Реферат: Общая психология
Реферат: Общая психология
1.
Психология как наука.
Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.
1)
Психология развивалась в недрах
философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) –
аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и
гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную
(номотетическую) и описательную (идиографическую) психологии. Если невозможно
объяснить явление, надо его описать.
2)
Человек в психологии одновременно
является и познающим субъектом и познаваемым объектом, который обладает
внутренней активностью. Следствия:
-
психологический факт зависит от его
интерпретации исследователем
-
он зависит от его понимания
испытуемым
Процессы
|
Обыденное знание
|
Научное знание
|
Получение знаний
|
В
конкретной ситуации |
Экспериментальная
ситуация |
|
Стихийность,
случайность |
Регулярность |
|
Интуитивность |
Понятийность
(обобщение) |
|
Непосредственность |
Опосредованность |
|
|
|
Сохранение знания
|
Ситуативно-контекстное
утверждение |
Проверяемая
гипотеза |
|
Эмпирический
критерий достоверности (от частного к общему) |
Логический
критерий (от общего к частному) |
|
|
|
Воспроизводство знания
|
Нет
полного учета условий – нет накопления |
Накопление |
Оценка
|
В
связи с соц.заказом |
Нет |
Формы
сотрудничества:
А)
Научный и житейский психолог совпадают в одном лице
Б)
Житейское знание – основа для научных понятий и методов
В)Научное
знание становится средством для понимания людьми своих житейских проблем.
Отрасли
(3 группы критериев):
1.
Содержание выполняемой деят-ти
-
психология труда
-
педагогическая
-
спортивная
-
космическая
-
судебная
2.
Субъект выполняемой деят-ти
-
детская
-
этнопсихология
-
социальная
-
пато
-
зоо
3.
Конкретно-научная или практическая
проблема
-
психофизиология
-
нейропсихология
-
психосоматика
-
психогенетика
4.
Особые
-
зоо
-
клиническая
-
судебная
Антитезы:
общая – дифференциальная; общая – отраслевая.
Разделы
психологии:
-
общая
-
зоо (сравнительная)
-
психофизиология
-
нейропсихология
-
патопсихология
-
детская
-
индивидуальных различий
(дифференциальная)
-
этно
-
социальная
-
психолингвистика
-
творчества
2.
Специфика психического отражения:
определение психики и сознания. Основные классы психических явлений.
Наука
о психике. Свойства психики:
1)
субъективное отражение реальности
(психические процессы – восприятие, память)
2)
зачем отражать? Для регуляции
собственного поведения.
Психика – это отражение
окружающего мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для
управления своим поведением.
Сознание
– высшая форма психики:
1)
это способность отражать не только
мир, но и себя в нем.
2)
это форма регуляции совместной
деят-ти людей.
Сознание
есть представление суб о мире и своем месте в нем, связанное со способностью
дать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной организации
совместной деят-ти людей.
Отражение
– феномен взаимодействия, тотальное свойство. Психика – частный случай
отражения.
Отражение
– изменение собственных свойств в результате взаимодействия. Активность
отражения + связь с деятельностью в мире.
Психика
возникает, когда существо начинает менять свое поведение под влиянием
биологически нейтрального раздражителя.
Живые
существа – энергетически открытие системы, непрерывно взаимодействуют со
средой. Это зависимые системы. Появляется активность с целью выживания.
Активность побуждается потребностями. Главная цель ориентировки: разделение
свойств среды на +-N. Сначала воспринимаются только биотические факторы.
Психика
– возможность регуляции поведения с опорой на абиотические факторы среды.
Сознание
– совместное знание через посредство материального мира. Передача
социально-психического опыта индивидууму посредством элементов культуры.
Психические
процессы:
Специфически познавательные
|
Универсальные
|
Ощущение
– отражение отдельного свойства реальности |
Память
– любая форма фиксации прошлого опыта (мнемофункция предшествует появлению
нс) |
Восприятие
– отражение предмета в форме целостного образа (перцепция) |
Внимание
– возможность получения актуального опыта. |
Мышление
– выходит за пределы органов чувств. Это обобщенное и опосредованное познание
существенных свойств и отношений реальности. Единица – понятие. |
Воображение
– прогнозирование, связь с будущим опытом. |
3.
Методы психологических исследований:
Субъективные |
Объективные |
Интроспекция |
Наблюдение |
Эксперимент |
|
1.
Лабораторное |
1.
Лабораторный |
|
2.
Естественное – кратковременное и лонгитюдное |
2.
Естественный |
|
3.
Включенное |
|
|
|
|
|
Анализ жизнедеятельности |
|
Контент-анализ |
|
Проективные методы |
|
Методы объективации первичных данных (КГР) |
|
Беседа – свободная и сценарная |
|
Тесты |
Лабораторный
эксперимент:
1.
