рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции рефераты

3. Углубление или расширение внешних или внутренних связей целого или его частей (целого и частей) не должны осуществляться за счет нарушения закона гармонического равновесия, согласно которому сбалансированное отношение между кооперируемыми частями возможно лишь при условии сохранения ими генетических исходных признаков в процессе формирования на их основе целостных новообразований. Данное положение сродни идее интерпретации мира не как набора взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, а как динамической совокупности, допускающей в себе сосуществование разнокачественных форм бытия. Эта позиция в какой-то мере соотносится с точкой зрения, допускающей существование полифонических целостностей, не имеющих "единого центра" (131. С.283). Важнейшее педагогическое следствие данной идеи: ИПД должна строится таким образом, чтобы она вела не к ликвидации противоречий, имеющих место между кооперируемыми компонентами, а к их взаимной адаптации. Например, это касается интеграции индивидуалистских и коллективистских, гуманистических и технократических, традиционных и инновационных учений и концепций, а также взаимоотношений педагогических культур. В педагогике, как ни в какой иной области человеческой деятельности и познания, велико значение приставки "со", недавнее открытие которого "подчеркивает характер соединения, сопричастности, совместимости всех систем" (548. С.110). Указанные понятия с приставкой "со", а также ряд других, подобных им, - сотрудничество, содружество, сотворчество и т.д. должны составить категориальный каркас педагогики. Это нашло отражение в работах современных педагогов и психологов, занимающихся проблемами воспитания и образования (А.Белкин, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Понятие "сотрудничество", а также "взаимопомощь" явились главным эвристическим инструментом создания первой в мире концепции интегративного образования, автором которой был П.А.Кропоткин (370). Категория сотрудничества служит в качестве эвристической детерминанты в разрабатываемой нами концепции диалога педагогических культур, исходные положения которой были представлены в предшествующем параграфе, а также в наших публикациях (см., напр. 508, 509).

Из сказанного становится ясно, что категория сотрудничества выражает сущностную доминанту ИЦП. Это обязывает нас к более подробному его рассмотрению. В глобальном смысле сотрудничество представляет собой достаточно сложное понятийное образование, включающее в себя: а) сотрудничество человека с внешним миром - природой, обществом, космосом и т.д.; б) сотрудничество с другими людьми; в) сотрудничество с самим собой; г) сотрудничество культур, языков, научных систем, различных ментальных миров и т.д. Все перечисленные виды сотрудничества так или иначе находят отражение в школьной жизни. Наряду с этим возможно выделение специфических разновидностей педагогического сотрудничества: а) сотрудничество воспитанников с воспитателем; б) сотрудничество воспитанников с воспитанником; в) сотрудничество воспитателей с воспитателями.

Все виды педагогического сотрудничества важны. Но центральное место среди них занимают отношения между воспитанником и воспитателем. Суть этих отношений выражена в известной формулировке А.Маслоу: "педагог должен помочь человеку выявить то, что в нем заложено, а не втискивать его в придуманную другими форму". Однако она, на наш взгляд, нуждается в комментариях. Дело в том, что человек с первых дней своего существования приходит в уже "окультурированный" мир, который сложился до него и независимо от него. Индивидуальная деятельность и индивидуальное сознание производны соответственно от коллективной деятельности и коллективного сознания. Так, в основе индивидуального сознания лежат "коллективные представления" (ДДюркгейм), "коллективное бессознательное" (Юнг), "коллективное сознание" (Выготский). А современные западные ученые (например, нобелевский лауреат Эксл) вообще считают, что "мозг человека является лишь приемником мысли, а не генератором ее. Лишь простейшие мысли могут рождаться собственно в мозге, но идеи, модели и проекты приходят извне - только настойся, прими и помоги реализовать" (И.Васильева. Целитель и женщина. Ч.2.- Новосибирск, 1995. С.9). То есть, имеются основания предположить: человеческое становление есть по сути процесс усвоения индивидом некоего внешнего опыта.

