Реферат: Общая психология
3 эпохи (раннее детство,
детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при
возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами
мотивац-й деят-ти.
Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.
Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка,
перестройка отношения к себе.
Возраст
|
Круг общения
|
Ведущая деятельность
|
Исходы личностного выбора
|
Младенчество до 1 |
Мать |
Эмоциональное общение |
Доверие/недоверие |
Раннее детство 1-3 |
Родители |
Предметно-манипулятивная |
Автономия/зависимость,
стыд, сомнение |
Дошкольное детство 3-6 |
Семья, сверстники |
Сюжетно-ролевая игра |
Инициатива/чувство вины |
Младший школьный 7-12 |
Школа и соседи |
Учебная |
Предприимчивость,
умелость/неполноценность |
Подростковый
11-15 (Эльконин)
12-20 (Эриксон)
|
Сверстники и учителя |
Интимно-личностное |
Формирование
идентичности/смешанная идентичность: Кто Я? |
Старший школьный
15-16 (Эльконин)
Ранняя зрелость
20-26 (Эриксон)
|
Друзья, коллеги |
Учебно-профессиональная |
Интимность/изоляция |
Зрелость (Эриксон)
26-60
|
Профессиональное
окружение, семья |
- |
Генеративность/стагнация |
Старость (Эриксон)
Больше 60
|
Близкие люди, все
человечество |
- |
Целостность, единство
Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние |
Часть III
1.
Виды образных явлений.
Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия.
Классификации ощущений и рецепторов.
Образы:
1)
перцептивные
2)
неперцептивные
-
постперцептивные (образы памяти)
-
образы воображения
По степени обобщиения:
1)
индивидуально-конкретный
2)
обобщенный (визуальное понятие)
Функции образа:
1)
Изображение
2)
Знак (произволен, не связан с
содержанием – нуждается в интерпретации)
3)
Символ (связан с содержанием –
понимание, всегда эмоционален)
Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие
квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).
1.
мысленный образ – смутное
воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти
и образ воображения)
2.
фосфены – при наличии внешнего
воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз)
3.
фантомный
4.
синестезии – сопровождение
восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей
5.
образ собственного тела
6.
гипнагогический – при засыпании или
пробуждении, воспринимается как реальный
7.
галлюцинации – уверенность в их
реальности, нет сенсорного воздействия
8.
псевдогаллюцинация – субъективное
осознание
9.
сновидения
10.
эйдетический – неперцептивный образ
перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка.
Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка:
уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере
удаления экрана от глаз)
Виды образов по
Петухову:
1.
Перцептивная память:
-
послеобраз (сенсорный регистр)
-
эйдетический образ
-
гипнагогический
-
галлюцинации
2.
Перцептивное воображение:
воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда)
3.
Обобщенные образы прошлого:
-
образ-представление – имеет х-р
схемы (визуальное понятие Арнхейм)
4.
Творческое воображение – процесс
построения символов.
Построение образа:
1.
Структурализм – из элементарных
ощущений
2.
Гештальтпсихология – восприятие как
целостный интеллектуальный процесс.
Свойства образа
(перцептивного):
1)
предметность – реальность
2)
объективированность – вынесенность
вовне
3)
означенность – привязка к предмету
с его св-вами
4)
константность – постоянство при
изменении условий восприятия
5)
полимодальность
Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах
чувств и соотв отделах мозга.
Классификация видов
чувствительности:
1.
Модальность – отражение нашей
способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей)
2.
Структурный критерий (Вундт): по
виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо,
хемо, термо, фото)
3.
Функциональный критерий: функции
чувств-ти в построении движения (Бернштейн):
-
сигнально-пусковая – анализаторы
-
контрольно-коррекционная –
сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)
4.
Генетический критерий + по степени
объективности:
-
протопатическая (+- реакция – проба
Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу.
-
эпикритическая – более объективное
восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению.
Синестезии – опыт Леонтьева
(различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены.
5.
Шеррингтон – расположение органов
чувств в организме + по возникновению в эволюции:
-
внутри тела – проприоцепция:
внутренняя координация частей тела, схема тела
-
на внутренней поверхности –
интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой
-
на внешней поверхности –
экстероцепция: связь с внешним миром
-
контактные
-
дистантные
2.
Основные подходы к изучению
восприятия. Теории восприятия.
Подход предшествует
тоерии. 3 подхода к изучению познания:
1.
Объектный: каков объект, таков и
его образ. Главный процесс – восприятие.
