Реферат: Общая психология
1.
Стадия элементарной
сенсорной психики
Отражение
отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями.
Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых
возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную
основу, но достраивается при жизни – это некая предрасположенность, которая
дооопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтессенция видового
опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это
адаптивное, целенаправленное поведение. В этологии – облигатное научение.
Генетически
передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание инстинкта
меняется.
Эксперимент
с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет операций. Но:
обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной ситуации. Возможен
переход на более низкую модель отражения.
1)
низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит
вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная форма
между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис, термотаксис,
тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в потоке воды). Нет
активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие
адаптивные возможности – сторожевая функция психики. Низшая форма
научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо
отличать от утомления (у растений). Для проверки – изменить х-р раздражителя.
Слитность чуствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.
2)
высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски
(улитки). Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная
система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс: координация
работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции. Развитое таксисное
поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм – особенность
растения менять положение по отн к биотическим факторам
Таксис –
направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики.
Активный поиск положительных раздражителей. Точная
локализация объекта в пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и
абиот факторам, но медленно формируются и быстро разрушаются). У червей –
ассоциативное научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько
дней.
Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная
деятельность.
2.
Перцептивная стадия
1)
низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски.
Сложная мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств.
Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления
манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами).
Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское
поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально выученным
ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное
любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение –
пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное (видовое) и
факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного. Подражание без
научения – аллеломиметическое поведение. Выработка ассоциативных связей (краб).
2)
высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по
Фабри). Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск
обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос
навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к подражанию и
специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в скиннеровской камере).
Различение геометрических форм, но трудность переделки навыков, не решают
задачу на экстраполяцию. Птицы: игра, сложное исследовательское поведение.
Млекопитающие –
иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к увеличению детства.
Навык – это
форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция –
составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции – могут возникать
только на перцептивной стадии, т.к. необходимо различать предметы (цель и
условия).
3.
Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)
1)
наличие орудийного и двухфазного
поведения
2)
инсайт – проигрывание ситуации в
воображении
Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в
отличие от навыка). 2 фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от
приманки. Затем к приманке.
Функциональное использование орудий, наличие
ситуативных, функциональных понятий (представление о достижении результата).
Интеллект животных всегда связан с конкретной ситуацией.
Но: неспособность к созданию орудий с помощью других
орудий и их хранению.
Длительный период
детства, стадия социализации.
Критерии интеллектуального поведения по Фабри:
1.
развитая манипулятивная активность
– высшая орудийная деят-ть.
2.
легкость переноса решения в
несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте)
3.
развитое наглядно-действенное
мышление, т.е. переход от наблюдаемых к скрытым св-вам предметов
4.
способность усматривать
пространственно-временные связи (но не причинно-следственные), изменения в
ситуации, удержание внимания
5.
способность к научению – улучшение
разультата.
16.
Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о
возникновении сознания.
Эволюция
животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям –
пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.
Наследственные приспособления |
Ненаследственные |
Изменение
строения |
Изменение
поведения (рефлексы и инстинкты) |
Функциональные
изменения строения |
Изменения
поведения животных разумного типа |
|
|
|
|
Качественное
отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся
условиям, труд есть преобразование природы. Труд: изготовление и
употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)
Особенности трудовой деят-ти
|
Филогенетические предпосылки
|
Природные ограничения
|
Совместная,
орудийная |
Групповое
поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное
использование орудий |
Эти
предпосылки не взаимосвязаны.
Наследственные
программы поведения, ритуалы
|
Возникновение
действий и необходимость сознания |
Учет
пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в
поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена) |
Нет
учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций |
Наличие
культуры (материальная + знаковая речь) |
Изготовление
орудий животными, сигнальный язык |
Нет
изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность
языка биологическими потребностями |
У
животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и
связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия.
Культура – преобразованная
и сохраненная природа.
Знак
дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение
мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения
сознательного опыта.
У
животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет.
Особенности
языка животных:
-
отсутствие семантической функции
-
генетическая фиксированность
(закрытая система)
Особенности
психической деятельности животных:
-
вся активность определяется
биологическими мотивами
-
вся деятельность ограничена рамками
наглядных конкретных ситуаций (нет планирования)
-
основой поведения являются
наследственные, видовые программы
-
отсутствует закрепление, накопление
и передача опыта поколений в материальной форме
Гипотеза
о происхождении сознания (Леонтьев):
Сознание – отражение предметной действительности, в котором
выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных
отношений к ней субъекта.
Биологические
предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.
1.
