рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общие экономические статьи рефераты

Вообще продукцию сырьевых отраслей подвергать "скрытому" налого­обложению нецелесообразно, т.к., с одной стороны, невозможно различить сколько, например, руды пойдет в производство группы А, и сколько в производство группы Б, а с другой стороны, - в этом и нет необходимос­ти. Просто ставки налогообложения первого рода надо вычислять без уче­та цены руды в национальном доходе, т.к. она там в списках закупленных потребительских товаров никогда не значится. Т.е. при правильном нало­гообложении налогами первого рода, как бы их не называли, необходимо увеличить цены только на конечную продукцию, т.е. те товары, которые приобретаются потребителями I уровня на свои денежные доходы. При этом ставка налогов первого рода должна рассчитываться из реального коэффи­циента налогообложения, т.е. (см. рис N 7-9) исходя из количества лю­дей, занятых в сферах общественного труда, финансируемых из госбюдже­та, и социальных расходов правительства.

Отсюда понятна разница в объемах перераспределения государством национального дохода в различных странах мира, о чем мы говорили ра­нее. В США, например, где большая часть сферы здравоохранения, образо­вания, социального обеспечения переведена на "самообеспечение" в ка­честве сферы услуг третьего яруса или другим путем, налог с оборота занимает относительно небольшую долю поступлений в бюджет и объема на­логообложения ниже, чем в странах с другим порядком финансирования внепроизводственных сфер.

Казалось бы, что с помощью налогообло жения первого рода госу­дарство может решить все проблемы перераспределения национального до­хода, не прибегая к налогообложению второго рота, т.е. не облагая на­логом первично перераспределенные доходы. Для того, чтобы понять, по­чему это сделать нельзя, надо рассмотреть перечень потребителей, изоб­раженный на рис N 7-9. В их числе мы видим и само государство. Это не удивительно, ибо мы помним, что государство является "покупателем" то­варов коллективного пользования, а для этого все участники обществен­ного труда должны оплачивать общественно необходимые товары и это единственно справедливое условие их приобретения. Однако государство закупает не только товары коллективного пользования, оно закупает ог­ромный ряд товаров, относящихся к группе А по своему экономическому смыслу, хотя и не всегда входящих в состав национального богатства. Первое место среди этих товаров занимает оружие и военная техника, а также техника и сооружения, обеспечивающие функционирование государс­твенного аппарата управления, полиции, средства обеспечения фундамен­тальных исследований и т.д. Перечень этих товаров в развитых странах непрерывно возрастает, в США например, он не снижается ниже 20 процен­тов от национального дохода. Эти средства нельзя получить за сет пере­распределения национального дохода, т.к. значительная часть из них са­ми по себе являются национальным доходом, хотя производство вооруже­ния, например, можно было бы обеспечить и как бюджетное финансирование специфической сферы группы А. Однако поскольку предприятия, которые производят оружие и военную технику, как правило, выпускают и потреби­тельскую продукцию, такое решение экономически не целесообразно. Кроме того, и это самое главное, налоги второго рода обеспечивают контроль со стороны государства за уровнем заработной платы, а точнее денежных доходов населения, что является важным средством обеспечения товарного баланса в стране.

Вот почему все потребители, представленные на рис N 7-9 облагают­ся подоходным налогом, который и обеспечивает расходы государства как потребителя.

Правда сегодня различают налог на физических лиц, который называ­ют подоходным налогом, и налог на юридических лиц, под которым имеют ввиду потребителей второго уровня, называя его налогом на прибыль.

Мы уже много говорили о так называемой прибыли, показывая, что это всего лишь часть дохода производителей второго уровня, входящая в состав относительной стоимости и представляющая собой результат реали­зации рентабельности. При этом надо понимать, что если производители второго уровня потребительских товаров получают эту прибыль естествен­ным путем, то производители второго уровня товаров средств производс­тва только за счет перераспределения прибыли из сферы товаров группы

Б. Но в том и в другом случае прибыль производителей второго уровня относится к динамическому накоплению, а это значит, что ее искусствен­ное длительное сбережение недопустимо. Поэтому налогом должна обла­гаться нераспределенная прибыль, что и обеспечит необходимое для эко­номики движение денежных средств. При этом нельзя забывать о перерасп­ределении национального дохода за счет амортизационных отчислений, не допуская обложение налогом этих средств, а с другой стороны, не допус­кая получения непосредственной прибыли за счет амортизационных отчис­лений.

