Реферат: Общая психология
Индивид
– то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).
19
век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание
обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий)
Фрэнсис
Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов
сенсорного различения.
1905
г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению,
пониманию и рассуждению.
1916
– шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом).
2.
Способности: их измерение и
развитие.
Теплов: это индивидуальное
свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению
определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее
осуществления).
Отличны от наличного уровня
знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения.
Характеристики
способностей:
1.
Способность к изменению - переменная
2.
Связь с успешностью
осуществления деятельности
3.
Это готовность к усвоению
знаний, но не результат
Связаны с врожденными
особенностями – задатками.
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма,
которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных
условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.
Задатки – это возможности,
они константны.
Способности – это
проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по
Теплову).
Способность есть процесс.
Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.
Способности: общие и
специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих,
способны к компенсации.
Задатки
|
Способности
|
Врожденные |
Формируются в процессе
деятельности |
Константны |
Изменчивы |
Возможность (анатомо-физиологическая) |
Готовность, но не
результат |
Нельзя измерить |
Измеряемы: критерий –
успешность деят-ти |
Данность |
Процесс |
Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие
и степень выраженности определенного свойства.
Легче – специальные,
труднее – общее (как определить интеллект)
Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные
способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться
развитием одной способности, но это нельзя уточнить).
Представление об интеллекте
как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты
определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр.
Среда, темперамент.
Понятие умственный возраст
– это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного
возраста.
1916 г – соотношение между
умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ
Требования к
тесту:
1.
валидность – степень, в
которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен
2.
надежность – воспроизводимость
рез-тов, степень их повторяемости
3.
стандартизация-
единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов
Измерение
творческих способностей – Гилфорд.
Качества
креативности:
-
оригинальность
ассоциаций
-
семантическая, смысловая
гибкость
-
фонтанирование новых
идей
-
образное мышление
5 видов
действия (в рез-те факторного анализа):
1)
восприятие и понимание
материала
2)
рабочая память
3)
дивергентность
(выделение в обычном оригинального
4)
конвергентность
(опознание объекта по качественно разным признакам)
5)
эвалюация, подведение
итога
Креативность – уровень
деятельности: познавательная мотивация
Высокая
креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью,
импульсивностью.
Отличия тестов на
креативность от тестов на интеллект:
1.
Отсутствие временного ограничения
2.
Сложное строение (несколько
способов решения для креативности)
3.
Косвенная инструкция
Одаренность –
индивидуальное сочетание способностей.
Развитие
способностей:
1)
Способность как проявление
задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно):
стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в
определенном возрасте. Важно обучение!
2)
Способность как преобразование
других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух):
артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й.
3.
Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
Т-т - это
врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента.
Т-т зависит от
физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных
процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с
одной деят-ти на другую
(скорость,
интенсивность, переключаемость психических процессов!)
Темперамент не
специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.
Гиппократ – идея
о 4-х жидкостях в разных пропорциях
Гален –
сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов.
Последствия
теории:
1.
Четверичная концепция
темперамента
2.
Значение гуморального и
нейрогуморального факторов.
Возможно прижизненное
изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т.д.
Свойства т-та:
1)
это динамические х-ки псих деят-ти
2)
носят формальный, а не
содержательный х-р
3)
высокая устойчивость
4)
св-ва т-та проявляются на уровне
энергетики поведения
5)
глобальность св-в т-та – они
проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте.
Типология по Павлову:
1.
Выделение основных свойств нс
(бинарный х-р)
1)
сила – слабость
Сила
– устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность
к концентрации возбуждения; помехоустойчивость
2)
уравновешенность –
неуравновешенность
Возможность
к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации
3)
подвижность – инертность
Скорость
образования усл.рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю.
2.
Построение общих типов нс
3.
Соотнесение типов нс с типами т-та
Сильный,
уравновешенный, подвижный – сангвиник
Сильный,
уравновешенный, инертный – флегматик
Сильный,
неуравновешенный – холерик
Слабый
– меланхолик
Проблемы:
1)
выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром
как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое
основание.
Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими
стр-рами:
1.
Общая психическая
активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность
(ретикулярная формация)
2.
Моторный компонент –
быстрота, сила, резкость, ритм
3.
Эмоциональность –
впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний
(лобно-лимбическая кора)
2)
соотнесение типов нс с
типами т-та (поведением):
Современная т.з: тип поведения
и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не
физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД –
темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т.
Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет
простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву
для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни).
Климов “индивидуальный стиль деят-ти” –
пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в
уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс).
