Реферат: Общие экономические статьи
Чем же в
экономическом отношении отличаются товары коллективного пользования от товаров
индивидуального потребления? В одном из западных учебников современной
экономики отмечается очень интересная экономическая особенность товаров
общественного потребления: "Когда товар уже изготовлен, производитель
лишен возможности помешать пользоваться его неделимыми благами тем, кто не
платил за него. Поскольку потенциальные покупатели извлекают пользу из
общественного товара, независимо от того, заплатили они за него или нет, их
подлинные предпочтения не выделяются. Другими словами, они добровольно не
платят за общественный товар на рынке. Из этого следует, что показатели
рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо значительно
занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход,
чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого товара
может равняться соответствующим экономическим издержкам или превышать
их".
В переводе на язык
информационной теории экономики эта в основном правильная характеристика
общественного товара означает, что в результате их производства всегда
появляется абсолютная прибавочная стоимость, которая может быть реализована и
принесет абсолютный прибавочный продукт обществу, иногда весьма значительный,
но создаваемая относительная прибавочная стоимость, даже при высокой
рентабельности производства, не дает производителю прибыли, т.к. она
появляется только в результате рыночного обмена товарами на третьем уровне
управления экономикой, чего при реализации общественных товаров не происходит.
Однако мы знаем, что
товаропроизводители во всех странах мира, всегда боролись за выполнение
государственных заказов, которые приносили и приносят им значительную прибыль,
зачастую даже более высокую, чем при производстве товаров индивидуального
потребления. В чем же дело? Все дело в том, что цены на товары общественного
пользования устанавливаются не рынком, не рыночным механизмом ценообразования,
а государством, которое в интересах привлечения лучших производителей, лучшего
качества общественных товаров устанавливает цены на эту продукцию,
обеспечивающие производителям высокую прибыль. А это в свою очередь означает,
что с развитием экономики, все большая часть товаров реализуется вне рынка и их
ценообразование выходит из под контроля рыночного механизма, того самого
механизма, на который до чих пор уповают многие экономисты, считая его главным
и едва ли не единственным органом управления экономикой страны.
Однако товары
общественного пользования отнюдь не ограничивают круг товаров, цены на которые
не могут формироваться по законам рыночного обмена. Постиндустриальная
экономическая эпоха ознаменована появлением принципиально новой товарной
продукции, которая одновременно и предопределило возникновение этой эпохи и
стала результатом ее функционирования. Этим товаром стала информация в виде
непосредственных научных знаний. Это относится, прежде всего, к информационным
технологиям и программному обеспечению электронных вычислительных машин. Информационные
товары, начав свое победное продвижение в инвестиционном товарном потоке,
постепенно все в больших объемах стали проникать на рынок в потоке
потребительских средств.
Экономическая
особенность этих товаров заключается в том, что информация как продукт труда
возникает в научно-технической сфере, как и все остальные продукты труда, но не
переходит в сферу воспроизводства, т.к. информация в своей вторичной форме
практически не имеет относительной стоимости. Практически потому что
энергетические затраты на воспроизводство информации настолько ничтожны, что ее
реализация в случае рыночного ценообразования будет производиться по мизерным
ценам. Однако информационный продукт создает абсолютную прибавочную стоимость,
причем в случае ее реализации позволяет получить прибавочный продукт не только
в масштабе всего общества, как это имело место, например, при использовании
общественных товаров, но и получить эту прибыль непосредственно
товаропроизводителям второго уровня. Именно поэтому эти товаропроизводители
готовы платить за него в сотни и тысячи раз дороже его нормально формируемой
цены. Аналогичная картина наблюдается и в потребительской сфере.
"Странности" с информационными товарами на этом не кончаются. Поскольку
его относительная стоимость ничтожна, а сам он по форме представляет собой
невидимый, неосязаемый продукт, его начинают растаскивать, а то и буквально
разворовывать, чуть ли не все кто только сумеет его воспроизвести. Его
абсолютная стоимость - огромна, иногда программный продукт создается сотнями людей
несколько лет и обходится обществу в миллионы рублей или долларов, но из-за
ничтожной стоимости воспроизводства его можно получить за бесценок. Если жулик
украл автомобиль его ждет тюрьма, если вор украл программный продукт,
абсолютная стоимость которого в сотни раз больше
- об этом даже никто не узнает. Но для
нашего понимания экономики как системы, нам важно уяснить, что этот продукт
труда, становясь товаром, не может реализовываться по цене, формируемой
рыночным механизмом, а потому его реализация вызывает нарушение товарного
баланса, также как и реализация товаров общественного пользования.
