Реферат: Курс социологии
Особое внимание Тард уделял изучению
различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и
функционирование общества. Согласно теории Тарда, тремя основными социальными
процессами являются: повторение (подражание), противоположение (оппозиция),
приспособление (адаптация).
Исходя из того, что законы социологии должны
распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард
пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли
бы быть сведены к нескольким «универсальным» социологическим и психологическим
законам. Таковыми и стали «законы подражания». составившие концептуальное ядро
его общесоциологической теории.
Генеральным положением этой теории была
идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно
как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое
стремление людей к подражанию. «Первичный социальный факт, - подчеркивал Тард,
-состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи,
разделению труда и договору» [64. С. 88].
Настаивая на том, что все главнейшие акты
общественной жизни совершаются под владычеством примера, Тард утверждал, что
открытые им «законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах
его существования, поскольку «всякое социальное, явление имеет постоянно
подражательный характер, свойственный Исключительно только социальным
явлениям» [64. С. 15].
Эти утверждения представляют собой по
существу формулировку именно того, что сам Тард именовал «законами подражания».
В непосредственной связи с «законами
подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного
прогресса, уделяя особое внимание его источнику и механизму действия.
Согласно теории Тарда, единственным
источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие
вследствие
79
инициативы и
оригинальности отдельных людей. Эти творческие личности, по Тарду,
вырабатывают принципиально новое знание, а также •здание, основанное на новой
комбинации уже существующих идей. А знание такого рода и обеспечивает
прогрессивное социальное развитие.
Наряду с изложением этих соображений Тард
особенно подчеркивал, что глубинная причина общественного прогресса -
подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение, потребность в нем
«сводимо... к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием
примера», с другой - поскольку благодаря подражанию (существующему также в
форме традиции, обычаев, моды и т. д.) осуществляются отбор и внедрение
открытий и изобретений в жизнь общества [63. С. 45].
Сущность концепции и законов подражания в
«идеологическом измерении» достаточно определенно была выражена самим Тардом,
провозгласившим в качестве основного закона закон подражания низших слоев
общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард обосновывал
тем, что, по его наблюдениям, «любое, самое незначительное нововведение
стремится распространиться по всей сфере социальных отношений, - при этом по
направлению от высших классов к низшим» [63. С. 348]. Хотя в истории, как
известно, довольно часто случалось и обратное.
В целом для учения Тарда характерно сведение
значительного многообразия социальных отношений лишь к одной из их
разновидностей -отношению «учителя - ученика» в ряду ситуаций. Эта элементарная
схема и тардовская типология подражания и поныне используются многими
современными западными социологами, утверждающими, что в обществе реализуются
три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и
образцам и подражание идеалу.
Согласно учению Тарда, механизм действия
«законов подражания» определяется преимущественно верованиями и желаниями,
являющими собой некую субстанцию социального взаимодействия людей. По его
мысли, именно через согласие и разногласие взаимно укрепляемых и
взаимоограничивасмых верований и желаний организуется человеческое общество.
При этом Тард утверждал, что общество имеет скорее юридические, нежели
экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении
обязательств или соизволений, прав и обязанностей [63. С. 19, 62].
Идеалистическая трактовка Тардом общества и
«законов подражания» существенно искажала картину социальной реальности. Но
вместе с тем следует отметить, что в отличие от многих своих предшественников
Тард сумел приблизиться к пониманию того, что одной из основных задач
социологии должно быть изучение социального взаимодействия. Этому
вопросу Тард уделил немало внимания. В
значительной мери оно отразилось в разработке концепции противоположения
(«оппозиции») как второго (после подражания) основного социального процесса.
Считая «оппозицию» своеобразной приватной
формой социального конфликта, Тард стремился доказать, что наличие общественных
противоречий обусловливается взаимодействием сторонников противоположных
социальных изобретений, выступающих в качестве конкурирующих моделей
подражания. Преодоление таких ситуаций, как полагал Тард, во многом происходит
в силу действия третьего основного социального процесса - приспособления
(адаптации).
