рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общие экономические статьи рефераты

"большинство последних технических усовершенствований предпринято не фермерами, скорее они являются результатом финансируемых государс­твом программ развития научных исследований и образования, а также ра­боты производителей сельскохозяйственной техники. Колледжи, содержащи­еся за счет средств от продажи общественных земель, опытные станции, агенты службы по распространению агротехнических знаний, просветитель­ские брошюры, издаваемые министерством сельского хозяйства США, и исс­ледовательские отделы производителей сельскохозяйственной техники, средств по борьбе с вредителями и минеральных удобрений - вот источни­ки научно-технического прогресса в американском сельском хозяйстве."

Попытка реформаторов найти "собственный путь России" в сельскохо­зяйственном производстве привела к снижению объема валовой продукции сельского хозяйства за пять лет практически в 2 раза.

Непонимание сущности переходных экономических процессов и даже принципов функционирования плановой экономики у людей, взявшихся за ее преобразование просто поражает. Порою даже кажется, что они специально делают все наоборот.

Возьмем такой важнейший для России вопрос, как реформирование во­енной промышленности. Военная промышленность России, как и военная промышленность СССР в целом, являлась поставщиком основной части това­ров длительного пользования. Телевизоры и радиоприемники, холодильники и электроприборы, мебель и домашний инструмент - невозможно перечис­лить все то, что делали оборонные предприятия для потребительского рынка. Основополагающий принцип функционирования военной промышленнос­ти - каждое предприятие "оборонки" должно обеспечить выпуск товаров народного потребления в объеме заработной платы всего работающего кол­лектива. Казалось бы в этих условиях складывались самые благоприятные обстоятельства для планомерной конверсии оборонных предприятий путем сокращения излишнего производства вооружения и военной техники в связи с сокращением армии и использовании высвобождающихся материальных и трудовых ресурсов для расширения выпуска товаров народного потребле­ния, оснащения сельского хозяйства столь необходимой ему техникой, практически без дополнительных финансовых затрат.

Нельзя забывать и о том,что российское оружие высоко ценилось за рубежом. В иные годы СССР продавал вооружения и боевой техники на сум­му порядка 20 млрд.дол. А это означает, что оборонная промышленность могла сама обеспечить переоснащение предприятий на самые передовые технологии.

А что было сделано "реформаторами"? Практически полностью был прекращен оборонный заказ. Но ведь оборонная техника создавалась на базе реализации высокой общей прибавочной стоимости оборонных предпри­ятий, которая не финансировалась! Финансировалось производство потре­бительских товаров! В результате "реформирования" страна лишилась и огромных объемов столь необходимых для реформирования экономики потре­бительских товаров и столь необходимых валютных поступлений. "Закопав" миллиарды долларов доходов от "оборонки", реформаторы шли с протянутой рукой в международные банки вымаливая миллионные подачки. Картина очень напоминающая действие животного "под дубом вековым..." из басни

И.А.Крылова.

Как "великое достижение" результатов реформации экономики ее "творцы" ставят себе в заслугу чрезвычайно быстрый рост численности финансовых и торговых посредников рынка. Это действительно необходимый шаг при переходе к системе с саморегулированием. Однако забывается, что этот рост должен быть обусловлен ростом абсолютной прибавочной стоимости. В условиях же, когда объем производимых в стране потреби­тельских товаров сжимается как "шагренивая кожа", рост посредников рынка означает необоснованный рост цен и искусственное накопление де­нежных средств, ведущее к инфляции и снижению экономической эффектив­ности в использовании платежных и оборотных денежных средств. Более того, из-за отсутствия прибыли в народном хозяйстве, финансовые пос­редники начинают ее "создавать" за счет превращения оборотных денег в платежные, что стало огромным бедствием в России, но спокойно воспри­нимается "великими реформаторами". И все это происходит в условиях, когда переход к новой системе распределения платежных денежных средств не был подготовлен ни юридически, ни организационно, ни экономически.

Для того, чтобы понять разницу в работе механизмов распределения платежных денег в плановой и рыночной экономиках, в таблице N 7-9 по­казано сравнительная стоимостная оценка результатов экономической дея­тельности США за 1979 год и СССР за 1975 год.

Таблица N  7-9

США

1979 г.

СССР

1975 г.

Энерговооруженность труда (ед.ЭЗ) 1325 743
Количество людей, занятых в сфере воспроизводства  (млн.чел.) 25 70,3
Ценовая оценка 1 ед.ЭЗ 8 центов 4 копейки
Валовый националь­ный продукт (без расширения) в ед.ЭЗ 6625 10446
в деньгах 530 млрд.дол. 418 млрд.руб.
Валовый национальный продукт с расширением в деньгах (ВВП) (официальные данные) 2508,2 млрд.дол. 862,6 млрд.руб.
Национальный доход (НД) (официальные данные) 2047,3 363,3
ВВП НД 460,9 499,3

