рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

Бюлер: типы мыслей (мышление как усмотрение отношения):

-      сознание правила

-      сознание отношения

-      интенции (главное не предмет, а содержание мысли)

Выводы:

1.     Специфика мышления – во внутренней направленности суб-а на достижение цели, решение задачи

2.     Поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого в решении задач

3.     Мышление есть выделение отношения чувственных элементов стр-ры задачи.

Мышление как действие (Зельц)

S – условие, Р – требование, m – средство. Отношение m-P содержится в прошлом опыте.

M – существенное отношение между S и Р – теория комплексов.

Психологическая структура задачи – схематически антиципирующий комплекс.

Задача расположена по 2 уровням:

1)     чувственные представления S и Р

2)     их отношение  m

Основа решения – прошлый опыт субъекта.

В процессе решения задача является незавершенной комплексной стр-рой. Р антиципируется субъектом через усмотрение отношения m: нахождение принципа решения, предвосхищение. Детерминированная абстракция средств.

Операции – специфические реакции, служащие для решения задач. Некоторые из них являются методами решения. Операция восполнения комплекса (припоминание): нахождение Р (метод решения).

2 способа:

1)     Актуализация средств – направлена на актуализацию уже известынх методов решения.

2)     Абстракция средств - открытие новых методов

-      репродуктивная

-      случайно обусловленная

-      непосредственная (метод решения возникает из самой стр-ры задачи)

Этапы решения задачи:

1.     Установление отношений между элементами условий (проблемный комплекс)

2.     Антиципация искомого – постановка цели

3.     Абстракция/репродукция средств

Применимо к решению простых репродуктивных задач.

3.     Целостный подход

Вертгаймер: понимание всех составляющих как включенных в целостную стр-ру.

Дункер: в творческой задаче нет 2 уровней: это задача с одним определяющим конфликтом.

Инсайт есть определнная организация или структурирование субъектом проблемной ситуации = понимание ее основного конфликта, т.е. конкретного противоречия между условиями и требованиями. В этом конфликте содержится принцип решения задачи. 2 стороны:

1)     переживание факта конфликта – аффект

2)     направленность на его устранение

Необходимо нахождение функционального решения: принципиального способа. Реализаций этого решения мб несколько.

Инсайт не есть процесс: это моментальное качественное  изменение (нахождение и применение).

Общие принцины:

1)     содержание психики составляют целостные образы

2)     главный объект исследования – восприятие. Его закономерности перенесены на мышление (феноменальное поле).

Мышление есть акт внезапного понимания существенных отношений проблемной ситуации – непосредственное усмотрение (а не актуализация прошлого опыта).

Мышление работает с глубинными ср-вами, перцепция – с наглядными. Принцип одинаков.

Направления исследований:

1.     Изучение инсайта как закономерного итога развития ситуации, следует из ее логики (Дункер)

При этом проблемная ситуация (Келер):

1)     должна быть доступна структурированию

2)     ее целостное понимание должно соот-ть возможностям субъекта (условия и требования нах в визуальном поле суб-а)

3)     условия, требования и ср-ва – конкретны, ситуативны.

2.     Критика роли прошлого опыта в процессе решения задач. Новый тип задач – дункеровские:

-      с неопределенными условиями

-      требуют целеполагания

-      одноходовые

Задача с окраской шарика: невозможность решения проблемы в рамках перцепции – требуется мышление.

15.    Мышление как процесс: методы выявления первичных данных и проблема их интерпретации.

Мышление как предмет экспериментального исследования - решение задач: можно изучать по результату или сам процесс.

1.     Изучение по результату: факторы успешности решения задач:

Специфические (познавательные) – неспецифические (мотивация)

Ситуативные – личностные

1)     Специфические ситуационные ф-ры:

-      пространственно-временная организация условий задачи. Временная организация – установка (Лачинс). Зависит от: конкретного материала, усилий, вложенных испытуемым

-      прямая и косвенная подсказка (вспомогательная задача): дается после попыток решить основную + сохранение интереса к задаче

2)     Специфические личностные:

-      готовность знаний: тест Раахейма

-      интеллект: дивергентность/конвергентность

-      когнитивная сложность

3)     ситуативные неспецифические: эмоционально-волевые

Оптимум мотивации: различен для шаблонных и творческих задач

3 уровня: нейтральная, умеренная, высокая

Надо различать внешнюю (престиж, самоутверждение) и внутреннюю мотивацию

4)     индивидуальные особенности субъекта  (личностные неспецифические)

-      личность -  тревожность, гибкость, конформность, инициативность, рефлексивность

2.     Мышление как процесс:

3 направления:

1)     гештальтпсихология

2)     информационный – Ньюэлл, Саймон

3)     деятельность

1.     Метод получения данных:

1)     метод рассуждения вслух

2)     запись протокола – набор стадий решения. Поведение человека при решении задач подчиняется программе, включающей группу элементарных информац процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо преобразовать 1 в 2 путоем применения операторов (правил преобразования). Цель: распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения алгоритма и эвристики (система сокращенного действия).

