Реферат: Общая психология
-
желаемые
-
запретные
2.
место в иерархии
-
ведущий (смыслообразующий):
образует не просто смысл, а личностный смысл
-
подчиненный (мотив-стимул)
3.
источник мотивации
-
внешний (неспецифический – оплата
труда)
-
внутренний
(предметно-специфический)
Хекхаузен:
-
экстринсивная мотивация (внешняя):
награда, наказание, отдаленная цель, престиж
-
интринсивная (внутренняя: поведение
ради него самого): свобода от цели, радость от активности
4.
реальные и возможные мотивы (могут
появляться в процессе)
5.
отношение к сознанию
1)
мотивы осознаются:
-
верное осознание: мотив-цель
-
неверное: мотивировка
2)
мотивы не осознаются, но
проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на
деят-ть:
-
активизирующее/тормозящее
-
направляющее
-
эмоциональная окраска
-
временная динамика
-
успешность деят-ти: оптимум
мотивации
1908
Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3
уровня мотивации (наказание животного током).
В
случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой –
сильной.
Патрик:
кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди,
ток) – снижение эффективности решения.
13.
Базовая мотивация. Стратегии
ее выделения.
2 противоположные т.з:
1.
Гомеостатические,
биологизаторские (физическое
существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа).
2.
Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые
и производные
3
класса базовых потребностей:
-
витальные
-
познавательные
-
в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже –
склонностью, предрасположенностью).
Инстинкт охватывает 3
процесса:
-
селективное восприятие
(познавательный)
-
эмоциональный импульс (ядро
инстинкта)
-
активность (моторный компонент)
Критерии выделения
инстинктов
-
спонтанность движений
-
продолжительность и настойчивость
(независмо от наличия раздражителя)
-
успокоение после достижения цели
-
приготовление к новой ситуации
-
эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность,
самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство,
самоутверждение (12 шт)
Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его
окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание.
Центральные понятия:
потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема.
Потребности:
1)
первичные (организм) и вторичные
(психогенные)
2)
позитивные (поиск) и негативные
(избегание)
3)
явные и латентные
Виды психогенных:
достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т.д.
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически
обусловленное влечение)
2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности).
Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см.
вопрос 11).Противоречия являются условием развития личности.
Пути самоактуализации:
-
полное и бескорыстное переживание
-
процесс выбора
-
предоставления Я возможности
проявления
-
взятие ответственности
-
смелость
-
актуализация своих возможностей
-
высшие переживания
-
отказ от защит
14.
Ситуативная мотивация и ее
исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения.
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы
возникают только при контакте со средой.
1)
мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный
опыт субъекта.
2)
предметы обладают валентностью
(требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
3)
квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают
под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к
разрядке – гомеостаз.
Опыты:
Овсянкина – если человека
прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию.
Левин: (кафе, официант
забывает заказ оплатившего посетителя)
Зейгарник: выполненное
задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное
Биренбаум: эффект замещения
– близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением
систему.
Фаянс: изучение
действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой
игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти
фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание
валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо:
изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.
Хоппе: Я-уровень –
это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к
стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.
Для измерения важно учесть динамику.
1
этап: предшествующее достижение
2
этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между
поставленной целью и предшествующим достижением.
3
этап: очередное достижение – успех/неудача
4
этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП
после успеха, уменьшение после неудачи
Индивидуальные различия в
х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность,
упорство, медлительность)
Теория результирующей
валентности (Аткинсон):
1)
значимость для субъекта успеха и
неудачи
2)
учет субъективной вероятности
успеха или неудачи (прогноз результата)
+ необходим учет личностных
переменных
3) мотив достижения – мотив
избегания неудачи
2 тенденции:
Стремление к успеху
|
Избегание неудачи
|
Адекватный УП |
Заниженный УП |
Нацеленность на решение
задачи |
Избегание участия в
решении |
Активная позиция |
Пассивность |
Реалистические цели
средней сложности |
Либо слишком сложные,
либо слишком простые |
Обратная связь между 1 и 2:
если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.
Поведение в ситуации
риска: суб в-ть успеха=суб в-ть
неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации:
1)
м-я достижения – положительная
результирующая тенденция, выбор задач средней сложности
2)
м-я избегания – задачи «на
краях»
Варианты поведения в
ситуации неуспеха:
-
резкое повышение УП
-
тыкание в одну точку
-
снижение УП
-
отказ от продолжения (защита,
агрессия)
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
1.
индикатор самооценки
2.
репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет
динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость
Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ
(индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью
предварительного теста, затем ТАТ).
