рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Курс социологии рефераты

Особое значение этих теорий в том, что они определяют:

а) общий подход исследователя-социолога к изучению и осмыслению социальных явлений; б) направленность науч­ного поиска; в) интерпретацию эмпирических фактов. Ины­ми словами, пронизывают единым теоретическим видением как эмпирическое исследование, так и анализ социальных явлений на уровне теории среднего уровня. Это достигается благодаря тому, что именно в рамках общесоциологических доктрин описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности.

В современной социологии существуют несколько под­ходов, пытающихся дать целостное описание социальной жизни. Они делятся на две основные группы: макросоцио-логические и микросоциологические теории. И те, и другие пытаются объяснить общественную жизнь, но с принципи­ально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят их того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Среди ведущих макросоци-ологических доктрин можно назвать функционализм (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) и теорию конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорфидр.).

Что касается микросоциологических доктрин (теории обмена, символического интеракционизма, этнометодоло-гии), в центре их внимания повседневное межличностное взаимодействие — интеракция. Приверженцы микросоцио­логических теорий отстаивают идею о том, что именно по­вседневная интеракция на межличностном уровне есть пер­вооснова социальной жизни.

Единство теории и эмпирии в общесоциологических те­ориях носит сложный и преимущественно опосредованный характер. Речь идет, прежде всего, о широком использова­нии этими теориями основных выводов, положений, в част­ности, теорий среднего уровня, которые, в свою очередь, базируются на широкой эмпирической основе.

Итак, современная социология представляет собой мно­гоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целост­ность — современную социологическую науку.

 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

цх наглядный убедительный характер, объективность, про­веряемость, общепризнанность. Человек огромного теоре­тического научного дарования, Огюст Конт отличался боль­шой оригинальностью жизненного стиля и мышления. Не получив систематического образования, он вместе с тем был в течение долгих лет личным секретарем Сен-Симона; в полной мере не признанный академическими кругами Франции того времени, несмотря на фундаментальнейшие многотомные издания своих трудов, Конт провозгласил сво­им руководящим принципом принцип «умственной гигие­ны», заставлявший его полностью игнорировать все науч­ные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум лишней бессмысленной информацией.

Итак, социальная физика, или социология состояла, по Конту, из социальной статики (существующие структуры общества, взятью как бы в застывшем состоянии) и социаль­ной динамики (процесса социальных изменений); послед­нюю Конт признавал наиболее существенной для изучения общества. Обе эти социологические дисциплины и виделись ему составными частями научного подхода к исследованию общества.

Свидетель и современник весьма драматичных и проти­воречивых последствий, которые принесла Европе Великая французская революция, Конт тяжко переживал состояние политической неразберихи, экономического хаоса, соци­альной поляризации, в которые периодически погружалась Франция первой половины XIX века, переживая одну рево­люцию за другой. По мысли Конта, социология должна была противопоставить радикальным теориям революции соц­иологическую теорию, позволявшую проводить изменения в обществе эволюционным путем, сглаженно, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп.

Таким образом, с самого начала своего развития соц­иология выступила теорией эволюционных изменений, ли­шенных «изломов», социальных катаклизмов, «анархии умов». Да и в целом позиция Конта в социальной теории была обозначена им же самим как «позитивистская», то есть Делавшая упор не на радикальной революционности и низ­вержении существующих структур, а на их «позитивной»

 перестройке. Позитивная стадия развития общечеловеч ского интеллекта, по мысли Конта, венчает эволюцию ч ловечества в целом — это есть стадия овладения наук< социального познания и социального управления.

Позитивистский дух социологии получил дальнеипк развитие у Герберта Спенсера (1820-1903), англииско] ученого, также как и Конт положившего в основу свои мировоззрения принцип эволюционности в развитии общ.

ства и природы.

Спенсер также не получил сколько-нибудь систематич

ского гуманитарного образования и вплоть до 1846 го, работал железнодорожным инженером. Параллельно с эти он стремительно расширял свои познания в различных о( ластях, что и позволило ему в 1848 году получить пов главного редактора знаменитого журнала «Экономист» -• пост, открывший молодому журналисту и инженеру достД к научным данным самого различного направления и харая тера. Именно в это время Спенсер стал проявлять интерес • социальным вопросам и их обобщению в рамках собствен.1

ной теории.     '                         „      | В 1850 году вышел в свет его первый научный труд -I

«Социальная статика», представляющий собой системати* ческое изложение нравственных проблем современно! Спенсеру общества в их взаимосвязи и рядоположенност! В эти годы у Спенсера, вследствие чрезмерной перегрузк умственной работой, впервые появились признаки серье:

ного нервного расстройства, бессонницы и мозговых кризо которые преследовали его на протяжении всей оставшеи<

жизни.