Вундт: связь типа т-та с энергетикой
организма (на примере эмоций):
|
Сила
|
Слабость
|
Быстро
изменяются
|
Холерик |
Меланхолик |
Медленно
изменяются
|
Сангвник |
Флегматик |
Собственно
темпераментные свойства:
-
пластичность-ригидность
-
устойчивость псих деят-ти
-
помехоустойчивость
-
реактивность
-
эмоц возбудимость
Нет объективной
диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем
детстве и критические периоды.
Необходимо учитывать:
1.
т-т проявляется универсально (в
разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен
2.
ярче в экстремальных ситуациях
3.
св-ва т-та зависят от разных систем
организма: гуморальной, эндокринной и т.д.
Формирование
девиантного поведения:
1)
гипервозбудимость
(экспансивность, двигательное беспокойство)
2)
заторможенность
3)
нестабильность
Св-ва т-та:
-
низкая приспособляемость
-
неритмичность псих
процессов
-
тенденция к избеганию
конфликта
-
преобладание плохого
настроения
-
боязнь новизны
-
патологическое упрямство
-
чрезмерная отвелкаемость
4.
Характер и его
формирование. Х-р и личность.
Х-р –
прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на
данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов.
Это
совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения.
Формируется
социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с
самим собой.
Характерным
становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт
(стереотипизация личностных черт)
Адлер –
индивидуальный жизненный стиль.
Х-р может
препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р)
Пиаже: 2 аспекта
адаптации в среде
1)
ассимиляция=ригидный х-р
(присвоение нового материала с помощью наличных когнитивных схем)
2)
аккомодация – нет х-ра,
т.е нет устойчивых способов поведения, нет установок, каждая ситуация является
уникальной.
Вильгельм Райх:
х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для развития личности.
Необходимо
каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь.
Х-р обычно
приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и (связь с
методологией).
Х-р – устойчивй
индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни приобретающий св-ва
автоматизации.
Факторы
формирования х-ра:
1.
Темперамент
2.
Первичные социальные
взаимодействия
3.
Система культуры
4.
Личность
Типологии
х-ра:
1.
Построение
психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер
3 этапа:
1)
построение типов
телосложения и установление их связи с наличием психического заболевания
Астеник – угловой профиль
Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат
Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас)
2 заболевания:
Шизофрения
|
Маниакально-деперссивный психоз
|
Аутизм,
расщепленность, уход от реальности, резонерство |
Цикличность
настроения |
Астеники и
атлеты |
пикники |
2)
континнум патологии и
нормы (нет качественной разницы): выделение аномалий характера
Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация –
норма
Шизоид
|
Циклоид
|
Аутизм,
замкнутость, склонность к самоанализу, идеализация, резкий переход от крайней
чувствительности к эмоциональной тупости |
Открытость,
деятельность, активность, переход от бурного веселья к депрессии |
3)
выделение нормальных
индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам (на материале выдающихся
личностей)
Шизотимик
|
Циклотимик
|
Обобщение,
схематизация, опора на интеллект |
Описание,
опора на эмоциональные суждения, компромисс |
Шелдон – изучал
норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа телосложения от 1 до 7):
3 типа
конституции по 3-м зародышевым листкам:
1.
Эктоморфный тип – кожа и
нс
2.
Мезоморфный –
костно-мышечный аппарат
3.
Эндоморфный – внутренние
органы
3
психологических типа (по индексам):
1.
Церебротоник 7 1 1
2.
Соматотоник 1 7 1
3.
Висцеротоник 1 1 7
Продолжение
(см. вопрос 5)
Социальный
характер: Фромм escape from
freedom.
Свобода или страх
одиночества – кооперация или господство.
Соц х-р: необходимость
приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и
природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий
жизни.
Он менее специфичен, чем
индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов
группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы.
Функции х-ра – связаны с адаптацией:
1.
Субъективная:
-
побуждение к действиям, необх с
практической т.з.
-
обеспечение психологического
удовольствия от этих действий
2.
Интериоризация внешних требований –
энергия человека используется для решения задач данной системы.
Смена
х-ра при смене экон и соц условий.
Образование:
формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида
должны совпадать с требованиями его соц роли.
Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский,
продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует
требованиям общества.
Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди
различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты –
психологический критерий принадлежности к нации.
5. Типологии
индивидуальности
Индивидуальность
– это совокупность
психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности.
Тип –
организованная совокупность, структура
3 задачи
построения типологии:
1.
Объяснительная,
научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное
основание (Шелдон, Кречмер)
2.
Описательная – выделение
аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)
3.
Собственно
терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг)
1.
см. вопрос 4.
2.
Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:
-
охватывают весь
психический облик человека (глобальность)
-
относительно неизменны
при жизни (врожденность)
-
связаны с социальной
дезадаптацией
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|