рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века рефераты

В двадцать  лет уже отправленный в ссылку,  близкий к декабристам, Пушкин даже в пору своего приближения ко двору  был подозрителен царю.  Напрасно  искал  поэт  в  Николае  1 черты сходства с Петром,  напрасно ждал от него «милости к  падшим».  Царь оказался  мастером интриг.  Да и как было простить поэту, который «восславил свободу»,  смеялся над покойным Александром 1, заявлял,  что будь на то случай, примкнул бы к декабристам.  Да и разве мог Пушкин стать дворцовым поэтом,  чтобы «брать из рук» царя и вельмож крохи их милостей?  Нет,  какие бы зигзаги ни усматривали мы в его судьбе и в  отношениях  с  двором,  он всегда оставался честью и совестью нации.

А Лермонтов!  Уже  его  стихотворение   «Погиб   поэт...» («Смерть поэта»)  должно  навсегда сделать его опальным.  А он пишет:

Прощай, немытая Россия;

Страна рабов, страна господ...

    

Да мог  ли  Николай,  всю  жизнь  добивавшийся  парадного блеска, стерпеть такое?

Николай Алексеевич  Некрасов  был первым поэтом в России, писавшим не только о народе, но и для народа...

Эти поэты  заложили великие традиции русской поэзии и литературы, которым были верны Блок,  Есенин, Пастернак и многие другие. Они всегда останутся в памяти народа не только как великие граждане России.  Не потому ли так тревожно бьется сердце, когда мы вступаем на землю Михайловского, Тархан или Грешнева?

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

Много людей сражалось за  нашу  Советскую  страну.  Более двадцати миллионов жизней унесла война.

Жил на земле человек, звонкоголосый, веселый, внешне неприметный. Умел работать, любить, мечтать. Сумел он, когда потребовалось, драться за  все,  что  любил.  По-матросски.  Годы прошли, но люди помнят, и долго еще будут помнить черноморского матроса.

А матроса  нет...  Ни его,  ни тени на солнечной земле от сильной высокой фигуры.  Нет... Плачь, радуйся, молчи, стиснув зубы. Нет.  Только море.  Широкое, черное. Только серые камни.  Сухая, как губы солдата, земля. Над землей - памятник к небу, к хмурым тучам -  пятиконечная звезда.  А к земле - якорные цепи.  Последний причал.

«Здесь похоронены двадцать пять

матросов Черноморского флота.

Вечная слава - героям!

29 декабря 1941 г.».

    

Бьют о  берег  волны.  Развертываются  откуда-то  справа.  Раз... Раз...  Раз... Взрываются между камнями, встают на дыбы яростными столбами. Бьют о берег волны... А над морем, над набережной и над памятником - огромные серые скалы.  Плывут тяжелые облака.

Кто они,  эти моряки?  Вы знаете,  как погибли они? Глухо вздыхает море.  Кто  же расскажет о них,  павших здесь в 41-м?  Кто знает их имена?  Разве что море...  Но оно не любит открывать тайны свои.  Волны,  волны... Темно-зеленые, бесконечные.  Расскажите, ведь вы ничего не забыли, волны. И показалось мне, что волны  стали  биться  сильнее.  Казалось,  что  их пенными раскатами говорило море: «Помню!... Помню!... Помню!...».

Много лет  назад так же плыли облака над Крымом,  низкие, тяжелые. И у берегов его так же,  как сейчас, глухо шумело море. Шел  1941 год.  Фашистские радиостанции до хрипоты вопили:

«Севастополь пал!  Крым взят. Мы хозяева этой земли». Они врали. Севастополь стоял насмерть.  Город сражался. Здесь, у этих скал, высадился один из десантов.  Незаметно к  самому  берегу подошла подводная  лодка,  и с нее в холодную воду погрузились первые моряки-десантники.

Вспомни, море,  сколько  их было.  Они терпеливо стояли в холодной воде по горло и ждали,  пока из лодки сойдет  последний. О чем думали они,  молодые,  рослые парни, силе и красоте которых когда-то улыбались черноморские девушки?

