Реферат: Общие экономические статьи
Прямая Св на рис N
7-5 при пересечении с осью абсцисс показывает возможность производства
промышленной продукции на втором этапе развития экономики, т.е. ее совершенно
не хватало для всего общества и это обрекало крестьян на ведение натурального
хозяйства.
На третьем этапе,
этапе внедрения машинного производства, который соответствует
энерговооруженности III (пунктирная кривая на рис N 7-5). Энерговооруженность в
промышленности возросла, но в сельском хозяйстве не изменилась. Поэтому,
несмотря на увеличение производства промышленных товаров спрос на них не мог
быть удовлетворен, т.к. обеспечивал чуть больше половины потребности.
Действительно, при том уровне сельскохозяйственного производства из сырьевого
цикла максимально могло быть высвобождено 300 человек, из них сто человек, как
мы говорили, было занято в системе государственного управления, Значит на
развитие обрабатывающих отраслей оставалось лишь 200 человек. И только в период
индустриализации, т.е. с ростом энерговооруженности труда (прямая IV) удалось
удовлетворить общественные потребности в товарах обрабатывающей промышленности.
Правда, в индустриальный период возросли и общественные потребности ( Сп об ),
т.к. стали появляться все новые и новые товары. Удовлетворение этих
потребностей стало возможным даже с учетом роста энерговооруженности только за
счет увеличения численности работающих. Однако на начальном этапе
индустриализации объективных предпосылок для сокращения численности занятых в
сельскохозяйственном производстве не было, а потому рост численности
индустриального социума происходил за счет искусственного сокращения числа
работающих в деревнях, без увеличения роста продуктивности, что вело к низкому
жизненному уровню наемных рабочих и возникновению социальных конфликтов в
обществе. Только внедрение информационных технологий в сельскохозяйственное
производство на этапе перехода к постиндустриальному обществу сняло
продовольственные проблемы и обеспечил переход к пятому, постиндустриальному
этапу развитию экономики. Высвобождение людей из сельскохозяйственной сферы при
этом не привело к росту численности работающих в промышленности, а после
внедрения информационных технологий в промышленном производстве численность
индустриального социума стала сокращаться. Таким образом, если на этапе
машинного производства и индустриализации рост создаваемой стоимости
обеспечивался за счет относительной прибавочной стоимости ( Сотн на рис N 7-5),
то при переходе к постиндустриальному обществу начался быстрый рост абсолютной
прибавочной стоимости ( Саб).
На примере общества
В.Петти мы видим, что в процессе индустриализации сокращался физический социум
и прежде всего занятый в сельскохозяйственном производстве и быстро рос
рабочий класс - индустриальный социум. Однако в результате внедрения
информационных технологий во второй половине двадцатого столетия одновременно
во всех отраслях воспроизводства началось сокращение численности работающих во
всей сфере воспроизводства. Именно в это период произошел перелом в экономическом
развитии передовых государств, когда рост промышленной продукции стал
определяться не относительной прибавочной стоимостью, не увеличением
численности работающих и ростом энерговооруженности труда, а прежде всего
внедрением информационных технологий. (Но этого не произошло в СССР, где
искусственно тормозилось проявление стоимостных законов.) Этот перелом повлек
за собой и естественный рост безработицы в развитых капиталистических странах -
она стала хроническим и неотвратимым бедствием постиндустриального развития
капиталистических государств, создавая благоприятную почву для эффекта Петти.