2.
Субъектный – построение образа
зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать,
принимать решение – мышление.
3.
Взаимодействие – ориентация на
субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.
1.
Объектно-ориентированный
подход: особенности предмета определяют особенности образа.
-
наличие универсального языка для
описания всех психических процессов
-
отношение к активности субъекта:
отвержение или ограничение (выделение первичных данных)
-
выделение элементарных психических
процессов, сведение сложных к сумме элементарных
Теории восприятия:
1.
Классическая психология сознания
(структурализм)
2.
Гештальттеория восприятия
3.
Перцептивная психофизика (ранний
Гибсон)
1)
Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения).
Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как
отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность,
длительность).
Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше
восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики
рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные
ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и
восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в
образы (ассоциации).
Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного
соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П
(переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета):
ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция:
специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность
субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.
Процесс восприятия:
наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно
для моделирования восприятия с помощью машин).
2)
Гештальттеория
Критика структурализма:
-
отвержение механизма ассоциаций как
главного
-
отвержение прошлого опыта
Предмет полностью
определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение
целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру,
хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг –
наиболее равновесная.
Келер: принцип изоморфизма
– в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает
объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.
3)
Перцептивная психофизика
Стимул полностью определяет
образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации
стимула.
2.
Субъектно-ориентированные
теории
1)
Теория б/с умозаключений
Гельмгольца
2)
Теория перцептивных гипотез Грегори
3)
Теория восприятия как процесса
категоризации Брунера
Субъект сам строит свой
перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.
1)
Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе
стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:
-
нет опоры на сознательные знания
-
непреодолимость
-
следует из прошлого опыта (по
аналогии)
-
влияние привычки, тренировки
2) Грегори: при
встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа –
объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым
опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.
3)
Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил
объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом
опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории
(операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по
их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха).
Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия:
соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
Процесс восприятия:
1.
Предъявление объекта на очень
короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная
готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность
категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.
2.
Поиск признаков. Если они
подтверждают категорию,то
3.
Подтверждающая проверка
4.
Принятие окончательного решения.
Закрытость к дополнительным признакам.
Возможен
перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная
адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий
субъекта.
3.
Ориентация на
взаимодействие: познание как понимание реальности
1)
источник построения образ – контакт
с объектом
2)
не придается занчения прошлому опыту
– только настоящее время
3)
восприятие и мышление становятся
самостоятельными процессами
Экологическая теория
Гибсона:
Мир – это экологическая
ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не
двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего
интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать
инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое
для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности.
Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо –
активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно
рецепторов (ср. Мюллер).
Отличие перцептивной
системы от органов чувств:
-
активность
-
способнсоть к обучению и
совершенствованию
-
специфика определяется не
рецепторами, а качествами окружающих предметов
Реальное пространство – это
земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у
нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей –
компановка. Они встроены др в др.
Главная единица времени –
событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует
памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний
в реальный временной процесс.
Мир объят светом. Источник
восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой
строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность –
текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.
3. Проблема врожденного
и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.
Константность (вопрос 7)
+ перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного
научения Гибсона.
Гибсон: 2 теории
перцептивного научения:
1)
восприятие как процесс добавления:
соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается
2)
как процесс различение: усиление
соответствия между восприятием и стимуляцией
Эксперимент с различением
спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С
научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной
чувств-ти.
Основные формы презентации
мира: действие, образ, знак.
Ребенок имеет дело в
основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от
конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм
перехода – действие.
Конкретное – абстрактное
Глобальное -
дифференцированное
Внешнее – сущностное
Аффект делит гомогенный мир
(поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции
с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий.
Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся
моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма
р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для
взрослого – неподвижность объектов).
Диффузность и глобальность
восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на
рисунке)
Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм
мышления:
-
наглядно-действенное
-
наглядно-образное
-
символическое
1)
у взрослого сохраняются все три
способа решения задач
2)
сущ тип задач, где лучше
пользоваться наглядно-действенным
3)
у маленьких детей – внутренний план
сознания
Идеи Поддъякова:
1.
Генетическая смена 3-х форм
мышления в онтогенезе
2.
Ранняя стадия –
наглядно-действенная
3.
В процессе взаимодействия с
предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение
константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного
(абстрагирование путем действия).
Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие.
Невозможность выделить первичность действия и образа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|