рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

2)     проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что находится в фокусе внимания

3)     действие защитных механизмов

Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним проявлениям (проблема реконструкции):

-      психофизиологические корреляты

-      мимика

-      вербалика

-      продукты деятельности

Выготский: научное познание и непосредственное восприятие нимало не совпадают, необходима реконструкция фактов методом истолкования или интерпретации следов (косвенно!) - термометр. Самонаблюдение есть инструмент в ряду других инструментов, как глаз у физиков. Необходимо принципиально выйти за пределы естественного опыта! Разграничить, разделить научное понятие от специфического восприятия можно только на почве косвенного метода.

Мы видим лишь маленький отрезок мира; наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Психика есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма. Психика есть высшая форма отбора. Задача психологии – выяснить, в чем польза того, что глаз не видит многого из известного в оптике.

Выход научного познания за пределы восприятия коренится в самой психологической сущности познания.

7.     Основные положения, понятия и факты гештальтпсихологии.

Гештальт – целостная форма. Целое не сводимо к сумме частей. Макс Вертгаймер – описание гештальтфеноменов: они обладают особым качеством по сравнению с суммой частей. 1912 – стробоскоп: феномен чистого движения (фи-феномен: две световые точки воспринимаются как одно световое пятно).

Единица сознания – целостный образ.

Изучение законов восприятия. Коффка: фигура и фон. Фон всегда менее оформлен и менее ярок, чем фигура. Фон лежит всегда позади фигуры, не прерывается ею.

Свойства фона:

1)     меньшая оформленность и структурированность

2)     не поддается влиянию контура фигуры

3)     более выраженный субстанциональный характер (фигура – вещный х-р)

Фигура всегда имеет замыкающие линии – «хорошая» фигура всегда закрытая. Линия имеет две стороны: внутренняя (включает) и внешняя (исключает).

Осгуд «Точка зрения гештальтеории»:

Зрительное поле – динамическое распределение энергии, структурировано.

Келер: принцип изоморфизма (равенство форм)

Динамический фактор: сходные процессы в зрительном поле привлекают др др (векторы) + наличие сдерживающих сил.

Квазиколичественные законы:

1.     Чем больше качественное сходство между процессами в зрит поле, тем сильнее связывающие силы

2.     Чем больше сходство по интенсивности, тем больше связывание

3.     Чем меньше расстояние, тем больше связывание

4.     Чем меньше временной интервал, тем больше связывание

Связывающие силы имеют тенденцию к правильным, симметричным и простым формам – закон прегнантности: психическая организация будет всегда настолько хорошей, насколько позволяют условия (продолжение контуров и замкнутость).

Осгуд: феноменальные законы перцептивной организации:

1.     Близость II  II  II  II

2.     Сходство процессов в зрительном поле

3.     Продолжение [  ]  [  ]  [  ]

4.     Замкнутость ð  ð

Приоритет замкнутых контуров в зрительной организации. Смысл, значение влияют на перцептивную орг.

Транспозиция (перенос): мелодия, квадрат сохраняю целостный характер.

Феномен «один и два»:

Феноменальные законы группировки: чем ближе др к др элементы фигуры, тем легче она мб изолирована + сходство эл-тов + контраст + непрерывность и замкнутость + осмысленность

Свойства фигуры:

1.     Части фигуры имеют х-р объекта или вещи, фон – аморфен

2.     Фигура кажется лежащей поверх фона

3.     Фон непрерывна простирается за фигуру

4.     Контуры воспр. принадлежащими фигуре

5.     Фигура имеет опред локализацию в пространстве и стр-ру поверхности.

Опора на феноменологический метод (фиксация феномена): наравне с его описанием дается и объяснение. Описать=объяснить, раскрыть внутреннюю сущность.

Келер: понятие инсайт – понимание (на основе изучения мышления животных). Стадии поведения:

1)     хаотическое движение

2)     стадия бездействия

3)     инсайт – качественное изменение в поведении

Идея целостности для терапии, фигура и фон – Перлз.

8.     Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.

Изучение сознания – только в самонаблюдении. Это субъективно и ненаучно. Сознания как предмета науки не существует - нужно изучать поведение.

