рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общие экономические статьи рефераты

По всей вероятности конец плановой экономики не носил бы такого трагического характера, если бы экономической кризис не сопровождался бы кризисом политическим. Многолетнее однопартийное руководство стра­ной привело к закономерному вырождению и деградации руководителей, стоявших во главе коммунистической партии и государства. У власти в стране оказались люди не только не способные реформировать экономику, но и сохранить государство, представлявшее собой единый экономический организм. В результате чего развал экономики усугубил развал Советско­го Союза. Экономические циклы - это основа функционирования любой эко­номической системы - в СССР строились не на базе "дерева распределения продуктов" и "дерева распределения доходов", а на основе указаний Госплана. При этом различные компоненты экономических циклов, т.е. различные производства создавались территориально в различных Союзных республиках, исходя из наличия сырья материалов, подготовки специалис­тов и рабочей силы. С развалом СССР экономические циклы оказались ра­зорванными, а с ликвидацией Госплана без создания необходимых механиз­мов объединения производств в новые экономические циклы, функциониро­вание промышленности оказалось полностью дезорганизованным.

Экономика всех, составляющих ранее СССР, государств оказалась пе­ред пропастью экономической катастрофы - экономическим кризисом, раз­меры которого оставили далеко позади Великую депрессию 1929 - 1932 гг в капиталистическом мире.

В то время как объективные законы экономического развития во всем мире вызывают усиление экономической интеграции, некогда единая, мощ­ная экономическая система по воле безрассудных политиканов распалась на беспомощные составляющие, вынужденные в одиночку решать экономичес­кие проблемы, которые и в совместной целеустремленной работе по вине этих самых политиков, запустивших экономические болезни, стало решать чрезвычайно трудно.

В России эту задачу, к сожалению, доверили решать все тем же по­литическим силам, правда, изменившим свои политические лозунги, но не сделавшим никаких практических экономических выводов из "перестройки" в СССР.

*                   *                   *

Создание плановой системы экономических отношений после Второй мировой войны в странах Восточной Европы проходило в сложной полити­ческой борьбе, но не сопровождалось такими экономическими потрясениями как обратный переход к системе с саморегулирующим механизмом экономи­ческого управления. В чем же причина сложности обратного перехода?

Видимая реакция экономики во всем странах, совершающих переход от "плановой" к "рыночной" системе управления, после отказа от планового регулирования практически одинакова - рост цен, спад производства, инфляция, снижение жизненного уровня населения, рост безработицы. Од­нако глубина, размах этих процессов в России отличаются очень сущест­венно. В таблице N 7-7 показано изменение объемов промышленного произ­водства при переходе к новой модели управления экономикой на третьем уровне для различных постсоциалистических стран, а в таблице N 7-8 - уровень инфляции (сравнительное усреднение индексов цен).

Таблица N 7-7

Страна 1990 1991 1992 1993

Совокупное % изменение

1990-1993

Болгария 14,2 20,7 16,2 8,1 47,6
Чехия 3,3 22,3 10,6 5,3 36,4
Эстония 0,1 9,5 38,7 11,9 51,6
Венгрия 10,2 16,6 9,8 4,0 21,7
Латвия 1,1 1,0 35,1 28,1 60,7
Польша 24,2 11,9 3,9 6,2 26,3
Румыния 19,0 20,4 21,8 1,3 48,9
Россия 0,1 8,0 18,8 16,0 37,3

Таблица N 7-8

Страна 1992 1993
Болгария 85 73
Чехия 11 21
Эстония 1069 55
Венгрия 23 23
Латвия 951 108
Литва 1021 401
Польша 43 35
Румыния 214 314
Россия 1414 905
Словакия 10 23
Украина 1019 10000

Такая болезненность экономической перестройки объясняется многими причинами, но все они являются следствием упрощенческого подхода к принципам функционирования "рыночной" экономики. Пренебрегая всей сложностью взаимодействия экономических механизмов, которые мы описы­вали на протяжении всего нашего исследования, "теоретики" перестройки обычно полагают, что достаточно высвободить "рыночные силы" в виде це­нообразования на основе спроса и предложения, путем так "называемой либерализации цен", и "невидимая рука" сделает свое дело. Их не смуща­ет отсутствие рыночных механизмов в недрах плановой экономики, полное несоответствие, а точнее отсутствие законодательства, которое в инте­ресах функционирования экономики в рыночных странах складывалось века­ми, отсутствие связей в экономических циклах на основе рыночных отно­шений, нарушение экономических пропорций в развитии различных отраслей экономики и т.д. Либерализация цен - панацея от всех этих бед, универ­сальное экономическое лекарство, так считают, к сожалению, все рефор­маторы экономики в различных постсоциалистических странах, в том числе и в России. Даже термин специальный придумали - "шоковая терапия" пря­ча за медицинскими терминами свою экономическую беспомощность в созда­нии условий для безболезненного перехода от одной модели управления к другой.