Итак, трудно на первый взгляд согласиться с положением А.Маслоу. С другой стороны, в нем нельзя не видеть и очевидной истины: человек не лошадь, которую можно загнать в оглобли. Более же глубокий эвристический смысл рассматриваемой формулы состоит в признании за воспитанником права БЫТЬ. "Обладание и бытие,- писал Э.Фромм, - являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характеристиках людей и типах социального характера" (489. С.45). Если человек обладающий, "единственная цель которого больше иметь и больше использовать", "становится вещью и перестает быть человеком" (489. С.247), то для человека бытийного "рост и развитие всех потенций является той целью, которой подчинены все его усилия" (489. С.75). Говоря коротко, цель такого человека - быть самим собой, что невозможно достичь без соответствующей самореализационной деятельности. Последняя в свою очередь будет осуществляться тем эффективней, чем большее число линий сотрудничества будет ассимилирован ею. Самореализация никоим образом не может быть ограничена одной его линией - сотрудничества человека с самим собой. По меньшей мере дополнительно необходима линия сотрудничества, выражаемая биномом "воспитатель-воспитанник". Однако и ее недостаточно: педагог вряд ли сможет "помочь человеку выявить то, что в нем заложено" без "подключения" личности к линии сотрудничества, связывающей ее с миром, который пропитан "знаковостью, символичностью, нормативностью..." (173. С.13).

Находясь на пересечении общечеловеческой (надиндивидуальной) и личностной (индивидуальной) линий бытия, человек одновременно выступает как коллективный и индивидуальный субъект. Как коллективный субъект человек стремится к слиянию с другими людьми, не останавливаясь перед потерей своей самости, названной Н.К.Рерихом и Е.И.Рерих "мертвящей сестрой невежества". "Сердце,- далее отмечают они, - живет самоотвержением... крепко сердце, когда оно заботится о будущем, не думая о себе" (402. С.109). Приводимые рассуждения в чем-то близки точке зрения Э.Фромма, согласно которому "во всех культурах во все времена стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение" (488. С.9), а "высшим проявлением силы" человека объявляется давание (488. С.17).

Выступая в качестве индивидуального субъекта, человек стремится к самому себе, своей самости, к отделенности от других. И если в роли коллективного субъекта человек повторим, воспроизводим и в известном смысле измерим, то в ранге индивидуального субъекта, он неповторим, невоспроизводим и неизмерим. Но такого рода противоречия не являются причиной параллельного, независимого друг от друга существования рассматриваемых планов бытия человека. Указанные противоречия вносят лишь момент парадоксальности в процессе его развития, становления и формирования: человек не может в полной мере раскрыть себя, проявить свою индивидуальность, не освоив ценности общечеловеческого (надиндивидуального) бытия; но это невозможно осуществить без овладения им "сложностью собственного бытия" ('.?.+Ё-з?-ЄR) .

"?< п ўлўR¤л ЇR Ї а ?а дг ў ж?<R, R¦-R § Є<озЁвм, звR Ё-в??а вЁў-R-ж?<Rбв-лc ЇR¤еR¤ а бб ваЁў ?в педагогические явления как целостные образования, в которых наблюдается единство процессуальных и результирующих сторон, процессов универсализации и гармонизации; где происходит взаимотрансформация кооперируемых частей не за счет друг друга, а в пользу друг друга, где сумма действий, действующих порознь не может вызвать то следствие, которое получается при совместном действии и где изменение одного из составляющих ведет к изменению других не пропорционально, а по более сложному закону: как в живом организме... все отражается в другом и это другое отражает в себе все"[6] RЎйЁе вRз?Є бRЇаЁЄRб-Rў?-Ёп ?¦¤г ЄRRЇ?аЁаг?лЁ ЄRЇR-?-в Ё ¤RЇR<-п?вбп бRбгй?бвўRў -Ё? ЇаRвЁўRЇR<R¦-ле, ЇRаRc ў§ ЁRЁбЄ<оз ойЁе бвRаR- ЎлвЁп; ?¤? Ё¤?п Ї?аўЁз-RбвЁ ж?<R?R Rа? -Ёз?бЄЁ бRз?в ?вбп б Ё¤??c ЇR<Ёж?-ваЁ§ , ¤RЇгбЄ ой?c "RвбгвбвўЁ? Rв¤?<м-Rc ЇаЁзЁ--Rc ж?ЇЁ Rв бЁбв?-Rc ж?<Rбв-RбвЁ Є ?? н<??-в " (?.<Rа?-ж).