И еще одна группа
товаров не подчиняется законам рыночного ценообразования - это товары -
энергоносители. О значении энергии в современной экономике мы уже очень много
сказали, но в отношении ценообразования ограничились доводами, по которым цены
на энергию определяются чисто затратными характеристиками. Но жизненная
необходимость энергии для современного общества и необеспеченность
энергоносителями значительного числа государств, ведет к тому, что цены на
энергоносители, а значит и на энергию диктуют страны экспортеры этих
энергоносителей, например, страны экспортеры нефти ОПЕК. Нефтяной кризис 1973
года и последовавший за ним рост цен на все виды товаров - наглядное тому
подтверждение. Стабильность цен на энергию - основа безинфляционной экономики,
а потому органы государственного управления экономикой, понимая это, не должны
доверять формирование цен на энергоносители плохо функционирующему сегодня
рыночному механизму.
Рынок сегодня и
рынок Адама Смита так же отличаются друг от друга, как энергетические
возможности лошади от энергетических возможностей атомной электростанции.
Строго говоря,
идеальной свободы ценообразования не было никогда. Государство постоянно
вмешивалось в ценообразование. Установление цен на акцизные товары, таможенные
сборы и пошлины, субсидии товаропроизводителям и государственные закупки по
ценам, устанавливаемым государством - все эти меры воздействия существовали
уже в давние времена.
Влияние государства
на ценообразование усиливалось по мере развития экономики, особенно в связи с
появлением и ростом монополизма в производстве отдельных видов товаров, т.к.
всем было понятно, что в условиях монополизма производителей рыночный механизм
ценообразования не работает. В США, например, еще в 1914 году принят закон
Клейтона, который "объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей,
когда такая дискриминация не определена разницей в издержках".
К середине 30-х
годов во многих развитых странах мира были приняты законы, предоставляющие
государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания.
Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью
в гражданское право. Поэтому, хотя еще не исчезли экономические течения, упорно
продолжающие настаивать на полной свободе ценообразования, необходимость регулирования
этого процесса со стороны государства давно доказана экономической практикой и
не является заслугой информационной теории экономики.
Но информационная теория экономики впервые
предоставляет в руки государственных органов управления научно обоснованные
рычаги этого регулирования, что обеспечивает объективный подход как к
ценообразованию, так и к величине получаемой прибыли на основе ее
происхождения, исключая тем самым валюнторизм и чиновничий произвол.
* * *
В заключении
рассмотрения структуры экономики мы рассмотрим структуру самого потребителя,
как важнейшего субъекта экономики, ради которого, собственно говоря, и
осуществляется все экономическое управление.
При анализе основных
экономических категорий таких как цена, прибыль и заработная плата, мы
исходили из того, что потребитель как субъект системы управления состоит из
двух однородных групп - группы потребителей первого уровня, т.е. всех без
исключения производителей предметов труда, и группы производителей второго
уровня, гораздо малочисленной, чем первая, которые кроме того, что являются
потребителями первого уровня, выполняют еще и функции управления экономикой
второго уровня, организуя различные виды производства.
Однако уже из
изменения в процессе развития структуры товарного потока становится ясным, что
и структура потребителя в экономике постоянно изменяется. Во-первых, важнейшим
потребителем становится государство, во-вторых, постоянно сокращается
численность людей, занятых в системы воспроизводства, а значит и численность
производителей - потребителей первого уровня, но зато возрастает численность
потребителей вне сферы воспроизводства и потребителей в сфере услуг.
Какое воздействие это оказывает на систему
управления экономикой? Большое влияние на систему управления экономикой
начинает оказы-
вать возрастающая ярусность в
распределении денежного национального дохода в структуре потребления. Что это
означает?
