Реферат: Курс социологии
Характерной
чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть
социологических исследований ори-енурована на решение практических проблем. В
этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках
ко-
'16 .
торой
проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования ^ают
конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над
социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления
социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем
большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические
партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения
целенаправленной политики во вс;ех сферах общественной жизни. В этом
проявляется функция социального контроля.
Практическая
направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать
научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в
будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно
иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане
социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей,
открывающихся перед участниками событий ^ на данном историческом этапе; 2)
представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из
выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернатив-»
ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и
т. д.
ь
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических
исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни.
Социальное планирование разбито во всех странах мира, независимо от социальных
систем. Оно ^охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов
жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных региот нов и стран и кончая
социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и
коллективов.
Социология,
несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает
выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться
в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных
целей. Социоло- гическое знание зачастую служит средством манипулирования
поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания
системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить
и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости,
что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В
этом случае говорят о гуманистической функции социологии.
тема
2
становление и основные
этапы исторического развития социологии
I/ О. Конт — родоначальник социологии.
Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная
статика и динамика 2/ Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения
социологии З/ Классический тип научности социологии. Учение о методе Э.
Дюркгейма
4/ Нетрадиционный тип научности. «Понимающая
социология» Г. Зиммеля и М. Вебера
5/ Основные принципы, материалистического
учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
б/ Основные этапы и направления развития
социологии в США 7/ Развитие социологической мысли в России
О. Конт — родоначальник социологии. Учение о
трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и
динамика .
Расширить
и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее
становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких
условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования
новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку
определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.
Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV
века до нашей эры в работах Платана «Законы», «О государстве», в «Политики»
Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в
работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже
существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более
уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.
Для
ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на
критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого
вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду,- с какого времени социология в
качестве отдель-нои<спецйальной науки начала признаваться научным
сообществом. Иуория свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. по
сле
опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной
философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и
выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия -
поставить учение об обществе на научную основу — и явились тем отправным
фактом, который привел к формированию и развитию социологии.
Как
же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой
новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе
сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального
развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой,
теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных
представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй,
метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и
пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других
философских абстракций. Задача второй стадии — критическая. Разрушая прежние
представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. На
этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями,
отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за
явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться
между ними.
Переход
от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не
одновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, от
высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается
позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике,
физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же — это вершина
позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод».
Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических
данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании,
данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой
важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе,
связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют
огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются
социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и
повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к
разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию
богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую
личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии,
заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная
эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить
основу общества — чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать
установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта,
социология.
Становление и основные этапы исторического
развития социологии 19
О.
Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на
две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика
изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе
контов-ской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья,
государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в
установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает
теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению,
выступает духовное, умственное развитие человечества.
Социальные условия и теоретические
предпосылки возникновения социологии
Как
было указано выше, социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX
в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание
лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское
движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о
нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрьхх
перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной
прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно
опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К.
Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в
то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической
традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на
свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на
основе концепции научного социализма, cep^ цевиной которой является теория
социалистической революци] О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г.
Спенсер, Э. Дюр1 гейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развития
общ< ства. Основоположники социологии были сторонниками стабильно) порядка.
В условиях революционного подъема они думали не над те как разжечь пожар
гражданской войны, а наоборот, как преодоле кризис в Европе, установить
согласие и солидарность между разли ными социальными группами. Социология как
раз и рассматривала< ими в качестве инструмента познания общества и
выработки рею мендаций по его реформированию. Методической же основой рефо^
мизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими
различными идеологическими установками было пр диктовано и различие в
истолковании тех научных открытий, которб были сделаны в 30-х —40-х годах XIX
в. В этот период на первый п развития науки выходят химия и биология. Наиболее
значительнь открытиями того времени, как вы помните, являются открытие кле
немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838—1839), на ocuoJi которого была
создана клеточная теория строения живого вещества,
Эта работа помогла науке об обществе перейти
от умозрительного выведения эмпирически не пооверенных законов истории к
эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с
применением сложных
математических
процедур.
Классический тип научности социологии.
Учение о методе Э. Дюркгейма Как отмечалось
выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания
вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории
социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности.
Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым
говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней
мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного,
эклектического.
Классический тип научности, по его мнению,
был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э.
Дюрк-гейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1)
Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет
никаких специфических социальных законов. 2) Поэтому социология должна
строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального
исследования должны быть такими же точными, строгими_Все социальные даления
должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим критерием научности является
объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не
должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения,
но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения.
Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна
быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
..
Наиболее четко принципы классического типа
научности были
сформулированы в работе французского
социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.).
Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной
работе Э Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые
позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы
«рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные
факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том
смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны, в) устанавливаемые
между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают
формулировать постоянные законы функционирования общества.
22
ваться
от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна
порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она
также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в
отношении социальных фактов.
Третье
правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над
составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник
социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами,
не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак,
социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов.
Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но
качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне
индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат
— коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает
Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили
свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А
поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он
образуется ив взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет
следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо
образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют
объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является
центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Нетрадиционный тип научности. «Понимающая
социология» Г. Зиммеля и М. Вебера
Неклассический
тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем
(1858—1918) и М. Вебером (1864—1920). В основе этой методологии лежит
представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и,
следовательно, признание необходимости существования двух типов научного
знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного
знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она
должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У
естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и
причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод
понимания и отнесения к ценностям.
Такая
трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания
предмета социологии. Г. Зиммель и М. Ве-бер отвергали в качестве предмета
социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество»,
«коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может
Становление и основные этапы исторического
развития социологии
23
быть
только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих
действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность
понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие
самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий
людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания
внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в
сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом,
руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о
предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М. Вебер
формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению,
опирается социологическое знание:
1)
Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности
содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в
действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и
схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов.
Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между
социальной теорией и действительностью.
2)
Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение
причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых
«научных прогнозов».
Строгое
следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая
теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом
субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер
утверждают:
3)
Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального
произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне
определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и
общечеловеческим ценностям.
4)
Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной
деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим
ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.
«Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», — писал М.
Вебер.
М.
Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям».
Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо
утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо
другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога — это непреходящее
качествочеловеческого существования». Отнесение к ценности — это процедура и
отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта
процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и
разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих
фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа
отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с
огром-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|