' еR¤? а? <Ё§ жЁЁ И-? R?гв Ўлвм а?и?-л в ЄЁ? § ¤ зЁ, Є Є:

- Єсимальное раскрытие интеллектуально-духовного, когнитивно-гносеологического и физического потенциала человека;

- создание условий для самораскрытия и самореализации внутренних потенций человека;

- оказание помощи человеку в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических трансформаций;

- формирование у воспитанников основополагающих жизненных и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностй;

- воспитание ответственности за судьбу Родины, уважения к Праву и Конституции своей страны;

- культурно-генеалогическое просвещение человека, усвоение им культурных и трудовых традиций своего народа, уходящими корнями в толщи истории;

- привитие навыков работы с представителями различных культур и ментальности;

- развитие способностей к сотрудничеству, общению, эффективному построению сбалансированных человеческих отношений; выработка ориентаций на работу в группе, коллективе;

- развитие внутренней свободы (раскрепощенности), способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии и др.

Решение данных задач конечным своим итогом имеет интегративно-целостного человека. В условиях профессионального образования реализация ИЦП может привести к формировани к специалиста "интегрального профиля" (И.П.Яковлев), обладающего универсально-синтетическими знаниями и универсально-функциональной деятельностью. Исходя из того, что универсализм возможен "при условии синтеза знаний и деятельности в органически-целостные и органически-взаимосвязанные... системы",- пишет И.П.Яковлев, - можно предположить: интегральный специалист - "это универсал и синтезатор как в области знаний, так и в деятельности" (544. С.24). Интегративно-целостная трактовка специалиста "интегрального профиля" обусловливает признание за ним способностей: соединить опыт прошлого с настоящим, предвидеть последствия своих действий, гармонизировать отношения между личными и общественными интересами; поступать сообразно с требованиями нравственно-трудового опыта, выработанного национальной и общечеловеческой культурой; строить деловые отношения с партнерами, быть готовым к преодолению различного рода ментальных и психологических проблем; в полной мере реализовать свое "Я" в системе социальных и производственных отношений, в системе тенденции современного технического и технологического развития в целом и в рамках конкретного вида профессиональной деятельности; эффективно использовать стандартный блок знаний, умений и навыков и при этом гармонично синтезировать всю совокупность необходимых составляющих профессиональной деятельности, включая интеграцию элементов нормативно-одобренного способа деятельности и индивидуального способа деятельности; гибко реагировать на динамично изменяющуюся социально-производственную и технико-технологическую ситуацию.

5.6. Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике

Наряду с интенсивными поисковыми исследованиями в области педагогической интеграции в течение более 15 лет нами велась широкомасшабная работа по применению их результатов. Можно выделить два главных аспекта такого применения: 1) разработку и реализацию интегративнонасыщенных концепций и проектов; 2) научно-методическое обеспечение интеграционных основ общепедагогического образования педагогов профессионального образования.

1. Разработка и реализация интегративнонасыщенных концепций и проектов. В первую очередь укажем здесь на концепцию интеграции педагогического и технического знания, основные позиции которой были изложены в нашей монографии( ). Исходным пунктом данной концепции явилось положение о том, что интеграция есть процесс и результат становления целостностности, выполняющей роль по отношению приоритетную роль по отношению к своим составляющим. В качестве такой целостности была признана система научно-педагогического знания. Соответственно базисным компонентом последней объявлялось педагогическое знание. Вместе с тем нами признавался факт взаимотрансформации педагогического и технического знания, протекающая в форме технизации и педагогизации второго. Тем самым расследования интеграции по сути сводится к ассимиляции педагогического и технического знаний научно-педагогической системой, выступающей в роли "целостности" по отношению к ним, которые в свою очередь выполняют функции "частей" этой "целостности". Таким образом, показатель приоритетности целого дополнятеся паритетностью его частей.