Таким образом, налогообложение надо рассматривать как перераспре­деление денежных доходов с учетом прежде всего существования двух ви­дов денег. При этом перераспределение оборотных денег принципиально отличается от перераспределения денег платежных. Перераспределение оборотных денег производится с помощью специального механизма налого­обложения первого рода, сущность работы которого - увеличение цен пот­ребительских товаров с распределением полученных от увеличения денег между потребителями первого уровня в качестве платежных денег. Неважно как называется механизм перераспределения доходов,если - это перерасп­ределение оборотных денег - это работает механизм первого ряда, увели­чивающий стоимость товарной продукции для перераспределения доходов. Это и налог на добавленную стоимость, и налог с оборота, и амортизаци­онные отчисления, и начисления доходов акционерам, как вид рантье-до­хода, и увеличение цен торговыми и финансовыми посредниками.

Особое место среди этого перераспределения занимает налог на не­распределенную прибыль производителей второго уровня. На первый

взгляд этот  налог выпадает из перечисленного ряда,  т.к.  не связан с

увеличением цен на выпускаемые производителями товары.  Но это  только

видимое отсутствие  взаимосвязи,  ибо  все перераспределение оборотных

денег взаимоувязано, а потому и нераспределенная прибыль есть резуль­тат искусственного увеличения цены. Вопрос только в том, чтобы суммар­ная нераспределенная прибыль не оказалась причиной нарушения товарного баланса, а так же в том чтобы она явилась причиной сокращения других составляющих первичного распределения доходов.

Первичное распределение имеет огромное экономическое значение во многом определяющее функционирование экономики в целом. К этому пере­распределению относится и механизм перераспределения доходов, о кото­ром мы говорили как о дереве доходов в предыдущей главе. Короче гово­ря, теория налогов - это один из разделов экономической теории распре­деления доходов со всеми ее объективными и субъективными механизмами. В этой теории можно разобраться только понимая функционирование эконо­мики как единой многофункциональной системы.

Например, никогда нельзя забывать о том, что все распределение доходов - процесс динамический, а экономики не может функционировать без авансирования живого труда. Только тогда можно объяснить как пере­распределяют оборотные средства рыночные посредники второго уровня и почему их нераспределенная прибыль оказывает негативное воздействие на экономические процессы.

Задача первичного перераспределения доходов состоит не только в том, чтобы перераспределить доходы общества в другие сферы труда, но и предотвратить избыточное накопление оборотных средств, которое ведет к спадам и кризисам в экономике.

В первичном перераспределении доходов государство всегда со вре­мен начала своего возникновения выполняло главную регулирующую роль, которая усложнялась и усиливалась по мере экономического развития ци­вилизации, а значит возрастала и ответственность государственных структур за экономическое развитие той или иной страны.

Вторичное распределение доходов - это распределение платежных де­нежных средств, т.е. средств полученных потребителями второго уровня из различных источников, представленных на рис N 7-9, но уже преобра­зованных в платежные средства в интересах прежде всего авансирования живого труда в различных сферах общественной деятельности.

Налоги вторичного распределения доходов назвали налогами второго ряда - эти налоги носят фискальный, ограничивающий характер. В процес­се этого налогообложения не только решаются задачи обеспечения закупок товаров коллективного пользования и общественного спроса, но задача сглаживания неравномерности доходов различных физических лиц путем дифференциального налогообложения, зависимого от величины дохода.

Сюда относится прежде всего подоходный налог на потребителей пер­вого уровня, но и все остальные налоги, как бы они ни назывались: на­лог на имущество физических лиц, налог на транспортные средства, налог на землю, налог с продаж ( хотя он увеличивает цену покупаемого това­ра!) и т.д. - все это разные приемы одного и того же процесса - накоп­ления платежных средств государством для выполнения государственных закупок товаров и услуг с учетом дифференциального подхода к налогооб­ложению.

Понятно, что вторичное распределение доходов распределяет все тот же национальный доход, что и первичное распределение, т.е. стоимостное содержание национального дохода после первичного распределения не из­менилось, но изменилось его денежное содержание, т.к. доход перешел в другую денежную форму и его перераспределение между как участниками всех сфер общественного труда, так и людьми, не занятыми в труде по различным причинам. На понятии национальный доход мы должны остано­виться отдельно.

