Реферат: Курс социологии
24
ным
многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из
какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.
Но
возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер
отвечает так:
5)
Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то
есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.
Каковы
же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы
«понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в
социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие
социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия
возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим
собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии
является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна
стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические
аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область
идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм
некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая
форма — это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех
объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других
психологических актов. Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет
выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в
которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и
морализаторских оценочных суждений.
Главным
инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы»,
по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают
ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые
исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт
реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип,—
писал Вебер,— это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых
и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных
фактов». Идеальные типы — это предельные понятия, используемые в познании в
качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической
реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.
Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и
рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм»,
«бюрократизм», «религия» и т. д.
Какую
же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель
социологии — сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой
реальности, выявить смысл того, что бы-
Становление и основные этапы исторического
развития социологии 25
тема
3
^-^
тема д
Общество как целостная
система
I/ Понятия общества и системы, социальных
связей, социального взаимодействия, социальных отношений. Системный анализ
общественной жизни
2/ Общество с позиций социального
детерминизма и функционализма З/ Концепция общества в индивидуализме.
Индивидуалистические теории социального взаимодействия
Понятия общества и системы, социальных
связей, социального взаимодействия, социальных отношений. Системный анализ
общественной жизни
На
протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема:
что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась
ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы
социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному
многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой
проблемы и является нашей задачей в этой теме.
Начнем
с того, как социология трактует понятие «общество». Э. Дюркгейм рассматривал
общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных
представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся
продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий.
Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему
отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С
точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность
отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Очевидно,
что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу
как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи.
Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного
подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по
поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.
Рассмотрим
основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо
определить основные понятия. Система — это определенным образом упорядоченное
множество элементов,
взаимосвязаннь1х
между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу,
содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее
организации определяют состав, набор элементов.
Социальная
система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди,
их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения
носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя
из поколения в поколение.
Социальная
связь — это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных
общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные
связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих
связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.
Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей,
составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи
взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.
Социальное
взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие
друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов,
совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе
в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов,
составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.
Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные
отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами
и социальными группами.
Итак,
общество складывается из множества индивидов, их социальных связей,
взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму
индивидов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного
подхода к анализу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество — это
не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества
индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество.
Системное качество — это особое качественное состояние, которое нельзя
рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и
отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество —
это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам
первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и
отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же
достигается эта целостность, то есть системное качество?
Целостной
системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее
характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения,
включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация — это
определенная согласован-
Общество как целостная система
39
ность
элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает
сохранение целостной системы. Субординация — это подчиненность и
соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое
значение элементов в целостной системе.
Итак,
в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет
ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих
интегральных качеств социальная система приобретает определенную
самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно
самостоятельный способ своего развития.
Общество с позиций социального детерминизма
и функционализма
Системный
подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и
функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С
точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих
подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из
которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти
подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Во
взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют
причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует
не сама по себе, а, согласно марксизму, находится в причинно-следственной
зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархичную
структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности в том
порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависит мость и
обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе
которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном
характере отношений собственности.
Однако
марксизм — противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не
стремится свести все богатство общественных отношений к экономической
обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь
главной причиной, она лишь «в конечном счете» определяет развитие других
систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех
социентальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие
на предыдущие. Взаимное воздействие непосредственно связанных между собой
социентальных систем носит диалектический характер. В результате такого
подхода общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в
постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ведущую роль
играет анализ производственных отношений.
Детерминистский
подход дополняется в социологии функциональным. Марксизм также является
сторонником функционального подхода. В марксизме принято различать
суммативные, орга-
40
нические
и целостные системы. Общество как система складывается при переходе от
органической к целостной системе. Развитие ор-ганичэской системы состоит в
саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать, как процесс
формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной
системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда.
Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство
средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение
новых потребностей К. Маркс и Ф. Энгельс называли первой предпосылкой
человеческого существования. Итак, на основе этого развития потребностей и
способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых
оно не может обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди
образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые
интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил» их на этот вид
деятельности, т. е. они становятся относительно самостоятельными по отношению
к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства
надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои
специфические функции.
Однако,
как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход к
объяснению общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи
англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы
английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трехтомном труде
«Основание социологии» и развиты английским этнографом А. Рэдклифф-Брауном и
американскими социологами Р. Мертоном, Т. Парсонсом.
Рассмотрим
же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода по Г.
Спенсеру:
1)
Так же, как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали
общество как целостный, единый организм, состоящий из множества частей:
экономической, политической, военной, религиозной и т. д.
2)
Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках
целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3)
Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной
потребности. Все же вместе они направлены на 'тоддержание устойчивости общества
и воспроизводство человеческого рода.
4)
Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в
случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг
от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
5)
Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по
его мнению, сохраняет стабильность,
Общество
как целостная система 41
2)
Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь
«справедливых» отношений.
3)
Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях,
испытывают психологический дискомфорт.
4)
Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и
интенсивнее попытки восстановить «справедливые» отношения.
Таким
образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое
отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов
участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится
сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой
теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический
интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие). Наиболее видные
представители символического интеракционизма — Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж.
Мид утверждал, что поведение индивида — это реакция на поведение другого
индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения
возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные
групп»! вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие
их объекты меняют свое значение.
Согласно
символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет
собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают,
интерпретируют намерения . друг друга и реагируют на них. Интерпретация
стимулов заключается в установлении связи, стимула с символом и выборе
ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной
связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают
одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в
себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» — это индивидуальное
сознание. «Мы» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе
говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» —это всегда диалог «Я» и
«Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким
образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в
совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и
своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности,
символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия,
в которых она участвует.
Таким
образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы
механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом
методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут
вступать и в противоречие. Однако все концепции общества придают важнейшее
значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же
конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме
тема
4
К
тема t
улътура в общественной
системе
I/ Культура как объект социального -дознания
2/ Основные элементы, культуры. Понятие и виды субкультур З/ Взаимодействие
культуры и экономики. Социальные функции культуры
Культура как объект социального познания
Термин
«культура » латинского происхождения и первоначально означал возделывание
почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в
природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех
изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура»
получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При
таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа»,
надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком
мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства.
Это общефилософский подход к культуре.
В
социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую,
генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и
ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они
вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур
деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как
система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм
поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура —
это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает
членов данной группы людей от другой».
Культура
формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям
жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при
взаимодействии с другими сообществами.
Культура
рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее
социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на
создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных
представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных
ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное
распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания
и передачи объектов культуры,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|