Джон Уотсон 1913 - объективный метод:

1)     изучаемое явление дб наблюдаемо извне

2)     оно должно быть воспроизводимым в одних и тех же условиях

3)     желательно фиксировать с помощью прибора

Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, возникающих в ответ на воздействие определенного стимула: S-R - это единица анализа поведения. Любой сложный поведенческий акт надо разложить на простые связи (S – физическое событие, R – элементарное движение). Нет разницы между человеком и животным. Нет внутренней активности субъекта – только реакция.

Ближайшие задачи:

-      выявить и описать типы реакций

-      исследовать процесс их образования

-      изучить законы их комбинаций (образование сложного поведения)

Задачи психологии:

По стимулу предсказывать поведение и по реакции заключать о стимуле.

Итак, задачи классического бихевиоризма:

1.     Изучение поведения

2.     Управление поведением – научение

Типы реакций: врожденные и приобретенные. Основа для изучения – врожденные безусловные реакции.

Первый вид научения – обусловленные реакции (классическое обусловливание по Уотсону и Павлову): сочетание 2-х стимулов б/у (подкрепление) и нейтрального (затем условного).

Закономерности классического обусловл-ивания:

1)     прочность усл реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва сочетаний

2)     сначала генерализация, а затем дифференциация

3)     при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление

4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное восстановление, повторное угасание.

Сложные реакции – путем образования комплексов б/у реакций.

Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно на ее месте создать другую.

Инструментальное или оперантное обусловливание: если подкрепляется какое-либо действие, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большим постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер)

Теория проб и ошибок – научение есть постепенное исчезновение ошибок. Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в поведении (рычаг – дверца).

Оперантное научение: положит и отриц подкрепление – повышение вероятности соотв способа поведения; угасание и наказание – снижение вероятности соотв способа поведения.

Когнитивное научение: Толмен

Промежуточная переменная S – V – R. Это внутренние условия поведения – активность субъекта: цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. О наличии цели можно судить, если животное:

-      обнаруживает поисковую активность

-      при получении объекта прекращает активность

-      при повторных пробах находит путь быстрее

Опыты с латентным научением: за 10 дней у крыс образуется когнитивная карта лабиринта (представление о местности).

Мышление в бихевиоризме (прочитать!!)

Заслуги бихевиоризма:

1.     материалистический дух

2.     объективный метод – развитие инструментальных приемов исследования

3.     расширение класса исследуемых объектов (дети, животные)

9.     Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и теория установки.

Лейбниц: идея непрерывности психики, ее несводимости к сознанию – область б/с: б/с и сознание состоят из одного содержания, границы между ними проницаемы.

Гербарт: содержание психики – представления. Они борются между собой за центр сознания. Слабые подвергаются вытеснению в б/с, а также слиянию, ассимиляции, диссимиляции и компликации. Пороги сознания: фокус – сознаваемое – б/с.

Гельмгольц – гипотеза б/с умозаключений.

Вундт – исключение б/с, так как его нельзя изучать путем интроспекции (сведение всей психики к сознанию).

Неосознаваемые процессы:

1.     Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

-      неосознаваемые автоматизмы + навыки (иллюзии – окно Эймса)

-      явления неосознаваемой установки: готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении (Узнадзе)

-      моторная

-      перцептивная

-      умственная (Лачинс)

Эксперименты с фиксированной установкой: 15 проб с разными шарами, 16-я – одинаковые шары:

контрастные иллюзии установки (гиперкомпенсация) или ассимилятивные иллюзии. То же под гипнозом – неосознаваемые.

Эксп-т с бумажными кружками и монетами: влияние смысловой уст-ки на перцептивную.

Установка может усиливаться со временем (мешок Деда Мороза)

Уровневая концепция установки:

1.Смысловые – формируют стереотип

2.     Целевые – построение привычек

3.     Операциональные – поведенческие манеры, наименее осознаваемые.

-      неосознаваемые сопровождения сознательных действий: сопряженная моторная методика Лурии.

2.  Неосознаваемые побудители сознательных действий

Фрейд: 4 этапа эволюции теории

1.     Концепция травматического происхождения невроза 1881-87

2.     Топографическая концепция психики – 1897-1923

3.     Структурная концепция психики 1923-39

4.     Постфрейдистская концепция (неофрейдизм) с 1939 г.

