рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.

Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.

Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.

Возраст

Круг общения

Ведущая деятельность

Исходы личностного выбора

Младенчество до 1 Мать Эмоциональное общение Доверие/недоверие
Раннее детство 1-3 Родители Предметно-манипулятивная Автономия/зависимость, стыд, сомнение
Дошкольное детство 3-6 Семья, сверстники Сюжетно-ролевая игра Инициатива/чувство вины
Младший школьный 7-12 Школа и соседи Учебная Предприимчивость, умелость/неполноценность

Подростковый

11-15 (Эльконин)

12-20 (Эриксон)

Сверстники и учителя Интимно-личностное Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?

Старший школьный

15-16 (Эльконин)

Ранняя зрелость

20-26 (Эриксон)

Друзья, коллеги Учебно-профессиональная Интимность/изоляция

Зрелость (Эриксон)

26-60

Профессиональное окружение, семья - Генеративность/стагнация

Старость (Эриксон)

Больше 60

Близкие люди, все человечество - Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние

Часть III

1.     Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.

Образы: 

1)     перцептивные

2)     неперцептивные

-      постперцептивные (образы памяти)

-      образы воображения

По степени обобщиения:

1)     индивидуально-конкретный

2)     обобщенный (визуальное понятие)

Функции образа:

1)     Изображение

2)     Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)

3)     Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)

Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).

1.     мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)

2.     фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз)

3.     фантомный

4.     синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей

5.     образ собственного тела

6.     гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный

7.     галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия

8.     псевдогаллюцинация – субъективное осознание

9.     сновидения

10.    эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз)

Виды образов по Петухову:

1.     Перцептивная память:

-      послеобраз (сенсорный регистр)

-      эйдетический образ

-      гипнагогический

-      галлюцинации

2.     Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда)

3.     Обобщенные образы прошлого:

-      образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)

4.     Творческое воображение – процесс построения символов.

Построение образа:

1.     Структурализм – из элементарных ощущений

2.     Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.

Свойства образа (перцептивного):

1)     предметность – реальность

2)     объективированность – вынесенность вовне

3)     означенность – привязка к предмету с его св-вами

4)     константность – постоянство при изменении условий восприятия

5)     полимодальность

Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга.

Классификация видов чувствительности:

1.     Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей)

2.     Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)

3.     Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн):

-      сигнально-пусковая – анализаторы

-      контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)

4.     Генетический критерий + по степени объективности:

-      протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу.

-      эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению.

Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены.

5.     Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции:

-      внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела

-      на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой

-      на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром

-      контактные

-      дистантные

2.     Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

1.     Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие.

2.     Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.

3.     Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.

1.     Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа.

-      наличие универсального языка для описания всех психических процессов

-      отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных)

-      выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных

Теории восприятия:

1.     Классическая психология сознания (структурализм)

2.     Гештальттеория восприятия

3.     Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)

1)     Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).

Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).

Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

2)     Гештальттеория

Критика структурализма:

-      отвержение механизма ассоциаций как главного

-      отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.

Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.

3)     Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.

2.     Субъектно-ориентированные теории

1)     Теория б/с умозаключений Гельмгольца

2)     Теория перцептивных гипотез Грегори

3)     Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.

1)     Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:

-      нет опоры на сознательные знания

-      непреодолимость

-      следует из прошлого опыта (по аналогии)

-      влияние привычки, тренировки

2)  Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.

3)     Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

Процесс восприятия:

1.     Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.

2.     Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то

3.     Подтверждающая проверка

4.     Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

3.     Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности

1)     источник построения образ – контакт с объектом

2)     не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время

3)     восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами

Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер).

Отличие перцептивной системы от органов чувств:

-      активность

-      способнсоть к обучению и совершенствованию

-      специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов

Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.

Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.

Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.

Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона.

Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

1)     восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается

2)     как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией

Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие.

Конкретное – абстрактное

Глобальное - дифференцированное

Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий.

Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов).

Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке)

Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:

-      наглядно-действенное

-      наглядно-образное

-      символическое

1)     у взрослого сохраняются все три способа решения задач

2)     сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным

3)     у маленьких детей – внутренний план сознания

Идеи Поддъякова:

1.     Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе

2.     Ранняя стадия – наглядно-действенная

3.     В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14