Реферат: Курс социологии
Особое
значение этих теорий в том, что они определяют:
а)
общий подход исследователя-социолога к изучению и осмыслению социальных
явлений; б) направленность научного поиска; в) интерпретацию эмпирических
фактов. Иными словами, пронизывают единым теоретическим видением как
эмпирическое исследование, так и анализ социальных явлений на уровне теории
среднего уровня. Это достигается благодаря тому, что именно в рамках
общесоциологических доктрин описывается теоретическая модель общественной жизни
как целостности.
В
современной социологии существуют несколько подходов, пытающихся дать
целостное описание социальной жизни. Они делятся на две основные группы:
макросоцио-логические и микросоциологические теории. И те, и другие пытаются
объяснить общественную жизнь, но с принципиально разных позиций.
Макросоциологические
теории исходят их того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять
личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий,
определяющий. Среди ведущих макросоци-ологических доктрин можно назвать
функционализм (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) и теорию
конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорфидр.).
Что
касается микросоциологических доктрин (теории обмена, символического интеракционизма,
этнометодоло-гии), в центре их внимания повседневное межличностное
взаимодействие — интеракция. Приверженцы микросоциологических теорий
отстаивают идею о том, что именно повседневная интеракция на межличностном
уровне есть первооснова социальной жизни.
Единство
теории и эмпирии в общесоциологических теориях носит сложный и преимущественно
опосредованный характер. Речь идет, прежде всего, о широком использовании
этими теориями основных выводов, положений, в частности, теорий среднего уровня,
которые, в свою очередь, базируются на широкой эмпирической основе.
Итак,
современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий,
типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую
целостность — современную социологическую науку.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
цх
наглядный убедительный характер, объективность, проверяемость,
общепризнанность. Человек огромного теоретического научного дарования, Огюст
Конт отличался большой оригинальностью жизненного стиля и мышления. Не получив
систематического образования, он вместе с тем был в течение долгих лет личным
секретарем Сен-Симона; в полной мере не признанный академическими кругами
Франции того времени, несмотря на фундаментальнейшие многотомные издания своих
трудов, Конт провозгласил своим руководящим принципом принцип «умственной
гигиены», заставлявший его полностью игнорировать все научные публикации,
кроме собственных, дабы не засорять ум лишней бессмысленной информацией.
Итак,
социальная физика, или социология состояла, по Конту, из социальной статики
(существующие структуры общества, взятью как бы в застывшем состоянии) и
социальной динамики (процесса социальных изменений); последнюю Конт признавал
наиболее существенной для изучения общества. Обе эти социологические дисциплины
и виделись ему составными частями научного подхода к исследованию общества.
Свидетель
и современник весьма драматичных и противоречивых последствий, которые
принесла Европе Великая французская революция, Конт тяжко переживал состояние
политической неразберихи, экономического хаоса, социальной поляризации, в
которые периодически погружалась Франция первой половины XIX века, переживая
одну революцию за другой. По мысли Конта, социология должна была
противопоставить радикальным теориям революции социологическую теорию,
позволявшую проводить изменения в обществе эволюционным путем, сглаженно,
учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп.
Таким
образом, с самого начала своего развития социология выступила теорией
эволюционных изменений, лишенных «изломов», социальных катаклизмов, «анархии умов». Да и в целом позиция Конта в
социальной теории была обозначена им же самим как «позитивистская», то есть
Делавшая упор не на радикальной революционности и низвержении существующих
структур, а на их «позитивной»
перестройке.
Позитивная стадия развития общечеловеч ского интеллекта, по мысли Конта,
венчает эволюцию ч ловечества в целом — это есть стадия овладения наук<
социального познания и социального управления.
Позитивистский
дух социологии получил дальнеипк развитие у Герберта Спенсера (1820-1903),
англииско] ученого, также как и Конт положившего в основу свои мировоззрения
принцип эволюционности в развитии общ.
ства
и природы.