1.     Идея диссоциации 2-х областей – сознание и б/с. Это характерно не только для сна или гипноза, но и для нормы. Невротические симптомы – рез-т неадекватного выражения б/с в сознании. За симптомом стоит заряд аффекта, а за ним – реальное травматическое переживание. 3 формы проявления б/с (артефакты): сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы.

Единица б/с – аффективный комплекс: аффект обобщает ситуацию, распространяется на нее в целом (сцепляется со значимой деталью ситуации). Комплекс состоит из 2 частей – явная и скрытая. Комплекс есть отсутствие понимания ситуации. Психоанализ – это сознательный путь от симптома к причине.

Лечение: восстановление в памяти пациента патогенного события и разрядка аффекта – катарсис: подъем комплекса и его изживание путем вторичного переживания. Метод - гипноз. Затем отказ от гипноза.

2.     3 сферы псих аппарата: б/с, сознательное и предсознательное. Б/с – основа структуры психики, определитель поведения. Основная роль – энергетическая. Б/с – совокупность влечений, резервуар энергии – угроза сознанию, принцип удовольствия. Сознание – логика и принцип реальности.

Метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочных действий.

3.     Я, Оно, Сверх-Я – топография второго порядка. Основной конфликт в б/с – между Оно и Сверх-Я.

Терапия: воспроизведение забытых связей в форме трансферентного невроза, интерпретации.

Разработка системы защитных механизмов.

Заслуги Фрейда:

-      до Ф. б/с – эпифеномен, не имеющий своей функции. По Ф. роль б/с – энергетическая + освобождение сознания от лишней работы. Б/с явления – норма

-      связал клинический материал с психологией

-      качественная неоднородность психики; конфликтность

-      х-р барьера между созн и б/с

-      теория влечений

-      теория инфантильной сексуальности

-      защитные механизмы в развитии

-      методы исследования (своб асс, асс эксп-т, сновидения)

-      адаптивная функция психики

Юнг: коллективное б/с, личное б/с, сознание. Психика не только индивидуальна. Содержание  ЛБ – влечения, вытесненные из сознания. Содержание ЛБ – архетипы. Центральный – Самость (одновременное переживание собственной уникальности и единства с человечеством). Цель терапии – индивидуация: установление контакта между Эго и самостью. Самоценность религиозных переживаний. Ограничение пансексуализма. Либидо – это энергия вообще. Личность: Я-Тень-Персона.

3.Надсознательные процессы

12. Критерии психики. Гипотеза о возникновении и развитии психики. (+13, 14, 15)

Критерии психики:

Классические

Современные

Антропопсихизм (Декарт) – возможность дать отчет о своем состоянии - интроспекция Структурный критерий: нейропсихизм – наличие нервной системы
Панпсихизм (Демокрит) – нет критерия психики, это эпифеномен, у него нет функции. Функциональный критерий (Леонтьев)
Биопсихизм (Аристотель)

Северцов: психика есть фактор эволюции. В какой среде обитает организм, каковы его жизненные задачи и нужна ли для их решения психика.

Гипотеза о происхождении чувствительности:

2 типа среды

Гомогенная

Гетерогенная

Всегда есть контакт с жизненноважным веществом. Нужно избегать вредного и находить полезное – нужна раздражимость, способность отвечать на внешние воздействия.

Необходим поиск контакта с биотическим веществом. Для этого необходимо отражать предметы, выделяя их отдельные признаки.

Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости.

Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное.

Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них.

Психика выполняет сигнальную функцию.

3 части действия (Гальперин):

1.     Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения

2.     Исполнительная

3.     Контрольная

Прогностическая функция психики – необходима для управления своим поведением.

Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения.

Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.

Стадии развития психики:

Тип среды/содержание отражения

Форма отражения

Форма поведения

Элементарная сенсорная (все беспозвоночные, простейшие, инфузории, черви, ракообразные, рыбы)

Предметная среда/отражение свойств (тесная связь с биотическими ф-рами) Ощущение Инстинкт (б/у рефлекс), условные рефлексы лабильны

Перцептивная (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие)

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы!) Чувственный образ и образная память Навык (усл.рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)

Интеллект (антропоиды + высшие млекопитающие)

Отношения между предметами Целостные предметные ситуации;  способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия

Интеллект (мышление в действии):

1) двухфазность 2) функц. использование орудий 3) инсайтное поведение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14