рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Курс социологии рефераты

Так, в отличие от Конта, не желавшего рассматривать причины возникновения социальных явлений, а исследо­вавшего лишь процесс их возникновения (вопрос «почему» Конт заменил вопросом «как»), Дюркгейм искал причины социальных феноменов.

В основе учения Эмиля Дюркгейма лежит концепция так называемого «социологизма». Согласно фундаменталь­ному убеждению французского социолога в основе обще­ства находится некая особая «реальность», которая соединя­ет людей в нечто единое, устанавливает между ними соли­дарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы — предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех обще­ственных явлений.

Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в об­ществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивиду­альным (ибо только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм называл «со­циальным фактом». Таким образом, социология как наука о социальных фактах занимается рассмотрением особой «надиндивидуальной» реальности, которая, между тем, де­лает реальным и отдельного человека. Говоря проще, все мы становимся действительно чем-то значащим для общества в той мере, в какой мы вовлечены в обшее и оказываемся носителями общественной морали и принципов.

Весь глубочайший смысл социологии как науки Дюрк-ffiHM видел в том, что социология помогает нам проникнуть

 в эту «общую» реальность через обобщение, согласно опре­деленной методике, частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Из этого следовало, что методы конкретных социологических исследований, статистиче ские данные не просто рисуют картину некоторых явлени] и процессов в обществе, но поднимают исследователя н, уровень новой реальности, раскрывающей совершенно но вый горизонт общества. Так, например, основанное на обоб щении большого статистического материала и использова нии целого набора социологических методик исследовани самоубийства, проведенное Дюркгеймом, позволило ем описать такой феномен как социальная солидарность и ееИ аномалии, скажем, аномию.                          •

Все это и многое другое составляют основы «социоло-Д гизма», ставшего в теории Дюркгейма главным содержани ем социологии.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОНИМАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Развитие социологии в XX веке, во многом исходившее' из принципов, выработанных Вебером и Дюркгеймом, ха­рактеризуется возникновением многочисленных школ и на­правлений, каждое из которых по-своему уникально и тре­бует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает перед нами ту или иную перспективу (а подчас и несколько перспектив) рассмотрения общества. Причем, как было сказано вначале, ни одна из этих школ не может дать абсолютно непротиворечивого, универсального теоретического объяснения всего многообразия социально го мира, но сквозь призму своего подхода она рисует увле кательнейшую картину общества, во многом весьма убеди

тельную.

В основе современной социологической науки лежит понятие теории, то есть некоего набора идей и принципов, которые в общем плане объясняют значительный круг соци­альных явлений. Причем теории не только объясняют раз­личные связанные между собой явления, но способны и предсказывать их появление. Теория должна указывать на

причины возникновения тех или иных явлений, а не только описывать их эмпирические характеристики.

Непосредственно к понятию «теория» примыкает и дру­гое научное понятие — «парадигма», вернее «научная пара­дигма». Это — общее представление о характере социоло­гической реальности, некий общий принцип объяснения этой реальности, «образец», на который ориентируются ис­следователи. Характерная особенность современной соц­иологии как раз и состоит в том, что она принимает несколь­ко парадигм, признавая их равноценными и взаимодопол­няющими. Причем это разнообразие социологических па­радигм вовсе не свидетельствует о слабости или неразвито­сти социологии. Напротив, чем более разнообразны пара­дигмы и социологические теории, тем в целом мы быстрее приближаемся к пониманию социальной реальности или тем лучше мы «конструируем» ее, то есть воссоздаем в нашей деятельности некий интегральный образ плюралистических парадигм.

Как бы то ни было, но среди различных школ социологии XX века чаще всего выделяют три направления, три пара­дигмы: функционализм, конфликтологический подход и, наконец, символический интеракциокизм (табл.1).

Таблица 1

Функционализм Конфликтологическая социология
Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонен­тов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. Трения и конфликты между социаль­ными группами — естественное со­стояние общества: социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть.
Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживае­мость всей системы. В каждом обществе ресурсы и матери­альные средства распределяются не­равномерно.

 Функционализм

Все социальные явления и факты дол­жны рассматриваться под углом зре­ния их последствий.

Дисфункциональные формы поведе­ния и институты угрожают самовыжи­ванию общества; подобные формы по­ведения и институты подлежат конт­ролю и устранению.

Конфликтологическа я социология

Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим; груп­пы, находящиеся наверху, так орга­низуют общество, чтобы поддержать г укрепить свое господство.

Почти каждое социальное действш служит выгоде одних общественны] элементов и наносит урон другим эле ментам.

Символический интеракционизм

Отдельные лица стремятся понять смысл социальных взаимодействий. Смысл социального действия не несет заранее обусловленного смысла; со­циальные смыслы постоянно изменя­ются и варьируются.

Erich Goode. Sociology. Englewood Cliffs, 1988, p. 21.

Для интерпретации социального акт;

(поведения) необходимо понят] смысл поведения тех, кто осуществля ет данный акт.

