Реферат: Общая психология
4.
Формальные операции
Полная обратимость
мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями.
Размышление над операциями. Комбинаторика.
16.
Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.
Сохранение
прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе.
Мнемофункция – генетически первичная форма психики.
Виды
памяти:
1.
Классическое деление (уровни,
стадии развития) Жане:
-
моторная (привычка Уотсон)
-
аффективная (Рибо)
-
образная (Аристотель)
-
логическая (память-рассказ Жане)
В
такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных,
моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.
Но:
моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для
р-ка думать есть вспоминать).
Исследования
патологии памяти:
-
утрата впечатлений в обратном
порядке по отн к запоминанию (Рибо)
-
аффективные исчезают медленнее, чем
интеллектуальные (эксп-т Корсакова)
-
дольше всего сохр автоматизмы и
навыки
Корсаков:
забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен
развитию).
Фрейд:
мотивированное неосознаваемое забывание
2.
Бергсон: привычка и воображение.
Различаются по мех-му запоминания (повторение через
упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не
связана со временем, а память-образ – автобиографична.
3.
Жане: реминисценция и рассказ.
Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается!) Память начинается с
перессказа другому.
Реминисценция
|
Рассказ
|
Длительность |
Краткость |
Несоотв-е
новым обст-вам |
Приспособление
к обст-вам |
Неизменность |
Возможность
изменений |
Несоциальное
поведение |
Социальное |
Бесполезность |
Полезность |
Полное
восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в |
Неполное
восстановление |
4.
Когнитивная псих-я: по способу
хранения инфо – регистры:
-
сенсорный (иконическая и
эхоическая)
-
кратковременная
-
долговременная
Акт
памяти – 3 фазы (Флорес):
1)
фаза запоминания
-
способ запечатления
-
х-р материала
2)
фаза сохранения
-
активный х-р
-
непрерывный
-
с разной скоростью в разных
системах
3)
фаза реактивации усвоенного,
воспроизведение
-
активное
-
непроизвольное (ассоциации)
-
узнавание
3
категории мнемических процессов:
-
процесс воспоминания
(воспроизведение, сообщение о событиях)
-
узнавание (идентификация объекта)
-
повторное заучивание
Факторы
забывания:
1.
стирание временем
2.
интерференция
3.
мотивационное забывание –
вытеснение
4.
в связи с завершением действия –
Левин
19.
Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.
Ассоцианизм – Эббингауз
Общий
закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов
(по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память -
образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную
память (независимую от смыслов!) – бессмысленные слоги.
Особенности:
-
изучение общей мнемической
способности
-
произвольное запоминание
-
непосредственное
-
нет учета активности субъекта
-
вне взаимосвязи с мотивацей,
интересом, деятельностью
Память
зависит от 2 факторов:
1)
временной режим
2)
от материала
Рез-ты
эксп-тов Эббингауза:
-
значение повторений
-
значение абсолютного места членов
ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения:
прогрессивного и регрессивного.
-
кривая забывания: с отрицательным
ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато).
Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не
наблюдается изменений в сохранении заученного.
-
значение принадлежности к одному
целому + осмысленность (стихи)
-
степень однородности материала: фон
Росторф (цифры и слоги)
-
распределение повторений: 30
повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае.
Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются
старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая,
при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис:
оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)
-
внимание и интерес (странно
звучащие слоги)
-
сон останавливает резкое забывание
(нет интерференции)
-
слишком сильная мотивация –
ухудшение памяти
Исчезание
ассоциации:
1)
сначала неточность возрастает,
затем неизменна (отнесение к категории)
2)
ослабление ассоц связи (меньше в
осмысленных вещах – стихи)
Интерференция:
ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция –
улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда).
Методы
исследования:
1.
Метод заучивания Э. – чередование
предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения
(бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость
заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания.
2.
Метод антиципации Э.: ряды
материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число
ошибок)
3.
Метод парных ассоциаций
4.
Метод узнавания Э.: расположение
заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых
стимулов и чем больше степень сходства
5.
Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может
говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы
выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между
числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное
сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.
Бартлетт:
описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное
изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс.
Влияние личностных установок.
-
общее упрощение рассказа. Наиболее
неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали
-
нормализация алогичных деталей.
20.
Когнитивная психология памяти
Центральное
понятие – переработка инфо
1)
поэтапность переработки
2)
ограниченная емкость всех систем
3)
последовательное преобразование
инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных
системах памяти
Основные
когнитивные процессы:
1.