Спенсер
также не получил сколько-нибудь систематич
ского
гуманитарного образования и вплоть до 1846 го, работал железнодорожным
инженером. Параллельно с эти он стремительно расширял свои познания в различных
о( ластях, что и позволило ему в 1848 году получить пов главного редактора знаменитого
журнала «Экономист» -• пост, открывший молодому журналисту и инженеру достД к
научным данным самого различного направления и харая тера. Именно в это время
Спенсер стал проявлять интерес • социальным вопросам и их обобщению в рамках
собствен.1
ной
теории. ' „ | В 1850 году вышел в свет его
первый научный труд -I
«Социальная
статика», представляющий собой системати* ческое изложение нравственных проблем
современно! Спенсеру общества в их взаимосвязи и рядоположенност! В эти годы у
Спенсера, вследствие чрезмерной перегрузк умственной работой, впервые появились
признаки серье:
ного
нервного расстройства, бессонницы и мозговых кризо которые преследовали его на
протяжении всей оставшеи<
жизни.
Спенсер
никогда не преподавал в университете, не им
научных
степеней и в значительной мере жил в изоляции современного научного сообщества.
Между тем, титанит екая работоспособность и упорство Спенсера заставили ai
глийскую, а позднее и зарубежную общественность оОр тить на него внимание и
признать в нем серьезного теорет ка в области философии и социологии. Начиная с
60 _х год XIX века Спенсер становится властителем дум в Ьврог включая Россию и
США, чему в немалой степени cnocoft вовал общедоступный стиль его сочинений,
привлекав
к
«спенсерианству» широкие слои читающей публики. Весьма характерно, что
необычайная продуктивность Спенсера уживались в нем с нежеланием читать
произведения других теоретиков, что отчасти и способствовало тому, что взгляды
Спенсера обладали «вынужденной» оригинальностью. По этому поводу Спенсер, в
частности, писал: «Всю свою жизнь я был мыслителем, а не читателем, имея
возможность сказать вслед за Томасом Гоббсом: «Если бы я читал также много,
как другие люди, то и знал бы также мало, как они». Говорили даже, что Спенсер
не удосуживался прочитывать книги, а листая их, «впитывал» содержание текста
через поры кожи на пальцах.
Объясняя
происхождение своих всеобъемлющих теорий, Спенсер утверждал, что все они
появились на свет с помощью интуиции и озарения, посещавших его. Научные
гипотезы и идеи, по словам самого Спенсера, приходили к нему сами собой, без
целенаправленного усилия воли со стороны ученого. Для Спенсера подобный
интуитивный метод казался гораздо более эффективном, чем серия спланированных
научных усилий, «способных вызывать искажение мысли».
Как
один из основоположников органической школы, Спенсер вслед за Огюстом Контом
ввел идею изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологию. Понятия эволюционистской
социологии Спенсера — «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к
гетерогенности», «определенность», описывающие морфологическую структуру
общества, — позволяли английскому социологу-позитивисту постоянно проводить
аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами
и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии
естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского
подхода к об-ществознанию.
В
главном своем социологическом произведении — трехтомных «Основаниях социологии»
(1876—1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие
ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако
отдельные лично-
ста
могут обладать, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем
биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи.
Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм,
рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов
регуляции.
Двумя
полюсами эволюции английский социолог признавал военный и промышленный тип
устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко второму.
В той мере, в какой закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в
общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характер
ризующемуся прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. При
этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь, а разного
рода социалистическое переустройство - как. противное органическому единству
социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости
наиболее приспосоо-
ленных
и одаренных, м-п./г Принципиально иную теорию развил
Карл марке
(1818—1883)
— выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Положив в основание
своей теории принцип материального фактора исторического развития, Маркс
понимал под «материальным фактором» развитие производительных сил общества,
которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают
общественно-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и
соответствующие ему формы собственности.