В отличии от традиционного понимания национального дохода инфор­мационная экономика понимает под этим понятием, как мы уже говорили, расходы населения страны на приобретение потребительских товаров в те­чении рассматриваемого года. Все остальные компоненты, которые сегодня включают в состав национального дохода и прежде всего стоимости, а точнее цены, производственных товаров приводят к повторному счету, т.к.

представляют собой реализацию прибавочной стоимости. Даже государс­твенные закупки потребительских товаров при включении их ценности в состав национального дохода приводят к повторному счету. Сложность в понимании этого вопроса состоит в том, что, как мы показали на модели рис N 7-9, национальный доход не только формируется в динамике, но и в ходе перераспределения постоянно видоизменяет свои компоненты. Поэтому его исчисление без понимания всей динамики приводит к ошибкам.

Рассмотрим, например, содержание национального дохода (Дн) на входе первого яруса, т.е. до первичного распределения. Он представля­ет собой суммарный доход производителей второго уровня (Дпр ). На ка­кие компоненты он будет распределен на первом ярусе?

Из модели следует

Дн = Дпр = ЗП + ОС + А + Пр н + Н                                    (7-7), где

ЗП - заработная плата производителей;

ОС - оборотные средства начальных условий производства;

А - амортизационные отчисления;

Пр н - нераспределенная прибыль предприятий;

Н  - налоговые вычеты первого рода.

На втором ярусе потребления состав национального дохода преобра­зуется, в результате чего

Дн = Дб + Др + Пр н + ЗП                                 (7-8), где

Дб - денежный доход потребителей бюджетной сферы;

Др - денежный доход рантье;

Пр н - нераспределенная прибыль производителей второго уровня;

ЗП - денежный доход производителей первого уровня.

В результате вторичного перераспределения национального дохода состав его компонентов вновь изменится. В этом составе появится госу­дарство, как потребитель с его бюджетными средствами предназначенными для закупок товаров коллективного пользования и других потребительских и не потребительских товаров, а также доходы потребителей - производи­телей сферы услуг третьего яруса. Но эти доходы нельзя складывать с доходами компонентов второго яруса или же надо складывать с учетом на­логообложения и перераспределения доходов между вторым и третьим яру­сом. Но и в этом случае к ошибкам могут привести отсутствие учета воз­действия системы накопления, неясность с использованием нераспределен­ной прибыли производителей второго уровня, возможность государства формировать бюджет с дефицитом, недопонимание конечного использования государственных расходов и т.д.

В то же время уравнение товарного баланса является законом, а по­тому ЗПд = Цд, где под заработной платой подразумеваются индивидуаль­ные доходы всех участников экономики, затраченные на приобретение пот­ребительских товаров, является единственных достоверным подходом к оп­ределению национального дохода.

В то же время для анализа экономических процессов, понимание вли­яния различных компонентов на формирование национального дохода необ­ходимо и его компонентное изучение на различных этапах денежного обо­рота. Так же как для понимания и изучения стоимостных результатов действия экономических процессов необходимо денежное и стоимостное ис­числение внутреннего национального продукта (ВНП), ибо только в этом случае можно оценить воздействие экономики на национальное богатство стран (Нб). К сожалению, этот показатель в экономике пока не учитыва­ется.

Среди компонентов национального дохода появившихся в результате вторичного распределения доходов (выражение 7-8) есть один, о котором мы ранее не говорили. Это рантье-доход.

Рантье - это лица, живущие на проценты от сдаваемого в ссуду ка­питала (которым в традиционной экономике считают деньги) или на доходы от ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.).

Учитывая, что с "капиталом" мы уже разбирались,мы не будем повто­ряться, а сразу сделаем вывод: все рантье получают свои доходы за счет перераспределения национального дохода с помощью специально созданного обществом инструмента - ценных бумаг, которые, независимо от названия, выполняют одну и ту же функцию - функцию распределения прибыли из сос­тава оборотных средств сферы воспроизводства, преобразуя таким образом денежные оборотные средства в платежные денежные рантье-доходы.

Нужно сказать, что общество неоднозначно относится к такого рода доходам, опять-таки совершенно необоснованно считая их сродней спеку­лятивным доходам в экономике.

