Реферат: Курс социологии
На
основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной
проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого
социологического исследования, независимо от того, является ли это
исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования
Методика социологических исследований 143
обычно
включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и
объект исследования, определение понятий);
2)
методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы
обработки и анализа данных; 3) организационный (план исследования, порядок
исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.
д.). Основные элементы программы прикладного социологического исследования
показаны на рисунке 7.
Цели
и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и
социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также
определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для
получения результата.
Цели
исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как
недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель
будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления
организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций
по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой
содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Предмет
и объект исследования. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы.
В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте
могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования.
Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время
формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и
формы проведения социологического исследования. Так, в обозначенном нами
примере исследования социолог может предположить, что причиной является неэффективная
система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система
принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия
решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль
штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая
и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность
за решения, их внедрение и контроль за внедрением. Но социолог может
предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается
в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию.
Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во
втором случае — анкетный опрос и психологическое тестирование.
Теоретическая
и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке
методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:!) Выяснить
те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.
2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на
144
уровне
теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его
результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию
изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Теоретическая
интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На
первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в
строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки
раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть
исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий,
описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную
интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними
субъективными факторами.
Конечной
целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету
и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной
реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен
стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в
понятиях-индикаторах.
Формирование
гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического
социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное
предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей
между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В
науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1)
Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой
со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу
гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая
единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии
фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть
возможно более тесной. 4) При вьодви-жении гипотез необходимо сознавать
вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться
противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы
— это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического
социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых
гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследованиянередко проводят
предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического
уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные
(гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют
иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий.
Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические
упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных.
Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эм-
Методика социологических исследований 145
лирические
данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы
с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического
исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений
тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Методы сбора социальной информации (выборка,
анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)
Наряду
с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел
программ, который включает в себя описание методики и организации исследования.
Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер
решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть
объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и
социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может
исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования
тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно
или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется
выборка.
В
программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического
исследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оно
является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.
Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры
и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность —
это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению
в пределах программы социологического исследования. Вторичная совокупность
(выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью
специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.
Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее
объемом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4)
Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке,
какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на
каждой ступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6)
Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.
Попробуем
на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности
труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных
предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной.
В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные
организацией труда в системе малых пред-
146
приятии.
Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность;
генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные
организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора:
на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном
производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном
производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые
предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая
ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По
показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия
разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в)
низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую
группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор.
Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью
определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях
проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные
работники. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки
исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не
может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя
доверять.
Важная
часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических
данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие
документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы,
отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться.
При использовании методов опроса требуется описание его техники,
организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте,
в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность
анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в
качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации,
процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих
инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано,
что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих
методов:
экспертной
оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36
признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества
оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств
экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую
должность;
2)
эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;
3)
эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.
Таким
образом достигалась максимальная возможность объективности оценки,
характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного —
исполнителя, сотрудника и това-
Методика социологических исследований 147
Что
же представляет собой социологический идеальный тип? Если история, согласно
Веберу, должна стремиться к каузальному анализу индивидуальных явлений, т. е.
явлений, локализованных во времени и в пространстве, то задача социологии -
устанавливать общие правила событий безотносительно к
пространственно-временному определению этих событий. В этом смысле идеальные
типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть
более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы
«чистыми идеальными типами». Так социолог конструирует чистые идеальные модели
господства (харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся
во все исторические эпохи в любой точке земного шара. «Чистые типы» пригодны в
исследовании тем больше, чем они «чище», т. е. чем дальше от действительных,
эмпирически существующих явлений.
«Чистые
типы» социологии Вебер сравнивает с идеально-типическими конструкциями
политической экономии в том отношении, что, во-первых, в обоих случаях имеет
место конструирование такого человеческого действия, как если бы оно
происходило в идеальных условиях, и, во-вторых, обе дисциплины рассматривают
эту идеальную форму протекания действия независимо от локальных условий места
и времени. Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в
любую эпоху, в любой стране действие будет совершаться именно таким образом.
