Реферат: Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
2. Целостно-отношенческая
природа педагогической интеграции обусловливает наличие таких характеристик
предмета ее исследования, как методологичность, теоретичность и
науковедческость. Отсюда с опорой на имеющийся опыт выделения структурных
элементов исследовательского процесса (В.Д.Давыдов, В.Г.Воробьева), выводятся следующие этапы логики
исследования интеграционных процессов в педагогике: 1) нахождение
"клеточки", исходного генетического основания интеграции; 2) построение
"первичных обобщений" - "кирпичиков" интегративной теории;
3) этап наложения первичных обобщений на педагогическую действительность и
адаптации результатов интегративной теории к условиям функционирования той или
иной области педагогической деятельности.
3. Ядро
инструментально-методологического обеспечения педагогической интеграции составляют ее исследования. Ведущее место среди
них занимают теоретические методы, что обусловливается спецификой предмета
интегративно-педагогических исследоваий, его характерными показателями.
Учитывая то обстоятельство, что в основе любой интеграции лежат связи
(отношения), необходимо здесь помнить и о том, "что объективные связи
(если не иметь в виду веревку, связывающую две палки) не даны непосредственно в
чувственном восприятии и фиксируются лишь в абстракциях, конструируемых с
помощью логических процедур" (А.И.Ракитов). Предложенная в работе
систематизированная совокупность методов исследования интеграционных процессов
в педагогике в основном отвечает данному требованию. Обстоятельства, вызывающие
необходимость применения в ходе интегративно-педагогических исследований теоретических
методов, одновременно выступают в качестве причин, определяющих потребность
использования в них главным образом методов качественного анализа. В то же
время не существует веских оснований полностью отрицать возможность применения
в интегративно-педагогических исследованиях количественных методов. Это
вызывает потребность в разработке условий предваряющего характера, соблюдение
которых обеспечивает оптимальное использование таких методов. К их числу есть
смысл отнести: а) создание теоретического объекта, "не имеющего
непосредственного аналога в чувственно-эмпирическом знании" (В.С.Швырев);
б) выполнение основных требований к построению теоретического объекта
(А.Я.Найн): использование качественных методов, создание описательной модели,
детализации и конкретизации модели; в) признание взаимодополнительностного
характера отношений между качественными и количественными методами. Если брать
проблему выделения указанных условий в более широком контексте, то к ним можно
причислить организацию специальной деятельности по разработке количественных
методов анализа интеграционного процесса в педагогике. При этом особо следует
обратить внимание на имеющийся опыт их использования в области исследования
других разновидностей объединительных процессов в педагогике - межпредметных
связей, взаимосвязи и преемственности.
ГЛАВА 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНТЕГРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимость и
правомерность использования понятия "интегративно-педагогическая деятельность"
обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью отделения друг от
друга "управляемой" педагогической интеграции от
"стихийной". Будучи закономерностью развития современной педагогики,
она способна сегодня реализовываться вне сферы специально организованной
интегративной работы. Но наряду с этим все больше дает знать о себе
целенаправленно осуществляемая интегративная деятельность. Во-вторых,
рассмотрение интеграции как деятельности делает возможным более предметный
анализ ее технологических параметров. В-третьих, в педагогике уже имеют место
прецеденты применения понятия "интегративная работа" (В.И.Загвязинский),
"интегративная деятельность" (В.Д.Семенов), "интегративнопедагогическое
мышление" (А.С.Белкин). Нельзя сбрасывать со счета и такой фактор, как
широкое распространение категорий деятельности и деятельностного принципа в
педагогике. В последнее время к последнему особый интерес испытывают зарубежные
педагоги.
Интегративно-педагогическая
деятельность (ИПД) - это специфический вид педагогической деятельности, в ходе
которого актуализируются те или иные интегративные задачи в области
образовательно-воспитательной теории и практики. На уровне практики возможно
выделение двух видов ИПД - формирующей и формируемой. Формирующая ИПД - это
деятельность, проводимая в учебных заведения и направленная на развитие у
обучающихся интегративно-деятельностных качеств и свойств. Формируемая ИПД
является результатом формирующей деятельности. В нашей работе речь идет,
главным образом, о формирующей ИПД. Однако, учитывая методологический факт
адекватности структур формирующей и формируемой деятельности (А.Н.Леонтьев),
имеет смысл предположить возможность переноса характеристик первой на область
функционирования второй и, соответственно, наоборот.