Прежде всего анализ таблицы N 7-9 говорит о том, что уже в 1975 году СССР производил в стоимостном отношении без расширения продукции на 40 с лишним процентов больше, чем США в 1979 году. И СССР действи­тельно уже тогда занимал первое место в мире по производству стали, чугуна, угля, железной руды, цемента, сборного железобетона и многого другого. Страна обладала колоссальными потенциальными возможностями. Однако это не означает, что СССР превосходил США по основному экономи­ческому показателю - величине национального дохода. Гигантская разница в экономических показателях СССР и США определялась тем, что в СССР потенциальные возможности сферы воспроизводства были направлены не на нужды народа, а на бездержное увеличение производства средств произ­водства и военной техники. Это усугублялось искусственным сдерживанием рентабельности, в результате чего при распределении национального до­хода не требовалось расширения его денежного выражения. Неэффектив­ность управления, идеологическая однобокость экономического мышления руководителей, групповые интересы разбухших отраслей экономики, от­сутствие объективных показателей в развитии производства - мешали ис­пользовать национальное богатство и национальное достояние страны, творческий потенциал народа в интересах повышения благосостоянию лю­дей.

Надо было менять управление экономикой, в том числе и систему уп­равления на третьем уровне, но не разрушать "до основания, а затем", как это сделали российские реформаторы".

Система распределения доходов в преобразовании третьего уровня управления играла решающую роль.

Напомним, что два вида денег в экономике определяют две системы распределения доходов. Первая из них - система распределения доходов оборотных денег среди товаропроизводителей второго уровня представляет из себя "дерево доходов", которое можно было создать только изменив структуру экономических связей, разрушив горизонтальную отраслевую систему, и создав на ее весте вертикальные экономические системы функ­ционирующие в замкнутых экономических циклах. Формально горизонтальные экономические системы были устранены, но не создав вертикальных струк­тур, реформаторы сохранили монополизм в сырьевых отраслях и в отраслях производящих энергоносители, что привело к диктату ценообразования со стороны сырьевых циклов. "Ножницы" в ценообразовании между товарами промышленного и сельскохозяйственного производства были только одним из последствий этого "реформирования".

Система распределения платежных денег, т.е. система распределения доходов потребителей первого уровня в плановой экономике носила чисто государственный одноэтапный безъярусный характер.

Как видно из таблицы N 7-9 распределение платежных денежных средств проводилось без всякого расширения в отличии от ярусного, сту­пенчатого распределения потребительских доходов в рыночной экономичес­кой системе.

Саморегулирующаяся система не может обойтись без расширения, т.к. другого механизма перераспределения доходов просто не существует.

В таблице N 7-4, к которой мы обещали вернуться, проведено сопос­тавление доходов на душу населения между странами с рыночной и плано­вой экономиками.

И хотя денежное сравнение различных систем управления экономикой, как видно из таблицы N 7-9 весьма некорректно, не вызывает сомнения, что страны с рыночной экономикой с точки зрения обеспечения потребнос­тей населения развивались значительно быстрее по причинам, о которых мы говорили. Однако ускоренное возрастание денежных доходов в этих странах определяется главным образом ростом расширения денежного зна­чения национального дохода, связанного с перераспределением денежных доходов в связи с ростом абсолютной прибавочной стоимости в сельскохо­зяйственном производстве и перемещении значительной части населения в сферу третьего яруса распределения доходов.

Переход от плановой системы распределения платежных средств к ры­ночной системе этого распределения должен был учитывать неминуемое по­явления ярусности и необходимость расширения национального дохода для перераспределения платежных денежных средств.

Неправильное применение налогов первого рода и прежде всего нало­га на добавленную стоимость, отсутствие амортизационного расширения на базе жесткого законодательства, бесконтрольное расширение национально­го дохода со стороны финансовых посредников, отсутствие индексации на­коплений населения, связанной с расширением - это далеко не полный пе­речень грубейших ошибок реформаторов, из-за которых дестабилизирова­лись экономические процессы в стране.

Но главное, не был совершенно учтен неминуемый переход государс­тва в третий ярус распределения платежных денежных средств, из-за чего страна оказалась неспособной содержать армию, оплачивать расходы по здравоохранению, образованию, научным исследованиям и т.д. В результа­те стало разрушаться не только настоящее, но и будущее экономической системы России.

Сегодня сторонних наблюдателей удивляет уже не то, как разрушает­ся одна из самых мощных мировых экономических систем, а то, почему она еще как-то функционирует и не развалилась окончательно.

В таблице N 7-11 представлена картина структурной перестройки экономики, проводимой российскими реформаторами. Страна медленно, но уверенно превращается в сырьевую державу. Резкое сокращение удельного веса в ВНП продукции машиностроения и легкой промышленности, расшире­ние значимости топливной промышленности, вывоз энергоресурсов за рубеж и ввоз в страну на вырученные средства продовольственных и других пот­ребительских товаров - такова генеральная линия в перестройке экономи­ческой системы России. Страна живет за счет проедания своих богатейших недр. Как долго это может продолжаться? Устраивает ли это великий и могучий российский народ?