Метод структурного анализа
психологических процессов – процесс решения предложенной задачи. Приемы –
прямые и косвенные.
Прямые – изменение структуры задачи. Оно вызывает
изменение объективного протекание психологического процесса.
Косвенные – регистрация физиологических процессов.
2.
Экспериментально-генетический метод
(детская психология):
-
генетические срезы,
-
формирование психических процессов
3.
Метод синдромного анализа –
нейропсихология.
4.
Развитие предмета психологии
(см. Умрихин)
5.
Сознание как предмет
психологии. Основные метафоры и свойства сознания.
1879
г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая
психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии
– сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только
в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный.
Сложные
психические процессы изучает психология народов.
4
основные цели:
1.
Описание свойств сознания
2.
Выделение элементов сознания
(атомов) – ощущения, представления и чувствования
3.
Обнаружить отношения между ними
4.
Сформулировать общие законы
душевной жизни
Свойства
сознания:
1)
ритмичность (связанность,
группировка впечатлений) – сознание есть структура
2)
неоднородно – центр и периферия
(зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого. Ср. Гербарт, но б/с
исключено!)
3)
имеет объем – количество простых
впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое
(16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение
области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый
в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить –
апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.
Метафоры:
фокус сознания, поле внимания, волна внимания, уровни внимания.
Элементы
сознания:
Объективные
|
Субъективные
|
Ощущения
– модальность, интенсивность, протяженность.
Титченер:
свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.
|
Чувствования
– эмоциональные переживания: |
Представления
– связь ощущений |
Удовольствие – неудовольствие |
|
Напряженность – разрядка |
|
Возбуждение - успокоение |
Отношения
между элементами:
1)
перцепция (пассивно)
-
ассоциации
-
по сходству
-
по контрасту
-
по временной и пространственной
смежности
-
причинно-следственные
-
слияние
-
ассимиляция
-
диссимиляция
-
компликация (склеивание)
2) апперцепция (активно)
Общие
законы душевной жизни:
А.
Закон психических отношений: все элементы сознания связаны
Б.
Закон контраста – воспринимаются более отчетливо
В.
Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым
Г.
Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.
Особенности
психологии Вундта и Титченера:
1.
Структурность
2.
Атомизм
3.
Ассоцианизм
4.
Эмпиризм
5.
Специфика предмета – не изучается
то, что недоступно интроспекции.
Сознание
как процесс – Джеймс (поток сознания)
Особенности
потока сознания:
1)
Индивидуален
2)
Непрерывен (неделим на элементы)
3)
Избирателен, направлен (наличие
наиболее значимого впечатления)
4)
Неповторим
Внимание
непроизвольно.
6.
Метод самонаблюдения: его
разновидности, возможности и ограничения.
Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем.
Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи
между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт
должен быть непосредственным.
2
вида: систематическая и аналитическая.
Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии
ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой,
несовпадение действий и результатов.
Интроспекция
– особый анализ данных рефлексии, научный метод.
«Преимущества»
метода:
1.
Возможность удвоения сознания -
Локк (но только для простых автоматических действий – дробная
интроспекция)
2.
В сознании непосредственно
отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех)
3.
Интроспекция поставляет психические
факты без искажений (искажения неизбежны)
Поздняя
античность III-V вв н.э. – неоплатонизм.
Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно
порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души
– от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания
направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души.
Картезианско-локковская
концепция сознания: сознание есть
восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается
путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание
состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых,
образуются путем ассоциаций).
Локк – 2 вида опыта: 1. Внешний – связан с ощущениями от
предметов
3.
Внутренний – рефлексия: наблюдение
за деятельностью нашего ума.
Ограничения
метода интроспекции:
1.
По объекту: метод позволяет изучать
только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить
себя на место другого – эмпатия.
2.
Ошибка интроспекции: испытуемый
может искажать данные, он привносит что-то свое. Но Вундт считал, что можно
научить простой регистрации фактов.
3.
Необъективность.
4.
Практическая неприменимость (горы
фактов+противоречия в результатах)
5.
Атомизм – но мелодия неразложима на
отдельные ощущения
6.
Игнорирование безобразных явлений
сознания и б/с
Современное понимание: это
психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а
объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии.
|
Метод
интроспекции
|
Использование
данных самонаблюдения
|
Что
и как наблюдается |
Рефлексия
или наблюдение за деятельностью своего ума |
Непосредственное
постижение фактов сознания (моноспекция) |
Использование |
Основной
способ получения научных знаний |
Сырой
материал для дальнейшего анализа |
Сбор
сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной обработки,
а не непосредственное усмотрение законов психической жизни методом
интроспекции!
Проблемы
самоотчета:
1)
проблема вербализации – связь с
мышлением, понятиями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|