Реферат: Общие экономические статьи
Вообще продукцию
сырьевых отраслей подвергать "скрытому" налогообложению
нецелесообразно, т.к., с одной стороны, невозможно различить сколько, например,
руды пойдет в производство группы А, и сколько в производство группы Б, а с
другой стороны, - в этом и нет необходимости. Просто ставки налогообложения
первого рода надо вычислять без учета цены руды в национальном доходе, т.к.
она там в списках закупленных потребительских товаров никогда не значится. Т.е.
при правильном налогообложении налогами первого рода, как бы их не называли,
необходимо увеличить цены только на конечную продукцию, т.е. те товары, которые
приобретаются потребителями I уровня на свои денежные доходы. При этом ставка
налогов первого рода должна рассчитываться из реального коэффициента
налогообложения, т.е. (см. рис N 7-9) исходя из количества людей, занятых в
сферах общественного труда, финансируемых из госбюджета, и социальных расходов
правительства.
Отсюда понятна
разница в объемах перераспределения государством национального дохода в
различных странах мира, о чем мы говорили ранее. В США, например, где большая
часть сферы здравоохранения, образования, социального обеспечения переведена
на "самообеспечение" в качестве сферы услуг третьего яруса или
другим путем, налог с оборота занимает относительно небольшую долю поступлений
в бюджет и объема налогообложения ниже, чем в странах с другим порядком
финансирования внепроизводственных сфер.
Казалось бы, что с
помощью налогообло жения первого рода государство может решить все проблемы
перераспределения национального дохода, не прибегая к налогообложению второго
рота, т.е. не облагая налогом первично перераспределенные доходы. Для того,
чтобы понять, почему это сделать нельзя, надо рассмотреть перечень
потребителей, изображенный на рис N 7-9. В их числе мы видим и само
государство. Это не удивительно, ибо мы помним, что государство является
"покупателем" товаров коллективного пользования, а для этого все
участники общественного труда должны оплачивать общественно необходимые товары
и это единственно справедливое условие их приобретения. Однако государство
закупает не только товары коллективного пользования, оно закупает огромный ряд
товаров, относящихся к группе А по своему экономическому смыслу, хотя и не
всегда входящих в состав национального богатства. Первое место среди этих
товаров занимает оружие и военная техника, а также техника и сооружения,
обеспечивающие функционирование государственного аппарата управления, полиции,
средства обеспечения фундаментальных исследований и т.д. Перечень этих товаров
в развитых странах непрерывно возрастает, в США например, он не снижается ниже
20 процентов от национального дохода. Эти средства нельзя получить за сет перераспределения
национального дохода, т.к. значительная часть из них сами по себе являются
национальным доходом, хотя производство вооружения, например, можно было бы
обеспечить и как бюджетное финансирование специфической сферы группы А. Однако
поскольку предприятия, которые производят оружие и военную технику, как
правило, выпускают и потребительскую продукцию, такое решение экономически не
целесообразно. Кроме того, и это самое главное, налоги второго рода
обеспечивают контроль со стороны государства за уровнем заработной платы, а
точнее денежных доходов населения, что является важным средством обеспечения
товарного баланса в стране.
Вот почему все
потребители, представленные на рис N 7-9 облагаются подоходным налогом,
который и обеспечивает расходы государства как потребителя.
Правда сегодня
различают налог на физических лиц, который называют подоходным налогом, и
налог на юридических лиц, под которым имеют ввиду потребителей второго уровня,
называя его налогом на прибыль.
Мы уже много
говорили о так называемой прибыли, показывая, что это всего лишь часть дохода
производителей второго уровня, входящая в состав относительной стоимости и
представляющая собой результат реализации рентабельности. При этом надо
понимать, что если производители второго уровня потребительских товаров
получают эту прибыль естественным путем, то производители второго уровня
товаров средств производства только за счет перераспределения прибыли из сферы
товаров группы
Б. Но в том и в другом случае прибыль
производителей второго уровня относится к динамическому накоплению, а это
значит, что ее искусственное длительное сбережение недопустимо. Поэтому
налогом должна облагаться нераспределенная прибыль, что и обеспечит
необходимое для экономики движение денежных средств. При этом нельзя забывать
о перераспределении национального дохода за счет амортизационных отчислений,
не допуская обложение налогом этих средств, а с другой стороны, не допуская
получения непосредственной прибыли за счет амортизационных отчислений.