Спенсер никогда не преподавал в университете, не им

научных степеней и в значительной мере жил в изоляции современного научного сообщества. Между тем, титанит екая работоспособность и упорство Спенсера заставили ai глийскую, а позднее и зарубежную общественность оОр тить на него внимание и признать в нем серьезного теорет ка в области философии и социологии. Начиная с 60 _х год XIX века Спенсер становится властителем дум в Ьврог включая Россию и США, чему в немалой степени cnocoft вовал общедоступный стиль его сочинений, привлекав

к «спенсерианству» широкие слои читающей публики. Весь­ма характерно, что необычайная продуктивность Спенсера уживались в нем с нежеланием читать произведения других теоретиков, что отчасти и способствовало тому, что взгляды Спенсера обладали «вынужденной» оригинальностью. По этому поводу Спенсер, в частности, писал: «Всю свою жизнь я был мыслителем, а не читателем, имея возможность ска­зать вслед за Томасом Гоббсом: «Если бы я читал также много, как другие люди, то и знал бы также мало, как они». Говорили даже, что Спенсер не удосуживался прочитывать книги, а листая их, «впитывал» содержание текста через поры кожи на пальцах.

Объясняя происхождение своих всеобъемлющих тео­рий, Спенсер утверждал, что все они появились на свет с помощью интуиции и озарения, посещавших его. Научные гипотезы и идеи, по словам самого Спенсера, приходили к нему сами собой, без целенаправленного усилия воли со стороны ученого. Для Спенсера подобный интуитивный ме­тод казался гораздо более эффективном, чем серия сплани­рованных научных усилий, «способных вызывать искаже­ние мысли».

Как один из основоположников органической школы, Спенсер вслед за Огюстом Контом ввел идею изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологию. Понятия эво­люционистской социологии Спенсера — «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к гетерогенности», «определенность», описывающие морфологическую струк­туру общества, — позволяли английскому социологу-пози­тивисту постоянно проводить аналогию между биологиче­ской и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к об-ществознанию.

В главном своем социологическом произведении — трехтомных «Основаниях социологии» (1876—1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные лично-

 ста могут обладать, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчерки­вая свойство саморегуляции в живой материи. Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государст­венных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции.

Двумя полюсами эволюции английский социолог при­знавал военный и промышленный тип устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко вто­рому. В той мере, в какой закон выживания наиболее при­способленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характер ризующемуся прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. При этом социальные революции рас­сматривались Спенсером как болезнь, а разного рода соци­алистическое переустройство - как. противное органиче­скому единству социальной системы и эволюционному про­грессу, основанному на выживаемости наиболее приспосоо-

ленных и одаренных,                        м-п./г Принципиально иную теорию развил Карл марке

(1818—1883) — выдающийся немецкий политэконом, фи­лософ и социолог. Положив в основание своей теории прин­цип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под «материальным фактором» развитие произво­дительных сил общества, которые в сочетании с соответст­вующими отношениями между людьми создают обществен­но-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собст­венности.

Материальные силы, господствующие в обществе, опре­деляют «духовную» надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные общественные институты. Между тем динамическая картина общественного развития детерминируется не толь­ко научно-техническим, экономическим и социально-пол­итическим прогрессом общества, но и специфическим «рас­положением» общественных классов, то есть больших групп людей, имеющих свое особое отношение к средствам про-.,,,.»т^тяя гг^гтвйнности и политическим институтам.

Общественное развитие, складывающееся как результи­рующая экономического прогресса и соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тотальный кризис, охватываю­щий все институты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представ­ляет собой двигатель истории. При этом один из обществен­ных классов ускоряет приход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.

Социология Маркса была отмечена весьма последова­тельной логикой и системностью, способствовавшими со­зданию своеобразной теоретической картины жизни обще­ства и имевшими в XIX и XX веках немало активных сто­ронников.

Возникновение социологии в XIX веке ознаменовало вступление человечества в период продуктивного социаль­но-теоретического синтеза, существенно повысившего эф­фективность социального познания и социального управле­ния общественными процессами.

КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

Развитие социологической теории в XIX веке создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реа­лизация этих возможностей была прежде всего связана с творчеством двух выдающихся европейских социологов — Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. Каждый из них создал свою неповторимую картину социологического мира и тем самым во многом предопределил дальнейшее развитие соц­иологии вплоть до наших дней.

Макс Вебер (1864—1920), выдающийся немецкий соц­иолог, родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт. Его отец принадлежал к весьма состоятельным кругам буржуа­зии, тесно связанным с политическим истеблишмейтом Гер­мании. Мать Макса Вебера была фанатичной кальвинист­кой, не принимавшей роскоши, что вызывало с ее стороны осуждение жизненных принципов ее мужа, придерживав-

 шегося противоположных взглядов, и порождало семейные разногласия. Еще будучи ребенком и юношей. Макс Вебер склонялся к «философии» своего отца; позднее стал на сто­рону своей матери в ее неприятии бюргерского гедонизма.

В возрасте 18 лет Макс Вебер покинул Эрфурт и посту­пил в Гейдельбергский университет, где он впервые испытал освобождение от семейного гнета отца и его «философии». Однако юноша в чем-то все же пошел по стопам отца и даже вступил в клуб дуэлянтов. Он также стал специализировать­ся, как в свое время и его отец, в области права.

По окончании трех семестров Макс Вебер покинул Гей-дельбергдля того, чтобы пройти военную службу. Позднее, в 1884 году, он продолжил свое образование в Берлинском университете. Последующие восемь лет Вебер провел в сте­нах этого университета, где получил степень доктора права и стал штатным преподавателем.