ИПД обладает
своими конституирующими признаками, структурой и содержанием. Состав первых
образует инверсионность, полимодальность, поливалентность. Отталкиваясь от
формулы "инверсионные объекты - это точки соприкосновения и обогащения
традиций" (М.А.Розов), мы под инверсионностью ИПД подразумеваем ее
способность аккумулировать в себе данные систем, "на перекрестке" которых
она располагается. Полимодальность является следствием предшествующих
характеристик и выражает собой способность ИПД ассимилировать в себе различные,
порой разнонаправленные и разнокачественные виды деятельности, действия,
операции. определяется широтой и разнообразием ее информационноинтеллектуальной
базы.
Структура ИПД.
Анализ научной литературы (270, 272, 461) показывает, что возможны различные
подходы к структурированию деятельности. Остановимся на двух из них, - на так
называемой всеобщей структуре деятельности и на инвариантной структуре
деятельности.
Всеобщая
структура ИПД включает в чебя субъекты, предмет, цель, процесс, средства,
продукты и результат. Роль субъектов ИПД могут играть отдельные личности
(учащийся, педагог и т.д.), группы (коллективы), например, группы (коллективы)
педагогов и учащихся; безличные субъекты: школа, ПУ, институт, университет.
Предмет ИПД -
организация, проведение и управление интеграционными процессами в области образовательно-воспитательной
теории и практики. Цель ИПД - формирование тех или иных качественно новых
интегративных образований в личности во всех ее сферах - духовно-ментальной,
когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной) психомоторной. Роль подобных
новообразований способны выполнить некоторые из "основных категорий учебных
целей", предлагаемых Б.Блумом (223. С.28-36). Прежде всего это касается
понимания, применения, синтеза, которые могут быть выведены за рамки собственно
когнитивной области и стать "своими" для всех указанных выше сфер.
Конечно, с учетом специфики последних. Так, понимание, достаточно полно
реализуемое в духовно-ментальной, когнитивной и аффективной областях, резко
ограничивает свои функции в области психомоторики.
Цели ИПД
реализуются в ходе специально организованного интегративно-педагогического процесса,
необходимым составляющим которого являются теоретико-методологическое и
информационное обеспечение достижения интегративно-педагогической цели; выбор
соответствующего технологического инструментария деятельности; регулировка
целей и в необходимых случаях корректировка; контроль и подведение итогов ИПД,
сличение ее целей и результата.
Средства ИПД -
это важнейшие составляющие технологической инфраструктуры ИПД, служащие
непосредственно достижению ее целей и задач. Например, в качестве средств
научно-педагогической интеграции могут выступать философские, общенаучные,
собственно педагогические категории, понятия, методы, принципы и т.д.; роль
средств практической интеграции способны играть дидактические системы
проблемного, развивающего обучения.
Продукты ИПД -
совокупность явлений, процессов, предметов, полученных в ходе ее осуществления.
Это - интегративные педагогические дисциплины, полученные путем синтеза
педагогического и инонаучного знания (на примере, философия и история
образования); интегративно-педагогические концепции (например, концепция
интеграции общего и профессионального образования); интегративный педагогический
процесс (например, педпроцесс, реализуемый в так называемых интегрированных
учебных заведениях Запада); интегративные компоненты педпроцесса (например,
интегративный день, интегративный урок, интегрированное содержание начального
профессионального образования); интегративные педагогические ситуации и т.д.
Р е з у л ь т а
т ИПЛ - интегративно-целостный человек. В предельно обобщенном виде его можно
охарактеризовать как человека, способного соединить опыт прошлого с настоящим и
предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснить себе
причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться
(П.Ф.Лесгафт). Данное определение может быть дополнено характеристиками
"критического" человека Р.Пола, человека "продуктивной
ориентации" Э.Фромма, самореализующейся личности А.Маслоу и К.Роджерса.
Три важнейших качества свойственно данному человеку: продуктивность -
"способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нем
возможности" (Э.Фромм); динамическая рефлексивность: способность к
самоанализу и на этой основе - к адекватному реагированию на быстро меняющуюся
ситуацию; симультанность - способность к синхронному использованию в одни
промежуток времени самых разнообразных знаний, умений, действий, операций и
т.д. Общим знаменателем указанных свойств является многомерность - способность
человека проявляться и достигать необходимых результатов в различных сферах
познания и деятельности.