Материальные
силы, господствующие в обществе, определяют «духовную» надстройку, к которой
Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные
общественные институты. Между тем динамическая картина общественного развития
детерминируется не только научно-техническим, экономическим и социально-политическим
прогрессом общества, но и специфическим «расположением» общественных классов,
то есть больших групп людей, имеющих свое особое отношение к средствам
про-.,,,.»т^тяя гг^гтвйнности и политическим институтам.
Общественное
развитие, складывающееся как результирующая экономического прогресса и
соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на
другой, как правило, через мощный тотальный кризис, охватывающий все институты
общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его
мысли, представляет собой двигатель истории. При этом один из общественных
классов ускоряет приход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.
Социология
Маркса была отмечена весьма последовательной логикой и системностью,
способствовавшими созданию своеобразной теоретической картины жизни общества
и имевшими в XIX и XX веках немало активных сторонников.
Возникновение
социологии в XIX веке ознаменовало вступление человечества в период
продуктивного социально-теоретического синтеза, существенно повысившего эффективность
социального познания и социального управления общественными процессами.
КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие
социологической теории в XIX веке создало важнейшие предпосылки для превращения
социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реализация этих
возможностей была прежде всего связана с творчеством двух выдающихся
европейских социологов — Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. Каждый из них создал
свою неповторимую картину социологического мира и тем самым во многом предопределил
дальнейшее развитие социологии вплоть до наших дней.
Макс
Вебер (1864—1920), выдающийся немецкий социолог, родился 21 апреля 1864 года в
городе Эрфурт. Его отец принадлежал к весьма состоятельным кругам буржуазии,
тесно связанным с политическим истеблишмейтом Германии. Мать Макса Вебера была
фанатичной кальвинисткой, не принимавшей роскоши, что вызывало с ее стороны
осуждение жизненных принципов ее мужа, придерживав-
шегося
противоположных взглядов, и порождало семейные разногласия. Еще будучи ребенком
и юношей. Макс Вебер склонялся к «философии» своего отца; позднее стал на сторону
своей матери в ее неприятии бюргерского гедонизма.
В
возрасте 18 лет Макс Вебер покинул Эрфурт и поступил в Гейдельбергский
университет, где он впервые испытал освобождение от семейного гнета отца и его
«философии». Однако юноша в чем-то все же пошел по стопам отца и даже вступил в
клуб дуэлянтов. Он также стал специализироваться, как в свое время и его отец,
в области права.
По
окончании трех семестров Макс Вебер покинул Гей-дельбергдля того, чтобы пройти
военную службу. Позднее, в 1884 году, он продолжил свое образование в
Берлинском университете. Последующие восемь лет Вебер провел в стенах этого
университета, где получил степень доктора права и стал штатным преподавателем.
По
мере развития профессиональной карьеры интересы Вебера сместились в область
экономики, истории и социологии. Вс^ восемь лет, проведенные в Берлинском
университете, Вебер материально был полностью зависим от своего отца, что
доставляло молодому человеку немало нравственных мучений. Именно в это время
Макс Вебер начинает духовно сближаться со своей матерью, проповедовавшей
аскетический образ жизни. Это сказалось и на повседневной жизни самого Макса.
Его рабочий день был разделен на равные отрезки времени, посвящаемые различным
дисциплинам, занятия которыми он не прерывал ни для приема пищи, ни для
отдыха.
В
1896 году Вебер стал профессором экономики в Гей-дельбергском университете. На
следующий год его отец после бурного объяснения с сыном умер от мозгового
криза. Это вызвало у Макса Вебера длительное нервное расстрой^ ство, не
дававшее ему возможности полноценно работать в течение семи лет. И только в
1903 году он стал постепенно возвращаться к научной работе, в 1904 году Вебер
выступил с серией лекций в США. В 1905 году он опубликовал свой бессмертный
труд «Протестантская этика и дух капитализма», в котором без труда можно найти
отзвуки полемики, столь долго продолжавшейся в его семье.