Таким образом,
налогообложение надо рассматривать как перераспределение денежных доходов с
учетом прежде всего существования двух видов денег. При этом перераспределение
оборотных денег принципиально отличается от перераспределения денег платежных.
Перераспределение оборотных денег производится с помощью специального механизма
налогообложения первого рода, сущность работы которого - увеличение цен потребительских
товаров с распределением полученных от увеличения денег между потребителями
первого уровня в качестве платежных денег. Неважно как называется механизм
перераспределения доходов,если - это перераспределение оборотных денег - это
работает механизм первого ряда, увеличивающий стоимость товарной продукции для
перераспределения доходов. Это и налог на добавленную стоимость, и налог с
оборота, и амортизационные отчисления, и начисления доходов акционерам, как
вид рантье-дохода, и увеличение цен торговыми и финансовыми посредниками.
Особое место среди
этого перераспределения занимает налог на нераспределенную прибыль
производителей второго уровня. На первый
взгляд этот налог выпадает из перечисленного ряда,
т.к. не связан с
увеличением цен на выпускаемые производителями
товары. Но это только
видимое отсутствие взаимосвязи, ибо все
перераспределение оборотных
денег взаимоувязано, а потому и
нераспределенная прибыль есть результат искусственного увеличения цены. Вопрос
только в том, чтобы суммарная нераспределенная прибыль не оказалась причиной
нарушения товарного баланса, а так же в том чтобы она явилась причиной
сокращения других составляющих первичного распределения доходов.
Первичное
распределение имеет огромное экономическое значение во многом определяющее
функционирование экономики в целом. К этому перераспределению относится и
механизм перераспределения доходов, о котором мы говорили как о дереве доходов
в предыдущей главе. Короче говоря, теория налогов - это один из разделов
экономической теории распределения доходов со всеми ее объективными и
субъективными механизмами. В этой теории можно разобраться только понимая
функционирование экономики как единой многофункциональной системы.
Например, никогда
нельзя забывать о том, что все распределение доходов - процесс динамический, а
экономики не может функционировать без авансирования живого труда. Только тогда
можно объяснить как перераспределяют оборотные средства рыночные посредники
второго уровня и почему их нераспределенная прибыль оказывает негативное
воздействие на экономические процессы.
Задача первичного
перераспределения доходов состоит не только в том, чтобы перераспределить
доходы общества в другие сферы труда, но и предотвратить избыточное накопление
оборотных средств, которое ведет к спадам и кризисам в экономике.
В первичном
перераспределении доходов государство всегда со времен начала своего
возникновения выполняло главную регулирующую роль, которая усложнялась и
усиливалась по мере экономического развития цивилизации, а значит возрастала и
ответственность государственных структур за экономическое развитие той или иной
страны.
Вторичное
распределение доходов - это распределение платежных денежных средств, т.е.
средств полученных потребителями второго уровня из различных источников,
представленных на рис N 7-9, но уже преобразованных в платежные средства в
интересах прежде всего авансирования живого труда в различных сферах
общественной деятельности.
Налоги вторичного
распределения доходов назвали налогами второго ряда - эти налоги носят
фискальный, ограничивающий характер. В процессе этого налогообложения не
только решаются задачи обеспечения закупок товаров коллективного пользования и
общественного спроса, но задача сглаживания неравномерности доходов различных
физических лиц путем дифференциального налогообложения, зависимого от величины
дохода.
Сюда относится
прежде всего подоходный налог на потребителей первого уровня, но и все
остальные налоги, как бы они ни назывались: налог на имущество физических лиц,
налог на транспортные средства, налог на землю, налог с продаж ( хотя он
увеличивает цену покупаемого товара!) и т.д. - все это разные приемы одного и
того же процесса - накопления платежных средств государством для выполнения
государственных закупок товаров и услуг с учетом дифференциального подхода к
налогообложению.
Понятно, что
вторичное распределение доходов распределяет все тот же национальный доход, что
и первичное распределение, т.е. стоимостное содержание национального дохода
после первичного распределения не изменилось, но изменилось его денежное содержание,
т.к. доход перешел в другую денежную форму и его перераспределение между как
участниками всех сфер общественного труда, так и людьми, не занятыми в труде по
различным причинам. На понятии национальный доход мы должны остановиться
отдельно.