Интегративно-целостный
человек обладает интегративноцелостным мышлением, показателями которого
выступают синтетичность - способность к комбинированию разнокачественными
данными с целью получения целого, обладающего качествами, не свойственными этим
данным; в) виртуальная образность - способность посредством мысленного
эксперимента "достраивать" наличную картину бытия; г) историчность -
способность видеть причинно-следственные связи и тенденции развития событий; д)
альтернативность - способность, во-первых, к поиску и нахождению нестандартных
средств и путей выхода из ситуации, имеющей, казалось бы, одну единственную
линию разрешения ("генеральная линия", "безальтернативная
ситуация", "путь реформ" и т.п.), во-вторых, - к выбору из
множества имеющихся наиболее оптимальных средств и путей выхода из ситуации;
нелинейность - способность выходить за пределы причинно-следственных связей при
объяснении происходящих явлений, видеть результаты непропорционального изменения
последних, что достигается путем инсайтного охвата всей гаммы событий,
связанных с этими изменениями; стохастичность - способность к вероятностному
мировидению; эмерджентность - способность к принятию идеи существования
универсальных творческих сил, обладающих потенциалом к самоорганизации и
созидающих во всех системах и процессах по сходным сценариям; синкретичность -
способность, во-первых, к рассмотрению разнородных и разнокачественных явлений,
предметов, процессов как расчлененных частей единого целого, во-вторых,- к
принятию представлений о том, "что один и тот же предмет может
соучаствовать в различных комплексах, входить как составная часть в совершенно
различные связи" (С.106); антиномность - способность понимания мира как
системы, обладающей противоположными и взаимоисключающими способами бытия -
случайности и необходимости, порядка и хаоса, активности и покоя и т.д.; л)
гибкость - способность к быстрому реагированию в условиях быстро меняющейся
ситуации к корректировке, а в необходимых случаях к кардинальной перестройке
своих представлений о происходящих явлениях, процессах, событиях; м)
критичность - способность к противостоянию общепринятым стандартным
представлениям при условии выдвижения позитивных альтернативных предложений;
концептуальность - способность к глубокому и всестороннему обоснованию
выдвигаемых идей и интеллектуальных моделей; методологичность - способность к
ценностно-аксиологической интерпретации идей, событий, явлений и т.д., а также
к нахождению адекватных средств познания и преобразования действительности; голографичность
- способность к многомерно-панорамному видению мира; прогностичность -
способность к предвидению и прогнозированию.
Компоненты
инвариантной структуры ИПД выделяются нами в соответствии с представленными в
работе В.С.Леднева "Содержание образования" (270. С.113-120)
"сторонами деятельности". Соответственно в число "сторон"
ИПД включаются: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная,
коммуникативная, эстетическая, физическая. Причем всякая конкретная реальная
деятельность одновременно является и преобразовательной, и познавательной, и
ценностно-ориентационной, и общением, и эстетической, и физической".
Познавательная
сторона ИПД связана главным образом с ее информационно-интеллектуальным
обеспечением, содержанием которого является: а) анализ области педагогической
реальности, где планируется проведение интегративной работы, подробное
исследование всех данных, могущих так или иначе повлиять на ее осуществление;
б) изучение опыта интегративной работы; в) гностико-эвристическое обоснование
ИПД, как то: выработка ее инструментально-методологических основ, разработка
общих и частных закономерностей функционирования интеграции в педагогической
теории и практике, описание структурно-морфологических и процессуальных
характеристик педагогической интеграции и т.д.
Ценностно-ориентационная
сторона ИПД обеспечивает выбор того или иного ее аксиологического основания, ее
направленности. Например, в основу ИПД могут быть положены различные парадигмы
педагогической интеграции, способные сыграть роль ценностного ориентира:
религиозно- эзотерическая, редукционистская, диалектическая, дополнительностная
и т.д. При этом разные парадигмальные основания порождают различные виды
педагогической интеграции. Возьмем такие парадигмы, как системотехническая и
органическая, имеющие, как мы показали выше, принципиальные различия.
