Реферат: Курс социологии
170
периоды
социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т. д.). Если в
«нормальные времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым
определенными и твердыми правилами», то в периоды великих бедствий...
поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильности
существенно нарушается... Иными словами, приобретает черты хаоса
Для
Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него, очевиден
внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота социальной
стратификации - вневременные, нормативные черты стратификации, а их флюктуации
не содержат никакого однонаправленного движения. Социальная стратификация -
это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по
форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших
равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и
искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях
уравнителей, словом - повсюду. История показала, что нсстра-тифицированнос
общество с «подлинным» равенством всех членов есть миф, никогда не могущий быть
реализованным на практике, оставшийся лишь хоругвию эгалитаристов и левых
радикалов.
В
гарвардский период интегралистские тенденции и настроения в творчестве Сорокина
окончательно оформляются в единую модель, что нашло отражение в первую очередь
в его 4-томной «Социальной и культурной динамике».
В
частности, все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений
под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы),
биосознатсльных (голод, жажда, половое влечение и т. п.) и социосознательных
(значения, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от случайностных и временных
агрегатов (типа толпы), характеризуемых отсутствием ясных и пролонгированных
связей между людьми, только общество способно продуцировать значения, нормы,
ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго»-конституирующих
общество членов. Поэтому любое общество можно описать и понять лишь только
через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система суть
единовременное культурное качество.
Скрытые
в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются
во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняясь также и в дискретные
периоды культурной истории (войны. революции, общественные бедствия).
Социоэмпирические исследования культурных качеств (значений, норм, ценностей)
позволяют выявить весьма длительные периоды истории, в течение которых
проявляются относительно близкие и даже идентичные культурные образцы - виды
деятельности. мысли, творчества, верований и т п. Эти продолжительные об-
171
разцы
культурной жизни, несмотря на всевозможные и случайные девиации, эмпирически
устанавливаются лишь потому, что сами суть продукт логико-значимых культурных
систем. При этом логико-значимые культурно-ценностные системы - детерминанты
культурного качества - формируются под воздействием «двойственной» природы
человека - существа мыслящего и существа чувствующего. Преимущественное
качество тем самым совпадает с одним из полюсов ценностно-культурной шкалы.
Если основной акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то,
соответственно, детерминируется чувственный образец культурных ценностей, на
воображении и разуме - нечувственный. Причем и в том, и другом случае не
нейтрализуются полностью противоположные мотивы поведения, мышления. При
условии же баланса чувственных и рациональных стимулов формируются особые
идеалистические культуры. Перегруппировка всех классов ценностей, значений,
норм в этом ключе, их открытие в ходе исторического исследования показывают
удивительное сочетание с ценностными классами, выработанными древнегреческой
философией, а именно: ценности, происходящие в результате познавательной
деятельности (Истина); эстетического удовлетворения (Красота); социальной
адаптации и морали (Добро); и, наконец, конституирующая все остальные ценности
в единое социальное целое (Польза). Любую социально значимую человеческую
активность можно объяснить посредством этих четырех, поистине универсальных
категорий. Игнорирование их или подмена другими объясняющими факторами
неизбежно ведет к сциентиче-ской неудаче искусственного перевода этих категорий
на язык других и менее адекватных терминов.
Интегральный
подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа или
культурной ценности. В самом деле, любой индивид вписан в систему культурных
ценностей - значений - норм, а его бессознательные мотивы и биосознательные
стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному «эго». Также и
культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха,
балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте,
Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех
существенных компонентов личности или культуры. Модель «интегральной»
культурной сверхсистсмы - результирующая систематического и гармонизирующего
ценностного образца - дает значительно больше для полноценного и адекватного
определения и описания культуры, нежели традиционные социологические,
антропологические или культурологические методы. По Сорокину, базовые факты
социологии ментальны по своей лрироде, а посему могут быть поняты лишь в
категориях человеческого социокультурного универса, как чего-то целого. Отсюда
вытекают
172
три
отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью
ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной
истине.
