Реферат: Курс социологии
Итак,
каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором
социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего
вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института.
Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих
определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых
социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Виды и функции социальных институтов
Каждый
институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность
этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных
институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень
многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать
их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее пол-
98
ную
и интересную классификацию представила так называемая «институциональная
школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д
Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: 1)
Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию,
является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как
государство. 2) Социализация — передача индивидами установленных в данном
обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи,
образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются
экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и
предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые
нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют
поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные
институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1)
Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки,
хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность
производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем,
экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2)
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода
общественные организации, преследующие политические цели, направленные на
установление и поддержание определенной формы политической власти. Их
совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические
институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических
ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые
структуры.
3)
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее
воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в
определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение
устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных
ценностей и норм.
4)
Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации регуляции
поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную
аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе
императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5)
Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на
основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и
административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной
санкцией.
6)
Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти
институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по
договору) норм, их офици-
Социальные институты 99
альном
и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты,
разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют
порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена
информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собрании, заседаний, деятельность
каких-то объединений.
Нарушение
нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает
общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как
отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального
института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В
условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов
социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные
потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих
социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть
дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности
целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его
социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в
«символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную
на достижение рациональной цели.
Одним
из явных выражений дисфункции социального института является персонализация
его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим,
объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и
образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли.
Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в
соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями,
меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных
качеств и свойств.
Неудовлетворенная
общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно
неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института,
однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах
активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так,
дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования
так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество,
кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого
социального института или же созданием нового социального института,
удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи
выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную.
Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые
выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполнения членами института
100
своих
социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На
этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему.
Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования
и функционирования социального института.
Семья как важнейший социальный институт
Классическим
примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев
определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей,
связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу
семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся
социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой
общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их
супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило,
представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может
объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как
социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений
индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и
регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных
ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему
позитивных и негативных санкций.
Семья
как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых
складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют
различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются
следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения —
рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего
ребенка; 4) «пустое гнездо»— вступление в брак и выделение из семьи последнего
ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На
каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими
характеристиками.
В
социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной
организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная
семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и
жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или
мужей. В зависимости от структуры родственньпс связей выделяются простой,
нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет
собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей
в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая
в себя два или более поколений.
Социальные
институты 101
ций и живого труда.
живого
труда.
Известно,
что по -ёре функционирования организации в ней происходит постоянное накопление
«прошлого труда», который объективизируется в технике, материальных формах и в
организационной структуре. Это процесс приводит не только к нарастанию
«массы», но и к усложнению зависимостей между разными элементами структуры
организации, то есть ее «плотности». Взаимосвязь всех элементов
производственных организаций такова, что изменение каких-то одних вызывает
необходимость изменения соседних и т. д. Нарушается стабильность организации.
Но стабильность состава, структуры, целей системы есть важное условие
функционирования. Перед инициаторами нововведений встает также проблема: каким
путем провести необходимое изменение в организации, привести ее в соответствие
с радикально изменившейся ситуацией в окружающей среде и в то же время избежать
риска гибели самой организации-.Менеджер должен принять во внимание факторы,
которые влияют на организацию при совершенствовании ее структуры. Структура
организации, также как и ее размер, является существенным фак-тором в ситуации,
которую при управлении необходимо принимать во внимание отдельно. В
соответствии с рисунком 6 в развитии структуры организации самым важным
является достижение соответствия между основным решением и факторами,
связанными с ним. Чаще всего решения о развитии структуры организации включают
составные части из разных факторов. И здесь мы сталкиваемся с уже
рассматриваемой ранее проблемой эволюционного и революционного пути
преобразований, но применительно к производственным организациям.
Наиболее
эффективной может показаться революционная ломка, быстрый демонтаж имеющейся
системы целей, структуры управления производственной организации. Но это очень
рискованный шаг. Он сопряжен с дезорганизацией и образованием хаоса в ранее
контролируемой сфере деятельности. Требуются большие усилия, чтобы
восстановить управляемость данной организации.
Другой
путь — постепенное, «пошаговое» изменений Здесь, казалось бы, нет риска, и
положительный эффект нововведений обеспечен Но теория систем (а организации
являются системными объектами и функционируют по законам теории систем)
установила, что «пошаговые» изменения довольно быстро «приручаются» старой
системой и практически не дают эффекта. Следовательно, системный объект должен
меняться также системно, то есть -—-—-—«""•"йттопрппиентации в
деятельности организации в ней долж-
тема
14
•я if тема it
1У1етодология и методика
эмпирического социологического исследования
I/ Теоретическая подготовка исследовательской
программы 2/ Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов,
наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) З/ Способы анализа и
интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и
рекомендаций
Теоретическая подготовка исследовательской
программы
Каждый
из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими
исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной
литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в
качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых
процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется
организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее
представление о методологии и методике эмпирического социологического
исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.
В
эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа,
каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный
(разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического
исследования);
3)
завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое
исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования
может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным
интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое
исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной
организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем,
которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Проблема
— это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то
результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и
средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или
создать тео-
141
ретическую
модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие
воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Заказ
социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной
ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на
неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства,
управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку
проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать
специальную теоретическую работу:
1)
установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель,
количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет
и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому
показателю;
2)
вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых
принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и
т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности
управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить,
какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой
проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в
разрешении данной проблемы и т. д.;
3)
вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют
специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения
неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой
готовый важный материал);
4)
выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы
определить основное направление исследовательского поиска;
5)
проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью
необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с
компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают
специалисты — ученые или опытные практики.
Производственная
проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1)
Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая
социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При
определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком
основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем,
что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая?
Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?
2)
Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении
(участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады,
конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в
организации. Какие подразделения она затронула.
142
Объект
исследования
Интерпретация
концептуальной схемы исследования
Проблемная ситуация
Проблема
Цель
Теоретическая интерпретация Эмпирическая
интерпретация Операциональная интерпретация
Основные задачи
Предмет
Логический
план исследования
Схема
понятий операциональной интерпретации
Характеристика
методов. Задания к методике поиска, измерения, регистрации, анализа данных
Организационный
план исследования Сетевой график работ
Рис. 7. Основные элементы программы
прикладного социологического исследования
3)
Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или
«закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы,
специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы
в ее решении?
4)
Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных
величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем
неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном
выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на
людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может
получить организация от ее решения?
5)
Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли
она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция:
проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?В результате
предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде
формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться
от первоначальной, сформулированной заказчиком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|