Надо, конечно, учитывать, что это сугубо общее деленщ и что многие направления современной социологии не соот ветствуют ни одному из трех направлений. И тем не менее три парадигмы теоретической социологии позволяют уви деть основные проблемы осмысления общества, которых придерживаются социологи.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Стремление превратить социологию в строго научную дисциплину, имеющую как теоретическое, так и практиче­ское значение, было характерно для представителей Чикаг­ской школы социологии — группы американских социоло­гов, разрабатывавших проблемы городской социологии в 20-е годы и формировавшихся вокруг социологического

/4^«-Ч/ \1 ГТ 1_ТС*Т"Д   U 1Л1/ О TVT/ /^«Ч/^ * FlITJni-kl-kf-ltJfarrm    t-1 fits ^ f-\ ГЧЛЛЛ Г1ГЧ/Г\Д   fTI

ностью среди представителей Чикагской школы стал Роберт Парк (1864—1944) — основатель социально-экологиче­ской теории.

Роберт Парк исследовал коллективное поведение людей в тесной взаимосвязи с той рукотворной средой, которую они создают. При этом «социальные коллективности» обра­зуют особые взаимодействия со средой, которые Парк на­зывал «биотическими» (не путать с биологическими). В от­личие от биологического, биотический принцип включает в себя социально-психологический и культурный факторы, но продолжает тем не менее удерживать биологическую детерминанту своей связи со средой. Конкуренция индиви­дов, в частности, проявляется в том, что они захватывают определенные пространства («зоны») и расселяются в них. Чисто социальные явления — экономические, политиче­ские, культурные — вырастают на экологической основе взаимодействия популяций со средой.

В этом смысле формирование современных городов — «метрополисов» и «мегаполисов» — подчиняется строго би­отическим и экологическим законам, которые проявляют себя в планировании городов. Так, Роберт Парк предложил концентрическую модель городского зонирования, соглас­но которой различные сообщества расселяются на город­ской территории по принципу концентрических кругов. Каждая «зона» имеет свою функцию, социальный состав, профессиональную ориентацию.

Экологическая социология Парка позволила увидеть в структурах общества строго детерминированные законо­мерности, сочетающие в себе биологические и социальные факторы.

ФУНКЦИОНАЛИСГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ        ^

Выступая во многом наследниками Г.Спенсера, совре­менные социологи-функционалисты, и прежде всего амери­канский социолог Роберт Мертон (род. 1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая за-

 чиваются способом, обеспечивающим гармоничное их фун­кционирование в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом». ( 1, с.360). Из этого пространного и непростого для понимания отрывка следует, что интеграция системы заключается либо в ее стабильности («гармоничное функционирование»), ли­бо в ее преобразовании, в том числе радикальном, но таком, при котором сохраняются разумность и определенность этого преобразования. Все остальное ведет к хаосу и умира­нию.

Представителей функционального анализа и системно-функциональной социологии нередко упрекали в том, что они нарочито рисуют стабильные системы, как бы априорно подразумевая, что стабильность это положительное качест­во, а конфликт и изменчивость суть лишь негативные откло­нения. В современных условиях представляется, однако, что эти упреки правильно обнажали проблему, но тем не менее требуют одной поправки. Акцент на стабильность системы не недостаток, а очевидное достоинство функционалистских подходов к социальной реальности.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСНИЕ ТЕОРИИ

В противовес функционалистским подходам, всемерно-подчеркивавшим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположный стиль соц­иологического мышления, который видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных ин тересов, а борьбу различных групп и направлений, резуль тирующая которой и формирует существующие социальные структуры и отношения.

В самой далекой перспективе истоки подобного подходи можно обнаружить в социальной философии великого анг-лийского философа XVII века Томаса Гоббса, считавшего «войну всех против всех» естественным состоянием челове­чества, не обретшего гражданского состояния. Однако го­

раздо более близкие и значимые корчи конфликтологиче-ского подхода можно обнаружить в социологическом насле­дии Карла Маркса.

Марксистская теория экономической детерминирован­ности социальных отношений, классовых антагонизмов, классовой борьбы, соперничества различных форм собст­венности, классовой предопределенности общественного сознания и многое другое, быть может, в несколько иной терминологической интерпретации широко используется современными западными социологами-теоретиками. Од­нако примечательно то, что использование марксистского экономического детерминизма осуществляется на Западе >бирательно. Из марксизма выбрасываются такие его важ-1 йшие компоненты как теория диктатуры пролетариата, гволюционной партии, этический релятивизм и оставля­ется лишь самые общие теоретические подходы. При этом также предпочитают не обсуждать практику реального мар­ксизма в странах Восточной Европы и в России, ибо она, естественно, может дискредитировать и многие теоретиче­ские положения марксизма. В итоге марксизм в современ­ной западной социологии имеет весьма рафинированный, фрагментарный и существенно либеральный характер.

Одновременно с этим ряд современных социологов по­пытались создать теорию конфликта, которая не была бы прямым продолжением марксизма. Это, однако, оказалось не столь легкой задачей, ибо конфликтологические теории были лишены мощной универсальной базы, которой обла­дал марксизм. Тем не менее можно говорить о самостоятель­ном конфликтологическом направлении в современной соц­иологии.

Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916—1962) — американский социолог, проела^ вившийся своими исследованиями властвующих элит в со­временном западном обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами политиче­ских деятелей, бизнесменов и военных. Свою теорию Миллс

 с очевидностью противопоставлял структурному функцио­нализму Парсонса.

Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский социолог Льюис Козер, который от­носил конфликт к области сугубо идейных явлений. Конф­ликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть, пе­рераспределение доходов, за монополию на духовное ли­дерство и т.д. Всякое общество не только потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того. общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые устанавливают принципы социально­го взаимодействия между группами и индивидами.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта» исходил из того,что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфлик­тов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или гос­подству противоположной им социальной силы. Причем, по мнению Дарендорфа, конфликт есть оборотная сторона вся­кой интеграции и потому он так же неизбежен в обществе как и интеграция социальных институтов. За фасадом един­ства и взаимодействия социальных структур находятся кон­фликтующие мотивы и интересы этих структур и их носите­лей. Дарендорф создал целую классификацию различных типов микро- и макроконфликтов, наполняющих общество. Задача не состоит в том, считает Дарендорф, чтобы избежать или снять конфликты — это невозможно. Необходимо на­править их по определенному руслу, не разрушающему всю систему и ведущему ее к плавной эволюции. Для этого следует максимально формализовать конфликты, то есть вывести их на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, су дебных разбирательств и т.д. Более того, наличие открытых и демократически разрешаемых конфликтов — свидетель­ство жизнеспособности общества, ибо любое социальное развитие подразумевает неравномерность распределения и, соответственно, конфликтные ситуации.

Наряду с другими социологическими теориями конф-ликтологическая социология дала свою версию социального мира. Эта версия не была универсальной, но она, как другие подобные версии, показывала важную перспективу рас­смотрения социальных структур и процессов.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Символический интеракционизм, возникший в 20-е го-]ч нашего века, предопределил возникновение многих со-гменных социологических школ. Название этого течения еоретической социологии можно объяснить следующим разом.

Термин «символический» обозначает,» что эта социоло­гическая школа делает акцент на «смысле», который вкла­дывают действующие лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие — то есть «интеракцию» (взаимодейст­вие). За этим техницистским языком скрывается широкая социологическая теория, рассматривающая общество с точ­ки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты пове­дения и взаимодействия.

Основатель символического интеракционизма, выдаю­щийся американский социолог и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863—1931) в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяс­нить только путем рассмотрения принципов поведения лю­дей. Причем эта теория оперирует тремя главными посылами.

а) Любое действие или акт поведения происходит только на основе того смысла, который действующий субъект (ак­тер) вкладывает в свое действие. Иначе говоря, наше пове­дение в большей или меньшей степени осмысленно. Причем все эти значения проистекают из общих социальных симво­лов. Например,"отказ участвовать в военных действиях оз­начает (символизирует) личную трусость. Для другого че­ловека тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, то есть уже иной символ. Но в том и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.

 традиции былых времен, сегодня оно используется в доку­ментах, юридических актах, названиях учреждений и т.д. В этом случае многие явления социальной жизни ( в частно­сти, политика, экономические отношения, институты), не рассматриваются как формы социальных связей и выпадают за границы социальной жизни. В нашей работе в этом кон­тексте термин социальное не используется.

Во втором случае слова «социальное» и «общественное» используются как полностью идентичные. Конечно, обще­ство — высшее образование, детище социального. Только в обществе как целостности социальное как особое свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное ши­ре общественного. Поэтому для обозначения процессов, явлений, эффектов, возникающих лишь в рамках всего об­щества, мы используем термин «общественный» (в научной литературе есть его аналог — социетальный).

Мы применяем термин социальное в третьем — в самом широком смысле слова, как качественно новое, особое, спе­цифическое для человека свойство жизнедеятельности. Оно пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни, как его элементарные формы (мотив социального действия), так и сложные системы (культура как целост­ность) , как отдельные (социальные) действия, так и разви­тые (социальные) институты.

Итак, мы подошли к вопросу о том, как социализирован­ные начала человеческой жизни, синтезируясь, порождают живую ткань социальной действительности.

В центре нашего внимания в следующем разделе — базисныед^лементы социальной жизни, которые существу­ют, проявляются во всех сферах человеческой жизни.

Раздел IV

БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1. Социальное действие

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоте птичьего полета, перед нами откроется картина, до бол1 напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, друпк трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т.д. Все что-т( делают, суетятся, постоянно входят в различные контакть и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобраз­ным далее неделимым атомом этой живой социальной ре­альности? Социальное действие. В нем как в зародыше содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности. Не случайно выдающиеся классики социологии М.Вебер и Т.Парсонс, несмотря на различия в подходах, уделили пер­воочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию (М.Вебер — социальному действию, Т.Парсонс — единичному действию).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36