Дескриптивный
анализ социальной жизни должен быть подчинен исходному примату культурных
ценностей даже в таких аспектах социального бытия, где, как может показаться с
первого взгляда, отсутствует прямое восхождение к культурным, ценностным
системам. К примеру, понятия «группы», «роли», «класса», «стратификации»,
«социального действия» и им подобные приобретают научную обоснованность лишь
тогда, когда интерпретируются как переменные культурных сверхсистем, конгруэнтных
связей ценностей -норм - знаний. В силу этого новая философия истории должна
исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными
физическими условиями (климат, географическое положение и т. п.), наиважнейшим
фактором социокультурных изменений (динамики) становится распад той или иной
доминантной культурной сверхсисгемы - «идеациональной», «идеалистической»,
«чувственной». Именно в этом смысле тождественны социология и философия
истории, ибо они концентрируют свое внимание на проблематике генезиса,
эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняется
вопрос: как, почему и когда происходят те или иные социо-культурные изменения?
Современное
состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое,
однако, вовсе не виделось ему в духе шпснглери-анского субъективизма - как
конец ее исторического существования, смертная агония всей западной
цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим,
действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи
заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно
угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные
ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает
опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами.
За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной
культуры, приветствующей новое поколение - поколение людей будущего.
В
1960 г. П. Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное крсяо-эссе «Взаимная
конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу»
(1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советско-американских
отношений. Эссе начиналось со следующих слов: «Западные лидеры'уверяют нас, что
будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу
общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают
победы коммунистов в ближайшее десятилетие. Будучи не со-
173
гласным
с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество
избежит новых мировых воин и сможет преодолеть мрачные критические моменты
современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры,
вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический,
который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным
между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он
объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов
каждого типа». Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны,
упадок капиталистической системы, а с другой - неспособность экономической и
политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей.
Последняя складывается в периоды великих бедствий (голод, война, революции,
депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в
обществе обнаруживается неизбежная тенденция детоталитаризадии и реконверсии к
менее регламентированной и более свободной жизни. Этот социальный закон, по
Сорокину, выражается в том, что степень государственного вмешательства в жизнь
общества варьируется пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в
будущем великие катаклизмы удастся преодолеть, то «коммунистические» и схожие с
ними тоталитарные режимы, очевидно, будут приходить в упадок Речь у Сорокина,
однако, идет не только о политических переменах и сближении двух стран. Он
считает, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве,
спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и
даже в религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от
ортодоксального марксизма в интерпретациях человека и общества, в то время как
материалистическая идеология и философия все активнее проникают в общественную
и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Сорокину, конвергенция
заключена не только в реверсивном движении России к образцу американской
демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе,
он утверждал, что конвергенция безусловно приведет к образованию смешанного
социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в
«блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же, как и во всей
человеческой вселенной».
Профетическая
интенция свойственна социологии эпохи модерна. Провозвестник новой
ндеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник
нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической
любви и этике солидарности, -таков, в общем не похожий на академического,
университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы
запомнившийся своим соратникам и ученикам
п.
Раздел
2
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Плюрализм современной западной
социологии
На
протяжении XX столетия социология Запада претерпела весьма существенные
изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез,
концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных
социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной
западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и
концепции социологов классического периода, хотя в ряде случаев они выступали
в роли комплекса теоретико-методологических и прикладных подходов, которые
предполагалось преодолеть. Интеллектуальное содержание классического этапа
западной социологии использовалось по преимуществу двояким образом: 1) как
определенный банк идеи, обладающий самостоятельной ценностью, и 2) как идеи,
которые включались в качестве активного элемента в различные разновидности
современной социологии Запада.
Правильное
понимание плюралистического характера эволюции современной западной социологии
предусматривает осознание того обстоятельства, что эта эволюция по
преимуществу характеризуется не линейным, а параллельным и многомерным
развитием.
Одним
из важнейших следствий такого понимания данного процесса является признание его
неоднородного, противоречивого и неравномерного характера.