Вот она  рядом,  земля!  Еще  полтора десятка шагов.  Еще совсем немного.  Как вдруг...  Разорвалась тишина, рассекли ее огненные трассы. Закипело море у берегов. Бой разгорался. Один за другим падали моряки.  На берегу и в воде там,  где застала смерть. Кто видел, как сражались моряки? Только море да огнен-но-черное небо.  Сотни автоматов, пулеметов, пушек, точно обезумев, кромсали маленький кусочек суши и моря.  Один за другим умолкали матросские автоматы. И вот наступили последние минуты.

Земля не забудет.  Люди узнают. Да, десант погибал. И никакое чудо не могло спасти,  не могло помочь.  В эту  ночь  по шоссейным дорогам спешили вражеские части. Враги ослабили оборону возле других мест и торопились заткнуть  огненную  брешь.  Они боялись, что этот клочок может стать большим плацдармом.

Когда на улицах приморских  городов  загремело  тысячеголосое «Ура!», только тогда фашистское командование поняло, что сильно просчиталось. А в маленькой черноморской бухте погибала отвлекающая группа. Эти моряки уже никогда не узнают, как много сделали они для основного десанта.

Память о них никогда не умрет.

ЧИЧИКОВ - «РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ»

... Они ради приближения к цели легко разделываются с совестью, человечностью и всем прочим.

Ф. Гвиччардини.

    

«Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям... Нет,  пора,  наконец,  припрячь и подлеца.  Итак, припряжем подлеца». Так характеризовал Гоголь своего героя.

Да полно,  действительно ли Чичиков подлец? Что плохого в том, что человек всю жизнь хотел разбогатеть?  Но нет, не ошибается мудрый знаток человеческих сердец,  великий сатирик. Не честным путем хотел разбогатеть Павел Иванович,  не путем обогащения отечества и приращения его промышленности, как Костан-жогло, а путем обмана, хитрости и коварства.

Посмотрим же пристальнее на него.

Вот он сидит в бричке!  «Не красавец,  но и не дурной на-

ружности, ни слишком толст,  ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так чтобы слишком молод».

Наружность его  говорит об умении приспосабливаться к самым разным обстоятельствам.

Всю жизнь  Павел Иванович Чичиков копил деньги.  Началось это с детства.  Он получил хороший завет от отца.  «Смотри же, Павлуша,- сказал  тот ему,  отправляя в училище,- не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям  и  начальникам...  водись с теми,  которые побогаче,  чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого,  а веди  себя  так, чтобы тебя угощали,  а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего... Все сделаешь, и все прошибешь копейкой».

Можно сказать,  что жизнь Чичикова была выполнением этого завета. Поэтому и говорим мы, что он «рыцарь копейки». Ведь ей он остался верным до конца.

Вышедши из училища и предав своего учителя, Чичиков начинает более трудные дела.  Он долго ухаживает за некрасивой дочерью своего начальника, делает вид, что собирается на ней жениться. Но когда обрадованный отец помогает мнимому зятю стать мелким начальником, Чичиков ловко обманывает его. Павел Иванович быстро идет в гору. Вот он уже в комиссии, которая собирается строить государственное здание.  Но члены  этой  комиссии занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако воров накрывают. Все равно наш герой не сдается. Он становится таможенником, ловко  разоблачает  контрабандистов.  А  потом новая афера. И она не удалась.  Осталось у нашего рыцаря тысяч 10-20 да кое-что  из прежней роскоши.  Но он упрям:  «Плачем горю не пособить, нужно дело делать».  И начинает новое гениальное  по своей простоте  и возможности нажиться за государственный счет дело. Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по переписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет.

Его стремление к обогащению делает из него опытного  психолога. Все  (даже  Собакевич) отзываются о нем самым лучшим образом. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под интересы и характер тех, кто ему нужен. Сама внешность, опрятная красивая одежда,  хорошие манеры- все говорит о его неуловимости.

Чичиков любит все прелести  жизни,  мечтает  жениться  на симпатичной «бабешке», взять приданое тысяч 100-200,  зажить на широкую ногу.  Но ради достижения цели может долго  отказывать себе во многом.  Он не Плюшкин и не скупой рыцарь,  радующийся своему богатству.  Деньги нужны ему,  чтобы  стать  господином жизни, чтобы с их помощью «все прошибить».