Кодирование – введение в систему
-
зрительное
-
слуховое
-
артикуляционное
-
семантическое
2.
Хранение
Емкость: пространственная и временная
3.
Извлечение
3
осн. регистра памяти:
1)
сенсорный регистр –
непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек
2)
кратковременная – удерживает
селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед.
3)
долговременная – неограниченная
емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.
1.
Сенсорный регистр
Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4
с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для
селекции).
Эксп-т
Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем
(частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной
задержкой – распад образа.
Извлечение: параллельное считывание.
Эффект
приставки: ухудшает припоминание.
Эффект
модальности: лучше запоминается слышимая инфо.
2.
Кратковременная
В
процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую
форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо
в словесной, акустической форме.
Структурирование
инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов.
Познер:
ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше
– зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала
до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает
хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в
промежутке не стирало иконический след буквы).
Повторение:
-
обеспечивает удержание материала в
КП
-
способствует его переводу в ДП
1954
Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке –
обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения).
Забывание:
-
интерференция – введение новых
единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой.
-
стирание во времени
Оба
взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем
сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и
интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но:
память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.
Стернберг:
наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо:
параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре
параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если
зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%, в конце 100%.
Эббингауз
– эффект края.
Вопрос
о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):
Эксп-т
Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание
синонимов – семант.кодир-е.
Эксп-т
Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.
Модель
Аткинсона: 2 части КП
1)
буфер повторения – нет семант кодир
2)
рабочее пространство КП – смысловое
структурирование (программируется ДП)
3.
Долговременная
Тульвинг:
1)
семантическая память
-
сетевые модели
-
теоретико-множественные
-
основанные на семантическом
признаке
2)
эпизодическая (кодирование
контекстом, местом и временем)
1.
Сетевые модели: сети понятий, связь
– ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица
и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса.
2.
Каждый элемент входит в различные
категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно
попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца).
3.
Понятия как набор признаков:
существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих
признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна.
Извлечение:
отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением.
Браун,
Мак-Нейл – верчение на языке.
17.
Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного
навыка. Зависит от времени:
1.
Научение – число повторений +
оптимальное расстояние между пробами
2.
Период без практики
3.
Период возобновления навыка –
критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали
целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного
функционирования частей. Память как ассоциация частей.
Моторный
навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.
Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как
решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей
навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см
вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий,
а решение задачи.
Ассоцианизм (см. 19)
Когнитивная (см 20)
Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью –
мотивация.
Зейгарник: стр-ра деят-ти –
удовлетворение квазипотребности
-
изучение непроизвольного
запоминания
-
прерывание при приближении к цели
Биренбаум: память зависит от
предъявления задачи
-
подписи (забывание связано с
разрушением целевой ср-ры действия)
-
содержательное внутреннее замещение
(нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство)
-
косвенное замещение (помнить о
намерении)
Деятельностный подход:
Зинченко – завис-ть непроизвольного
запоминания от места в стр-ре деят-ти.
Эксп-т: карточки с
картинками и номерами.
Дети и взрослые –
арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий.
Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия –
действия).
18.
Развитие памяти.
Натуральная
память (прапамять):
1.
Это память-восприятие
(эйдетическая)
2.
Связана с движением: четкая
последоват-ть операций
3.
Связь с аффектом – не смысловая
Переход
к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение
общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет
не зависят др от др.
Социальное
развитие памяти:
Выготский:
соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и
примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т.е опираться на
прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса:
1)
изменение внутр стр-ры, мех-ма
памяти – опосредств
2)
изменяется функциональный состав
операций памяти
3)
изменение межфункциональных
отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих
развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка
вспоминать=мыслить.
Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в
запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование
ср-в памяти:
1)
развитие внешних форм запоминания –
письменности
2)
редукция внешней формы и создание
знаковых систем (развитие логической памяти)
Опыт
Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития
запоминания).
Первоначально
основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение:
1.
постепенное продвижение от
воспроизведения к запоминанию
2.
от исключительно совместной деят-ти
к ф-ии саморегуляции
3.
ситуативное освобождение памяти от
случайных событий
4.
иррадиация процессов запоминания на
процессы забывания.
Разделение
памяти:
1.
непосредственная (непроизвольная)
-
мотивац значимость
-
экстремальность
-
новизна
2.
опосредованная (произвольная)
-
сознательное намерение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|