Реферат: Общая психология
Варьирование степени
трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные – нетревож.
Но при изменении ситуации -
применении метода занижения рез-та и сокращения времени – различия еще резче
проявляются. Реактивная гипотеза – высокотревожные обладают лишь сильной
предрасположенностью к тревожности, они ведут себя как более тревожные лишь в
напряженных и угрожающих ситуациях.
Трудная задача не сама по
себе усиливает тревожность, а в связи с возможной неудачей – усиление
ситуативной тревожности.
Опросник Спилберга
«Состояние и свойство тревожности».
Корреляции между значениями
Т-диспозиции и Т-состояния, но не является жесткой: при восприятии боли или
физической угрозы нет разницы в Т-состоянии между тревожными и нетревожными.
Также зависимость от того, насколько данная ситуация воспринимается как
содержащая угрозу, что зависит от прошлого опыта.
Высокотревожные
|
Низкотревожные
|
Задачи средней и низкой
сложности |
Трудные задания |
Ориентированы на неуспех |
Ориентация на успех |
Плохо работают в условиях
цейтнота и соревнования |
Соревнование мотивирует |
Высокие показатели
сенсорной, эмоц чувств-ти |
Низкие показатели |
Истощаемость по отн к
монотонии и стрессу |
Устойчивость |
Поддерживающая стратегия
обучения |
Критическая стратегия |
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое
возникает при невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна.
Левин – понятие
динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор желания.
Тамара Дембо – исследование
реакций на фрустрацию (цветок).
Источник фрустрации –
препятствие, барьер:
1)
ситуативный – круг на полу
(внутренний барьер)
2)
внешний, социальный – принятие
задачи, долг выполнить ее
4 группы реакций на
фрустрацию:
1.
агрессия – прямая, ситуативная или
косвенная.
Сила
агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта + гентика
2.
регрессия:
-
эмоциональная (плач)
-
инструментальная (повторение
шаблонных способов поведения)
-
познавательная – избегание логики,
переход от понятий к комплексам
3.
уход
-
рационализация – попытка оправдать
неуспех
-
замещение (позитивная реакция) –
попытка заменить исходную ситуацию сходной по:
-
содержанию
-
степени субъективной трудности
-
связанной с теми же людьми
4.
фантазирование – попытка сделать
внутренний барьер полупроницаемым (отрицание реальности)
8.
Общее представление о
стрессе. Аффекты и их диагностика.
Стресс – приспособительный
рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье - это чисто физиологическое
(биохимическое) событие в ситуации неизбежной опасности для жизни.
2 вида стресса:
1)
физиологический
2)
психологический
-
эмоциональная напряженность –
сверхмотивация (разрушает деят-ть)
-
операциональный стресс – уровень оптимальной
напряженность, необходимый для поддержания деят-ти
В современном понимании 3
фазы:
1.
Мобилизация
2.
Дестабилизация (умеренное нарушение
деят-ти)
3.
Деструкция – разрушение псих. стр-р
Истощение по Селье включает
2 и 3.
Любое событие – стресс.
Фрустрация – разновидность стресса.
Стресс может достигать
стадии аффекта.
Аффекты – природные, реактивные эмоции
Это
кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в
ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция.
1)
не поддается контролю,
разрушает произвольность поведения
2)
временный х-р
3)
глобальность – отсутсвие
поведенческой альтернативы (временное помешательство)
Аффект – сложное
состояние:
1.
Поведенческий аспект
2.
Субъективные проявления
3.
Вегетативные реакции
Аффект бывает:
1.
стимульно реактивен
2.
самозапуск
Фазы аффекта:
1.
Подготовительная
-
сохранение сознания
-
нарастание эмоц. напряжения
-
падение критичности мышления
-
концентрация воли на одном
намерении
2.
Взрыв – поведенческое
отреагирование:
-
уменьшение ясности сознания
-
снижение произвольности поведения
-
усиление намерения + отмирание
альтернатив
-
хаотическая смена представлений
-
расщепление поведенческой картины
аффекта (агрессия + аутоагрессия, ступор, паника)
3.
Исход
-
истощение
-
эмоциональное равнодушие
-
сонливость
-
амнезия (избирательна)
Признаки аффекта:
1.
амнезия
-
полная
-
частичная
-
смысловая инверсия
2.
нетипичность поведения
3.
аффектогенность ситуации (пусковой
мех-м)
4.
модус эмоционального реагирования
субъекта
Диагностика следов
аффекта:
Аффект оставляет
обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в
памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика:
1.
через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени
тороможения. Но здесь не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера +
невозможность наблюдать сам процесс.
2.
через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии)
– связь произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции.
Преимущества:
-
объективность
-
работает при отказе
давать ассоциацию
-
обнаруживает попытки
скрыть ассоциацию
-
количественная оценка
степени аффекта
Аффект
|
Аффективность
|
Направленность на
конкретный объект |
Направленность на
несколько объектов |
Необычность |
Типичность |
Непреднамеренность |
Преднамеренность |
Амнезия |
Сохранение памяти |
Прием вины на себя |
Обвинения других |
10.
Определение воли.
Произвольная и волевая регуляция деятельности. Структура волевого процесса.
Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное
прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации
(эмоциональный процесс).
Структура волевого
процесса:
1.
Объективная сторона – предметное
представление (мотив – вид добычи)
2.
Субъективная – элемент чувства
(голод): побудительная причина воли
Если
один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием
Если
более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие
Конечная
стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.
Джемс: проблема свободы
воли
1.
Если воли нет, но все поведение
есть S – R
2.
Если есть, но субъект сам
определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развите воли
есть развитие произвольного внимания.
2 класса актов:
1.
автоматические (рефлекторные,
первичные)
2.
преднамеренные, осознаваемые
(волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею
движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически
перетекать в действие.
Произвольное ослабление или
усиление непосредственного импульса.
2 типа волевых актов:
-
осуществление нежелаемого
-
задержка желаемого
Типы решимости:
1)
разумная – поиск привычного способа
действовать
2)
подчинение судьбе
3)
результат случайности
4)
пробуждение совести
5)
чувство усилия
6)
свобода воли
Современные
представления о воле:
Психический процесс,
формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля
производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы!
Волевая регуляция нужна:
1.
Слабость непосредственного
побуждения
2.
Мотивационная конкуренция
3.
Наличие препятствия
4.
Наличие сильного поведенческого
импульса, от которого надо воздержаться.
Иерархия поведения:
1)
импульсивное, непроизвольное
2)
произвольное (осознание
предшествует действию)
-
осознаваемое
-
намеренное
3)
волевое
-
осознаваемое
-
планомерное
-
в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у
субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет..
Рубинштейн: основные
стадии волевого процесса:
1.
Возникновение побуждения и
предварительная постановка цели
Побуждение
– цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение
2.
Стадия обсуждения и борьбы мотивов
3.
Решение
-
может не выделяться в особую фазу
-
констатация решения
-
чувство усилия, принесение в жертву
других мотивов
4.
исполнение: волевое действие
включает:
-
отношения сб к объекту, к цели
-
готовность
-
намерение
-
план действия
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство
которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои
импульсы сознательносму контролю.
Главное: ясное осознание
цели и настойчивость в достижении.
Волевые процессы имеют эмоциональный
х-р + включают интеллектуальные процессы
Механизмы воли:
1.
Один из мотивов включается в более
широкий мотивационный контекст
2.
Изменение роли
3.
Предвосхищение рез-тов своей
деят-ти
4.
Самопреодоление
5.
Постановка самостоятельных заданий
6.
Создание искусственной связи
(подмету кухню и пойду гулять)
7.
Подчинение рез-та более широкой
цели
8.
Фантазирование
Соотношение с б/с: воля как
защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от
непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс.
Соотношение когнитивного и
эмоционального:
Вундт – эмоциональный
Рубинштейн – Эмоции +
интеллект
Аристотель - разум
11 Потребности и мотивы.
Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность
деятельности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе,
представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет –
активность.
До опредмечивания
|
После
|
Общая ненаправленная
активность |
Появление направленной
активности – деятельности |
Широкий спектр возможных
благ |
Резкое снижение благ |
Фрустрация – негативное
эмоциональное состояние |
Аффективное положительное
закрепление |
Потребность имеет
объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону
(Вундт)
Объем потребности –
количество необходимых благ.
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность
(«приводящий в движение»): предмет потребности.
Потребность – Мотив –
Деятельность
Функции мотива:
1.
Побуждение к активности (оптимум
мотивации)
2.
Образование смыслов: мотив наделяет
смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию –
ядро личности.
Деление мотивов:
1.
Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции
(гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей:
-
витальные
-
познавательные
-
в общении
1)
базовые, первичные,
врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый
мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).
-
избирательность восприятия
-
эмоциональный импульс
-
готовность к действию (единство
познавательной, эмоциональной и моторной сфер)
Критерии выделения инстинктов (любознательность,
агрессивность, родительский и т.д):
-
спонтанность движений
-
продолжительность и настойчивость
(независмо от наличия раздражителя)
-
успокоение после достижения цели
-
приготовление к новой ситуации
-
эффект научения
2)
производные
Кеттел: факторный анализ –
выделил эрг (биологически обусловленное влечение)
Мюррей: первичные
(организм) и вторичные (психогенные) нужды.
2.
Выделение ситуативной
мотивации:
Курт Левин: источник мотивации
во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.
Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет
есть потенциальный мотив.
1)
мотивационное поле: субъект и его предметное окружение
2)
квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
3.
Выделение потребностей по
способу удовлетворения
1)
редукция напряжения (стремление к
гомеостазу) - Фрейд
2)
поддержание напряжения (стремление
к нарушению равновесия)
Маслоу: 7 уровней потребностей.
Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу.
-
иерархическая организация
-
актуализируются последовательно
-
нижний этаж – витальные, наверху
– социализированные.
1.
физиологические нужды
2.
потребность в безопасности
3.
в принадлежности к социальному
целому
4.
в самоуважении
5.
в познании себя
6.
в гармонии с миром
7.
самоактуализация
Виды мотивов и критерии
классификации:
1.
социальная оценка мотива:
-
обязательные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|