В отличии от
традиционного понимания национального дохода информационная экономика понимает
под этим понятием, как мы уже говорили, расходы населения страны на
приобретение потребительских товаров в течении рассматриваемого года. Все
остальные компоненты, которые сегодня включают в состав национального дохода и
прежде всего стоимости, а точнее цены, производственных товаров приводят к
повторному счету, т.к.
представляют собой реализацию прибавочной
стоимости. Даже государственные закупки потребительских товаров при включении
их ценности в состав национального дохода приводят к повторному счету.
Сложность в понимании этого вопроса состоит в том, что, как мы показали на
модели рис N 7-9, национальный доход не только формируется в динамике, но и в
ходе перераспределения постоянно видоизменяет свои компоненты. Поэтому его
исчисление без понимания всей динамики приводит к ошибкам.
Рассмотрим,
например, содержание национального дохода (Дн) на входе первого яруса, т.е. до
первичного распределения. Он представляет собой суммарный доход производителей
второго уровня (Дпр ). На какие компоненты он будет распределен на первом
ярусе?
Из модели следует
Дн = Дпр = ЗП + ОС + А + Пр н + Н (7-7),
где
ЗП - заработная плата производителей;
ОС - оборотные средства начальных условий производства;
А - амортизационные отчисления;
Пр н - нераспределенная прибыль предприятий;
Н - налоговые вычеты первого рода.
На втором ярусе
потребления состав национального дохода преобразуется, в результате чего
Дн = Дб + Др + Пр н + ЗП (7-8),
где
Дб - денежный доход потребителей бюджетной сферы;
Др - денежный доход рантье;
Пр н - нераспределенная прибыль производителей второго
уровня;
ЗП - денежный доход производителей первого уровня.
В результате
вторичного перераспределения национального дохода состав его компонентов вновь
изменится. В этом составе появится государство, как потребитель с его
бюджетными средствами предназначенными для закупок товаров коллективного
пользования и других потребительских и не потребительских товаров, а также
доходы потребителей - производителей сферы услуг третьего яруса. Но эти доходы
нельзя складывать с доходами компонентов второго яруса или же надо складывать с
учетом налогообложения и перераспределения доходов между вторым и третьим ярусом.
Но и в этом случае к ошибкам могут привести отсутствие учета воздействия
системы накопления, неясность с использованием нераспределенной прибыли
производителей второго уровня, возможность государства формировать бюджет с
дефицитом, недопонимание конечного использования государственных расходов и
т.д.
В то же время
уравнение товарного баланса является законом, а потому ЗПд = Цд, где под
заработной платой подразумеваются индивидуальные доходы всех участников
экономики, затраченные на приобретение потребительских товаров, является
единственных достоверным подходом к определению национального дохода.
В то же время для
анализа экономических процессов, понимание влияния различных компонентов на
формирование национального дохода необходимо и его компонентное изучение на
различных этапах денежного оборота. Так же как для понимания и изучения
стоимостных результатов действия экономических процессов необходимо денежное и
стоимостное исчисление внутреннего национального продукта (ВНП), ибо только в
этом случае можно оценить воздействие экономики на национальное богатство стран
(Нб). К сожалению, этот показатель в экономике пока не учитывается.
Среди компонентов
национального дохода появившихся в результате вторичного распределения доходов
(выражение 7-8) есть один, о котором мы ранее не говорили. Это рантье-доход.
Рантье - это лица,
живущие на проценты от сдаваемого в ссуду капитала (которым в традиционной
экономике считают деньги) или на доходы от ценных бумаг (акций, облигаций и
т.д.).
Учитывая, что с "капиталом" мы
уже разбирались,мы не будем повторяться, а сразу сделаем вывод: все рантье
получают свои доходы за счет перераспределения национального дохода с помощью
специально созданного обществом инструмента - ценных бумаг, которые, независимо
от названия, выполняют одну и ту же функцию - функцию распределения прибыли из
состава оборотных средств сферы воспроизводства, преобразуя таким образом
денежные оборотные средства в платежные денежные рантье-доходы.
Нужно сказать, что
общество неоднозначно относится к такого рода доходам, опять-таки совершенно
необоснованно считая их сродней спекулятивным доходам в экономике.
