Реферат: Общие экономические статьи
Воздействие этой
новой экономической модели на развитие мировой экономки было огромным и может
послужить предметом специального экономического исследования, здесь же
достаточно указать на волну национализации промышленности прокатившуюся по
многим странам мира после окончания Второй мировой войны, на усиление
регулирующих функций государства практически во всех развитых странах мира,
особенно в сфере социального регулирования.
К сожалению,
теоретически новая модель не была до конца осмыслена, что не позволяло
проводить нужные в связи с развитием экономики изменения. Важная особенность
плановой экономики состояла в том, что в двухрыночной модели при полном
государственном контроле двух сфер денежного обращения была полностью
устранена ярусность в распределении доходов - всем первичным перераспределением
доходов управляло только государство, которое регулируя цены и заработную плату
через государственный бюджет, распределяло все доходы, в том числе в виде
заработной платы для всех потребителей первого уровня.
Практически не было
необходимости в налогах второго рода, т.к. государство проводило расширение
национального дохода в строго соответствии с уравнением товарного баланса и
могло формировать бюджет только на основе налогов первого рода.
Однако из-за
недопонимания сути созданной системы продолжала функционировать сложная система
налогообложения, в том числе, например, налогообложение прибыли предприятий
как группы "Б", так и группы "А", хотя сама прибыль в виде
рентабельности жестко регулировалась самим государством. Такое положение было
допустимо только потому, что оборотные и платежные деньги никогда не
встречались и их номинальные значения были совершенно несопоставимы. Так как
повышение производительности труда в сфере производства средств производства
не влияет непосредственно на рост продукции в сфере потребления, можно было при
сохранении заработной платы увеличивать производство машин, механизмов, а так
же и военной техники. Более того, выпуская на военных заводах потребительские
товары в объемах, достаточных для выплаты заработной платы работающим, можно
было наращивать производство военной техники за счет продуктивных технологий
без всякого изменения национального дохода или даже при его росте, сохраняя
рост военного производства в тайне.
Однако бесконечно
долго "стоять на голове" экономика не могла. "Закон
преимущественного развития производства средств производства" был допустим
в период индустриализации в экстремальных экономических условиях войны и
восстановления народного хозяйства, но он не мог обеспечить стране
постиндустриальное экономическое развитие.
Некоторые критики
плановой экономики, зациклинные на рыночном ценообразовании, т.е. на
формировании цен на основе спроса и предложения, полагают государственное
регулирование цен одним из главных недостатков этой экономической системы.
Однако рассмотрение модели, представленной на рис N 7-10, показывает, что
разделение рынков и денег вовсе не исключает использование рыночного механизма
ценообразования, и диктат цен со стороны государства, как это имело место в
СССР, был совершенно не обязательным. Более того, в условиях жесткого контроля
за заработной платой, при раздельном функционировании двух видов денег рыночный
механизм ценообразования мог бы работать даже лучше, чем в традиционной системе
управления экономикой.
Однако введение
рыночного ценообразования потребовало бы других критериев оценки эффективности
работы производителей. Ведь в плановой системе их деятельность оценивалась по
результатам выполнения плановых заданий промышленности, включающих в себя как
номенклатуру выпускаемой продукции, так и количественный ее состав. При этом
прибыль директивно включалась в состав цены и, выполнив план, производитель
совершенно на задумывался - будет ли реализована его продукция. В таких
условиях рыночный механизм саморегулирования работать не смог бы. Предприятия
пришлось бы переводить на рыночные нормы оценки эффективности работы, т.е. на
оценку работы по величине получаемой прибыли.
А вот с оценкой прибыли дело обстояло очень серьезно.
Господствующая в
стране идеология опиралась на теорию прибавочной стоимости К.Маркса, согласно
которой норма прибавочной стоимости характеризовала степень эксплуатации
рабочего класса, т.е. чем больше прибыль, тем выше степень эксплуатации
рабочего класса. Исходя из этого масса прибавочной стоимости, а значит и
прибыль прямо пропорциональны количеству "эксплуатируемого рабочего
класса". Правда, в условиях социализма эксплуататорских классов не было,
и всю прибыль забирало и распределяло государство, но положение о
происхождении прибавочной стоимости из живого труда, как мы уже говорили в
третьей главе, оставалось незыблемым. Практически это означало, что чем больше
работающих на производстве людей, тем больше предприятие дает прибыли, хотя
реально все выглядело наоборот. Страна гордилась отсутствием безработицы,
рабочих рук постоянно не хватало, а планы по повышению производительности
труда в последние пятилетки с треском провалились. Экономика перестала
развиваться по идеологическим причинам, которые пытались лечить почему-то
экономическими методами.
В таблице N 7-4 дано
сравнение структуры живого труда в СССР (1988 г.) и США (1986 г.) в процентном
отношении от занятых в народном хозяйстве.
