Реферат: Общая психология
Бюлер: типы мыслей
(мышление как усмотрение отношения):
-
сознание правила
-
сознание отношения
-
интенции (главное не предмет, а
содержание мысли)
Выводы:
1.
Специфика мышления – во внутренней
направленности суб-а на достижение цели, решение задачи
2.
Поиск существенного, а не наглядно
воспринимаемого в решении задач
3.
Мышление есть выделение отношения
чувственных элементов стр-ры задачи.
Мышление как действие
(Зельц)
S – условие, Р – требование, m – средство.
Отношение m-P содержится в прошлом опыте.
M – существенное отношение между S и Р – теория
комплексов.
Психологическая структура
задачи – схематически антиципирующий комплекс.
Задача расположена по 2
уровням:
1)
чувственные представления S и Р
2)
их отношение m
Основа решения – прошлый
опыт субъекта.
В процессе решения задача
является незавершенной комплексной стр-рой. Р антиципируется субъектом
через усмотрение отношения m:
нахождение принципа решения, предвосхищение. Детерминированная абстракция
средств.
Операции – специфические реакции, служащие для решения задач.
Некоторые из них являются методами решения. Операция восполнения комплекса
(припоминание): нахождение Р (метод решения).
2 способа:
1)
Актуализация средств – направлена
на актуализацию уже известынх методов решения.
2)
Абстракция средств - открытие новых
методов
-
репродуктивная
-
случайно обусловленная
-
непосредственная (метод решения
возникает из самой стр-ры задачи)
Этапы решения задачи:
1.
Установление отношений между
элементами условий (проблемный комплекс)
2.
Антиципация искомого – постановка
цели
3.
Абстракция/репродукция средств
Применимо к решению простых
репродуктивных задач.
3.
Целостный подход
Вертгаймер: понимание всех
составляющих как включенных в целостную стр-ру.
Дункер: в творческой задаче
нет 2 уровней: это задача с одним определяющим конфликтом.
Инсайт есть определнная организация или структурирование
субъектом проблемной ситуации = понимание ее основного конфликта, т.е.
конкретного противоречия между условиями и требованиями. В этом конфликте
содержится принцип решения задачи. 2 стороны:
1)
переживание факта конфликта –
аффект
2)
направленность на его устранение
Необходимо нахождение
функционального решения: принципиального способа. Реализаций этого решения мб несколько.
Инсайт не есть процесс: это
моментальное качественное изменение (нахождение и применение).
Общие принцины:
1)
содержание психики составляют
целостные образы
2)
главный объект исследования –
восприятие. Его закономерности перенесены на мышление (феноменальное поле).
Мышление
есть акт внезапного понимания существенных отношений проблемной ситуации –
непосредственное усмотрение (а не актуализация прошлого опыта).
Мышление
работает с глубинными ср-вами, перцепция – с наглядными. Принцип одинаков.
Направления
исследований:
1.
Изучение инсайта как закономерного
итога развития ситуации, следует из ее логики (Дункер)
При
этом проблемная ситуация (Келер):
1)
должна быть доступна
структурированию
2)
ее целостное понимание должно
соот-ть возможностям субъекта (условия и требования нах в визуальном поле
суб-а)
3)
условия, требования и ср-ва –
конкретны, ситуативны.
2.
Критика роли прошлого опыта в
процессе решения задач. Новый тип задач – дункеровские:
-
с неопределенными условиями
-
требуют целеполагания
-
одноходовые
Задача
с окраской шарика: невозможность решения проблемы в рамках перцепции –
требуется мышление.
15.
Мышление как процесс: методы
выявления первичных данных и проблема их интерпретации.
Мышление как предмет
экспериментального исследования -
решение задач: можно изучать по результату или сам процесс.
1.