Но: мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и ценность объектов при формалоьном представлении.

3)     Рубинштейн: анализ условий одной задачи их синтез с требованиями другой. Перенос – применение прежде найденных решений с новым задачам. В основе переноса лежит обобщение, а оно есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи. Самое главное: анализ основной задачи, включение обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть!

Тихомиров: применение объективных методов: анализ исследования поведения=анализ мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом уровне.

- регистрация движений глаз

-      длительность фиксаций

-      траектории движений глаз

Исследовательские действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-ти, длительные фиксации на конечных стадиях

-      КГР – показатель эмоц.акт-ти, мотивационной значимости (изменение происходит на конечных стадиях)

-      зрачковый рефлекс

-      словесный отчет  (появление ЭР в трудные моменты), но фрагментарность, запаздывание

На разных этапах элементы приобретают разные невербализованные операциональные смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти:

-      процессы, приводящие к возн смысла возможного решения задачи

-      оценка возникшего смысла

2.     Знание о решении задачи:

1)     каждое высказываение интерпретируется в связи с его функциональным значением (достраивание до целого): родословное дерево решения является результатом процесса. Процесс изучается только, когда он уже состоялся. Эвристика – рабочее правило решения.

2)     Выделение элементарных стадий – шагов. Шаг – изменение состояния осведомленности.

3)     Рубинштейн: необходимо решать 2 задачи – основную и вспомогательную. Решение – перенос знаний с одной на другую. Фиксируется, в какой момент испытуемому поможет решение вспомогательной (подсказка по Дункеру):

-      на раннем этапе: решается как несвязанная с основной; обобщение совершается постепенно через анализ и соотнесение обеих задач

-      на позднем этапе: обобщение совершается уже в ходе решения второй задачи

Тихомиров: выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое движение глаз получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция всегда предшествует (ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР). Мыслительная деят-ть становится более направленной (регулирующая ф-я эмоций). Эмоц активация – необходимое условие продуктивной интеллект деят-ти. Определяет субъективную ценность направления поиска.

 

12. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.

Пиаже: Генетическая психология – изучение развития интеллекта. Интеллект – инструмент адаптации. Субъект активно приспосабливается (ассимиляция и аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность как источник познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между организмом и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль рождается в действии.

В природе – принцип равновесия. Мышление также стремится к нему – установление логических структур. Логика не врождена, а развивается постепенно.

Структура интеллекта – операция. Операции – это действия, которые осуществляются в уме, но их источником являются физические действия сенсомоторного периода. Они скоординированы в целостную систему с другими действиями – группы (системы операций). Благодарая этому обеспечивается св-во обратимости. Критерий появления оперций – понятие сохранения.

Порядок прохождения стадий задан и неизменен. Вершина развития интеллекта – образование формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср. Гальперин и Эльконин – роль обучения).

Ранние работы: 3 стадии мышления ребенка

1.     Стадия аутистического мышления

2.     Стадия эгоцентрического мышления

3.     Стадия социализированного мышления

Развитие интеллекта (Пиаже):

2 части: практический интеллект и операциональный.

Практический

Операциональный

Сенсомоторный

Дооперациональный (наглядно-интуитивное) до 7-8 лет

Конкретные операции

Формальные операции

До появления речи

0-2 года

Символические схемы

Интуитивные

схемы

7-12 лет 11-18 лет
- Синкрет Комплекс Потенциальные понятия (житейские) Истинные понятия (научные)

1.     Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики (роль движения – см. ранее).

Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами, локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и сохранению.

Стадии развития

Содержание

Функция

Возможность развития

Первичные круговые реакции

0-4 мес

Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание) Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия

Вторичные

4-8 мес

Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки).

Разделение цели и средства.

Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному. Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность.

Третичные

8-18 мес

Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом. Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним. Полное образное представление объекта

Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа.

Сенсомоторный интеллект

Операциональный

Последовательно развернут во времени Симультанное, целостное представление
Направленность на результат, успех действия Возможность интереса к процессу, форме мышления
Хронотоп: происходит в реальном времени Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом

2. Дооперациональная стадия

На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические.

Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.

Когнитивные схемы

Содержание

Функции

Возможность развития

Символические

2-4 года

Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта) Ассимиляция сенсомоторных схем Разрушение синкрета

Интуитивные

4-7 лет

Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному) Пассивная аккомодация Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т.з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания)
Операциональные Сопоставление и координация разных частных св-в Активная аккомодация Децентрация

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).

Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.

3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.

Формирование операций:

-      классификация

-      сериация (упорядочивание по изменению свойства)

-      мультипликация (одновременно 1 и 2)

Конкретные операции

Формальные операции

Могут возникать спонтанно из повседневного опыта Только путем обучения. Конечный этап социализации.
Зависит от материала Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические)
Ограниченность реальной ситуацией Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте
Достоверны эмпирически Достоверны логически

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14