К сожалению, человек
всегда умел любое хорошее дело превращать в его полную противоположность. Так и
с ценными бумагами, которые появились как информация о прошлых инвестициях,
обеспечивающих будущий доход, но именно этот будущий доход, который, как и на
практике убедились несколько поколений людей, обеспечивает будущее гораздо
надежнее, чем накопленные деньги, и привел к появлению вокруг этих бумаг в развитых
странах мира целого слоя людей, превративших важное дело в азартную игру со
всеми вытекающими отсюда последствиями.
Акции как показатели
инвестиций характеризуют собой создаваемое обществом национальное богатство,
которое в отличии от денег действительно определяет объем национального дохода
(но не его стоимость, в том числе и в ценовой форме), а потому его
распределение на основе акций, является, пожалуй, самым экономически
обоснованным путем. Другое дело кто и как получает эти акции. В послевоенный
период этот вопрос распределения акций, а через них и распределения доходов,
встал, наконец, на верные рельсы. И не только потому, что люди убедились в
более высокой надежности своего будущего при вложении сэкономленных денег в
акции, чем их хранение в денежной форме даже в банках, и количество акционеров
стало быстро расти, но прежде всего потому, что появились мощные инвестиционные
фонды в лице пенсионных фондов, объединяющих миллионы отошедших от дел людей,
которые тем самым обрели устойчивый источник доходов.
А так как в развитых
странах мира население постоянно "стареет" из-за увеличения
продолжительности жизни, рантье-доходы становятся основой для утверждения
социальной справедливости в обществе. Кроме того, эти доходы - доходы
саморегулирующиеся, а значит они значительно разгружают государственный бюджет
от расходов на социальные нужды, что и снижает ставки налогообложения, и
морально улучшает обстановку в обществе, которое сегодня в силу непонимания
полезности налогообложения, относится к высоким налоговым ставкам крайне
негативно.
Рантье-доход - это
один из самых ранних способов искусственного, узаконенного государством
перераспределения национального дохода. Речь идет прежде всего о так называемых
рентных платежах, которые выплачивали крестьяне за пользование землей
владельцам этой земли. И хотя акции заменяли натуральные показатели, т.е.
количество арендованной земли, а земля - это не национальное богатство, а
национальное достояние, суть дела не меняется - перераспределяется
относительная прибавочная стоимость на основании узаконенной государством
собственности на определенную часть этого национального богатства. В то
далекое время из-за слабого развития промышленности национальный доход
создавался практически целиком в сельском хозяйстве, и хотя все его
компоненты, перечисленные в выражении (7-7) уже тогда имели место, большинство
из них (Дб, Пр н, ЗП) были в зачаточном состоянии. Основная часть национального
дохода потреблялась самими производителями, а большая часть относительной
прибавочной стоимости выступала в форме дохода государства. Это обстоятельство
затрудняло понимание сущности формирования и распределения национального
дохода.
Говоря о других
компонентах национального дохода важно понять, что все эти доходы как в
выражении (7-7), так и в выражении (7-8), есть перераспределение относительной
прибавочной стоимости в ее ценовой форме. А это означает, что любое увеличение
одной из этих компанент ведет к неминуемому уменьшению одной или нескольких
других компанент. При этом особое значение среди представленных компанент
имеет заработная плата. Именно заработная плата определяет рентабельность
производства с одной стороны, но значит и величину всех остальных компанент -
с другой. А так как количество занятых в сфере воспроизводства постоянно
сокращается, рентабельность должна постоянно возрастать. Этот непрерывный рост
рентабельности - основа экономического развития и экономического благополучия
общества. Однако интересы общества отнюдь не всегда интересуют производителей
первого и второго уровня, которые под различными предлогами стремятся
увеличить свои доходы, уменьшая тем самым доходы государства, доходы бюджетных
потребителей, рантье-доходы, а иногда и амортизационные отчисления, т.е. доходы
работников сферы производства средств производства. Отсюда вытекает общественная
необходимость в контроле со стороны государства за уровнем рентабельности
предприятий путем контроля заработной платы работающих. Эта необходимость
проявляется сегодня в форме специального налога на заработную плату. Это
важнейший новый вид налогообложения предприятий двадцатого столетия, который
широко используется в развитых странах мира. Кроме своей основной задачи, этот
налог ускоряет естественный процесс высвобождения живого труда из сферы
воспроизводства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|
|