рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Курс социологии рефераты

4. Социальные общности

В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Характерная особенность данных социальных взаимодействий в том, что их предмет, т.е. ради чего это взоимодействие возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общно­сти объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

В основе социальной общности чаще всего лежит стрем­ление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Те индивиды, которые образуют объ­единенные формы, общности, качественно повышают эф­фективность своих индивидуальных действий, способность

147

 циальных общностей ни в коей мере не может ставить под сомнение необходимости самой по себе координации усилий между индивидами, участия их в общностях. Человеческая история давно подтвердила высокую значимость солидар­ных действий. И тот, кто стремится вообще избежать уча­стия в общности, чтобы не нести, как ему кажется, лишних затрат, ответственности, будет отброшен чазад, касается ли это его личной карьеры, личного благополучия или разви­тия его национальной культуры и т.д.

Но раз общность — это великое достижение и приобре­тение человека, то следует признать, что развитие общности во всех случаях может потребовать от людей определенных действий, которые никак впрямую с личными интересами не связаны, но укрепляют общность, повышают ее престиж, признание в обществе. К тому же для эффективного функ­ционирования общности может возникнуть потребность в формировании органов управления сообщества, которые более эффективно координируя усилия членов сообщества, в то же время потребуют определенных затрат для своего содержания и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках общно­сти возникает целый круг намерений, идей, обязательств, ожиданий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечива­ют более эффективное функционирование общности как ассоциации.

КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ 061ЦНОСТЕЙ

...Регулярно в газетах публикуются статистические дан­ные о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школь­ников, студентов и т.п. Нередко эти данные выдают за чис­ленность такой-то социальной общности, профессиональ­ной группы. Нестоитспешитьстакими утверждениями. Тот факт, что в нашей стране насчитывается столько-то людей, обладающих схожими признаками (например, учатся в ву­зах), социологу не дает оснований для выделения той или

 иной социальной общности (группы) и определения ее чис­ленности.

Точнее было бы говорить о том, что статистика опреде­лила некое, как отмечает Я.Щепаньский (37, с.116), мно­жество, т.е. выделила людей по такому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. На основе этого принципа рас­смотрения можно выделить различные социальные катего­рии: профессиональные категории, возрастные, половые, имущественные. Как правило, в цифрах статистических сво­док представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества. И этими данными нельзя пре­небрегать. Они важны для регулирования уровня жизни различных социальных категорий населения, разработки серьезных государственных решений о повышении зарпла­ты, стипендии и т.д.

Под социальной общностью имеются в виду лишь груп­пы людей, объединенных социальной связью. Если же учесть, что существуют преимущественно два типа связи:

социальные контакты и социальные взаимодействия, то можно выделить и два основных типа социальных общно-стей.

Социальный круг, т.е. люди, между которыми осущест­вляются определенные контакты, общение. Можно гово­рить о круге соседей в поезде, круге знакомых, круге коллег. Естественно, в зависимости от регулярности связей, от важ­ности сферы, в которой протекают контакты,они могут иметь больший или меньший (или чуть заметный) солидар­ный импульс, элементы конформизма.

Общность, в основе которой лежат связи типа взаимо­действия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий, можно назвать социаль­ной группой.

Современное общество демонстрирует великое много­образие социальных групп. Это многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения

140

которых образовались эти группы. Что объединило, обосо­било членов этой общности: профессиональные интересы, общая идеология, религия, этнические признаки? На осно­вании какого признака члены данной общности себя выде­ляют среди других, разделяют на «своих» и «других»?

Социальные группы различаются и по другим основани­ям. Так, есть социальные группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, кон­тактов. Такие взаимодействия, естественно, могут сложить­ся лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Наличие прямого кон­такта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает иден­тификацию «Я» индивида с общегрупповым «МЫ».

Под большими группами имеется в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосред­ственными контактами и особое значение приобретают опосредованное солидарное взаимодействие. Это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности.