Гоголь сатирически  бичует   своего   героя-   «подлеца», представителя тех  хищников,  которых  немало появилось в 30-е годы прошлого века.  Патриархальная Россия уже уходила в прошлое, а на арену стали выходить подобные предприниматели-приоб-ретатели.

Это отметил  В.Г.Белинский,  сказавший,  что «Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше Печорина,- герой наше-го времени.» Много чичиковых и в нашей жизни!

ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА

Печально я гляжу на наше поколенье...

М.Ю. Лермонтов.

Исследуя роман  Лермонтова  «Герой  нашего времени»,  Белинский обратил внимание,  что Печорин  во  многом  напоминает пушкинского Онегина.  Это дало основание критику назвать Печорина «младшим   братом   Онегина».   Подчеркивая   несомненное сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье «Герой нашего  времени»:  «Различие  их  гораздо  меньше,  чем расстояние между Онегою и Печорою».

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя.  Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою.  Но специально в предисловии к роману поэт  писал,  что  Печорин -  обобщенный,  типичный образ, «портрет, составленный из пороков и недостатков  всего  нашего молодого поколения».

Григорий Александрович Печорин,  подобно Онегину, принадлежал к  аристократии  Петербурга  и  также «бешено гонялся за удовольствиями жизни»,  когда «три дома на вечер  зовут».  Он, как и Онегин (может быть, даже в большой степени), богат, совершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен. По-видимому (как и Евгений),  он менял много занятий.  «Труд упорный» был тошен не одному только Онегину,  но многим  блестящим молодым дворянам.  Избавленные от нужды,  толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и любому иному  делу.  Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении  к  службе.  Многие поступки могут навсегда лишить его возможности служить.

У Григория Александровича много привлекательного.  Он человек начитанный,  развитой,  интересный и остроумный собеседник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писатель наделяет его физической силой.  Он молод,  полон энергии, имеет успех у женщин,  невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело (и любовь тоже) скоро утомляет и становится скучным.

То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему неинтересна преданность простой деревенской девушки.  Но  зато он готов  все отдать,  чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих людей. От  скуки же Онегин ухаживает за Ольгой,  вызывает ревность Ленского.  И все,  как известно, кончается трагически. В гораздо более  сильной мере «умение» приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина.  Тот  и сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.  Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.

Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем,  наступившим после декабристского движения,  николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства,  которое так блестяще описал  Лермонтов  в «Думе»:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Именно путь без цели.  Вот почему и Онегин,  и Печорин не могут найти свое призвание.  Помещенные в исключительные условия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и делает жизнь  человека  интересной.  Не случайно обоими овладела «охота к перемене мест». Мы не знаем, какова дальнейшая судьба Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой,  от которой сжимается сердце от обиды  за  бедного  Максима  Максимовича.  «...  Авось умру  где-нибудь по дороге...»,- говорит Печорин на прощанье. Предчувствия не обманули его.

То, что  только  угадывается в Онегине и кажется не столь уж странным,  в Печорине получает  окончательное  развитие.  В этом смысле он не только «младший брат» Онегина,  но и «брат», в более совершенной степени отразивший родовые черты.

Герцен отмечал,  что  Печорин  возвышается своим умом над окружающими, но все-таки остается «умной ненужностью», так как живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина «лишним человеком». Такое название закрепилось за  Онегиным,  Печориным, Бельтовым, Рудиным  и некоторыми другими литературными героями 19 века.

Возможно, как и Пушкина,  Лермонтова, тоже «года клонили к суровой прозе».  Не случайно же он обращается к жанру романа в конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил Юрьевич продолжал описывать «гордого человека».

Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный дух. Сам юный,  страстный,  ненавидящий тиранию,  он в образах Демона, Мцыри  и других воспевал сильную натуру,  ее смутные и манящие идеалы,  романтическую ненависть к несправедливому порядку жизни,  ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные порывы.

Несомненно, что-то  от этих романтических героев осталось и в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжеловесной прозы,  отличаются  эти  бунтари  по духу от бунтаря по стечению жизненных обстоятельств Печорина.

Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невозможно равнодушно читать о том,  как  погибает  гордая  человеческая душа,  как умный,  благородный, любящий природу человек превращается в холодного,  бездушного эгоиста,  у которого  не осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем-то связывать его с ней.