К сожалению, человек всегда умел любое хорошее дело превращать в его полную противоположность. Так и с ценными бумагами, которые появи­лись как информация о прошлых инвестициях, обеспечивающих будущий до­ход, но именно этот будущий доход, который, как и на практике убеди­лись несколько поколений людей, обеспечивает будущее гораздо надежнее, чем накопленные деньги, и привел к появлению вокруг этих бумаг в раз­витых странах мира целого слоя людей, превративших важное дело в азартную игру со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Акции как показатели инвестиций характеризуют собой создаваемое обществом национальное богатство, которое в отличии от денег действи­тельно определяет объем национального дохода (но не его стоимость, в том числе и в ценовой форме), а потому его распределение на основе ак­ций, является, пожалуй, самым экономически обоснованным путем. Другое дело кто и как получает эти акции. В послевоенный период этот вопрос распределения акций, а через них и распределения доходов, встал, нако­нец, на верные рельсы. И не только потому, что люди убедились в более высокой надежности своего будущего при вложении сэкономленных денег в акции, чем их хранение в денежной форме даже в банках, и количество акционеров стало быстро расти, но прежде всего потому, что появились мощные инвестиционные фонды в лице пенсионных фондов, объединяющих миллионы отошедших от дел людей, которые тем самым обрели устойчивый источник доходов.

А так как в развитых странах мира население постоянно "стареет" из-за увеличения продолжительности жизни, рантье-доходы становятся ос­новой для утверждения социальной справедливости в обществе. Кроме то­го, эти доходы - доходы саморегулирующиеся, а значит они значительно разгружают государственный бюджет от расходов на социальные нужды, что и снижает ставки налогообложения, и морально улучшает обстановку в об­ществе, которое сегодня в силу непонимания полезности налогообложения, относится к высоким налоговым ставкам крайне негативно.

Рантье-доход - это один из самых ранних способов искусственного, узаконенного государством перераспределения национального дохода. Речь идет прежде всего о так называемых рентных платежах, которые выплачи­вали крестьяне за пользование землей владельцам этой земли. И хотя ак­ции заменяли натуральные показатели, т.е. количество арендованной зем­ли, а земля - это не национальное богатство, а национальное достояние, суть дела не меняется - перераспределяется относительная прибавочная стоимость на основании узаконенной государством собственности на опре­деленную часть этого национального богатства. В то далекое время из-за слабого развития промышленности национальный доход создавался практи­чески целиком в сельском хозяйстве, и хотя все его компоненты, пере­численные в выражении (7-7) уже тогда имели место, большинство из них (Дб, Пр н, ЗП) были в зачаточном состоянии. Основная часть националь­ного дохода потреблялась самими производителями, а большая часть отно­сительной прибавочной стоимости выступала в форме дохода государства. Это обстоятельство затрудняло понимание сущности формирования и расп­ределения национального дохода.

Говоря о других компонентах национального дохода важно понять, что все эти доходы как в выражении (7-7), так и в выражении (7-8), есть перераспределение относительной прибавочной стоимости в ее цено­вой форме. А это означает, что любое увеличение одной из этих компа­нент ведет к неминуемому уменьшению одной или нескольких других компа­нент. При этом особое значение среди представленных компанент имеет заработная плата. Именно заработная плата определяет рентабельность производства с одной стороны, но значит и величину всех остальных ком­панент - с другой. А так как количество занятых в сфере воспроизводс­тва постоянно сокращается, рентабельность должна постоянно возрастать. Этот непрерывный рост рентабельности - основа экономического развития и экономического благополучия общества. Однако интересы общества от­нюдь не всегда интересуют производителей первого и второго уровня, ко­торые под различными предлогами стремятся увеличить свои доходы, уменьшая тем самым доходы государства, доходы бюджетных потребителей, рантье-доходы, а иногда и амортизационные отчисления, т.е. доходы ра­ботников сферы производства средств производства. Отсюда вытекает об­щественная необходимость в контроле со стороны государства за уровнем рентабельности предприятий путем контроля заработной платы работающих. Эта необходимость проявляется сегодня в форме специального налога на заработную плату. Это важнейший новый вид налогообложения предприятий двадцатого столетия, который широко используется в развитых странах мира. Кроме своей основной задачи, этот налог ускоряет естественный процесс высвобождения живого труда из сферы воспроизводства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31