Соответственно, будут различаться между собой содержания построенных на их
основе интегративно-педагогических деятельностей.
Преобразовательная
сторона ИПД - технико-технологическая реализация интегративно-педагогических
задач. Объектами интегративно-педагогического преобразования могут быть: а)
педагогическая наука в целом или ее отдельные отрасли; б) педагогические
системы; в) педпроцесс в целом или его отдельные компоненты; г) педагогические
ситуации. Абсолютным и важнейшим предметом такого преобразования являются
трансформационные процессы в человеке, ведущие к повышению уровня его целостности
(тотальности), универсальности и гармоничности.
Коммуникативная сторона
ИПД связана прежде всего с общением и взаимодействием субъектов в ходе ее
осуществления. Кроме того коммуникация выступает в качестве средства реализации
интегративно-педагогических задач. В частности это касается
социально-педагогического направления развития интеграционных процессов в
педагогике. Следует указать также на то обстоятельство, что коммуникативный
элемент играет выдающуюся роль в формировании одной из самых перспективных
систем современного образования - педагогики сотрудничества, имеющей глубоко
интегративную природу.
Эстетическая
сторона ИПД выражается в структурно-функциональном ее совершенстве, эстетике
поведения ее субъектов, гармоничности отношений и связей, составляющей
внутреннее содержание интеграционного процесса и интегративного продукта.
Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что гармония, без которой
немыслима никакая эстетика, никакая красота, является, как нам уже известно,
во-первых, одним из соотносительных понятий интеграции, во-вторых, ее
показателем: всякое интегративное развитие сопровождается гармонизацией связей
при одновременной их универсализации.
Физическая
сторона ИПД проявляется, во-первых, в физическом обеспечении взаимодействия ее
субъекта с ее объектами, во-вторых, в предметном взаимодействии кооперируемых
компонентов, в-третьих, в реальном существовании продуктов ее -
интегративно-педагогических теорий, интегративно-педагогических систем и т.д.
Основываясь на
идее изоморфизма структур деятельности и содержания образования человека (В.С.
Леднев), можно предположить: рассмотренные выше стороны ИПД одновременно
являются базисными компонентами образования и воспитания ее субъекта, под
которым в данном случае будем иметь в виду педагога, умеющего на высоком
квалифицированном уровне вести интегративную работу. Возьмем в качестве примера
познавательную сторону ИПД. Так, вот при подготовке указанного субъекта
невозможно обойтись без усвоения им в необходимом и достаточном количестве
знаний, которые позволили бы ему успешно выполнять интегративную работу. В частности
это касается теоретико-методологических познаний субъекта ИПД. Без
соответствующего интеллектуальноэвристического обеспечения она просто сведется
к стихийному, импульсивному процессу или к очередной модной затее. Именно
отсутствие соответствующей теоретико-методологической подготовки в области
педагогической интеграции является причиной того, что мы не имеем сколько-либо
целенаправленной интегративной политики в педагогике.
Содержание ИПД -
это вся совокупность действий, осуществляемых в ходе ее реализации. Здесь мы
отталкиваемся от позиции, утверждающей, что "человеческая деятельность не
существует иначе, как в форме действий или цепи действий" Соответственно,
"трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная
деятельность - в учебных действиях..." (272. С.154). Точно так же
интегративно-педагогическая деятельность существует в
интегративно-педагогических действиях. При этом под интегративнопедагогическим
действием понимается процесс, подчиненный предствалению о том интегративном
продукте, который должен быть достигнут в ходе осуществления ИПД. В данном
случае мы вновь опирается на положения процитированной выше работы
А.Н.Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность" (272. С.153).
В широком
понимании анализируемое содержание охватывает собой все составляющие, включая
ее "стороны". Возьмем, например, познавательную сторону ИПД.
Несколько трансформируя принцип двойного вхождения базисных компонентов в
систему, можно сказать, что, с одной стороны, указанная "сторона"
"выступает в качестве одного из апикальных, явно выраженных
компонентов" (В.С.Леднев) структуры ИПД, с другой, - она представляет
собой определенную совокупность действий, образующих содержание образования.
Иначе говоря, рассматривая ее как некую статичную данность, мы должны видеть в
ней достаточно автономное структурное образование. Но взятая в своих
проессуально-динамичных параметрах, она играет роль элемента содержания ИПД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|
|