Реферат: Курс социологии
4. Социальные общности
В
многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие
людей в социальные общности. Характерная особенность данных социальных
взаимодействий в том, что их предмет, т.е. ради чего это взоимодействие
возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как
правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и
обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические
признаки и т.д.
В
основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам,
которые дает солидарность, объединение усилий. Те индивиды, которые образуют
объединенные формы, общности, качественно повышают эффективность своих
индивидуальных действий, способность
147
циальных
общностей ни в коей мере не может ставить под сомнение необходимости самой по
себе координации усилий между индивидами, участия их в общностях. Человеческая
история давно подтвердила высокую значимость солидарных действий. И тот, кто
стремится вообще избежать участия в общности, чтобы не нести, как ему кажется,
лишних затрат, ответственности, будет отброшен чазад, касается ли это его
личной карьеры, личного благополучия или развития его национальной культуры и
т.д.
Но
раз общность — это великое достижение и приобретение человека, то следует
признать, что развитие общности во всех случаях может потребовать от людей
определенных действий, которые никак впрямую с личными интересами не связаны,
но укрепляют общность, повышают ее престиж, признание в обществе. К тому же для
эффективного функционирования общности может возникнуть потребность в
формировании органов управления сообщества, которые более эффективно
координируя усилия членов сообщества, в то же время потребуют определенных
затрат для своего содержания и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках общности
возникает целый круг намерений, идей, обязательств, ожиданий, которые впрямую с
его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые
обеспечивают более эффективное функционирование общности как ассоциации.
КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ 061ЦНОСТЕЙ
...Регулярно
в газетах публикуются статистические данные о том, что в нашей стране
насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школьников,
студентов и т.п. Нередко эти данные выдают за численность такой-то социальной
общности, профессиональной группы. Нестоитспешитьстакими утверждениями. Тот
факт, что в нашей стране насчитывается столько-то людей, обладающих схожими
признаками (например, учатся в вузах), социологу не дает оснований для
выделения той или
иной
социальной общности (группы) и определения ее численности.
Точнее
было бы говорить о том, что статистика определила некое, как отмечает
Я.Щепаньский (37, с.116), множество, т.е. выделила людей по такому-то общему
признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Другими
словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем
индивидов как бы изолированно друг от друга. На основе этого принципа рассмотрения
можно выделить различные социальные категории: профессиональные категории,
возрастные, половые, имущественные. Как правило, в цифрах статистических сводок
представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества. И
этими данными нельзя пренебрегать. Они важны для регулирования уровня жизни
различных социальных категорий населения, разработки серьезных государственных
решений о повышении зарплаты, стипендии и т.д.
Под
социальной общностью имеются в виду лишь группы людей, объединенных социальной
связью. Если же учесть, что существуют преимущественно два типа связи:
социальные
контакты и социальные взаимодействия, то можно выделить и два основных типа
социальных общно-стей.
Социальный
круг, т.е. люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение.
Можно говорить о круге соседей в поезде, круге знакомых, круге коллег.
Естественно, в зависимости от регулярности связей, от важности сферы, в
которой протекают контакты,они могут иметь больший или меньший (или чуть
заметный) солидарный импульс, элементы конформизма.
Общность,
в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными,
скоординированными системами действий) по поводу объединения, солидарности,
согласования совместных усилий, можно назвать социальной группой.
Современное
общество демонстрирует великое многообразие социальных групп. Это многообразие
прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения
140
которых
образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой общности:
профессиональные интересы, общая идеология, религия, этнические признаки? На
основании какого признака члены данной общности себя выделяют среди других,
разделяют на «своих» и «других»?
Социальные
группы различаются и по другим основаниям. Так, есть социальные группы, для которых
характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, контактов. Такие
взаимодействия, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа
партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Наличие прямого контакта
сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более
персонифицированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с общегрупповым
«МЫ».
Под
большими группами имеется в виду многотысячные группы людей, разбросанные на
обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосредственными
контактами и особое значение приобретают опосредованное солидарное
взаимодействие. Это прежде всего классовые, территориальные, национальные
общности.
Группы
могут быть формальными и неформальными. Особенно важно это разведение для малых
групп. Для больших групп, которые сами имеют сложную макроструктуру,
формализованные (под) группы (профсоюзы, партии) могут составлять своеобразный
костяк общности, но вся большая группа к этому костяку не может быть сведена.