Научно-технический
прогресс обеспечил гигантское ускорение в экономическом развитие цивилизации,
что показано на рис N 7-7, экономика развитых капиталистических стран,
увеличивая цикличность, начала создавать в экономических циклах огромные
стоимости, т.к. каждый цикл строился на базе всех экономических и стоимостных
достижений предыдущих этапов и циклов развития экономики, "лестница
прогресса", как видно из рис N 7-6, поднимала экономические возможности
развитых государств на огромную высоту. Однако социальные процессы в обществе
развивались стихийно, а потому социальная структура труда, быстро меняющаяся
под воздействием экономических преобразований, вызывает все большую
озабоченность исследователей. Экономическое регулирование с помощью
"невидимой руки" Адама Смита вызывает все большее недоверие. Да и
само существование этого понятия, бывшего когда-то величайшим открытием Адама
Смита, становится позором для современной экономической науки. Все наше
информационное исследование экономики показывает, что нет никакой
"невидимой руки", есть стоимостные экономические законы, которые и
определяют процессы экономического саморегулирования. Реализованная прибавочная
стоимость дает прибавочный продукт, а, стремясь увеличить его величину, (что
можно сделать только на основе повышения нормы прибавочной стоимости)
вынуждают производителей второго уровня внедрять достижения науки и техники,
повышать энерговооруженность, сокращать численность занятых на производстве
людей. До определенного времени эта "видимая рука" - прибыль
регулировала косвенным путем и поток труда, который высвобождался из
сельскохозяйственного производства, ибо индустриализация требовала все большего
и большего числа людей. Сегодня этот этап остался позади, сегодня
индустриальный социум объективно и быстро сокращается - это веяние
экономических законов. Искусственное сдерживание этого процесса в сфере
воспроизводства - это торможение общественного развития. Саморегулирование в
этом процессе как мы убедились, ведет к перераспределению занятых в сфере
рыночных посредников, сферу услуг вообще и в неконтролируемую зону трудовой
деятельности. Последнее - социально опасно, но и гипертрофированная зона услуг
и посредников не ускоряет развитие общества. Сфера услуг в ее информационном
понимании, т.е. сфера труда, которая не создает новой стоимости и не
воспроизводит ее, а лишь ведет к увеличению стоимостных показателей и цен на
товары, искажает экономические процессы и стимулирует негативные экономические
явления от инфляции до кризисов перепроизводства и экономических спадов.
Только
перераспределение свободного труда в сфере определяющие научно-технический
прогресс, развитие экономики, т.е. в научно-техническую сферу, сферу
образования, сферу здравоохранения, которые должны получить преимущественное
развитие, может предотвратить болезненное состояние экономики в развитых
странах мира.
Рыночное
регулирование, на которое уповают многие экономисты, а точнее действие
стоимостных законов саморегулирования, не действует вне сферы воспроизводства,
а потому постиндустриальное регулирование потока труда возможно только одним
органом управления, который изначально и был создан для этого, - государством.
Правда, есть еще
один аргумент, к которому прибегают противники государственного регулирования
потоком труда - это утверждение о бурном развитии за последние годы в развитых
капиталистических странах сферы малого и среднего бизнеса, который создает
основное количество новых рабочих мест.
Для того, чтобы
показать насколько это соответствует действительности, нам придется более
глубоко рассмотреть структуру производства в сфере воспроизводства, перейдя от
третьего уровня управления, структура которого представлена в таблице N 7-2,
ко второму уровню - уровню производителей второго уровня.
Структуру производителей
второго уровня рассмотрим на примере США, где экономические процессы, как
правило, опережают развитие экономики других стран и где они, в силу
объемности экономики страны, наиболее наглядны.
Эта
структура представлена в таблице N 7-3.
Таблица
N 7-3
Структура производителей США за 1987 год.
Вид предприятия |
Общее
количество (ед.) |
Процент от общего количества (%) |
Оборот
(%)
|
Единоличное
владение |
13.091 |
71.3 |
6 |
Товарищество |
1.648 |
9.0 |
4 |
Корпорация |
3.612 |
19.7 |
90 |
Всего |
18.351 |
100 |
100 |
Таким образом 3.162 крупных промышленных
предприятий США сосредоточили в своих руках 90% объема выпускаемой продукции.
Процесс концентрации
капитала, который начался еще в конце прошлого века в экономике всех развитых
капиталистических государств непрерывно продолжается и в наше время.
Это объективно
необходимо в интересах развития экономики, т.к. обеспечивает внедрение
передовых достижений науки и техники и повышение производительности труда.
Еще в одном из самых ранних исследований известного
экономиста
В.Леонтьева по экономике Германии было
показано, что "В Германии в 1895 году на всех предприятиях с числом
занятых от 1 до 5 чел. на 1 л.с. мощности силовой обстановки приходилось в
среднем 5,1 работника; для предприятий с числом занятых от 6 до 20 чел., от 31
до 100 чел. и от 101 до 1000 чел. это соотношение равнялось 3,2 , 2,3 и 1,3
соответственно", т.е. концентрация производства всегда обеспечивала повышение
энерговооруженности труда, что соответственно вело к росту относительной
прибавочной стоимости, а значит и возможности увеличения прибыли.