Печорин погибает.  И это неизбежно. Жизнь стала ему в тягость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ

В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ

«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

    

... Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу... всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля... И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями...

Н.В. Гоголь.

    

«Гоголь не пишет,  а рисует», - говорил Белинский. Действительно, портреты и характеры его героев словно нарисованы или, лучше сказать,  вылеплены. Проницательный взгляд писателя позволил ему выставить целую кунсткамеру отрицательного. Заметное место в ней занимает галерея образов помещиков. В «Мертвых душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса,  хотя сам писатель и не думал делать столь решительных выводов.

В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Все шло само собой, приходило в упадок,  мужики пьянствовали и обманывали  барина.  Ум хозяина занят пустой,  несбыточной мечтой. Недаром утвердилось выражение «маниловские мечтания»  в  смысле  бесполезных, безжизненных фантазий.  Речь его выспренна.  Между тем, за два года Манилов прочитал всего 14 страниц одной единственной книги. Используя выражение Белинского,  можно сказать,  что Манилов - « старший брат» Обломова,  в котором эта  помещичья  лень достигла крайней степени.

Совершенно другим предстает Собакевич.  Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Это хозяин- кулак.  Он готов продать все,  содрать по  сто рублей даже за мертвые души.  Вся обстановка его дома, манеры, внешность говорят о нравственном  одичании  этого  барина.  Он грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга. Да, такого дворянина  трудно  представить  «белой  костью»  и   «отцом крестьян». С  общественной же точки зрения он представляет собой прошлое явление, ибо ярый враг всяческого прогресса. С такими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести страну из экономической отсталости,  хотя для крестьян Собакевич  лучше, чем Плюшкин.

Под стать собственнической натуре Собакевича и «дубиного-ловая» Коробочка,  которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить «мертвые души».

Пределом человеческого  падения является Плюшкин.  Хотя в литературе много образов скряг,  но этот настолько силен,  что слово «плюшкинство»  как  синоним крайней и бессмысленной скупости прочно утвердилось.  Он стал «прорехой на человечестве».  Крестьяне доведены  до  такого обнищания,  что десятками бегут от него и сотнями мрут,  а он утверждает,  что народ завел  от праздности привычку «трескать». Сам он тоже живет впроголодь, одевается, как нищий (Чичиков даже не признал его за барина, а думал, что  это  баба).  Вся жизнь его проходит в выглядывании того, что можно спрятать,  в слежке за ключницей,  в ссорах  с ней, а в это время добро гниет и гибнет.  Душа Плюшкина окаменела, чувства притупились.  Омерзение охватывает читателя  при раздумьях об этом человеке.

Совершенная противоположность Плюшкину - Ноздрев. Этот готов все променять,  проиграть,  прогулять,  не упускает случая сшельмовать, обмануть другого,  отобрать у него, то, что приглянулось. Нечестен он и в картах,  потому что шулерство у него в крови. Правда, и бит бывал за это. Энергия его поразительна.  Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям.  Он готов взяться   за   самое   фантастическое   предприятие.   Его хвастовство переходит  всякую  меру.  Язык  сам собой врет без всякой на то причины или выгоды.  Имя его стало  нарицательным для наглого враля, кутилы и бузотера.

Во втором томе «Мертвых душ» Гоголь обогатил свою коллекцию «мертвых душ» помещиков.  Мы видим Петра Петровича Петуха, вся жизнь которого проходит от одной еды  до  другой,  поэтому ему совершенно  некогда  скучать.  Все мысли направлены на то, как бы вкуснее приготовить кушанье.  Именье его  заложено,  но ему и горя мало. Мы встречаем и совершенно не приспособленного к жизни Хлобуева, который разорил семью, продает именье, но на полученные деньги тут же дает обед.

Особняком стоит образ Костанжогло.  Бесспорно, такие исключения в России были.  Попадались деятельные,  предприимчивые дворяне, которые вместе с шерстью с крестьян не сдирали и шкуру. Но  не  они были типичны.  Помещичьи хозяйства разорялись, более характерны были Плюшкины,  Маниловы и Ноздревы. А потому и не удался Гоголю тип хорошего помещика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49