собрал «царь» по имени «голод».  Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос»,  великое «Кому на Руси жить хорошо»- это все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт крестьянства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, которые сильно и ярко рассказывают  о  трагической  судьбе  многих лучших крестьян. А разве не «надрывается сердце от муки», когда читаешь его стихи: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»,  «Плач детей» и многие, многие другие? И везде у поэта глубокое уважение к  простому  человеку.  «Деревенские русские люди»-  так  любовно называет Некрасов крестьян в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» в  противовес  в нем же  изображенному  вельможе,  который не захотел выслушать просителей, пришедших так издалека,  что ноги разбили в кровь.  И негодуя,  с  едкой иронией Некрасов спрашивает,  зачем такую особу беспокоить для «мелких людей»,  «не беда,  что  потерпит мужик», ему  это привычно!  Неудивительно,  что многих честных людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами  с  несправедливостью!

О чем бы ни писал поэт,  почти всегда он  возвращается  к теме страданий,  тяжелой  доли  русского народа.  В «Рыцаре на час» он просит увести его «в страну погибающих за великое дело любви». В знаменитом стихотворении «Элегия» он просит молодежь не верить,  «что тема старая - страдания народа» и что  «поэзия забыть ее должна», нет, «не стареет она».

Среди огромного многообразия того,  что создано  Николаем

Алексеевичем на  тему  о жизни русского народа,  неизменно борются две темы,  две мысли, два настроения поэта. Он постоянно думает о  том,  предопределено  ли русскому народу всегда быть

таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот воспрянет?  Он сокрушается темноте русских людей,  которые покупают на ярмарках портреты генералов и  милордов,  и  надеется, что когда-нибудь народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». В «Железной дороге» есть известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо робеть за русский народ, который «вынесет все, что господь ни пошлет», который в то же время вынесет все - и широкую, ясную, Грудью дорогу проложит себе.

Но тут же добавляет грустную ноту:

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

В уже упоминавшемся «Размышлении...» также есть очень известное место,  где автор обращается к народу с вопросом:  «Ты проснешься ль, исполненный сил?», и вновь трагическая нота:

Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил...

Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор... Но сегодня, кажется,  становятся  все  более  верными слова поэта о том, что русский народ собирается с силами и учится быть гражданином. Тот,  кто  познакомился  с  творчеством Некрасова, вряд ли забудет, словно вылепленные образы русских людей.  Женщин, способных  «коня  на скаку» остановить,  «в горящую избу» войти; мастеровых,  что молотом играют от зари до  зари;  купцов-коробейников, которые  приносят  вместе  с товаром радость девушкам и молодицам.  Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у  которого  «ямою  грудь»  и  «колтун  в волосах»,  и насмерть забитого солдата,  сына крестьянки Орины,  и крестьян из «забытой деревни».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49