В наше время
создание современных автоматизированных и механизированных производств,
конкурентно способных и высокодоходных возможно только при значительных
капиталовложениях, которые не могут обеспечить мелкие товаропроизводители. Вот
почему малые и средние фирмы в экономике США ежегодно появляются в огромных
количествах (> 650 тыс.), но каждая четвертая фирма терпит банкротство на
первом году жизни, а 90% всех возникших фирм не может продержаться более 4 лет,
несмотря на действие в США специальной правительственной программы поддержки
малого бизнеса. Стоит ли ради 6% продукции в общем объеме ВВП страны затрачивать
столько усилий, переживать столько трагедий? Конечно, когда за чертой бедности
живут миллионы американцев, любые средства, смягчающие это необъяснимое для
богатейшей страны бедствие, нужны и допустимы, но вряд ли они изменят ситуацию
в условиях нарастания тенденции сокращения численности занятых в сфере
воспроизводства в постиндустриальный период, в который уверенно вступила
страна.
Государственное
регулирование потока труда становится совершенно необходимым.
* * *
Из всех объектов и
субъектов системы управления экономикой в сфере воспроизводства мы рассмотрели
структуру производителей и социальную структуру труда. Структуру рыночных
посредников мы рассматривать в этой главе не будем, т.к. в необходимом нам
объеме мы ее рассматривала в предыдущей главе, как и систему денежного
обращения. Нам осталось рассмотреть структуру потока товаров и структуру потребителей.
Начнем со структуры
потока товаров. Поток товаров, как видно из рис N 7-1, рынком подразделяется на
два потока - поток потребительских товаров (Тб) и поток товаров группы А, куда
входят орудия и средства производства, а также сырье и материалы, необходимые
для выпуска потребительских товаров. Поток группы А представляет собой в
терминологии теории управления поток положительной обратной связи, который
определяет величину регулируемого потока, т.е. потока Тб. Это значит, что с
увеличением Та - возрастает Тб, с сокращением Та - уменьшается Тб. Этот поток
мы еще ранее называли инвестиционным потоком, или инвестиционной обратной
связью, а в традиционной экономике этот поток называют просто инвестициями.
Чтобы не было путаницы между фактическим инвестиционным потоком и его денежным
выражением, мы условимся назвать их денежными инвестициями и потоком
инвестиций.
Итак, поток инвестиций ранее мы подразделяли на две
составляющие
- поток сырья и материалов и поток средств
производства. Их продвижение, как мы знаем, обеспечиваются соответствующими
денежными инвестициями, в качестве которых для потока сырья и материалов
являются оборотные деньги, для потока средств производства амортизационные
отчисления.
Оборотные деньги, в
соответствии с достигнутым уровнем развития производства, обеспечивают
продвижение сырья и материалов к производителям конечной продукции, а сам
достигнутый уровень определяется главным образом, как мы видели из графиков
рис 7-3, 7-4, 7-5, энерговооруженностью труда.
Поэтому поток
энергии в общем потоке инвестиционной обратной связи следует рассматривать как
особую, самостоятельную компаненту, которая определяет не только подавляющую
величину воспроизводимой стоимости, но и все развитие экономики в целом. Без
роста энерговооруженности труда никакое экономическое развитие невозможно. Но
при этом мы понимаем, что абсолютные энергетические затраты определяются
информационным обеспечением производства, а внедрение энергосберегающих
информационных технологий эквивалентно росту энерговооруженности ( рис N 7-5,
7-6 - N экв). Такое особое положение потока энергии в функционирование и
развитии экономики определяет особую роль этой инвестиционной составляющей
обратной связи в управлении экономикой. Заботы о развитии энерговооруженности
труда, об обеспечении производства энергоресурсами
- одна из важнейших функций в
государственном управлении экономикой. Хотя современная теория экономики и не
обосновала подобного вывода, экономическая практика государственного управления
давно убедилась в правильности этого положения. Немецкое, как и японское
"экономическое чудо" во многом объясняется низкой ценой
энергоресурсов и прежде всего низкими ценами на сырую нефть, которую в
"конкурентной борьбе" устанавливали экспортеры, в том числе и
Советский Союз. О том, что означают для экономики страны энергоресурсы хорошо
на практике осознали руководители бывших союзных республик СССР, и прежде
всего Украина и Белоруссия, оставшиеся без российских рынков нефти и газа.