Таблица N 7-4
Экономическая
сфера труда |
США |
СССР |
Промышленность |
22.7 |
40.4 |
Сельское
хозяйство |
2.7 |
19.3 |
Итого: |
24.9 |
59.7 |
Сфера
обслуживания, включающая всех работающих не относящихся к промышленности и
сельскому хозяйству |
75.1 |
40.3 |
Из таблицы видно, что в
производственной сфере СССР занято почти на 35% больше живого труда, чем в США.
В абсолютных цифрах это составляло более 43 млн.чел. Правда в Советском Союзе
не было той энерговооруженности труда, которая была в США, в 1975 году,
например, она была ниже,чем в США примерно в 2,5 раза и составляла около 450
ед.ЭЗ на одного работающего по сравнению с 1300 в США. При этом распределение
энергооснащенности по отраслям производства было очень неравномерным и в
сельском хозяйстве, например, в 1988 году оно составляло, как мы говорили в 4
главе, 274,4 ед.ЭЗ.
К сожалению, в
статистике, публикуемой по результатам развития народного хозяйства СССР,
никогда не публиковались данные по энергооснащенности труда. В таблице N 7-5
представлены оценочные значения энергопроизводства в СССР, составленные автором
на основании информации имеющейся в сборнике ЦСУ СССР "Народное хозяйство
за 60 лет", изданным в юбилейном статистическом ежегоднике за 1977 год.
Таблица N 7-5
Год Показатель |
1913 |
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
1975 |
Добыча
топлива всех видов в млрд.ккал. |
340,2 |
1665,3 |
2178,4 |
4844,6 |
8552,6 |
10999,1 |
Произведено электроэнергии на гидроэлектростанциях
млн.квт/ч
|
35 |
5260 |
12691 |
50913 |
124377 |
125987 |
Общий
приведенный показатель энергопроизводства в млн.квт/ч (без атомной энергии) |
540,035 |
2630,260 |
3442,69 |
7690,91 |
13604,37 |
17455,98 |
Количество
занятых в общественном труде млн.чел. |
46,4 |
65,9 |
60,0 |
81,0 |
106,9 |
117,4 |
Количество
энергии на 1 занятого в ед.ЭЗ |
58,15 |
201,6 |
286,9 |
475,2 |
637,5 |
743 |
Рост
за период |
|
3,4 |
1,42 |
1,65 |
1,34 |
1,16 |
Из таблицы N 7-5 видно, что
в качестве показателя энергозатрат в производительной сфере автор выбрал
величину равную 60% от общего количества выработанная в 1975 году энергии в ед.ЭЗ.
Не трудно
подсчитать, что темпы роста энергопроизводства в СССР значительно опережали
США. Так с 1950 по 1970 гг энергопотребления для производственных нужд в США
увеличилось вдвое, а в СССР - почти в 4 раза.
Учитывая темпы роста
энерговооруженности в СССР, а также то, что в проведенных оценочных расчетах не
учитывалась атомная энергетика, данные по которой не публиковались, можно
полагать, что к началу девяностых годов энерговооруженность народного
хозяйства страны составляла 1000-1100 ед.ЭЗ на одного работающего и
соответствовало уровню высокоразвитого индустриального государства.
По данным,
приведенным в уже упомянутой книге Д.Сакса, в 1988 г. потребление
энергоносителей в приведенных млрд. баррелей нефтяного эквивалента в день в
развитых странах составляла: США - 38,93; СССР - 27,21; ФРГ - 5,53; Япония -
8,07, т.е. в СССР энергопотребление составляло 70% от уровня США.
Но если СССР по
экономическому потенциалу нельзя относить к категории развивающихся стран, как
это кое-кто сегодня пытается представить, то почему же уровень жизни в стране
отставал от развитых стран Запада?
Таблица N 7-6
1988
год |
США |
СССР |
Валовый
национальный продукт (ВНП) |
4861,8
млрд.дол. |
866 млн.руб. |
Национальный
доход |
3964,3
млрд.дол. |
625 млн.руб. |
Расходы на личное
потребление
|
в
деньгах |
3226,0
млрд.дол. |
428,4 млн.руб. |
в
% от ВНП |
66,4% |
49,4% |
Повторный
счет за счет товаров группы А (ВНП - РЛП) |
в
деньгах |
1635,8
млрд.дол. |
437,6 млн.руб. |
в
% от ВНП |
41% |
70% |
Доля сельскохозяйственного производства
в НД
|
в
деньгах |
170 млрд.дол. |
220 млн.руб. |
в
% от ВНП |
0,4% |
35% |
Численность
занятых в сельском хозяйстве в % |
2% |
19% |
В таблице N 7-6 приведены
сравнительные данные между США и СССР по величине расходов на личное
потребление граждан (которые, исходя из положений информационной теории
экономики, являются национальным доходом) относительно общего объема валового
национального продукта. Эти данные показывают, что в СССР в отличии от
экономики США, направленной прежде всего на удовлетворение личных потребностей
людей, основные экономические интересы были ориентированы на постоянное
развитие средств производства. Этому способствовала и структура управления производством
сложившаяся в стране. Отраслевые министерства, объединяющие производства по
горизонтальному принципу, т.е. по принципу специализации, технологии
производства являли собой образцы монополизма, со всем присущими монополизму
чертами поведения - групповой эгоизм, монопольное ценообразование, стремление
к увеличению прибылей любым путем. Этому способствовала и система распределения
общественных фондов потребления, при которой чем больше работало людей на том
или ином предприятии, тем больше это предприятие получало средство от
"общественного пирога" независимо от результатов его хозяйственной
деятельности. Хотя считалось, что планированием в масштабах страны занимается
Госплан, на самом деле в последние десятилетия существование СССР планы
диктовали министерства. Планирование велось от достигнутого по принципу:
"еще больше" - еще больше стали, еще больше нефти, еще больше угля,
еще больше ...
