рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Курс социологии рефераты

Итак, каждый социальный институт характеризуется нали­чием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспе­чивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеиз­ложенного, можно дать следующее определение социального ин­ститута. Социальные институты — это организованные объедине­ния людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на осно­ве выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Виды и функции социальных институтов

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в об­щие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социоло­ги разных направлений стремились как-то классифицировать их, пред­ставить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее пол-

98

ную и интересную классификацию представила так называемая «ин­ституциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: 1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государст­во. 2) Социализация — передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управле­ния и контроля — органы власти. Функции управления и контроля осу­ществляются через систему социальных норм и предписаний, реализу­ющих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нор­мы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты — собственность, об­мен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты — государство, партии, профсою­зы и другого рода общественные организации, преследующие поли­тические цели, направленные на установление и поддержание опре­деленной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологи­ческих ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе соци­ально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят це­лью освоение и последующее воспроизводство культурных и соци­альных ценностей, включение индивидов в определенную субкуль­туру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту опреде­ленных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этиче­ской ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую ос­нову. Эти институты утверждают в сообществе императивные общече­ловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социаль­ную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, за­крепленных в юридических и административных актах. Обязатель­ность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенцио­нальные институты. Эти институты основаны на более или менее дли­тельном принятии конвенциональных (по договору) норм, их офици-

Социальные институты    99

 альном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют по­вседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппо­вого поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведе­ния, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собрании, заседаний, дея­тельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной сре­дой, в качестве которой выступает общество или сообщество, назы­вается дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социаль­ного института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возник­нуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответст­вующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности институ­та, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символичес­кую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направ­ленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального институ­та является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим ме­ханизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персо­нализация социального института означает, что он перестал действо­вать в соответствии с объективными потребностями и объективно ус­тановленными целями, меняя свои функции в зависимости от интере­сов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вы­звать к жизни стихийное появление нормативно неурегулирован­ных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию ин­ститута, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выра­жаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некото­рых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созда­нием нового социального института, удовлетворяющего данную об­щественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социаль­ных институтов: простую и сложную. Простые социальные институ­ты — организованные объединения людей, которые выполняют оп­ределенные социально значимые функции, обеспечивающие совме­стное достижение целей на основе выполнения членами института

100

своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выде­лилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функцио­нирования социального института.

Семья как важнейший социальный институт

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объе­динять не только супругов, но и их детей, а также других родствен­ников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимо­действий и отношений индивидов, выполняющих функции воспро­изводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимо­действия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последне­го ребенка; 4) «пустое гнездо»— вступление в брак и выделение из се­мьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специ­фическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья пре­дусматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственньпс связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включаю­щая в себя два или более поколений.

Социальные институты  101

 ций и живого труда.

живого труда.

Известно, что по -ёре функционирования организации в ней происходит постоянное накопление «прошлого труда», который объ­ективизируется в технике, материальных формах и в организацион­ной структуре. Это процесс приводит не только к нарастанию «массы», но и к усложнению зависимостей между разными элементами струк­туры организации, то есть ее «плотности». Взаимосвязь всех элемен­тов производственных организаций такова, что изменение каких-то одних вызывает необходимость изменения соседних и т. д. Нарушает­ся стабильность организации. Но стабильность состава, структуры, целей системы есть важное условие функционирования. Перед ини­циаторами нововведений встает также проблема: каким путем прове­сти необходимое изменение в организации, привести ее в соответствие с радикально изменившейся ситуацией в окружающей среде и в то же время избежать риска гибели самой организации-.Менеджер должен принять во внимание факторы, которые влияют на организацию при совершенствовании ее структуры. Структура организации, также как и ее размер, является существенным фак-тором в ситуации, которую при управлении необходимо принимать во внимание отдель­но. В соответствии с рисунком 6 в развитии структуры организации самым важным является достижение соответствия между основным решением и факторами, связанными с ним. Чаще всего решения о раз­витии структуры организации включают составные части из разных факторов. И здесь мы сталкиваемся с уже рассматриваемой ранее проблемой эволюционного и революционного пути преобразований, но применительно к производственным организациям.

Наиболее эффективной может показаться революционная ломка, быстрый демонтаж имеющейся системы целей, структуры управления производственной организации. Но это очень рискован­ный шаг. Он сопряжен с дезорганизацией и образованием хаоса в ра­нее контролируемой сфере деятельности. Требуются большие уси­лия, чтобы восстановить управляемость данной организации.

Другой путь — постепенное, «пошаговое» изменений Здесь, казалось бы, нет риска, и положительный эффект нововведений обеспечен Но теория систем (а организации являются системными объектами и функционируют по законам теории систем) установила, что «пошаговые» изменения довольно быстро «приручаются» старой системой и практически не дают эффекта. Следовательно, системный объект должен меняться также системно, то есть -—-—-—«""•"йттопрппиентации в деятельности организации в ней долж-

тема 14

•я if                  тема it

1У1етодология и методика эмпирического социологического исследования

I/ Теоретическая подготовка исследовательской программы 2/ Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) З/ Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций

Теоретическая подготовка исследовательской программы

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возмож­но, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респонден­та, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас при­дется организовывать такое исследование. Задачей данной темы яв­ляется дать общее представление о методологии и методике эмпири­ческого социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выде­лить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы ис­следования); 2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выво­дов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социо­логическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о по­требностях людей в каких-то результативных практических или те­оретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать тео-

141

 ретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в же­лаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное со­стояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формули­ровку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий дан­ную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономи­ческой теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управле­ния тем или иным подразделением предприятия. Социологу предсто­ит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возник­новении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, ко­торые не требуют специального анализа и выступают как информацион­ная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследова­тельского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по дан­ному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспер­тами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) Сущность или содержание. Например, низкая эффектив­ность производства, высокая социально-психологическая напряжен­ность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следу­ет установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В дан­ных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком органи­зационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физичес­ких объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена про­блема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

142

Объект исследования

Интерпретация концептуальной схемы исследования

Проблемная ситуация

Проблема

Цель

Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операциональная интерпретация

Основные задачи

Предмет

Логический план исследования

Схема понятий операциональной интерпретации

Характеристика методов. Задания к методике поиска, измерения, регистрации, анализа данных

Организационный план исследования Сетевой график работ

Рис. 7. Основные элементы программы прикладного социологического исследования

3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Ка­кие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты про­блемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производствен­ных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возника­ет периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?В результате предварительного ана­лиза проблемная ситуация получает четкое выражение в виде фор­мулировки проблемы. Причем эта формулировка может значитель­но отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36