рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

Выбор исторического периода для сюжета "народной" поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую "просвещенным" государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности "тогда" и "теперь". Все герои "Песни..." — прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.

Одна из важнейших характеристик героев "Песни..." — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

Бесконечно важна вся система нравственных ценностей, согласно которой живут Степан Парамонович и его мир. Превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким могуществом и бесстрашием наполняет человека это сознание!

Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:

А из роду ты ведь Скуратовых

И семьею вскормлен Малютиной!..

Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей спиной всю опричнину и самого царя.

Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине.

Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, что ни на секунду не допускает мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.

Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой:

“Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, тому Бог простит!”,

он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

Показательно, что решило исход битвы само моральное превосходство Калашникова:

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло...

Потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: "Не в силе Бог, но в правде."

Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитревной, для которой позор имени страшней

личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей ты меня, или выслушай!

Твои речи — будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюся твоей немилости...

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться "за святую правду-матушку", и бесстрашной верностью его братьев:

Ты наш старший брат, нам второй отец;

Делай сам, как знаешь, как ведаешь,

А уж мы тебя родного не выдадим.

Вот они — истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.

Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова, само обрекает себя на гибель, на абсолютную моральную деградацию.

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи "Песни...", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество "правды-матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?

В творчестве этих двух русских писа­телей прослеживается одна общая тема -тема любви. Необычайная сила и ис­кренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. Любовь захваты­вает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут её и чаще всего, опалённые ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живёт в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюблён­ных, приводит их к трагическому концу гибели, самоубийству, небытию. В творчес­тве Куприна в каждом из героев есть сходные черты: душевная чистота, мечта­тельность, пылкое воображение, соединённая с непрактичностью и безволием. И яс­нее всего раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновьей чис­тотой и благоговением. Готовность погиб­нуть ради любимой женщины, романтическое поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя, неверие. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются мес­тами с женщинами. Это энергичная, волевая "полесская колдунья "Олеся и" добрый, но только слабый" Иван Тимофеевич, умная, рас­чётливая Шурочка Николаевна и "чистый, милый, но слабый и жалкий" подпоручик Ромашов. Все эти купринские герои с хруп­кой душой, попавшие в жестокий мир.

Через всё творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прек­расного чувства. "Всякая любовь-великое счастье, даже если она не разделена эти слова из рассказа "Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.

Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?

В драме Островского показан сложный, тра­гический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали" тёмного царства", и шат­кость этой морали. Глубоко трагична пер­вая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни - мотив неми­нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную ги­бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необы­чайной силе героини. А каковы первые сло­ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель­но: "Для меня, маменька, всё одно, что род­ная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя лю­бит". В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинст­вом, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на "ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжела­тельным человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной во­лей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характе­ром, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из до­му она убежала, чтобы проститься с Бори­сом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей бо­льше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для чего? "Борис говорит о себе: "Что обо мне-то толковать! Я вольная птица". В сцене свидания Катерина ему за­видует: "Ты вольный казак". Но, по сути де­ла, кто из них двоих более свободен?

Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами "тёмного царства". "Оп­ять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катери­ны, безнравственно. "А поймают меня, да во­ротят домой насильно... "Как страшно зву­чит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина вос­клицает: "Ах, скорей, скорей!" Жажда осво­бождения торжествует и над тёмными рели­гиозными представлениями. Катерина прони­кается убеждением в своём праве на сво­боду чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть придёт, что сама...а жить нельзя! "-размы­шляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это пре­дставление: "Грех! Молится, не будут? Кто любит, тот будет молиться... "Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раская­ние в совершённых грехах, - они обращены к любимому: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катери­ны, и она вырвалась из пут "тёмного цар­ства" на волю.

"Петербург  Достоевского"

(По роману Достоевского "Преступление и наказание").

Город пышный, город бедный, Дух  неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод  и  гранит.

А.С.Пушкин Петербург...   Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи", отмеченный в Петербурге ещё Пуш­киным, наложил отпечаток на разочарован­ных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего  город во  всех произведениях многолик.

Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой прос­то не замечает города, он слишком погло­щён своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "...духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу."

Родион живёт в коморке, "которая походи­ла более на шкаф, чем на квартиру". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петер­бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолеп­ной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная пано­рама Исаакиевского собора и Зимнего дво­рца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярно­го советника, которого мы встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёл­тым, даже зеленоватым лицом и с припухши­ми веками". В пьянстве он пытается уто­пить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Траге­дия Мармеладова- трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фанта­стическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "...орали, хохо­тали, ругались, так безобразно и сипло пе­ли..." Но ведь реальность ничуть не луч­ше: Соня Мармеладова, раздавленный копыта­ми лошади Мармеладов.

"Маленькие люди" описаны и Гоголем. В Пе­тербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безыс­ходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть" один луч света". В душе героя и пи­сателя мечта о городе прекрасном, создан­ным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хо­рошо освежали воздух на всех площадях".

Так входит в роман тема города и челове­ка, развитая в "Преступлении и наказании". Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества : ростовщики, бедняки, студенты, интеллиген­ция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безы­сходно.

Достоевский писатель-гуманист, он протес­тует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радова­ться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт", фантастика, контрасты - вот Петер­бург Достоевского.

P.S. П-г- город, где рождается преступ­ление. Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города­преступления?

«ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»

    

Поэт в России больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит

гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет.  Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз.

Е. А. Евтушенко.

    

У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18  век  родилось  мнение  о том, что  они  должны  говорить лишь о любви и амурах,  о греческих и римских богах и богинях,  о природе,  о легких темах.  Потом появились  романтики,  воспевающие  неземное.  Но во все времена среди поэтов были те,  кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.

В России,  лишенной свободной политической и общественной деятельности, среди  сочинителей,  писавших,  по выражению Белинского, гладкие и легкие стихи,  выделялся  голос  тех,  чей стих «звучал,  как  колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Великие русские  поэты...  Они  «глаголом жгли сердца людей». Это о них говорит Е.Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой», это к ним он обращается за советом и помощью.

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь -

как бы шаля, глаголем жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

своей презрительности яд

и келью замкнутой души,

где дышит, скрытая в тиши,

недоброты твоей сестра-

лампада тайного добра.

Дай, Некрасов...

... мне подвиг мучительный твой, чтоб идти, волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой.

( Далее Евтушенко обращается к другим поэтам).

Да, русские  поэты были больше,  чем поэты.  Они были со-

вестью страны, властителями дум, выразителями народных чаяний.  И правительство  воспринимало  их не только как писателей,  но порой как личных врагов.  Известны отзывы Николая 1 на  гибель Пушкина и Лермонтова. Да, судьба русских поэтов трагическая.

Русский гений издавна венчает

Тех, которые мало живут,

О которых народ замечает:

« У счастливого недруги мрут, У несчастного друг умирает...».

Как точно написал Некрасов.

Мартиролог- это список замученных страдальцев. Имеет этот

список и русская литература.  Особенно много в нем поэтов. Рылеев, Одоевский, Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Полежаев, Шевченко и другие. Имеет длинный мартиролог, к сожалению, и советская поэзия, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак  и другие.

Но сегодня хочется остановиться на судьбе четырех  только русских поэтов. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Коротка и непроста жизнь каждого из них.  Но у  всех  она отдана служению родине,  искусству,  народу.  И каждому из них правительство готово было предъявить свой счет за то,  что они высмеивали недостатки, прославляли свободу, ненавидели тиранию.

Грибоедов, так остро и зло, высмеявший тупость,  пошлость, отсутствие высоких   интересов,   ненависть  к  просвещению  у московских тузов,  создавший образ передового, свободолюбивого человека им  в  противовес,  погиб  в  Персии.  Правительство, по-видимому, было непричастно к смерти  своего  посла,  сыграл роль роковой случай.  Но что в Петербурге вздохнули с облегчением, несомненно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49