Вряд ли, ибо итоги этого реформирования можно определить одной фразой: впервые за многовековую историю Российского государства в мир­ное время идет непрерывное сокращение численности населения из-за пре­вышения смертности над рождаемостью. Нация стала вымирать.

*                              *                           *

Трудно на такой ноте подводить итоги сказанному в этой главе. Кроме того, даже в очень сжатом, порой конспективном виде, материал, характеризующий экономику, как единое целое, получился очень большим из-за реальной сложности современной экономической системы. В интере­сах упрощения материала мы даже не стали рассматривать особенности открытой экономической системы, хотя сегодня интеграционные процессы мировой экономики оказывают огромное влияние на экономические системы всех государств без исключения. Но поскольку общие изложенные здесь закономерности от этого не изменяются, а рассмотрение открытой системы потребовало бы привлечения огромной дополнительной статистики, которой автор в настоящий момент не располагает, мы решили ограничиться на этом изучении важнейших положений функционирования макроэкономических систем.

Что можно сказать в качестве выводов из рассмотренного материала?

1. Экономика - это объективно и закономерно развивающаяся треху­ровневая система управления общественным трудом по созданию и распре­делению общественно необходимых продуктов труда и услуг с целью обес­печения жизнедеятельности общества в интересах интеллектуального раз­вития каждого члена общества и экономического раскрепощения людей на базе Коллективного Разума.

2. Человечество на протяжении всего времени существования цивили­зации живет в условиях, определяемых действиями экономических законов товарной экономики, которые справедливы для всех общественно-экономи­ческих формаций, независимо от их политических, экономических, религи­озных или других взглядов на человеческое общество.

3. Экономика как система зародилась вместе с зарождением госу­дарственности при этом государство всегда выступало как важнейший ор­ган регулирования потоком живого труда экономическими, юридическими и организационными методами.

4. Экономика как система управления общественным трудом в своем структурном построении повторяет структуру общественного труда, кото­рая постоянно развивается и изменяется вместе с развитием и изменением труда.

В глобальной структуре экономики особое место занимает структур­ное построение сферы воспроизводства, развитие которой подчинено дейс­твию стоимостных законов и во многом определяет развитие всей экономи­ки.

Структура системы воспроизводства в свою очередь включает:

- структуру общественного труда;

- структуру производства товаров и услуг;

- структуру потребителей;

- структуру товарного потока.

Особое место в анализе экономических процессов занимает структура потока труда в ее социальном понимании. При этом информационная теория экономики определяет социальную структуру труда в зависимости от места человека в технологическом цикле труда и его отношение к созданию про­дуктов труда как информации первичной или вторичной.

В двадцатом столетии социальная структура труда в экономики раз­витых государств мира претерпела кардинальные изменения, в результате которых в этих странах сформировался новый посреднический социум, объ­единяющий людей сферы обслуживания. В связи с тем, что указанный соци­ум занял в развитых странах капитализма господствующее положение, эко­номика этих стран вступила в новый этап, который с экономической точки зрения представляет собой этап информационного развития, а с социаль­ной - этап потребительской экономики.

5. Теория накопления в информационной теории управления экономи­кой рассматривается как важнейшая составная часть, т.к. именно накоп­ления во многом определяют развитие экономики. При этом надо различать материальное и денежное накопление.

Материальное накопление определяет рост национального богатства, а значит и развитие экономики, рост благосостояния народа.

Денежное накопление - понятие динамическое и любое накопление де­нежных средств ведет к накоплению материальных средств, т.е. товаров. Статистическое денежное накопление, а также накопление денег, необес­печенных материальными средствами ведет к нарушению работы экономичес­кой системы.

6. Развитие экономики определяется уровнем роста абсолютной при­бавочной стоимости, который характеризуется количеством людей, высво­бождаемых в результате энергетического и информационного обеспечения труда.

Развитие экономики сопровождается наращиванием цикличности.

За время существования цивилизации развитые государства мира прошли 4 цикла - этапа.

I  - Сырьевой.

II  - Сырьевой обработки.

III - Машинного производства.

IV  - Индустриальный.

В настоящее время в развитых странах мира начался переход в пятый цикл-этап - постиндустриальный.

7. Переход развитых стран мира в постиндустриальный период разви­тия ведет к резкому сокращению людей в сфере воспроизводства, создавая условия доя ускоренного социального и экономического развития общества в целом.

Однако в связи с этим ослабляется экономическое саморегулирование труда, которое действует на основе стоимостных законов только в сфере воспроизводства и возрастает роль государства в экономическом управле­нии.

8. Существует два главных направления государственного регулиро­вания в экономике:

- управление потоком живого труда;

- контроль за ростом прибавочной стоимости и распределением наци­онального дохода.

Реализуя свои управленческие функции, государство использует эко­номические (налоговая и бюджетная политика), юридические (экономичес­кое законодательство) и организационные (создание структур управления) функции.

9. Налогообложение с последующим перераспределением платежных де­нежных средств между потребителями в экономической системе - главное средство управления экономикой со стороны государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31