По мере развития профессиональной карьеры интересы Вебера сместились в область экономики, истории и социоло­гии. Вс^ восемь лет, проведенные в Берлинском универси­тете, Вебер материально был полностью зависим от своего отца, что доставляло молодому человеку немало нравствен­ных мучений. Именно в это время Макс Вебер начинает духовно сближаться со своей матерью, проповедовавшей аскетический образ жизни. Это сказалось и на повседневной жизни самого Макса. Его рабочий день был разделен на равные отрезки времени, посвящаемые различным дисцип­линам, занятия которыми он не прерывал ни для приема пищи, ни для отдыха.

В 1896 году Вебер стал профессором экономики в Гей-дельбергском университете. На следующий год его отец после бурного объяснения с сыном умер от мозгового криза. Это вызвало у Макса Вебера длительное нервное расстрой^ ство, не дававшее ему возможности полноценно работать в течение семи лет. И только в 1903 году он стал постепенно возвращаться к научной работе, в 1904 году Вебер выступил с серией лекций в США. В 1905 году он опубликовал свой бессмертный труд «Протестантская этика и дух капитализ­ма», в котором без труда можно найти отзвуки полемики, столь долго продолжавшейся в его семье.

После 1904 года, продолжая испытывать проблемы со здоровьем, Вебер стал все более и более продуктивно рабо­тать над социологической историей религий. Одновременно он создает и другие свои основополагающие сочинения:

«Объективность социально-научного и социально-полити­ческого познания», «Критические исследования в области логики науки», «О некоторых категориях понимающей соц­иологии», «Основные социологические понятия», «Эконо­мика и общество» (не закончено). В 1910 году Вебер прини­мал участие в создании Германского социологического об­щества. Среди сподвижников Вебера выделялись Георг Зиммель и Георг Лукач. В последние годы жизни Вебер отдал немало сил и времени политической социологии и публицистике.

Научный авторитет, Вебера, необычайно возвысившийся еще при его жизни, позднее превратил Вебера в общеприз­нанного классика современной социологии, влияние кото­рого испытали все современные социологи.

Энциклопедическая по своему характеру теория Вебера основывалась на признании особого характера социальных наук, не сводимых, по его мнению, к наукам естественным. Вебер постоянно подчеркивал, что все общественные инсти­туты, структуры, формы поведения фактически основыва­ются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, наш субъективный смысл, приобрета­ющий всеобщий и обязательный характер, как раз и состав­ляет суть социального. Другое название для этого понятия — рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые ре­гулируют социальные действия людей.

Социальные действия людей, считал Вебер, могут рас- / сматриваться в качестве истинно социальных только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, обладая при этом целеполаганием — осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. В рамках соци­ального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь

 своим пониманием сущего и должного (тем, что хорош что плохо). Вот здесь как раз и кроется особая облас которой занимается социология. Она призвана в индивид альных и групповых действиях видеть раскрытие субъекти ных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальнь типам (образцам).

Социология, разумеется, поднимается до уровня науЛ ного обобщения, ибо она обобщает («генерализует») час» ное, индивидуальное, субъективное. Но социология в отлм чие, например от философии, никогда, не отрывается Л частного и индивидуального; они как бы «живут», сущесд вуют в глубине социологической теории.

Итак, как социолог Макс Вебер требовал от социальн исследований сохранения связи с человеческой реальнД стью, с индивидуальным, но рассмотренными сквозь увел» чительное стекло общего, объединяющего людей в группЯ по любому данному признаку.   '                   1

Социология, постоянно утверждал Вебер, должна оснсД вываться на научных суждениях, свободных от ueHHOCTei то есть от разного рода личных пристрастий ученого. (По добно тому, как врач, исследующий пациента, стремите избавиться от своих личных эмоций и побочных соображЛ ний.) Это делает социологию истинно объективной. Но пол| ностью отбросить этот важный субъективный элемент ни| когда не удастся, и социолог так или иначе будет подпадат! под влияние своих априорных убеждений, ожиданий и гило тез. Но в любом случае необходимо стремиться к макси мальной свободе от политических, экономических, идеоло гических ценностей, которые влияют на исследование.

Существенно иную картину социологического мира раз работал выдающийся французский социолог Эмиль Дюрк гейм (1858—1917) — одна из главных, наряду с Вебером фигур в истории социологии XX века. Родившись в семье известной своими глубокими религиозными традициями Дюркгейм и сам, по замыслу семьи, должен был стать рав-| вином. Однако рано заявивший о себе интерес к широком.' гуманитарному и естественнонаучному образованию наме тил иной путь для молодого Дюркгейма. После окончани? университета он преподавал философию в ряде провинци

альных колледжей, а с 1887 года стал преподавать в Универ­ситете Бордо первый в истории систематический курс соц­иологии. С 1902 года Дюркгейм — профессор Сорбонны.

Будучи искренним приемником Огюста Конта, Дюрк­гейм стремился создать социологическую теорию строго научного направления, при этом, однако, он серьезно видо­изменил учение основателя позитивизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36