Труд – процесс воздействия на
природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда –
разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) –
направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для
индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива
(биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для
индивида). Предпосылки:
1)
совместный характер деят-ти высших
животных
2)
выделение 2-х фаз в деят-ти
животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во
времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями
Действие
– это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла
действия!!
Смысл
действия – это понимание отношения
мотива к цели.
Связь
мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные
связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой
деят-ти.
Необходимо,
чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и
совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.
Деятельность
людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от
самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).
2.
Изготовление и употребление
орудий возможно только в связи с
сознанием цели трудового действия.
1)
Орудие труда объективно отражает
свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной
и разумной абстракции.
2)
Орудие есть общественный предмет –
имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и
общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет
надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама
орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.
Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления
становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней,
умственной.
3.
Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение
потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую
функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других
(общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к
звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения
действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем –
абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования
значения в качестве мысли (идеально).
Со-знание – совместное знание.
Основные
образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.
Выводы:
1)
возникновение сознания возможно
лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его
трудовыми связями с другими людьми
2)
сознание возможно лишь в условиях активного
воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий)
3)
сознание возможно лишь в условиях
существования языка
4)
индивидуальное сознание возможно
лишь в условиях существования сознания общественного.
17.
Основные образующие сознания.
Основные образующие человеческого
сознания: смыслы и языковые значения.
Леонтьев:
индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного
отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех
отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития
общества.
1)
Первоначальное сознание сущ лишь в
форме психического образа – деятельность остается практической, внешней.
2)
Позднее предметом сознания стан и
деят-ть: осознаются действия других и себя, они коммуницируются (жестами или
звуковой речью) – предпосылка порождения внутренних действий и операций.
3)
Разрушение первоначальной слитности
сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов.
Психический
образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он вычерпывается из
нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета – он должен выступить
как познаваемый субъектом, т.е. идеально. Трансформация эта происходит
посредством функционирования языка. Язык несет в своих значениях (понятиях) то
или другое предметное содержание, но освобожденное от своей вещественности.
Многомерность
сознания:
1.
Чувственная ткань – конкретные образы реальности. Они придают реальность
сознательной картине мира, благодаря чувсвенному содержанию сознания мир
выступает для суб как существующий не в сознании, а вне его сознания. Субъект
способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее
феноменальное поле. Чувственная ткань образа мб представлена в сознании двояко:
либо как то, в чем существует для сб предметное содержание, либо сама по себе
(инвертирующие очки). Сразу после надевания очков – лишь чувственная ткань,
лишенная предметного содержания. Перцептивная адаптация – процесс
восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной
чувственной ткани. Характерно только для человека – у обезьян не происходит.
Глубокая природа чувственных образов состоит в их предметности,
в том, что они порождаются в процессах деят-ти, практически связывающей ыи с
внешним предметным миром.
2.
У человека образы приобретают свою
означенность. За языковыми значениями скрываются общественно
выработанные способы (операции) действия, в процессе кот люди изменяют и
познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и
свернутая в материи языка идеальная форма сущ-я предметного мира, его свойств,
связей и отношений.
Сознание обязано своим возникновением происходящему в
труде выделению действий, познавательные рез-ты которых абстрагируются и
идеализируются в форме языковых значений. Коммуницируясь, они становятся
достоянием сознания индивидов. Остаются общими для всех пока сохраняется
общность мотивов. Затем – раздвоение значений в сознании индивидов (с
разделением труда и т.д.).
Необходимо различать сознаваемое объективное значение и
его значение для субъекта (т.е. личностный смысл). Значения субъективируются,
но при этом не утрачивают своей объективности. Возвращение значений к
чувственной предметности мира + приобретение ими пристрастности.
3.
Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания.
Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих
себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла. Значения вообще не
существуют иначе, как реализуя те или иные смыслы.
Несовпадение
личностных смыслов со занчениями – драматизм внутренней работы сознания.
Внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле событий.
Сознание человека не аддитивно. Деятельность человека
составляет субстанцию его сознания.
19.
Понятие высших психических функций: их строение и развитие.
Передача опыта:
Животное
|
Человек
|
Генетически |
Генетически |
Морфологически (видовой опыт) |
Морфологически |
Инстинкты |
Инстинкты (плач, моргание) |
Прижизненный
опыт |
Прижизненный
опыт |
Облигатное научение (видовой опыт) |
Облигатное
есть, но различие в фиксации опыта: |
Факультативное (видотипично, но более гибко) |
|
Фиксация
опыта:
У
жив-ных - непосредственное участие в поведении.
У
человека – опосредованное (знаки, орудия, утилитарные предметы, искусство,
мораль, знания)
2
этажа психики:
1)
натуральные психические функции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|