Ярусность в
распределении денежных доходов явление не новое, оно было всегда. В эпоху
феодализма, например, оно заключалось в том, что большая часть национального
дохода стекалась в казну верховного правителя - царя, короля, шаха, князя и
т.д. Это был первый или верхний ярус, который, хотя и забирал на свое
обеспечение весьма значительные средства, был малочисленным, а потому не
оказывал очень большого влияния на экономику. Второй ярус составляли его
сатрапы, которым доставались те средства от реализации прибавочного продукта,
которые не забирал себе верхний ярус. Сатрапы раздавали деньги слугам, воинам
и другим служивым людям, которые образовывали довольно многочисленный третий
ярус. Третий ярус закупал товары у производителей первого уровня, которого
образовывали самый большой четвертый потребительский ярус. Таким образом,
производители отдавали большую часть прибавочного продукта первым трем ярусам,
оставляя себе минимум, необходимый для организации обмена между самими
производителями - потребителями.
Главной
экономической особенностью потребителей первых трех ярусов было то, что
значительную часть получаемой прибавочной стоимости они использовали для
инвестирования особых отраслей производства, товары которых потреблялись
только потребителями этих ярусов и не могли потребляться производителями -
потребителями первого уровня. Это предметы роскоши, специальные средства
передвижения, предметы искусства, строительство замков, дворцов и т.д., не
говоря уже об оружии и предметах культов.
Это отрицательно сказывалось на развитии
общественного производства и экономическом развитии в целом. Но, пожалуй,
главная беда была в том, что верхние ярусы потребления накапливали огромные
денежные средства, которые в ту пору выступали в виде монет из драгоценных металлов.
Деньги как сокровища оседали в сейфах и сундуках. Кое-кто из экономистов
полагал, что это было первоначальное накопление капитала.
* * *
Накопление -
важнейшая экономическая характеристика потребителя как субъекта экономики.
Именно оно, накопление, оказывает на процесс управления экономикой мощнейшее
воздействие, порой более сильное, чем воздействие других механизмов управления
двух органов экономического управления - рынка и государства.
Накопление - это барометр экономики, на
который, к сожалению, теоретики экономики не обращали должного внимания.
Из основоположников
экономической науки, пожалуй, только К.Маркс понимал важность накопления в
экономике и попытался создать теорию накопления, назвав ее процессом
накопления капитала. Высмеивая так называемое первоначальное накопление в виде
денег, К.Маркс справедливо говорил о том, что "это первоначальное
накопление играет в политической экономике приблизительно такую же роль, как
грехопадение в теологии: Адам вкусил яблока, и вместе с тем в род человеческий
вкусил грех".
Однако экономическая
модель системы управления экономикой К.Маркса предполагавшая единую
последовательную схему обращения товаров и денег, была ошибочной, а потому не
могла привести к каким-либо правильным практическим выводам.
В первом томе своего
"Капитала", рассматривая процесс накопления капитала, К.Маркс писал:
"Превращение известной денежной суммы в средства производства и рабочую
силу есть первое движение, совершаемое стоимостью, которая должна
функционировать в качестве капитала. Происходит она на рынке, в сфере
обращения. Вторая фаза этого движения, процесс производства, закончена
поскольку средства производства превращены в товары, стоимость которых
превышает стоимость их составных частей, т.е. содержит в себе первоначально
авансированный капитал плюс прибавочную стоимость. Эти товары должны быть затем
снова брошены в сферу обращения. Надо продать их, реализовать их стоимость в
деньгах, эти деньги вновь превратить в капитал и так снова и снова. Этот кругооборот,
неизменно проходящий одни и те же последовательные фазы, образует обращение
капитала".
В этом абзаце
К.Маркс практически показал свое видение экономики как системы, или, как мы
сегодня говорим, свою макромодель экономики.
С позиции
сегодняшней методологии науки она также наивна, как, например, "теория
теплорода" в физике. Использование этой модели экономистами
социалистических стран в конце двадцатого века можно объяснить только тем, что
марксизм из науки волей определенных политических кругов переведен в религию.