Изучение по результату:
факторы успешности решения задач:
Специфические
(познавательные) – неспецифические (мотивация)
Ситуативные – личностные
1)
Специфические ситуационные
ф-ры:
-
пространственно-временная
организация условий задачи. Временная организация – установка (Лачинс). Зависит
от: конкретного материала, усилий, вложенных испытуемым
-
прямая и косвенная подсказка
(вспомогательная задача): дается после попыток решить основную + сохранение
интереса к задаче
2)
Специфические личностные:
-
готовность знаний: тест Раахейма
-
интеллект:
дивергентность/конвергентность
-
когнитивная сложность
3)
ситуативные неспецифические:
эмоционально-волевые
Оптимум
мотивации: различен для шаблонных и творческих задач
3
уровня: нейтральная, умеренная, высокая
Надо
различать внешнюю (престиж, самоутверждение) и внутреннюю мотивацию
4)
индивидуальные особенности
субъекта (личностные неспецифические)
-
личность - тревожность, гибкость,
конформность, инициативность, рефлексивность
2.
Мышление как процесс:
3 направления:
1)
гештальтпсихология
2)
информационный – Ньюэлл, Саймон
3)
деятельность
1.
Метод получения данных:
1)
метод рассуждения вслух
2)
запись протокола – набор стадий
решения. Поведение человека при решении задач подчиняется программе, включающей
группу элементарных информац процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо
преобразовать 1 в 2 путоем применения операторов (правил преобразования). Цель:
распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения алгоритма и
эвристики (система сокращенного действия).
Но:
мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и ценность
объектов при формалоьном представлении.
3)
Рубинштейн: анализ условий
одной задачи их синтез с требованиями другой. Перенос – применение прежде
найденных решений с новым задачам. В основе переноса лежит обобщение, а оно
есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи. Самое главное: анализ
основной задачи, включение обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть!
Тихомиров:
применение объективных методов: анализ исследования поведения=анализ
мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом уровне.
-
регистрация движений глаз
-
длительность фиксаций
-
траектории движений глаз
Исследовательские
действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-ти, длительные фиксации
на конечных стадиях
-
КГР – показатель эмоц.акт-ти,
мотивационной значимости (изменение происходит на конечных стадиях)
-
зрачковый рефлекс
-
словесный отчет (появление ЭР в трудные
моменты), но фрагментарность, запаздывание
На
разных этапах элементы приобретают разные невербализованные операциональные
смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти:
-
процессы, приводящие к возн смысла
возможного решения задачи
-
оценка возникшего смысла
2.
Знание о решении задачи:
1)
каждое высказываение
интерпретируется в связи с его функциональным значением (достраивание до
целого): родословное дерево решения является результатом процесса. Процесс
изучается только, когда он уже состоялся. Эвристика – рабочее правило решения.
2)
Выделение элементарных стадий –
шагов. Шаг – изменение состояния осведомленности.
3)
Рубинштейн: необходимо решать 2
задачи – основную и вспомогательную. Решение – перенос знаний с одной на
другую. Фиксируется, в какой момент испытуемому поможет решение вспомогательной
(подсказка по Дункеру):
-
на раннем этапе: решается как
несвязанная с основной; обобщение совершается постепенно через анализ и
соотнесение обеих задач
-
на позднем этапе: обобщение
совершается уже в ходе решения второй задачи
Тихомиров:
выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое движение глаз
получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция всегда предшествует
(ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР). Мыслительная деят-ть становится
более направленной (регулирующая ф-я эмоций). Эмоц активация – необходимое
условие продуктивной интеллект деят-ти. Определяет субъективную ценность
направления поиска.
12. Развитие мышления.
Стадии развития интеллекта.
Пиаже: Генетическая психология – изучение развития
интеллекта. Интеллект – инструмент адаптации. Субъект активно
приспосабливается (ассимиляция и аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность
как источник познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между
организмом и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль
рождается в действии.
В природе – принцип равновесия.
Мышление также стремится к нему – установление логических структур. Логика не
врождена, а развивается постепенно.
Структура интеллекта – операция.