Что же происходит в результате такой "терапии"?

Прежде всего после прекращения контроля над ценами начинают быст­ро расти цены на продукты питания. Это закономерно, ибо как мы показы­вали в этой отрасли народного хозяйства самый низкий уровень относи­тельной прибавочной стоимости, а значит и рентабельности. Именно поэ­тому сельское хозяйство во всех развитых странах датируется за счет государственного бюджета. Либерализация это датирование исключает. Рост цен на продукты первой необходимости естественно вызывает рост заработной платы, а значит и рост цен на все остальные товары. Так за­пускается механизм инфляции.

Однако сама по себе инфляции еще не является причиной для резкого спада производства. Прекращение вмешательства государства в регулиро­вание потока товаров ведет к возникновению двух важнейших причин, двух факторов определяющих быстрый спад производства в промышленности. Они проявляются в результате изменения системы распределения доходов. Пер­вый из этих факторов - объективный фактор, связанный с действием ос­новного закона развития товарного производства: выпуск продукции про­изводственного назначения осуществляется только за счет абсолютной прибавочной стоимости, реализованной в виде потребительских товаров. Это означает, что экономика социалистических стран, в которых субъек­тивно были нарушены пропорции между объемами производства потребитель­ских и производственных товаров, после либерализации цен, в результате саморегулирования на основе указанного закона, вынуждена будет сокра­тить производство средств производства до объемов, определяемых уров­нем абсолютной прибавочной стоимости. Любые попытки сохранить уровень производства средств производства без повышения абсолютной прибавочной стоимости приведет к росту инфляции и системе взаимных неплатежей, с которыми так долго и безуспешно "борется" российская промышленность. Положение усугубляется искусственным сдерживанием рентабельности в промышленности и сельском хозяйстве за счет идеологического сдержива­ния уровня живого труда в технологических циклах производства. В свою очередь повышение рентабельности ведет к росту массовой безработицы, к чему "реформаторы" экономики постсоциалистических стран совершенно не подготовились, уповая все на ту же "невидимую руку". О масштабах необ­ходимого повышения рентабельности говорит опыт бывшей ГДР, где рост заработной платы до соответствующей уровню ФРГ, после объединения страны потребовал быстрого повышения рентабельности, что привело к высвобождению по официальным данным 17% рабочей силы, а с учетом скры­той безработицы, составил 35% от числа занятых.

Второй фактор, определяющий спад производства - субъективный фак­тор, связанный с нарушением механизма перераспределения доходов в сфе­ре воспроизводства из-за отсутствия механизма инвестиций, который мо­жет нормально функционировать только в условиях создания соответствую­щего законодательства. Прекращение планового формирование амортизаци­онных отчислений в сфере производства потребительских товаров ведет к "проеданию" амортизации, ее переходу либо в заработную плату, либо в нераспределенный доход с последующим использованием в интересах потре­бления, что в конечном итоге искусственно снижает рентабельность, ве­дет к повышению цен и сокращению производства не только в сфере произ­водства средств производства, но и в сфере производства потребитель­ских товаров.

Быстрому спаду производства способствует и то, что либерализация на всем ее протяжении сопровождается инфляцией, которая "съедает" обо­ротные средства предприятий, о чем мы говорили в предыдущей главе.

Таким образом, "шоковая терапия", либерализация цен в плановой экономике порождает гиперспад производства, который в отличии от цик­лических спадов в экономике развитых стран, связанных с избыточным на­коплением денежных средств, ведет к быстрому снижению потребления в странах, где и без того оно не находилось на высоком уровне. Этот спад потребления в свою очередь ведет к спаду производства потребительских товаров, а следовательно к падению абсолютной прибавочной стоимости. Экономика начинает келлапсировать, антиразвиваться, сокращая этап­ность, т.е. прекращая функционирование наиболее сложных товаров пято­го, а затем и четвертого этапов. В стране начинается регресс, который может привести к полному экономическому развалу, если государство бу­дет бездействовать, уповая на милость "невидимой руки".

Глубина экономической деградации страны естественно зависит от величины перекоса в развитии производства потребительских и непотреби­тельских товаров. В тех странах, где производство средств производства не превышало или незначительно превышало производство средств потреб­ления, стабилизация может наступить сравнительно быстро, хотя и при снижении уровня жизни населения. В странах с большим "перекосом" в структуре товарного производства, к которым пределе всего относится Россия, этот процесс может закончиться катастрофически.