Группы могут быть формальными и неформальными. Особенно важно это разведение для малых групп. Для боль­ших групп, которые сами имеют сложную макроструктуру, формализованные (под) группы (профсоюзы, партии) мо­гут составлять своеобразный костяк общности, но вся боль­шая группа к этому костяку не может быть сведена.

Среди социальных групп можно выделить целевые груп­пы, т.е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, обще­ственно-политические движения), просветительскими и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, наличие более или менее жесткой системы взаим­ных прав и обязательств участников группы, контроля за выполнением этих обязательств, дифференциацию, разде­ление функций, статусов и ролей участников общности, наличие лидера — руководителя, инициатора и т.д. Все эти

 ства были христианами, вряд ли могут себя представить вне мусульманских ценностей, норм шариата и т.д. Мусульман­ство стало основой их восприятия мира, фундаментом куль­туры. Конкистадоры мечом и кровью утверждали католи­цизм в Центральной и Южной Америке.

Причем, следует учесть, что даже в случае порабощения умираю­щая культура способна оказать свое обратное влияние на культуру поработителя. Эти влияния могут проявиться достаточно быстро, а могут приобрести кумулятивный эффект, могут ограничиться сугубо внешними изменениями, затронув лишь верхние слои обще­ства, а могут распространиться на широкие массы. И нередко народ, проигрывая в сугубо военно-техническом отношении, оказывается победителем в социокультурном. Варвары поработили и разрушили Рим, но оказались в «плену» римского права и политического опыта, что проявилось при налаживании ими своей собственной политиче­ской организации общественной жизни.

Во внутрикультурном взаимодействии подавление культуры прежде всего связано с деятельностью тоталитар­ных режимов. В нашей стране в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые пласты, культуры, поражавшей в начале XX века своим живым многообразием. Все принудительно было сведено, как считалось, к субкуль­туре городского пролетариата.

Сложившееся на сегодня культурное поле человечества — результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия тенденции социальной селекции, социального иммунитета, сохранения своей самобытности, целостности, с одной стороны, а с другой — развития куль­туры как за счет саморазвития, так и в ходе заимствований, взаимовлияния. Все это породило многообразие культур, которое само по себе является важным фактором жизни современного человека.

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Когда мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многобразие конкретных вариантов куль­тур. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать

200

с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Скольких разногласий, конф­ликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто новое для себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам, которые обнаруживаешь в нормах, тради­циях, способах деятельности, принятых у представителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает к изменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном в культурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это для социолога важное основание для предупреждения: есть сви­детельство неспособности данной системы к развитию, на­лицо признаки застоя.

Чем богаче многообразие культур, тем выше вероят­ность, что человеку удастся подобрать нужный вариант от­вета на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представле­ний, норм, способов деятельности, культурных предложе­ний, которые могут быть использованы. В этом отношени» внутреннее многообразие всегда признак развитой адапта­ционной способности, способности к развитию той или ино1 системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в цело!» или об отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолю тизировать принцип дифференциации, внутреннего много образия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобь ставить под угрозу сохранение целостности системы.

Многообразие культур мы рассмотрим в двух аспектах

— многообразие культур в масштабах человечества сделав акцент на социокультурных суперсистемах;

— внутреннее многообразие культур отдельного обще ства, народа, уделив внимание субкультурам.

 Обнаружены и любопытные национальные особенности городских субкультур. Они сказываются, в частности,, на иерархии родственных и дружественных связей горожан.

Как мы говорили выше, при анализе ценностей у американцев ценность дружбы гораздо слабее выражена, чем у наших соотечест­венников, хотя они одинаково высоко оценили ценность хорошей се­мейной жизни. Здесь, видимо, свою роль сыграло и повышенное внима­ние к неродственным связям в советской культуре, ослабление крово-родственных связей в нашей стране и большая подвижность, склон­ность к переездам в поисках интересной и хорошо оплачиваемой ра­боты в США (что у нас просто очень затруднительно). По подсче­там американского социолога, средний американец в течение своей жизни меняет место жительства в 14 раз чаще англичанина, в 6 раз чаще француза, в 5 раз чаще японца.