После
1904 года, продолжая испытывать проблемы со здоровьем, Вебер стал все более и
более продуктивно работать над социологической историей религий. Одновременно
он создает и другие свои основополагающие сочинения:
«Объективность
социально-научного и социально-политического познания», «Критические исследования
в области логики науки», «О некоторых категориях понимающей социологии»,
«Основные социологические понятия», «Экономика и общество» (не закончено). В
1910 году Вебер принимал участие в создании Германского социологического общества.
Среди сподвижников Вебера выделялись Георг Зиммель и Георг Лукач. В последние
годы жизни Вебер отдал немало сил и времени политической социологии и
публицистике.
Научный
авторитет, Вебера, необычайно возвысившийся еще при его жизни, позднее
превратил Вебера в общепризнанного классика современной социологии, влияние
которого испытали все современные социологи.
Энциклопедическая
по своему характеру теория Вебера основывалась на признании особого характера
социальных наук, не сводимых, по его мнению, к наукам естественным. Вебер
постоянно подчеркивал, что все общественные институты, структуры, формы
поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их
наделяют люди. Иначе говоря, наш субъективный смысл, приобретающий всеобщий и
обязательный характер, как раз и составляет суть социального. Другое название
для этого понятия — рациональность, то есть соответствие социальных действий
некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса
эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об
идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые регулируют
социальные действия людей.
Социальные
действия людей, считал Вебер, могут рас- / сматриваться в качестве истинно
социальных только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами,
обладая при этом целеполаганием — осознанно выдвинутой целью, соответствующей
общественному образцу. В рамках социального действия индивид выражает свое Я,
руководствуясь
своим
пониманием сущего и должного (тем, что хорош что плохо). Вот здесь как раз и
кроется особая облас которой занимается социология. Она призвана в индивид
альных и групповых действиях видеть раскрытие субъекти ных мотивов, которые
реализуют себя согласно идеальнь типам (образцам).
Социология,
разумеется, поднимается до уровня науЛ ного обобщения, ибо она обобщает
(«генерализует») час» ное, индивидуальное, субъективное. Но социология в отлм
чие, например от философии, никогда, не отрывается Л частного и
индивидуального; они как бы «живут», сущесд вуют в глубине социологической
теории.
Итак,
как социолог Макс Вебер требовал от социальн исследований сохранения связи с
человеческой реальнД стью, с индивидуальным, но рассмотренными сквозь увел»
чительное стекло общего, объединяющего людей в группЯ по любому данному
признаку. ' 1
Социология,
постоянно утверждал Вебер, должна оснсД вываться на научных суждениях,
свободных от ueHHOCTei то есть от разного рода личных пристрастий ученого. (По
добно тому, как врач, исследующий пациента, стремите избавиться от своих личных
эмоций и побочных соображЛ ний.) Это делает социологию истинно объективной. Но
пол| ностью отбросить этот важный субъективный элемент ни| когда не удастся, и
социолог так или иначе будет подпадат! под влияние своих априорных убеждений,
ожиданий и гило тез. Но в любом случае необходимо стремиться к макси мальной
свободе от политических, экономических, идеоло гических ценностей, которые
влияют на исследование.
Существенно
иную картину социологического мира раз работал выдающийся французский социолог
Эмиль Дюрк гейм (1858—1917) — одна из главных, наряду с Вебером фигур в истории
социологии XX века. Родившись в семье известной своими глубокими религиозными
традициями Дюркгейм и сам, по замыслу семьи, должен был стать рав-| вином.
Однако рано заявивший о себе интерес к широком.' гуманитарному и
естественнонаучному образованию наме тил иной путь для молодого Дюркгейма.
После окончани? университета он преподавал философию в ряде провинци
альных
колледжей, а с 1887 года стал преподавать в Университете Бордо первый в
истории систематический курс социологии. С 1902 года Дюркгейм — профессор
Сорбонны.
Будучи
искренним приемником Огюста Конта, Дюркгейм стремился создать социологическую
теорию строго научного направления, при этом, однако, он серьезно видоизменил
учение основателя позитивизма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|