Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
Выбор исторического периода
для сюжета "народной" поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к
допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура.
И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана
Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию,
управляемую "просвещенным" государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления —
колоссальная разница масштаба личности "тогда" и "теперь".
Все герои "Песни..." — прежде всего яркие, самобытные, могучие
личности. Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и
его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец
Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в
единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает
реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Одна из важнейших характеристик героев
"Песни..." — их принадлежность к клану, к некой общности, которую
сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена
Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление
Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени
Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой
уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы
защищать, жертвуя жизнью, и его братья.
Бесконечно важна вся система
нравственных ценностей, согласно которой живут Степан Парамонович и его мир.
Превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен не только перед собой,
но и перед предками и потомками своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким
могуществом и бесстрашием наполняет человека это сознание!
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к
определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:
А
из роду ты ведь Скуратовых
И семьею вскормлен
Малютиной!..
Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана
Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет
основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник,
приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была
наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного
абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей
спиной всю опричнину и самого царя.
Столкновение Кирибеевича и
Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится
причиной столкновения частного человека и всей государственной машины. Готовясь
отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо
борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной
им своей дружине.
Очень важно, что купец
Калашников за свое честное имя борется честно, что ни на секунду не допускает
мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом
уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности
он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени
Калашникова тайной местью.
Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу —
милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой:
“Кто побьет кого, того царь
наградит,
А кто будет побит, тому Бог
простит!”,
он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и
дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по
законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда
дороже жизни.
Показательно, что решило исход битвы само моральное
превосходство Калашникова:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний
снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал
мороз,
На раскрытых устах слово
замерло...
Потому что главным нравственным законом русского народа
всегда было святое убеждение: "Не в силе Бог, но в правде."
Лермонтова бесконечно привлекает
нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитревной, для которой
позор имени страшней
личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
Государь ты мой, красно
солнышко,
Иль убей ты меня, или
выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости...
Ты не дай меня, свою верную
жену,
Злым охульникам в поругание!
Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым
насмерть биться "за святую правду-матушку", и бесстрашной верностью
его братьев:
Ты наш старший брат, нам
второй отец;
Делай сам, как знаешь, как
ведаешь,
А уж мы тебя родного не
выдадим.
Вот они — истинные русские
характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности
каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и
перед семьей, и перед людьми.
Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова,
само обрекает себя на гибель, на абсолютную моральную деградацию.
"Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана в
особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным
сказаниям. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго боярина и боярыню
его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса
читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества.
Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи
"Песни...", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно
усиливает торжество "правды-матушки" в сказании, ибо поступок
безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом
народной истории.
В
творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема
любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских
рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь
не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах
Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут её и чаще всего, опалённые
ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живёт в семье, в браке, в буднях.
Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюблённых, приводит их
к трагическому концу гибели, самоубийству, небытию. В творчестве Куприна в
каждом из героев есть сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое
воображение, соединённая с непрактичностью и безволием. И яснее всего
раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновьей чистотой и
благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое
поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя, неверие.
Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами. Это
энергичная, волевая "полесская колдунья "Олеся и" добрый, но
только слабый" Иван Тимофеевич, умная, расчётливая Шурочка Николаевна и
"чистый, милый, но слабый и жалкий" подпоручик Ромашов. Все эти
купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир.
Через всё творчество этих двух русских писателей проходит
тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь-великое счастье, даже
если она не разделена эти слова из рассказа "Тёмные аллеи" Бунина
могли бы повторить все герои.
В драме Островского показан
сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется
со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть
морали" тёмного царства", и шаткость этой морали. Глубоко трагична
первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни - мотив
неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со
полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель
мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!"
Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель!
"Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини. А каковы
первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно: "Для меня,
маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит".
В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть,
плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на
"вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но
с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это
обращение на "ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжелательным
человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и
Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как
тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит
о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с
сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она
убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она
не только не прячется, не таиться, но "громко, во весь голос" зовёт
любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!"
Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что
всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего? "Борис говорит о себе: "Что обо мне-то
толковать! Я вольная птица". В сцене свидания Катерина ему завидует:
"Ты вольный казак". Но, по сути дела, кто из них двоих более
свободен?
Остановимся на репликах
Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя
посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог
Катерины рисует её внутреннюю победу над силами "тёмного царства".
"Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" Характерно здесь слово
"нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины,
безнравственно. "А поймают меня, да воротят домой насильно... "Как
страшно звучит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При
мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: "Ах,
скорей, скорей!" Жажда освобождения торжествует и над тёмными религиозными
представлениями. Катерина проникается убеждением в своём праве на свободу
чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть
придёт, что сама...а жить нельзя! "-размышляет она о самоубийстве,
которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она
подвергает сомнению это представление: "Грех! Молится, не будут? Кто
любит, тот будет молиться... "Мысль о любви сильнее, нежели страх перед
религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и
выражают не раскаяние в совершённых грехах, - они обращены к любимому:
"Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от предрассудков,
живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут
"тёмного царства" на волю.
Город пышный,
город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука,
холод и гранит.
А.С.Пушкин Петербург...
Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от
Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи", отмеченный в
Петербурге ещё Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью
преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у
последнего город во всех произведениях многолик.
Царственный град Петра,
воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей";
Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство
примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой
просто не замечает города, он слишком поглощён своими думами, мыслями,
переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "...духота, толкотня, всюду
извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому
петербуржцу."
Родион живёт в коморке,
"которая походила более на шкаф, чем на квартиру". И, лёжа там
часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся
детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в
преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед
Раскольниковым: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной
панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..."
Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся
драм, враждебная людям сила. Великолепная панорама Исаакиевского собора и
Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты,
потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и
город маленького человека - Мармеладова, титулярного советника, которого мы
встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым
лицом и с припухшими веками". В пьянстве он пытается утопить реальность
жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Трагедия Мармеладова-
трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фантастическом сне
Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "...орали, хохотали,
ругались, так безобразно и сипло пели..." Но ведь реальность ничуть не
лучше: Соня Мармеладова, раздавленный копытами лошади Мармеладов.
"Маленькие люди"
описаны и Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные
дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом
мрачном городе мелькнёт хоть" один луч света". В душе героя и писателя
мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает
Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об
устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех
площадях".
Так входит в роман тема
города и человека, развитая в "Преступлении и наказании". Петербург
Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества :
ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для
каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то
серо и безысходно.
Достоевский
писатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей.
Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье "улица
вдруг блеснёт", фантастика, контрасты - вот Петербург Достоевского.
P.S. П-г- город, где
рождается преступление. Что в облике города способствует этому? Какие средства
использует автор в создании страшной картины городапреступления?
«ПОЭТ В
РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»
Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит
гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз.
Е. А. Евтушенко.
У разных народов было свое представление о назначении
поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они
должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и
богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики,
воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился
пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.
В России, лишенной свободной политической и общественной
деятельности, среди сочинителей, писавших, по выражению Белинского, гладкие
и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих «звучал, как колокол на
башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
Великие русские поэты... Они «глаголом жгли сердца
людей». Это о них говорит Е.Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой», это к ним
он обращается за советом и помощью.
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголем жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра-
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов...
... мне подвиг мучительный твой, чтоб идти,
волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой.
( Далее Евтушенко обращается к другим
поэтам).
Да, русские поэты были больше, чем поэты.
Они были со-
вестью страны, властителями дум, выразителями
народных чаяний. И правительство воспринимало их не только как писателей,
но порой как личных врагов. Известны отзывы Николая 1 на гибель Пушкина и
Лермонтова. Да, судьба русских поэтов трагическая.
Русский гений издавна венчает
Тех, которые мало живут,
О которых народ замечает:
« У счастливого недруги мрут, У несчастного
друг умирает...».
Как точно написал Некрасов.
Мартиролог- это список замученных
страдальцев. Имеет этот
список и русская литература. Особенно много в нем
поэтов. Рылеев, Одоевский, Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Полежаев,
Шевченко и другие. Имеет длинный мартиролог, к сожалению, и советская поэзия,
Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и другие.
Но сегодня хочется остановиться на судьбе четырех только
русских поэтов. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
Коротка и непроста жизнь каждого из них. Но у всех она
отдана служению родине, искусству, народу. И каждому из них правительство
готово было предъявить свой счет за то, что они высмеивали недостатки,
прославляли свободу, ненавидели тиранию.
Грибоедов, так остро и зло, высмеявший тупость, пошлость,
отсутствие высоких интересов, ненависть к просвещению у московских
тузов, создавший образ передового, свободолюбивого человека им в
противовес, погиб в Персии. Правительство, по-видимому, было непричастно к
смерти своего посла, сыграл роль роковой случай. Но что в Петербурге
вздохнули с облегчением, несомненно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|
|