Раздел VI

ЛИЧНОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Раздел гуманитарной или социальной науки, изучаю­щий личность, всегда вызывает повышенный интерес и вни­мание. И это понятно. Ведь речь идет о каждом из нас. Читатель, естественно, стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе, в других. Надеемся, что нам удастся как-то помочь ему в этом, хотя это и непросто.

1 .а. Непросто потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое емкое, многомерное, трудноуловимое (в то же время самое «затертое») понятие.

Кстати, следует определиться с ним. Личность — это единичный человек как .система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных ин­ститутах, культуре, более широко — в социальной жизни. При таком подходе, на наш взгляд, ничто человеческое (за исключением немногого, сугубо инстинктивного, чисто би­ологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, ко­торые значимы для социальной жизни. Индивид, соответст­венно, — это единичный человек как биосоциальное суще­ство, особь. Индивидуальность — это характеристика уни­кальности, неповторимости, присущей данной личности.

Следовательно, для нас: а) личность — это любой чело­век (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознаттельный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Уложить личность как целостную социальную Много-мерность в рамки логически строгих научных конструкций

 не просто — «личность» постоянно сопротивляется, стре­мится выйти из этих рамок. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся. Даже исс­ледуя неповторимое, индивидуальное наука обязана выде­лить определенные показатели, критерии, по которым мож­но и следует анализировать индивидуальность. Научно^соц-иологический анализ личности, вследствие этого, волей-не­волей формализует столь подвижный объект изучения, пре­небрегает частностями, не отвлекается на «сиюминутное», хотя, может быть, и очень привлекательное, яркое.

1.6. Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности — личность как источник социальной жизни, как ее единствен^ ный реальный носитель и деятель, как далее неразделимыи элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

2. Проблема «личность и общество» в самой социологии выступает в двух основных относительно независимых, но

тесно связанных ракурсах:

а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, об­щности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиня­ются исключительно собственной логике развития.

Это один из основных вопросов социологии как науки. И мы уже высказывались по этому поводу, понимая обще­ство как особым образом взаимосвязанных и организован­ных людей. Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные инсти­туты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребно­стей. Каждый социальный институт выражает личные инте­

ресы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает опреде­ленную и довольно ощутимую независимость, обладает соб­ственной логикой развития, которая впрямую несводима к логике элементарных связей между людьми.

Мы выделяем как бы два «этажа» социальных процессов. Первый — глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубин­ные процессы выходят на поверхность в периоды карди­нальных структурных социальных изменений, реформ, ре­волюций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обу­строить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения чело­века, ради самого человека. Результатом таких историче­ских сдвигов явилось гражданское общество, идея и практи­ка приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декла­рации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д.

На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институ­тов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функ­ционирующие социальные связи, институты и не в праве их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть жизни человеческого общества.

б) Второй ракурс проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, авто­номность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения. В данном разделе нас интересует именно этот аспект проблемы.

З.а. Социология, благодаря присущей ей (а также близ­кой к ней, скорее всего являющейся частью ее социальной психологии) ориентированности на анализ реальной жизни

 человека, тяготению к фактуальному исследованию явле­ний внесла неоценимый вклад в осмысление проблем лич­ности. Конечно, есть вопросы, на которые социология не смогла еще дать достаточно убедительного ответа. Но оче­видно, что именно социология на место общих нравоучи­тельных и умозрительных предположений о человеке, лич­ности, ее призвании, о смысле ее бытия и т.д. попыталась поставить исследование личности как реально действующе­го, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фокусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаи­мосвязей в обществе — все это серьезно продвинуло обще­ственное и гуманитарное знание.

3.6. Вместе с тем, есть проблемы, которые пока с трудом поддаются социологическому анализу. Это, может быть, почувствует и наш читатель. В своем стремлении заострить внимание преимущественно на устойчивых, типичных про­явлениях личности, социология нередко стандартизирует ее. Последняя превращается в некий безликий робот, име­ющий стандартный наббр характеристик, типичные реакции на типичные ситуации и условия. В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что в рам­ках социологии не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности кон­кретной личности. И это стало серьезным моментом, сдер­живающим развитие и не только социологического знания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36