*                      *                        *

Рост абсолютной прибавочной стоимости в СССР, а значит и связан­ный с ним рост благосостояния народа, постоянно сдерживался низкой эф­фективностью сельскохозяйственного производства. Первоначально это бы­ло закономерно, т.к. в период индустриализации руководство страны ис­кусственно перераспределяло людские и материальные ресурсы в интересах развития промышленности в ущерб развитию сельскохозяйственного произ­водства. Однако в послевоенный период были приняты серьезные усилия для ликвидации отставания в сельскохозяйственном производстве, но его интенсивное развитие в шестидесятых годах не решало проблемы и не пе­решло в интенсивное развитие, как это было в развитых капиталистичес­ких странах.

В США, например, за период с 1947 по 1987 г. рост абсолютной при­бавочной стоимости в сельском хозяйстве составил 685%, т.е. увеличился почти в 7 раз. Если в 1947 году каждый фермер США мог накормить 14 че­ловек, то в 1987 году уже 96!

В Европе, в странах Общего рынка "зеленая революция" буквально преобразовала сельское хозяйство за какое-то десятилетие. С 1975 по 1985 г. страны Общего рынка превратились из крупных импортеров в круп­ных экспортеров зерна, при этом численность занятых в сельскохозяйс­твенном производстве постоянно сокращалась. В тоже время в СССР за пе­риод с 1970 по 1990 г. численность занятых в сельскохозяйственном про­изводстве продолжала оставаться на уровне близком к 20%, и несмотря на значительные капиталовложения, которые позволили увеличить использова­ние удобрений в 2,6 раза, а энерговооруженность в 2,5 раза продуктив­ность сельского хозяйства хотя и возросла в 1,5 раза, но не решала ни зерновую, ни в целом продовольственную проблему в стране. В таблице N 7-6 показано, что доля с/х производства в национальном доходе страны более чем в 80 раз превышала аналогичные показатели в США, а это озна­чает, что в такой же мере ограничивала рост абсолютной прибавочной стоимости в стране, т.к. абсолютная прибавочная стоимость в целом по экономике определяется прежде всего ее уровнем в сельскохозяйственном производстве и никогда не может быть выше этого уровня. Именно поэтому при доле сельскохозяйственного производства в экономике страны на уровне более 30% от величины национального дохода и денежной оценки производства средств производства в 70% величины национального дохода система саморегулирования экономики приведет к развалу промышленного производства. (Цифры в таблице N 7-6 дают только качественные показа­тели, т.к. деньги оборотные и платежные не были эквивалентны.)

Для России после развала СССР положение с сельскохозяйственным производством, а следовательно и с уровнем абсолютной прибавочной сто­имости еще более усугубилось.

Проводимые в 60-х годах в СССР мероприятия по расширению произ­водства зерна, опирались главным образом на так называемое освоение целинных и залежных земель, расположенных прежде всего в Казахстане. Создание там нового района зернового земледелия действительно сыграло большую роль в увеличении зерна и стабилизации его ежегодного произ­водства. Однако с развалом СССР эти земли остались в Казахстане, кото­рый по праву собственности стал пользоваться созданной всеми республи­ками мощной зерновой базой. Прекратились поставки сельхозпродукции и со ставшей самостоятельной Украины и Белоруссии, сделавшей за послед­нее десятилетие существование СССР наиболее серьезные успехи в разви­тии сельского хозяйства из всех республик страны.

Но самый главный удар по сельскому хозяйству был нанесен "ножни­цами цен", т.е. разницей в ценах между продукцией сельского хозяйства и продукцией промышленного производства. Эти ножницы могут появиться в любой экономической системе по уже описанным причинам, а потому важ­нейшей заботой государства является всякое предотвращение такого поло­жения.

В США, например, еще в 1933 году закон о регулирование сельского хозяйства определил концепцию паритета как краеугольный камень сель­скохозяйственной политики страны. К сожалению, реформаторы российской экономики взялись за реформирование не потрудившись изучить хотя бы мировой опыт государственного регулирования в условиях рыночного хо­зяйства.

В результате в 1994 г., например, для покупки комбайна "Дон - 2500" нужно было продать на рынке минимум 1000 тонн пшеницы.

Это привело к снижению поставок техники селу: тракторов - в два с половиной раза, автомобилей - в четыре, зерноуборочных комбайнов - в семь раз. Объем внесения минеральных удобрений упал в 3 раза, орошения в 12,5 раз, осушения земли в 5,3 раза. Утробная привычка новых рефор­маторов все экономические проблемы решать "политическими методами" не­минуемо привела "реконструкцию" сельского хозяйства к деколлективиза­ции, в результате которой крупные сельскохозяйственные предприятия стали заменяться (вопреки опять-таки мировому опыту) на менее мелкие фермерские хозяйства со средним размером пашни порядка 42 га. Хотя крупные коллективные хозяйства Восточной Германии после объединения не только не распались, но и доказали свою более высокую эффективность по сравнению с фермерскими хозяйствами западных областей ФРГ. Для того, чтобы понять в чем причина высокого уровня производительности труда в сельском хозяйстве США, например, достаточно открыть популярный амери­канский учебника по экономике и прочитать:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31