Важным
моментом эволюции главных школ и разновидностей современной западной
социологии явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся
одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом. Причем
на каждом из этих уровней социологи полу-
175
вечества
от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение
характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на
обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и
патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию
промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической
демократии соучастия и замену бюрократического способа управления
гуманистическим. Неофрейдистская социология Э. Фромма - один из наиболее
значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она
придала существенный импульс развитию не только психосоциологических доктрин,
но и всей современной западной социологии, одной из вершин которой она,
безусловно, является.
2.8. Социометрия (микросоциология)
D
30-е годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического
метода и гештальт-теории в русле психологической традиции в социологии
возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии
или микросоциологии.
Под
социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретическое и прикладное
направление социологической науки, изучающее социо-психологические
взаимоотношения личностей в малых группах.
Возникновение
социомстрии правомерно связывается с использованием специфических
психологических приемов изучения группового поведения людей и относится к
деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика 3. Фрейда, психиатра и
социолога Джекобп Морено (1892-1974).
В
последующие годы комплекс социометрических идей и методов приобрел широкую
популярность. В США в области микросоциологии работали Дж. Морено, Е.
Джениигс, Г. Ландберг, Ч. Лумис, М. Нортуэй и др., во Франции - Г. Гурвич, П.
Мокор, М. Шуценбергер, И. Мезонцев и др., в ФРГ - Р. Кениг. X. Трейнсн, Г.
Штибср и др.
Распространенность
социометрии в значительной мере объясняется оригинальными исследовательскими
методиками, которые используются как общенаучный инструментарий в различного
рода социальных исследованиях.
В
то же время некоторые теоретические посылки социометрии со свойственной ей
фетишизацией психической жизни людей и необоснованным распространением теории
малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику как в
социальной философии, так и в социологии.
Сам
Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: «Математическое
изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и
результаты, полученные при применении количественного и качественного метода»
[42. С. 39].
234
В
качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: «социус» -
товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие.
Программная
концепция Морено сформулирована так: «Вместо анализа социальных классов,
состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших
групп. Это отход от социальной вселенной к ее атомарной структуре» [42. С.
60]. Тем не менее он все же распространил свою доктрину на изучение внутренних
структур различных социальных групп, коллективов и социальных общностей.
Определяя предмет микросоциологии, Морено отмечал, что «социометрия изучает
индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные
отношения, ведущие к образованию группы» [42. С. 46].
Важным
моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через
раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ
социометрия получает возможность установления социального контроля над
поведением личностей и социальных групп.
Среди
существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью
пользуются социометрические тесты, социомат-рицы и различного рода социограммы,
на которых во многом и базируется социометрический метод.
Под
соцгюметрическим тестом в мнкросоциологии понимается один из приемов опроса
людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее
получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно
измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе
Вторым
таким инструментом социометрии считается социоматрица -таблица, в которую при
помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате
исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой
группе.
Третий
инструмент - социограммы - дает соответствующее графическое (схематическое)
выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.
Наряду
с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и
пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям
социального взаимодействия.
По
мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения
индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов». которые именуются
«социальными электронами», или «телеэлементами» Морено охотно использовал
понятие «теле», или «социо-гравитационный фактор», с помощью которого он
пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг
с другом. При этом понятие «теле» Морено определял как простейшие единицы чувства.
излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду.
235
Интенсивное
излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает
симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» -антипатию.
Микросоциологня
уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических
отношений людей, которые определяются со-циометристами в терминах безразличия,
симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).
Для
определения параметров психологического взаимодействия людей в больших группах
Морено пользовался понятием «психосоциальных сетей», которые, по его мнению,
объединяют самые сложные линии взаимоотношений микроэлементов общества. К этим
микроэлементам он относил в первую очередь так называемый социальный атом -
непосредственное сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим
элементом общества. «Ядро отношений вокруг каждого индивида, - писал Морено,
- является более плотным вокруг некоторых индивидов и более «тонким» вокруг
других. Это ядро отношений является наименьшей социальной структурой в
коллективе, социальным атомом» [42. С. 56).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|