Полагая, что «элемент социального
приспособления лежит, в сущности, во взаимном приспособлении двух людей, из
которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молчаливый
вопрос другого, так как удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть
только ответ на вопрос» [64. С. 49]. Тард считал «адаптацию» доминирующим
моментом социального взаимодействия. В частности, именно такое понимание
приспособления было характерно для суждений Тарда по проблеме классов и
классовой борьбы Тард одним из первых среди западных социологов стал охотно
пользоваться понятием «класс». В то же время содержание данного понятия он
относил лишь к психическим компонентам и декларировал, что классовая борьба
является отступлением от правил «нормальной жизни»
Подчеркивая, что главным моментом
межклассовых отношений выступает нс борьба, а сотрудничество, Тард
рекомендовал «низшему классу» осуществлять восхождение по ступеням общественной
иерархии путем абсолютного подражания «высшему классу». По его мнению, роль
важного фактора, уничтожающего расстояние между социальными классами, может
сыграть, например, «вежливое обращение». В дальнейшем аналогичные социальные
рецепты преодоления классовых противоречий - унификация «стиля жизни» и манер
поведения - высказывались могими западными социологами и политологами.
Среди исследовательских интересов Тарда
заметное место занимала проблема «психологии толпы» и механизмов формирования
общественного мнения. Понимая толпу как собрание разнородных, незнакомых друг
другу элементов, Тард утверждал, что формирование толпы происходит в
результате двоякого действия механизма подражательности. Толпа, по Тарду. это
«собрание существ, поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они.
не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, так как общие им черты
являются старинными копиями с одного и того же образца» [63. С. 168). В
качестве общих черт толпы, объединяющих ее участников, Тард называл веру.
страсть, цель, «коллективное самолюбие», эгоизм и одностороннюю иррациональную
подра-
I) ИСТОрИЯ СЛЦИПЛОГИ1
81
жательность.
Осознавая многоликость различных вариантов толпы, Тард предпринял попытку их
классификации. По его мнению, все виды толпы можно подразделить на вьтжидающие,
внимающие, заявляющие о себе и действующие.
В учении Тарда эта классификация сыграла
немалую роль, но принципиального значения все же не получила, поскольку Тарда
главным образом интересовали не отдельные свойства толпы, а ее общие характеристики
как зародыша и элемента общества. Утверждая, что существуют два различных
зародыша общества - семья и толпа, он полагал, что в деревенских обществах
господствует семейное начало, в городах же господствует толпа. В целом в
исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы организации
общества на стадии сформировавшейся городской культуры.
Стремясь к позитивному решению данной
проблемы, Тард подчеркивал, что применительно к достаточно развитым обществам,
достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпе»,
а о «публике». Вводя в социологическую теорию представление о публике как
особой разновидности социальных общностей, он характеризовал ее как социальное
объединение, формирующееся под воздействием различных средств массовой
коммуникации. По Тарду, публика в отличие от толпы не является неким физическим
объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу «рассеянных» в
пространстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духовного
или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общность мнений,
определенный интеллектуализм и общее самосознание.
Принципиальным отличием публики от толпы
Тард считал то, что в публике каждый получает возможность для самовыражения, в
то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность,
в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже. чем интеллект
большей части составляющих ее людей. Примечательно, что в рассуждениях о
«публике» Тард счел возможным и необходимым подчеркнуть ее особенно быстрый
рост в революционные эпохи. Это тем более интересно, поскольку Тард активно
проповедовал желательность преодоления нетерпимости со стороны «всякой толпы»
(или нации, среди которой господствует «дух толпы») и выгодность «постепенной
замены толпы» публикой, поскольку это замещение «всегда сопровождается выигрышем
в терпимости».
Основная идея Тарда о существовании «законов
подражания» распространялась им на предметные области различных наук и
дисциплин. Определенный позитивный эффект имело внедрение его идей в криминалистику,
вследствие чего он считается одним из основоположников криминалистического
направления в западной социологии.