Операции – это действия, которые осуществляются в уме, но их источником
являются физические действия сенсомоторного периода. Они скоординированы в
целостную систему с другими действиями – группы (системы операций).
Благодарая этому обеспечивается св-во обратимости. Критерий появления
оперций – понятие сохранения.
Порядок прохождения стадий
задан и неизменен. Вершина развития интеллекта – образование
формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср. Гальперин и Эльконин
– роль обучения).
Ранние работы: 3 стадии
мышления ребенка
1.
Стадия аутистического мышления
2.
Стадия эгоцентрического мышления
3.
Стадия социализированного мышления
Развитие интеллекта
(Пиаже):
2 части: практический
интеллект и операциональный.
Практический
|
Операциональный
|
Сенсомоторный
|
Дооперациональный
(наглядно-интуитивное) до 7-8 лет
|
Конкретные операции
|
Формальные операции
|
До появления речи
0-2 года
|
Символические схемы
|
Интуитивные
схемы
|
7-12 лет |
11-18 лет |
- |
Синкрет |
Комплекс |
Потенциальные понятия
(житейские) |
Истинные понятия
(научные) |
1.
Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и
моторики (роль движения – см. ранее).
Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами,
локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу
периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и сохранению.
Стадии развития
|
Содержание
|
Функция
|
Возможность развития
|
Первичные круговые
реакции
0-4 мес
|
Наличие врожденных схем
действия, их распространение на новые объекты (сосание) |
Ассимиляция: отработка
готовых схем, расширение области их применения |
Необходимость учета
свойств новых объектов – изменение схем действия |
Вторичные
4-8 мес
|
Связь движения с
перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание
погремушки).
Разделение цели и
средства.
|
Пассивная аккомодация
(учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей).
Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать
по-разному. |
Возникновение
сенсомоторных понятий Исследовательская активность. |
Третичные
8-18 мес
|
Исследовательские
действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение
за результатом. |
Активная аккомодация
(осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту.
Появление схемы объекта в рез-те действий с ним. |
Полное образное
представление объекта |
Появление операционального:
возникновение речи – ЗНАК вместо образа.
Сенсомоторный интеллект
|
Операциональный
|
Последовательно развернут
во времени |
Симультанное, целостное
представление |
Направленность на
результат, успех действия |
Возможность интереса к
процессу, форме мышления |
Хронотоп: происходит в
реальном времени |
Расширение хронотопа:
взаимодействие с возможным опытом |
2. Дооперациональная
стадия
На этой стадии появляется
речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком
(произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым
предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение
знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические.
Мышление еще находится в
плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место
логических операций – интуиция.
Когнитивные схемы
|
Содержание
|
Функции
|
Возможность развития
|
Символические
2-4 года
|
Синкретическое обобщение
(познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта) |
Ассимиляция сенсомоторных
схем |
Разрушение синкрета |
Интуитивные
4-7 лет
|
Подражание логическим
операциям (трансдукция – от частного к частному) |
Пассивная аккомодация |
Подражание рассуждениям
взрослого, но без принятия его т.з. (эгоцентрическая речь – иллюзия
понимания) |
Операциональные |
Сопоставление и
координация разных частных св-в |
Активная аккомодация |
Децентрация |
Слово относится р-ком не к
объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть
действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения
(синкреты).
Аутизм ребенка. Далее –
необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.
3. Конкретные операции
Овладаение принципом
сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к
исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с
конкретными предметами.
Формирование операций:
-
классификация
-
сериация (упорядочивание по
изменению свойства)
-
мультипликация (одновременно 1 и 2)
Конкретные операции
|
Формальные операции
|
Могут возникать спонтанно
из повседневного опыта |
Только путем обучения. Конечный
этап социализации. |
Зависит от материала |
Независимость от
материала – чистые операции 2-го порядка (логические) |
Ограниченность реальной
ситуацией |
Расширение пространсва:
гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте |
Достоверны эмпирически |
Достоверны логически |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|