К сожалению,
подобные модели "кругооборота товаров и денег" и сегодня еще
переходят из одного трактата по экономике в другой и в западных пособиях по
экономике, подтверждая непонимание авторами сути основных экономических
процессов.
Информационная
теория управления доказывает, что энергетический канал в любой системе
управления, хотя и может иметь обратные связи, никогда не бывает замкнутым, в
то время как информационный канал должен быть замкнут обязательно.
В экономическом
управлении это положение не нарушается, а потому товарный канал, хотя и имеет
инвестиционную обратную связь, всегда разомкнут, ибо обратная связь - это не
кругооборот, а только средство накопления первичной информации у производителей
второго уровня, которые естественно ни в каком кругообороте не участвует.
Информационный канал, канал движения денег, действительно образует канал
кругооборота, но только денежного обращения.
Поэтому процесс
накопления надо дифференцированно рассматривать как в одном, так и в другом
канале.
В товарном канале,
который распадается на два потока существуют два вида накопления: накопление
орудий и средств производства, п также вторичной информации обеспечения
производства и общественных товаров, находящихся в ведении государства, что в
конечном итоге ведет к формированию национального богатства общества; а также
накопление товаров длительного пользования у потребителей первого уровня.
Накопление - одна из важнейших
экономических задач и оно возможно именно потому, что товарный канал экономики
разомкнут.
Товарный канал,
характеризует прежде всего материальное накопление, т.е. накопление первичной
информации, хотя в последнее время начала быстро расти значимость накопления
вторичной информации и на основе потока инвестиций и на основе
потребительского потока. Для простоты изложения мы будем накопление в товарном
канале называть материальным накоплением. Естественно, что поскольку речь идет
о накоплении информации измерять это накопление можно только в стоимостном
выражении или в описательном порядке, последний при этом не дает возможности
производить какие-либо сравнения. Однако и стоимостная оценка накопления
должна производится с учетом понимания отличия стоимости от цены и практической
сложности в определении абсолютной стоимости.
Качественно можно
определить границы необходимого накопления общественными потребностями, как мы
показывали на рис N 7-3 - 7-5.
Т.е. материальное
накопление не должно быть безграничным, оно должно быть разумным, исходить из
общественных потребностей. А это означает, что такие потребности должны
постоянно изучаться, определяться и не только на основе
"спроса-предложения". Это сегодня хорошо понимается в любой
корпорации, занимающейся массовым производством потребительских товаров.
Знание потребностей - одно из условий предотвращения экономических кризисов
перепроизводства.
Стоимостная оценка
материального накопления показывает, что стоимость накопленных товаров, т.е.
их абсолютная стоимость, непрерывно возрастает, хотя их описательное
количественное значение может и не изменяться. Т.е. воспроизводство может быть
простым, как говорят экономисты, а не расширенным, но качественно продукты
труда непрерывно совершенствуются, что и ведет к росту абсолютной стоимости
при, как правило, уменьшении стоимости относительной.
Именно рост абсолютной стоимости при
сокращении стоимости относительной и является первым признаком правильности
экономического развития.
Материальное
накопление является важным социальным показателем общества, т.к. определяет как
уровень национального богатства, т.е. потенциальные возможности общества по
удовлетворению потребительских потребностей, так и обеспеченность жизни и
деятельности людей в реальном экономическом проявлении.
Процесс управления материальными накоплениями
состоит в обеспечении оптимального сочетания роста как физического объема
товаров, так и их качественных показателей.
На начальных этапах
экономического развития общества, когда людям просто не хватало производимых
объемов пищи, одежды, жилищ, в связи с низким энергетическим и информационным
обеспечением производства, процесс накопления был направлен на расширение
физических объемов потребительских товаров, а их качественные характеристики
отступали на второй план. такое состояние экономики в развитых странах мира
наблюдалось практически до середины двадцатого столетия, т.е. до начала научно-технической
революции, которая завершила этап индустриального развития экономики и
знаменовало переход в новый постиндустриальный период. Уровень производства
потребительских товаров, как мы знаем, обеспечивает все развитие экономики -
это основной закон экономического развития. Именно поэтому решение проблемы
объема производства потребительских товаров обеспечило ускорение всего
процесса экономического развития, в том числе и самой научно-технической
революции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|
|