рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

-      желаемые

-      запретные

2.     место в иерархии

-      ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл

-      подчиненный (мотив-стимул)

3.     источник мотивации

-      внешний (неспецифический – оплата труда)

-      внутренний (предметно-специфический)

Хекхаузен:

-      экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж

-      интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности

4.     реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)

5.     отношение к сознанию

1)     мотивы осознаются:

-      верное осознание: мотив-цель

-      неверное: мотивировка

2)     мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях

Влияние мотивации на деят-ть:

-      активизирующее/тормозящее

-      направляющее

-      эмоциональная окраска

-      временная динамика

-      успешность деят-ти: оптимум мотивации

1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной.

Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.

13.    Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.

2 противоположные т.з:

1.     Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа).

2.     Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу

1. Потребности: базовые и производные

3 класса базовых потребностей:

-      витальные

-      познавательные

-      в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).

Инстинкт охватывает 3 процесса:

-      селективное восприятие (познавательный)

-      эмоциональный импульс (ядро инстинкта)

-      активность (моторный компонент)

Критерии выделения инстинктов

-      спонтанность движений

-      продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

-      успокоение после достижения цели

-      приготовление к новой ситуации

-      эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)

Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание.

Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности:

1)     первичные (организм) и вторичные (психогенные)

2)     позитивные (поиск) и негативные (избегание)

3)     явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т.д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)

2. Маслоу –  выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11).Противоречия являются условием развития личности.

Пути самоактуализации:

-      полное и бескорыстное переживание

-      процесс выбора

-      предоставления Я возможности проявления

-      взятие ответственности

-      смелость

-      актуализация своих возможностей

-      высшие переживания

-      отказ от защит

14.    Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения.

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.

1)     мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта.

2)     предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

3)     квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз.

Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию.

Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)

Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное

Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему.

Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.

Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.

Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.

Для измерения важно учесть динамику.

1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением.

3 этап: очередное достижение – успех/неудача

4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи

Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

Теория результирующей валентности (Аткинсон):

1)     значимость для субъекта успеха и неудачи

2)     учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)

+ необходим учет личностных переменных

3) мотив достижения – мотив избегания неудачи

2 тенденции:

Стремление к успеху

Избегание неудачи

Адекватный УП Заниженный УП
Нацеленность на решение задачи Избегание участия в решении
Активная позиция Пассивность
Реалистические цели средней сложности Либо слишком сложные, либо слишком простые

Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.

Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации:

1)     м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности

2)     м-я избегания – задачи «на краях»

Варианты поведения в ситуации неуспеха:

-      резкое повышение УП

-      тыкание в одну точку

-      снижение УП

-      отказ от продолжения (защита, агрессия)

3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность

2 способа трактовки УП:

1.     индикатор самооценки

2.     репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость

Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).

15.    Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.

Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:

1.     Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел)

2.     Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:

-      физический уход (бродяжничество)

-      маскировка ухода (выбор более приятных заданий)

-      обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)

3.     Положительная и отрицательная валентности одновременно.

Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу.

Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.

Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.

Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

1.     Изменение поведения (бросить курить)

2.     Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)

3.     Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)

Особенности КД:

1)     это негативное состояние

2)     стремление его редуцировать

3)     избегание событий, порождающих КД

4)     интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе

5)     редукция и избегание зависят от интенсивности КД

6)     редукция:

-      добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов)

-      изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)

Редукция КД играет роль в:

1.     конфликты после принятия решения

-      более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са

-      сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой.

2.     вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.

Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

3.     специфический отбор информации – подбор позитивной инфо

4.     несогласие с группой

5.     неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки

Источники КД:

1)     из логической непоследовательности

2)     из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента)

3)     из несоответствия более широкой системе представлений

4)     из несоответствия прошлому опыту

Защитные механизмы личности:

Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс.

Двоякая роль: защита психики от разрушения.

Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

1.     Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость.

2.     Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики.

3.     Рационализация

4.     Инверсия – замена источника угрозы противоположным

5.     Проекция

6.     Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания

7.     Регрессия

8.     Сублимация – высвобождение энергии.

12.    Развитие мотивационной сферы человека

Личность сущ-т только в развитии.

3 параметра развивающейся личности:

1.     Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов)

2.     Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)

3.     Индивидуальный профиль мотивационной сферы.

Личность рождается дважды:

1)     установление иерархии мотивов

2)     осознание собственных мотивов (самосознание)

19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития.

Выготский - 2 группы теорий развития:

1.     Механистические: развитие как процесс количественных изменений

2.     Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.

3 возможности выделения стадий:

1.     Природное развитие (формирование зубов)

2.     Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития.

Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе.

3.     Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.

Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе.

Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности.

ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.

Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР.

Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.

Особенности кризиса:

1.     Особая динамическая стр-ра

2.     Относиетльная трудновоспитуемость р-ка

3.     Негативный х-р развития

4.     Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.

Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:

1.     Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий

2.     Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений

Это единый процесс формирования личности.

Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14