Человек, справедливо утверждал Тард,
становится преступником, а не рождается им. По мнению Тарда, существует лишь
очень немного людей,
которые всегда и везде совершали бы преступления,
естественные или нет, как лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы
искушению согрешить. Огромное большинство состоит из лиц. остающихся честными
по милости судьбы, или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное
стечение обстоятельств.
В общем для концепции Тарда было характерно
понимание преступника как «социального экскремента» общества,
сформировавшегося в соответствии с законами подражания и приспособления.
В свое время, оценивая работы Тарда о
законах подражания как «очень интересное исследование». Г. В. Плеханов отмечал,
что подражание играло очень большую роль в истории всех наших идей, вкусов,
моды и обычаев... Но также мало может подлежать сомнению и то обстоятельство,
подчеркивал Плеханов, что Тард поставил исследование законов под-ражания на
ложную основу. Эта оценка справедлива и в настоящее время. Некорректная
трактовка подражания и преувеличение его роли в об-щественной жизни в
значительной мере снизили ценность ряда социологических концепций Г. Тарда.
Тем не менее его социологическое творчество оказало большое влияние на
постановку и исследование ряда проблем как социальной психологии, одним из
родоначальников которой Тард признается по праву, так и собственно социологии.
В современной западной обществоведческой и человековедческой традиции к ним принято
относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных
механизмов, теории массовых коммуникаций и «массового общества», теории
социализации и социального контроля, проблему использования статистических
методов в социологии и т. д.
Независимо от Тарда, отталкиваясь от
экспериментальных данных и теоретических обобщений так называемой генетической
психологии, к аналогичным выводам пришел американский ученый Джеймс Марк
Колдучн (1861-1934), автор книг «Духовное развитие ребенка и расы» (1895),
«Социальная и этическая интерпретации духовного развития» (1897).
Называя Тарда одним из самых авторитетных и
выдающихся современных авторов в социологии и социальной психологии, Болдуин
трактовал дисциплину, постигающую на теоретическом и эмпирическом уровнях
общественное мнение и массовые коммуникации, то есть «социальную»,
«общественную», или «интерментальную», «психологию», по сути как синоним
«социологии». Собственный подход Болдуин именовал попеременно то
социально-психологическим, то социологическим.
В отличие от «чистого» социолога Тарда,
стремившегося осуществлять свои научные изыски в границах направления от
групповых общественных процессов к личности, Болдуин пытался двигаться обратным
путем - от личности к обществу. С точки зрения психологии. - утверждал
Болдуин, - соци-
альная организация
совпадает с организацией человеческой личности и ее самосознания. Структура же
личности, по Болдуину, вместе со структурой ее самосознания, нс просто «отражает»
организацию общества, но тождественна с ней.
Отдавая должное ориентации представителей
«теории подражания» на выход за рамки социологического исследования и
интерпретации только лишь интрапсихических процессов, их желанию сделать
предметом и единицей социологических изысканий не отдельно взятого индивида, а
процесс межличностного взаимодействия в целом, необходимо отметить, что
методологические и концептуальные просчеты Тарда и его последователей явились
объектом жесткой критики на собственно социологическом уровне уже на рубеже
XIX-XX веков. Так, Э. Дюркгейм указывал, что нельзя «обозначатводним и тем же
словом и тот процесс, благодаря которому у определенной группы людей
вырабатывается коллективное чувство, и тот, из которого проистекает наша привязанность
к общим и традиционным правилам поведения, и тот, наконец, который заставляет
панурговых баранов бросаться в воду, потому что один из них сделал это.
Совершенно разное дело чувствовать сообща, преклоняться перед авторитетом
мнения и автоматически повторять то, что делают другие» [17. С. 142].
В целом «теория подражания» оказала весьма
существенное воздействие на дальнейшее развитие западной социологии, поскольку
критическое осмысление ее в ряде случаев оказалось не менее плодотворным, чем
пропаганда ее собственных идей.