Среди
социальных групп можно выделить целевые группы, т.е. группы преднамеренно
созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи,
цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада),
научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория),
политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и
т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, наличие
более или менее жесткой системы взаимных прав и обязательств участников
группы, контроля за выполнением этих обязательств, дифференциацию, разделение
функций, статусов и ролей участников общности, наличие лидера — руководителя,
инициатора и т.д. Все эти
ства
были христианами, вряд ли могут себя представить вне мусульманских ценностей,
норм шариата и т.д. Мусульманство стало основой их восприятия мира,
фундаментом культуры. Конкистадоры мечом и кровью утверждали католицизм в
Центральной и Южной Америке.
Причем, следует учесть, что даже в случае
порабощения умирающая культура способна оказать свое обратное влияние на
культуру поработителя. Эти влияния могут проявиться достаточно быстро, а могут
приобрести кумулятивный эффект, могут ограничиться сугубо внешними изменениями,
затронув лишь верхние слои общества, а могут распространиться на широкие
массы. И нередко народ, проигрывая в сугубо военно-техническом отношении,
оказывается победителем в социокультурном. Варвары поработили и разрушили Рим,
но оказались в «плену» римского права и политического опыта, что проявилось при
налаживании ими своей собственной политической организации общественной жизни.
Во
внутрикультурном взаимодействии подавление культуры прежде всего связано с
деятельностью тоталитарных режимов. В нашей стране в горниле гражданской
войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были
уничтожены целые пласты, культуры, поражавшей в начале XX века своим живым
многообразием. Все принудительно было сведено, как считалось, к субкультуре
городского пролетариата.
Сложившееся
на сегодня культурное поле человечества — результат функционирования культуры
как социального явления, взаимодействия тенденции социальной селекции,
социального иммунитета, сохранения своей самобытности, целостности, с одной
стороны, а с другой — развития культуры как за счет саморазвития, так и в ходе
заимствований, взаимовлияния. Все это породило многообразие культур, которое
само по себе является важным фактором жизни современного человека.
МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР
Когда
мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многобразие
конкретных вариантов культур. Человеку, наверное, проще было бы
взаимодействовать
200
с
другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна
культура. Скольких разногласий, конфликтов, казалось, нам удалось бы
преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и
т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире.
Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто
новое для себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам,
которые обнаруживаешь в нормах, традициях, способах деятельности, принятых у
представителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает к
изменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном в
культурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно.
Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это для социолога важное
основание для предупреждения: есть свидетельство неспособности данной системы
к развитию, налицо признаки застоя.
Чем
богаче многообразие культур, тем выше вероятность, что человеку удастся
подобрать нужный вариант ответа на вызовы истории. Богаче арсенал идей,
представлений, норм, способов деятельности, культурных предложений, которые
могут быть использованы. В этом отношени» внутреннее многообразие всегда
признак развитой адаптационной способности, способности к развитию той или
ино1 системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в цело!» или об
отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолю тизировать принцип
дифференциации, внутреннего много образия. Оно не должно зайти настолько
далеко, чтобь ставить под угрозу сохранение целостности системы.
Многообразие
культур мы рассмотрим в двух аспектах
—
многообразие культур в масштабах человечества сделав акцент на социокультурных
суперсистемах;
—
внутреннее многообразие культур отдельного обще ства, народа, уделив внимание
субкультурам.
Обнаружены
и любопытные национальные особенности городских субкультур. Они сказываются, в
частности,, на иерархии родственных и дружественных связей горожан.
Как мы говорили выше, при анализе ценностей
у американцев ценность дружбы гораздо слабее выражена, чем у наших соотечественников,
хотя они одинаково высоко оценили ценность хорошей семейной жизни. Здесь,
видимо, свою роль сыграло и повышенное внимание к неродственным связям в
советской культуре, ослабление крово-родственных связей в нашей стране и
большая подвижность, склонность к переездам в поисках интересной и хорошо
оплачиваемой работы в США (что у нас просто очень затруднительно). По подсчетам
американского социолога, средний американец в течение своей жизни меняет место
жительства в 14 раз чаще англичанина, в 6 раз чаще француза, в 5 раз чаще
японца.
Раздел
VI
ЛИЧНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Раздел
гуманитарной или социальной науки, изучающий личность, всегда вызывает
повышенный интерес и внимание. И это понятно. Ведь речь идет о каждом из нас.