15.
Конфликты: виды и способы их
расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.
Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно
действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:
1.
Между двумя положительными
валентностями равной величины (буриданов осел)
2.
Равные отрицательные валентности
(угроза наказания). Тенденция ухода:
-
физический уход (бродяжничество)
-
маскировка ухода (выбор более
приятных заданий)
-
обман
Взрослый
должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог),
идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)
3.
Положительная и отрицательная
валентности одновременно.
Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится
к балансу.
Левин: существуют
спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.
Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе
не терпит противоречий и стремится к соответствию.
Способы снятия
диссонанса (неосознаваемый процесс):
1.
Изменение поведения (бросить
курить)
2.
Изменение знания – понижение
значимости (опасности нет - самоубеждение)
3.
Селекция информации (отбрасывание
страшных рассказов)
Особенности КД:
1)
это негативное состояние
2)
стремление его редуцировать
3)
избегание событий, порождающих КД
4)
интенсивность КД зависит от:
значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе
5)
редукция и избегание зависят от интенсивности
КД
6)
редукция:
-
добавление новых знаний
(усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов)
-
изменение существующих элементов
(снижение противоречия, понижение значимости)
Редукция КД играет роль
в:
1.
конфликты после принятия решения
-
более высокая оценка избранной
альтернативы в случае высокого дис-са
-
сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты
Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его
оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной
самооценкой.
2.
вынужденное совершение поступков –
самооправдание
Эксп-т
Мансона: оплата скучной работы 20$
или 1$. Соленое
печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую
регуляцию.
Эксп-ты
на групповое давление: неравные отрезки
3.
специфический отбор информации –
подбор позитивной инфо
4.
несогласие с группой
5.
неожиданные рез-ты действия –
возможно даже изменение самооценки
Источники КД:
1)
из логической непоследовательности
2)
из несоответствия когнитивных
эл-тов нормам (профессор кричит на студента)
3)
из несоответствия более широкой
системе представлений
4)
из несоответствия прошлому опыту
Защитные механизмы
личности:
Фрейд: связаны с
невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это
интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс.
Двоякая роль: защита
психики от разрушения.
Гуманистическая псих-я:
осознание защит и отказ от них.
1.
Подавление – непонятый родительский
запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость.
2.
Отрицание – неприятие источника
тревоги как реального события. Нарушение логики.
3.
Рационализация
4.
Инверсия – замена источника угрозы
противоположным
5.
Проекция
6.
Изоляция – отделение деталей от
остальной сферы сознания
7.
Регрессия
8.
Сублимация – высвобождение энергии.
12.
Развитие мотивационной сферы
человека
Личность сущ-т только в
развитии.
3 параметра развивающейся
личности:
1.
Широта связей с социальным миром
(емкость + набор взаимосвязанных мотивов)
2.
Степень иерархизации мотивов
(стр-ра мотивов как ядро личности)
3.
Индивидуальный профиль
мотивационной сферы.
Личность рождается дважды:
1)
установление иерархии мотивов
2)
осознание собственных мотивов
(самосознание)
19. Проблема
периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития.
Выготский - 2 группы теорий
развития:
1.
Механистические: развитие как процесс количественных изменений
2.
Диалектические: качественное изменение структур сознания человека,
закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка.
Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий
развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.
3 возможности выделения
стадий:
1.
Природное развитие
(формирование зубов)
2.
Социальное развитие –
Эльконин. 2 источника:
А)
Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем
человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в
психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации
развития.
Б)
Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей
деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые
св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов
деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей
(культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе.
3.
Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор.
Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип
пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития,
поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность
есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к
развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное,
развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате
несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую
стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности)
и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис
разрешается личностью.
Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст
обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает
некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение
р-ка к своему месту в обществе.
Место, которое занимает р-к
в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на
каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых
свойств личности.
ССР – социальное бытие –
изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) –
изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с
собой – складывается новая ССР.
Учение о кризисах
развития: решение задачи развития,
которая состоит в необходимость смены ССР.
Закономерность чередования
стабильных и критических возрастов.
Особенности кризиса:
1.
Особая динамическая стр-ра
2.
Относиетльная трудновоспитуемость
р-ка
3.
Негативный х-р развития
4.
Формирования псих новообразовний. 2
типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.
Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
1.
Ребенок – общественный предмет:
усвоение способов действий
2.
Ребенок – общественный взрослый:
усвоение норм отношений
Это единый процесс
формирования личности.
Различия в ведущей
деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности
процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная):
преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование
операционально-технических возможностей – и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|