ИЦП во многом определили состав концептуальных положений, лежащих в основе проекта специальной гуманитарной гимназии, разработанного нами. Исходным мотивирующим фактором его создания явился общепризнанный факт отрыва современного образования от "органического слоя" культуры, имеющего в качестве своего результата дезинтеграцию человеческого существования. Эвристический фундамент проекта составил интегративно-гуманитарный подход, трансформированный в более поздних наших работах в интегративно-целостный подход. Методологическое ядро интегративно-гуманитарного подхода образовали положение о единстве и взаимосвязи всех сторон человеческого существования, человека как микрокосма мира как микрокосма. Соответственно , целью интегративно-гуманитарного подхода стал человек, взятый во всем богатстве своих внутренних и внешних связей, человек как "биопсихосоциоприроднокосмическое существо" (В.С.Шубинскпй).

Такой человек есть человек СОТРУДНИЧАЮЩИЙ. Гармонично интегрируя в себе самые различные стороны человеческого существования, как-то: познавательно-гностическую, креативно-творческую, эмоционально-чувственную, рационально-аналитическую, мистико-религиозную, деятельностно-общенческую и др., способен к диалогу с природой, социокультурным окружением, с прошлым, будущим. Внешний диалог невозможен без самодиалога: человек, не научившияся понимать самого себя, не способен понять и других.

Интегративно-гуманитарный подход обладает общими принципами реализации специальными принципами построения содержания образования. К первым мы отнесли принципы сотруднчества, самореализации, интегративно-целостной антиномности и др.

Принцип сотрудничества в данном случае предполагает равноправное партнерство всех участников педагогического процесса, соотвественно, отказ от лозунгов типа: ребенок - солнце, вокруг которого должны вращаться все педагогические средства. Учитель тоже солнце и его зачисление в разряд "средств" также аморально и неестественно, как и превращение ученика в простой объект воздействия. Следование принципу сотрудничества требует, чтобы центральной задачей школы стала не "эмансипация личности", а воспитание у подрастающего поколения "жизнеспособности" (В.Брецинка", формирования многоплановых навыков приспособления к жизни - доверия к миру, смысла жизни, воспитания воли,жизнерадостности, готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил.

Требования принципа сотрудничества: 1) воспитание осуществляется не как процесс одностороннего внушения норм и ценностей, и как процесс взаимодеятельнрости воспитанника и воспитателя; 2) воспитание дожно строиться как процесс взаиморазвития, взаимопонимания, взаимообучения детей: главная воспитательная сила школы в самих детях, их взаимных отношениях, их взаимном влиянии (П.Ф.Каптерев); 3) педагог должен обеспечивать в ходе учебного процесса, чтобы ребенок осознавал присутствие и интересы других членов педагогического сообщества, свою зависимость от них и их зависимость от него и др.

В основу принципа самоорганизации положен известный постулат А.Швейцера: человек должен пойти на осмысленное самоизменение. Важнейшим требованием этого принципа является то, что воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся качеств самоанализа, самодисциплины и самодеятельности. Принцип свободы требует, чтобы воспитание было направлено на развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства при безусловном уважении права других быть свободными. Согласно принципу интегративно-целостной антиномности центральной задачей школы должно стать усвоение человеком общих закономерностей, лежащих в основе систем самой различной природы - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных; образование должно быть направлено на воспитание человека, обладающего качеством интегрально-плюралистического видения мира, готового к "новому диалогу человека с природой" (И.Пригожин).

Специальные принципы построения содержания образования: историко-генетический принцип, принцип культуросообразности, принцип интеграции содержания образования. В соответствии с требованием первого принципа необходима такая организация содержания образования, при которой была бы достигнута цель включения человека в прошлое, настоящее и будущее (Ф.Фребель). В результате история, и прежде всего история отечества, становится центральным предметом - стержнем, вокруг которого размещаются другие дисциплины. Принцип культуросообразности обусловливает необходимость проектирования такого содержания образоания, которое бы способствовало усвоению человеком экономических, социальных, правовых, ментальных культурных и других традиций своего народа; брать во внимание в процессе образования человека условия места и времени, в которых родился и предстоит ему жить (А.Дистервег). Наряду с этим принцип культуросообразности предполагает ознакомление учащихся с традициями других народов. Принцип интеграции содержания образования позволяет представить это содержание как педагогический эквивалент интеграционных процессов, охватывающих сегодня все области человеческой деятельности и познания. Этот принцип непосредственно служит целям формирования в сознании развивающегося человека интегративно-целостной картины мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42