рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

2)     высшие (произвольная память, внимание, логическое мышление)

3 логические части теории:

1.     Человек и природа (общефилософские предпосылки).

1)     человек начинает овладевать природой

2)     использование орудий

2.     Человек и его психика:

1)     овладение собственной психикой – произвольные формы деятельности (ВПФ). Связь с овладением природой.

2)     это происходит с помощью псих орудий – знаки, стимулы-средства (язык, нумерация, мнемические средства, письмо, искусство). У животных – натуральная мнемическая функция (палка – удар), зависит от актуальной ситуации. Знак (узелок на память) порождает новую структуру запоминания как псих процесса. Знак не имеет органической связи с ситуацией. Аналогичен орудию труда: служит для преодоления естественных ограничений псих. возможностей. Цель – управление чужим, а затем и своим поведением.

3.     Генетические аспекты

Превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе.

ВПФ

Низшие

Произвольны Импульсивны и полезависимы (зависят от влияния потребностей и стимулов)
Опосредствованы – знак позволяет прервать биологическую психику Непосредственны, адаптивный х-р
Социальны – разделены между людьми. Память не нужна одному человеку. Асоциальны
Системность – для построения одной ВПФ нужны несколько натуральных. Формирование одной ВПФ ведет за собой изменения и в других.

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Для этого необходимы:

-      наличие предметов культуры

-      наличие учителя

-      совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств, координация действий)

Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделат сам и к чему он способен при участии взрослого.

Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств):

1)     В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания.

2)     В младшем – значительно повышают

3)     У старших детей – нет. Внутренние средства

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

10.    Деятельность как предмет психологии.

Тезис: бытие, деятельность человека определяет сознание.

Истоки: см. Леонтьев (теория отражения)

Выступает как предмет исследования и как объяснительный принцип. Предмет психологии – психически управляемая деятельность. Психика не может рассматриваться вне деят-ти.

Деят-ть – это единица жизни, опосредованной психическим отражением. Это система, имеющая свое строение.

Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к сумме действий.

1.Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание.

2.     Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате.

3.     Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач: целеобразования и поиска средств.

Итак:

1)     действие включает акт сознания в виде постановки цели

2)     действие есть акт поведения: единство сознания и поведения

3)     принцип активности

4)     социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти

Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не осознаются.

1)     операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации действий

2)     первые не осознаются, вторые на границе сознания

3)     подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение или дробление единиц деят-ти)

Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический фундамент.

Откуда берутся цели?

Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в онтогенезе познавательная, в контактах).

Опредмечивание потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива.

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деят-ть.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью.

Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые.

Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы. Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.

1)     Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл

2)     Ситуативная – Левин (квазипотребности)

3)     По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения

Функции мотивов:

1)     побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)

2)     смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия

Развитие мотивов:

В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг мотива на цель.

Внутренняя деятельность:

-      имеет то же строение, что и внешняя

-      образуется от внешней путем интериоризации

Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.

Все психические процессы – особые формы деят-ти.

20. Кольцевая регуляция и уровни построения движений.

Бернштейн – принцип активности. Объект изучения – естественные движения. До него – рефлекторная дуга: стимул – процесс его центральной переработки – двигательная реакция (мигание, коленный рефлекс). Но это не так для сложных актов – нужна коррекция.

Предложен принцип сенсорных коррекций. Дополнительные факторы, влияющие на ход движения:

1)     реактивные силы

2)     инерционные силы

3)     внешние силы

4)     исходное состояние мышцы

Необходима информация о состоянии двигательного аппарата  и ходе движения – сигналы обратной связи.

Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы коррекции – снова в мышцу.

Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий прибор и прибор сличения.

Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W, сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор – изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ (прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).

Теория уровней построения движений:

Сигналы обратной связи приходят в разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях.

Уровень А – самый низкий и филог древний, тонус мышц. Сигналы от проприорецепторов о степени напряжения мышц

Уровень В – уровень синергий: сигналы от мышечно-суставных рецепторов о взаимном положении частей тела.

Уровень С – уровень пространственного поля: сигналы от зрения, слуха о внешнем пространстве.

Уровень D – уровень предметных действий, корковый. Принадлежит человеку: орудийные действия, манипуляции с предметами. Это уже действия – сообразуются с логикой предмета.

Уровень Е – интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо).

1)     в организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней; осознается ведущий

2)     одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень определяется смыслом, задачей движения.

Механизм формирования навыка

1.     Первоначальное знакомство с движением и овладение им

-      выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)

-      прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды

-      роспись коррекций по нижележащим уровням

2.     Автоматизация движения

-      увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)

-      рекрутирование готовых двигательных блоков

Выход движения из-под контроля сознания.

3.     Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации: приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой траектории.

Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности.

Бихевиоризм: принцип реактивности.

3 плана:

1.     Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением (центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа выбирает даже действующие стимулы.

2.     Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм преодолевает среду

3.     Философский: любая внутренняя программа имеет материальный код.

18. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе

Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий (освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система значений – со-знание (совместность).

Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы), саморегуляция – развитие ВПФ

Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе. Развитие ВПФ.

Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции, планирования, контроля).

Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ.

Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств):

4)     В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания.

5)     В младшем – значительно повышают

6)     У старших детей – нет. Внутренние средства.

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

Животные: наследование видовых черт, инстинктов.

«Видовой» опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у человека:

-      не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)

-      человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в стр-рах мозга

-      пластичность мозга

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения индивидом. Для этого необходимы:

-      наличие предметов культуры

-      наличие учителя (взрослого)

-      совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств, координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества.

Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к чему он способен при участии взрослого.

Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

11.    Деятельность и личность: строение и развитие личности.

Часть II

1.     Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие личностных черт.

2 подхода к личности:

Структурный (х-н для дифференциальной псих-и)

Функциональный (собственно-личностный)

Человек как обладатель свойств – черты характера.

Их причина – природа и среда.

Способ работы – диагностика и коррекция способов поведения.

Человек как создатель свойств. Свойство – артефакт, созданный с определенной целью), значит возможно его изменение.

Причина – личность.

Способ работы – психологическая помощь, консультирование.

Основные разделы психологии личности:

1.     Диагностика

2.     Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля

3.     Строение личности (мотивационная сфера)

4.     Развитие личности.

Общая психология

Дифференциальная

Психологические особенности личности в узком смысле Индивидные свойства  во всем многообразии (возрастно-половые, индивидуально-типические)

Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в определенных ситуациях (перечень ситуаций)

Проблемы:

1.     Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов + представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера.

2.     Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и угодливость + атрибуция в связи со статусом человека)

3.     Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое.

4.     Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт!

Тестовый метод:

1)     суррогатный

2)     непригодный для глубокого анализа

3)     субъективный

Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).

Ананьев:

1.     Первичные индивидные свойства

-      св-ва конституции

-      нейродинамические (нервная деят-ть)

-      функциональная геометрия больших полушарий

2.     Вторичные индивидные свойства

-      психофизиологические функции (восприятие, память, мышление)

-      органические потребности

3.     Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума)

-      темперамент

-      задатки

Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов).

Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14