А министерства
требовали еще больше производственных площадей, еще больше рабочей силы, еще
больше оборудования. В 1988 г. объем незавершенного строительства по стране
составлял 150 млрд.руб. и несмотря на это продолжали начинать новые стройки.
Коэффициент сменности на заводах в машиностроительных отраслях не превышал 1,3,
тысячи единиц оборудования простаивали из-за отсутствия людей и низкой
технологической загрузки, а чиновники требовали новых площадей и нового
увеличения оборудования.
"Закон
планомерного и пропорционального развития" скурпулезно выполнялся, мешая
перераспределить ресурсы в передовые отрасли производства - электронику,
приборостроение, машиностроение для отраслей производящих потребительские
товары. Кроме того, надо сказать, что данные по ВНП, приведенные в таблице N
7-6, не учитывают скрытых затрат на разработку и производство военной техники,
которые в этот период составляли дополнительно более 100 млрд.руб. А это
означает, что реальный уровень личного потребления в ВНП составлял около 40%,
что абсолютно невозможно в саморегулирующейся экономике с действующей товарной
обратной связью.
Информационная
теория экономики убедительно доказывает, что весь объем продукции полученной в
отраслях производимых средства производства, военную технику и другие
непотребительские товары,получается только за счет абсолютной прибавочной
стоимости в отраслях, производящих потребительские товары, а потому при
подсчете валового национального продукта представляет собой повторный счет
произведенных потребительских товаров. Но как может повторный счет оказаться
больше начального? В плановой экономике может.
Но именно эта
"кривобокость" привела к глубокому экономическому застою и требовала
перестройки в управлении экономикой.
Было понятно, что
бюрократическо-чиновническое административное управление экономикой себя
полностью исчерпало и надо находить объективные рычаги саморегулирования в
управлении экономикой, которые бы обеспечили ей развитие по общим, действующим
во всех развитых странах, законам.
Беда заключалась в
том, что экономисты и этих самых развитых стран, и тем более, воспитанные в
строгих нормах марксизма советские экономисты этих общих законов не знали.
А потому так
называемая перестройка плановой экономики началась методом проб и ошибок.
Мы будем не
останавливаться на всех "ранних" ошибках "перестройки"
типа режима "хозрасчета и самофинансирования" для государственных
предприятий при сохранении жесткого планирования и государственного
ценообразования, но о величайшей глупости, которая послужила главной причиной
начавшегося развала нельзя не сказать. Мы имеем ввиду закон о кооперативах.
Создание кооперативных, т.е. частных предприятий, наряду с государственными
предприятиями означал попытку создания "смешанной" экономики, что в
условиях полного отсутствия как рыночных механизмов, так и "рыночного
законодательства" было не проста авантюризмом, но и величайшей ошибкой,
свидетельствующей о полном непонимании "реформаторами" сути
существовавшей в стране экономики.
Эта "реформа"
означала не только объединение двух рынков, но и главное, объединение двух
денежных систем. Основного преимущества плановой системы - раздельного
функционирования двух денежных систем - страна лишилась в одночасье ничего,
кроме неприятностей, не получив взамен.
Поток безналичных
денег хлынул уже в виде платежных денежных средств на государственный рынок
потребительских товаров, разрушая и без того слабую потребительскую сферу.
Положение усугубляла "самоокупаемость" и
"самофинансирование", ведущие к резкому росту заработной платы при
сохранении государственных цен на потребительские товары. С 1985 по 1991 г.
заработная плата выросла на 51%, что привело к дезбалансу так долго
соблюдаемого товарного баланса, а следовательно к стремительному росту инфляции,
к дефициту огромного количества потребительских товаров. Быстрый рост
товарного дезбаланса неминуемо вел к росту бюджетного дефицита, величина
которого в 1991 году составила порядка 16% ВНП, что никогда ранее не могло
проявиться в таких катастрофических размерах в плановой экономике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|
|