рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

4.     Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.

16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.

Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.

Виды памяти:

1.     Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:

-      моторная (привычка Уотсон)

-      аффективная (Рибо)

-      образная (Аристотель)

-      логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.

Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).

Исследования патологии памяти:

-      утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)

-      аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)

-      дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию).

Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

2.     Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична.

3.     Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.

Реминисценция

Рассказ

Длительность Краткость
Несоотв-е новым обст-вам Приспособление к обст-вам
Неизменность Возможность изменений
Несоциальное поведение Социальное
Бесполезность Полезность
Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в Неполное восстановление

4.     Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:

-      сенсорный (иконическая и эхоическая)

-      кратковременная

-      долговременная

Акт памяти – 3 фазы (Флорес):

1)     фаза запоминания

-      способ запечатления

-      х-р материала

2)     фаза сохранения

-      активный х-р

-      непрерывный

-      с разной скоростью в разных системах

3)     фаза реактивации усвоенного, воспроизведение

-      активное

-      непроизвольное (ассоциации)

-      узнавание

3 категории мнемических процессов:

-      процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)

-      узнавание (идентификация объекта)

-      повторное заучивание

Факторы забывания:

1.     стирание временем

2.     интерференция

3.     мотивационное забывание – вытеснение

4.     в связи с завершением действия – Левин

19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.

Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные слоги.

Особенности:

-      изучение общей мнемической способности

-      произвольное запоминание

-      непосредственное

-      нет учета активности субъекта

-      вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью

Память зависит от 2 факторов:

1)     временной режим

2)     от материала

Рез-ты эксп-тов Эббингауза:

-      значение повторений

-      значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного.

-      кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного.

-      значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи)

-      степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги)

-      распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)

-      внимание и интерес (странно звучащие слоги)

-      сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)

-      слишком сильная мотивация – ухудшение памяти

Исчезание ассоциации:

1)     сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории)

2)     ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи)

Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда).

Методы исследования:

1.     Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания.

2.     Метод антиципации Э.: ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок)

3.     Метод парных ассоциаций

4.     Метод узнавания Э.: расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства

5.     Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок.

-      общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали

-      нормализация алогичных деталей.

20. Когнитивная психология памяти

Центральное понятие – переработка инфо

1)     поэтапность переработки

2)     ограниченная емкость всех систем

3)     последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных системах памяти

Основные когнитивные процессы:

1.     Кодирование – введение в систему

-      зрительное

-      слуховое

-      артикуляционное

-      семантическое

2.     Хранение

Емкость: пространственная и временная

3.     Извлечение

3 осн. регистра памяти:

1)     сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек

2)     кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед.

3)     долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.

1.     Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции).

Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа.

Извлечение: параллельное считывание.

Эффект приставки: ухудшает припоминание.

Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.

2.     Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме.

Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов.

Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы).

Повторение:

-      обеспечивает удержание материала в КП

-      способствует его переводу в ДП

1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения).

Забывание:

-      интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой.

-      стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.

Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%,  в конце 100%.

Эббингауз – эффект края.

Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):

Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант.кодир-е.

Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.

Модель Аткинсона: 2 части КП

1)     буфер повторения – нет семант кодир

2)     рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП)

3.     Долговременная

Тульвинг:

1)     семантическая память

-      сетевые модели

-      теоретико-множественные

-      основанные на семантическом признаке

2)     эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)

1.     Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса.

2.     Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца).

3.     Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна.

Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением.

Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени:

1.     Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами

2.     Период без практики

3.     Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей.

Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.

Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи.

Ассоцианизм (см. 19)

Когнитивная (см 20)

Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация.

Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности

-      изучение непроизвольного запоминания

-      прерывание при приближении к цели

Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

-      подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия)

-      содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство)

-      косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти.

Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий.

Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

18. Развитие памяти.

Натуральная память (прапамять):

1.     Это память-восприятие (эйдетическая)

2.     Связана с движением: четкая последоват-ть операций

3.     Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др.

Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса:

1)     изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

2)     изменяется функциональный состав операций памяти

3)     изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти:

1)     развитие внешних форм запоминания – письменности

2)     редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти)

Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение:

1.     постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

2.     от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции

3.     ситуативное освобождение памяти от случайных событий

4.     иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.

Разделение памяти:

1.     непосредственная (непроизвольная)

-      мотивац значимость

-      экстремальность

-      новизна

2.     опосредованная (произвольная)

-      сознательное намерение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14