Читатель, естественно, стремится получить сведения, которые помогут ему лучше
разобраться в себе, в других. Надеемся, что нам удастся как-то помочь ему в
этом, хотя это и непросто.
1
.а. Непросто потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое емкое,
многомерное, трудноуловимое (в то же время самое «затертое») понятие.
Кстати,
следует определиться с ним. Личность — это единичный человек как .система
устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах,
культуре, более широко — в социальной жизни. При таком подходе, на наш взгляд,
ничто человеческое (за исключением немногого, сугубо инстинктивного, чисто биологического)
в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его
личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые
значимы для социальной жизни. Индивид, соответственно, — это единичный человек
как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность — это характеристика уникальности,
неповторимости, присущей данной личности.
Следовательно,
для нас: а) личность — это любой человек (а не только яркий, исключительный),
рассмотренный в его социальности как ответственный и сознаттельный субъект
(деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой
личности, а не только наиболее талантливым людям.
Уложить
личность как целостную социальную Много-мерность в рамки логически строгих
научных конструкций
не
просто — «личность» постоянно сопротивляется, стремится выйти из этих рамок.
Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся. Даже
исследуя неповторимое, индивидуальное наука обязана выделить определенные
показатели, критерии, по которым можно и следует анализировать
индивидуальность. Научно^соц-иологический анализ личности, вследствие этого,
волей-неволей формализует столь подвижный объект изучения, пренебрегает
частностями, не отвлекается на «сиюминутное», хотя, может быть, и очень
привлекательное, яркое.
1.6.
Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих, определяющих
в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные:
философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая
в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем,
преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности — личность
как источник социальной жизни, как ее единствен^ ный реальный носитель и
деятель, как далее неразделимыи элемент социальной жизни, социальных
взаимодействий, институтов и т.д.
2.
Проблема «личность и общество» в самой социологии выступает в двух основных
относительно независимых, но
тесно
связанных ракурсах:
а)
Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как
социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями
единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или
они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.
Это
один из основных вопросов социологии как науки. И мы уже высказывались по этому
поводу, понимая общество как особым образом взаимосвязанных и организованных
людей. Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так
или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные
институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете
производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт
выражает личные инте
ресы
и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает определенную и довольно ощутимую
независимость, обладает собственной логикой развития, которая впрямую
несводима к логике элементарных связей между людьми.
Мы
выделяем как бы два «этажа» социальных процессов. Первый — глубинный,
проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти
глубинные процессы выходят на поверхность в периоды кардинальных структурных
социальных изменений, реформ, революций и т.д., когда сами люди стремятся
по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем,
чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации
социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных
форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека, ради самого
человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество,
идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав
человека, в жизни развитых демократий и т.д.
На
втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной
жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институтов,
общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид
застает как готовые устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не
в праве их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности,
исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую
(подавляюще большую) часть жизни человеческого общества.
б)
Второй ракурс проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с
другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость,
автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко
программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и
падения. В данном разделе нас интересует именно этот аспект проблемы.
З.а.
Социология, благодаря присущей ей (а также близкой к ней, скорее всего
являющейся частью ее социальной психологии) ориентированности на анализ
реальной жизни
человека,
тяготению к фактуальному исследованию явлений внесла неоценимый вклад в
осмысление проблем личности. Конечно, есть вопросы, на которые социология не
смогла еще дать достаточно убедительного ответа. Но очевидно, что именно
социология на место общих нравоучительных и умозрительных предположений о
человеке, личности, ее призвании, о смысле ее бытия и т.д. попыталась
поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего,
предпочитающего субъекта. При этом внимание фокусируется на устойчивых,
повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаимосвязей в
обществе — все это серьезно продвинуло общественное и гуманитарное знание.
3.6.
Вместе с тем, есть проблемы, которые пока с трудом поддаются социологическому
анализу. Это, может быть, почувствует и наш читатель. В своем стремлении
заострить внимание преимущественно на устойчивых, типичных проявлениях
личности, социология нередко стандартизирует ее. Последняя превращается в некий
безликий робот, имеющий стандартный наббр характеристик, типичные реакции на
типичные ситуации и условия. В последние годы все явственнее обнаруживает себя
то обстоятельство, что в рамках социологии не получили столь же убедительного
ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности конкретной личности.
И это стало серьезным моментом, сдерживающим развитие и не только социологического
знания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|
|