Различие условий и их влияние на ход действия фиксируется, согласно Веберу, по
тому отклонению от идеального типа, которое встречается всегда, но заметить и
общезначимым образом выразить это отклонение в понятиях позволяет лишь
идеально-типическая конструкция.
Итак,
следует отметить, что те противоречия, которые возникли в связи с образованием
у Вебера идеально-типических понятий, в значительной мере связаны с различными
функциями и различным происхождением идеальных типов в истории и социологии.
Если по отношению к историческому идеальному типу можно сказать, что он
является средством познания, а не его целью, то по отношению к
социологическому идеальному типу это не всегда так. Более того, если в
историческую науку идеальный тип вносит элемент общего, то в социологии он,
скорее, выполняет функцию замены закономерных связей типическими. Тем самым с
помощью идеального типа Вебер значительно сужает пропасть между историей и
социологией, которая разделяла эти две науки в теории баденской школы.
Чтобы
показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо
проанализировать это понятие и с содержательной точки зрения. Для этого введем
еще одну категорию социологии Вебера - категорию понимания.
Необходимость
понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от
естественных наук. То обстоятельство,
148
что
человеческое поведение поддается осмысленному толкованию, предполагает
специфическое отличие науки о человеческом поведении (социологии) от
естественных наук. Именно здесь усматривал различие между науками о духе и
науками о природе Дильтей.
Однако
Вебер сразу спешит отмежеваться от Дильтея: он не противопоставляет
«понимание» причинному «объяснению», а, напротив, тесно их связывает.
«Социология (в подразумеваемом здесь смысле этого многозначного слова)
означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное
действие и благодаря этому причинно объяснить его в его протекании и его
последствиях» [102. S. 503]. Отличие веберов-ской категории понимания от
соответствующей категории Дильтея состоит не только в том, что Вебер
предпосылает понимание объяснению, в то время как Дильтей их противопоставляет,
- понимание, кроме того, согласно Веберу, не есть категория психологическая,
как это полагал Дильтей, а понимающая социология в соответствии с этим не есть
часть психологии [102. S. 408].
Рассмотрим
аргументацию Вебера. Социология, по Веберу, так же, как и история, должна брать
в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы
индивидов. Отдельный индивид и его поведение являются как бы «клеточкой»
социологии и истории, их «атомом», тем «простейшим единством» [102. S. 415],
которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению. Поведение
индивида изучает, однако, и психология. В чем же отличие психологического и социологического
подходов к изучению индивидуального поведения?
Социология,
отмечает Вебер, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку
личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Только такое поведение
может интересовать социолога; что же касается психологии, то для нее этот
момент не является определяющим. Таким образом, социологическое понятие
действия вводится Вебером через понятие смысла. «Действием, - пишет он, -
называется... человеческое поведение... в том случае и постольку, если и
поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним
субъективный смысл» [102. S. 503].
Важно
отметить, что Вебер имеет в виду тот смысл, который вкладывает в действие сам
индивид; он многократно подчеркивает, что речь идет не о «метафизическом»
смысле, который рассматривался бы как некий «высший», «истинный» смысл
(социология, по Веберу, не имеет дела с метафизическими реальностями и не
является наукой нормативной), и не о том «объективном» смысле, который могут в
конечном счете получать действия индивида уже независимо от его собственных
намерений. Разумеется, этим Вебер не отрицает как возможности существования
нормативных дисциплин так и возможности «расхождения» между субъективно подразумеваемым
смыслом индивидуального действия и некоторым его
149
объективным
смыслом. Однако в последнем случае он предпочитает не употреблять термин
«смысл», поскольку «смысл» предполагает субъект, для которого он существует.
Вебер лишь утверждает, что предметом социологического исследования является
действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Социология, по
Веберу, должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида
осмысленно. Но это понимание не является «психологическим», поскольку смысл не
принадлежит к сфере психологического и не является предметом психологии.
С
принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий
веберовской социологии - категория социального действия. Насколько важна для
Вебера эта категория, можно судить по тому, что он определяет социологию как
науку, изучающую социальное действие.
Как
же определяет Вебер само социальное действие? „Действием" следует
...называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние,
недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие
связывают с ним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следует
называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или
действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем
протекании».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|