Теории психологии народов и групповою
поведения. Большую популярность приообрели в начале XX века социологические
сочинения французского социального психолога, антрополога и археолога Гюстава
Лебоиа (1841-1931).
Лебои полагал, что основным инструментом
познания общественных процессов и истории должна быть модифицированная
психология. По его мнению, эта психология ориентируется не столько на познание
сознательных поступков людей, сколько на неосознаваемые моменты душевной
жизни, поскольку «скрытые, ускользающие от нас мотивы» поведения формируются
благодаря «наследственному влиянию» в «бессознательном субстрате» психики.
Главным направлением социологии и психологии
Лебона можно считать его изыскания в области психологии народов и масс
Анализируя психические компоненты
исторического процесса, Лебон пришел к выводу о телеологическом характере
истории и механическом действии ее законов («со слепой правильностью
механизма»), столкновение с которыми приводит к неизбежному поражению человека
[34. С. 16|.
В значительной мере действием именно этих
законов и закономерностей Лебон объяснял то обстоятельство, что, по его
мнению, каждый
народ обладает душевным строем столь же
устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его
чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. При этом
Лебон полагал, что нравственные и интеллектуальные признаки, ассоциация которых
образует душу народа, представляют синтез прошлого опыта.
Важное место в социологическом творчестве
Лебона занимали проблемы «толпы» и «расы». По мнению исследователя, в жизни
европейского общества в конце XIX - начале XX века начался качественно новый
этап развития - «эра толпы», отличительным признаком которой является «замена
сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».
Трактуя толпу как группу людей, охваченных
общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты
толпы: зараженность обшей идеей, сознание непреодолимости собственной силы,
утрату чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к
внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за
лидерами.
Рассматривая наступление «эры толпы» как
начало упадка цивилизации, Лебон особенно акцентировал деперсонализацию и
деиндивидуа-лизацию людей в толпе. Согласно утверждениям Лебона, каковы бы ни
были составляющие толпу индивиды, как бы сходны или несходны они ни были между
собой по своему образу жизни, занятиям, характеру или интеллигентности, один
лишь факт принадлежности их к толпе достаточен для образования у них своего
рода коллективной души, благодаря которой они совсем иначе чувствуют, мыслят и
действуют, чем чувствовал, мыслил и действовал бы каждый из них в отдельности
[21. С. 71].
Отмечая бессознательный и избыточно
эмоциональный характер поведения людей в толпе, Лебон утверждал, что это
поведение обусловливается действием бессознательного закона «духовного
единства толпы». Этим же законом в значительной мере, по его мнению, детерминируется
превращение индивида в толпе в некий безвольный автомат с подавленными
рациональными началами, присущими отдельной человеческой личности. Утрата же
личностных свойств индивида и индивидуальных черт личности ведет к превращению
человека в иррациональное существо, стремящееся к немедленной некритической
реализации внушенных ему идей.
Согласно концепции Лебона. разнообразные
виды «толпы» в конечном счете могут быть сведены к двум основным типам:
«разнородной толпе» (уличные группы, парламентские собрания и т. д.) и
«однородной толпе» (секты, касты и классы). В этой связи следует отметить, что
даже в социологии самого Лебона эта классификация не обладала принципиальным
значением, поскольку автора преимущественно интересовали те общие признаки и
характеристики, которые присущи любой толпе
Я5
Проблеме рас в
социологии Лебона было уделено значительно меньше внимания, нежели проблеме
толпы (масс). В общих чертах изыскания Лебона в этой области были ориентированы
на поиск доказательств принципиального неравенства различных рас. Ввиду
отсутствия таких доказательств Лебон был вынужден ограничиваться формулировкой
необоснованных суждении о том, что «различные человеческие расы отличаются
между собой не только очень большими анатомическими различиями, но и столь же
значительными психологическими различиями» [21. С. 67]. В силу этого, по его
мнению, даже в отдаленной перспективе слияние рас невозможно. Расистские
взгляды Лебона выразились также в его трактовке религиозных и династических
войн как войн по сути расовых.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|