Правда, руководители России далеко не лучшим образом распоряжаются
национальным достоянием, которое страна дала богатейшая российская земля,
наращивая продажу за рубеж нефти и газа, несмотря на обвальное падение производства
во всех отраслях экономики. Продажа за рубеж энергоресурсов равнозначна
бесплатной передаче части национального дохода зарубежным товаропроизводителям,
которые эту получаемую за счет поставляемых энергоносителей дармовую прибыль,
продают нам в виде импортных товаров в тридорого. Конечно сам по себе
энергоресурсы прибыли не дают, это только потенциальная возможнось получение
прибыли. Энергоресурсы должны быть преобразованы в энергию и использованы в
воспроизводстве товаров, но без них получить прибавочный продукт, а значит
обеспечить нормальное функционирование экономики принципиально невозможно. Так
что политика растранжиривания энергоресурсов, мягко говоря, недальновидна.
Для того, чтобы
потенциальные возможности экономики были реализованы, кроме энергоресурсов
экономика должна обладать производительной инфраструктурой. В процессе развития
производства идет развитие самой инфраструктуры - орудий и средств
производства, сырья и материалов, энергообеспечения и конечно же
подготовленности людей. Каждое новое поколение людей получает от всех
предыдущих поколений структуру производства экономики страны на каком-то
определенном уровне развития. Этот уровень развития определяется развитием,
состоянием всей производительной инфраструктуры, от уровня подготовки
работников производительной сферы до уровня развития машин, оборудования,
технологического обеспечения и энерговооруженности. Этот достигнутый уровень
экономической инфраструктуры составляет национальное богатство каждой страны,
богатство, которое переходит от одного поколения к другому и умножается,
обеспечивая рост общественного благосостояния. Вся материальная информационная
и энергетическая сторона этого национального богатства определяется
инвестиционным потоком сферы воспроизводства. В свою очередь подготовка и
использование людей, как мы говорили, т.е. человеческая сторона национального
богатства страны определяется потоком труда. Национальное богатство создается
десятками и сотнями лет, его развитие и сохранение должно быть обеспечено
экономически, юридически и организационно. Государство в этом вопросе должно
выступать главным гарантом и главным инструментом сохранения и развития национального
богатства страны. Длительное время эта роль государства просматривалась только
в виде общественных охранных функций, т.е. защиты национального богатства от
иностранных захватчиков и внутренних правонарушителей, т.к. остальные,
экономические, его функции не понимались исследователями экономики. В новых
экономических и политических реалиях цивилизации экономическое государственное
регулирование приобретает новые функции. Государство, которое охраняет
богатство нации, в своей экономической политике должно заниматься и
регулирование потока труда и контролем за накоплением и использование
амортизационных отчислений и созданием условий для предотвращения
спекулятивного использования оборотных средств товаропроизводителей, как и
защиты этих средств от инфляционных, негативных воздействий.
Таким образом,
инвестиционный поток как важнейшее средство умножения национального богатства,
как и поток труда не может эффективно функционировать без контроля и управления
со стороны государства.
Что касается
потребительского товарного потока, то ранее мы его рассматривали в виде двух
категорий - категории товаров повседневного спроса и категории товаров
длительного пользования. Однако в экономике развитых стран стало необходимым
рассмотрением этого потока еще с одной стороны, со стороны индивидуального и
коллективного потребления.
Конечно, товары
коллективного пользования существовали и производились всегда, а точнее с
момента образования государств. К таким товарам с незапамятных времен,
например, относилось вооружение армии и общественные дороги, т.е. дороги,
которые строились "всем миром" и использовались всеми желающими.
Такие товары заказывало государство, а потому именно товары, заказываемые
государством, считаются в экономике товарами коллективного пользования. С
появлением общественного транспорта, общественного обучения людей в школах и
высших учебных заведениях, общественного здравоохранения доля товаров
коллективного пользования в ВВП стала составлять весьма значительную часть -
20-30%. В перспективе в связи с необходимостью государственного регулирования
экологической безопасности и ростом значимости общегосударственных информационных
коммуникационных сетей эта доля должна еще более возрасти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|
|