Реферат: Общая психология
-
мнемическая направленность
Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на
запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли
запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.
5 мнемических установок
(произвольное запоминание):
1)
на полноту запоминания
2)
точность воспроизведения
3)
прочность (по времени)
4)
последовательность
5)
своевременность
Источники направленности:
-
цели
-
направленность на качество
-
условия
-
индивид кач-ва личности
(способности, привычки, интерес, возраст)
-
особ-ти материала (объем,
плотность, сложность, своеобразие)
Истомина:
дети – магазин (в игре лучше)
Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной
букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в
игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет
роли).
Опыт
с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается
объект, связанный с основным заданием.
Выводы:
-
цифры запомин хуже картинок
-
лучше основной материал
-
для взрослых – понимжение мотивации
-
снижение запоминания фонового
стимула с возрастом (трудность переключения)
21.
Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)
В.
как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?
Критерии
внимания:
1)
феноменальный – ясность и
отчетливость любого содержания сознания
2)
продуктивный – повышение качества
любой деят-ти
3)
мнемический (побочный мнемо эффект)
4)
адаптивный
5)
селективность деят-ти как рез-т В.
Внимание
включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.
2
подхода:
1.
структурный – Вундт и Титченер
2.
функциональный – Джемс
1.
Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это
состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с
переживанием чувства активности (мышечное напряжение).
В. сущ-т как самостоятельная сущность.
Титченер: В.
есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности).
Свойства внимания:
-
объем – от 3 до 6 элементов
-
направленность (фокусная точка),
распределение В.
-
высота волны – степень внимания
(уровневая стр-ра).
-
динамика во времени (колебания,
устойчивость)
2
стадии развития:
1)
первичное (непроизвольное, непосредственное)
– вызывается новизной, неожиданностью стимула
2)
вторичное – борьба с отвлекающими
ф-рами – волевой акт
3)
производное первичное внимание –
связь с сознательной целью, не требует волевого усилия
2.
Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
-
избирательностью потока (селекция)
-
сосредоточенностью (возм-ть
удержания материала в сознании)
«Вечеринка
с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление
(приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я – упорядоченность. Преперцепция
– преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше
видится привычное.
Физиологические
условия В:
-
приспособление органов чувств
-
идеационное возбуждение центра
2 источника В: личный
интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).
Виды
В.:
1)
чувственное
2)
интеллектуальное
3)
непосредственное
4)
опосредованное (апперцептивное)
5)
пассивное, непроизвольное
6)
активное, произвольное – требует
усилий
Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное
развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием –
непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть
относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В.
через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления
движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует как чисто
внутреннее явление – психофизиологическое состояние.
2
формы В.:
-
непроизвольное естественное:
животные дети. Вызывается аффектом.
-
произвольное искусственное (продукт
цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по
природе непривлекательно.
3 периода развития В:
1)
естественные эмоц состояния (страх,
любознательность)
2)
вторичные чувства - самолюбие,
чувство долга
3)
поддерживается привычкой
Ланге: В. есть целесообразная реакция организма -
моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения
восприятия. В. целесообразно.
Виды:
1)
рефлективное – для лучшего
восприятия раздражений
2)
инстинктивное – любопытство и
удивление
3)
волевое – усиление интенсивности.
Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть
двигательный процесс. Механизм – ассоциация.
Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от
активности личности.
Критерии:
наличие усилия (цели) и средств.
Стадии
развития внимания:
1)
вынужденное (пассивное): новизна,
сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка
2)
активное – искусственное,
социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать.
3)
послепроизвольное внимание – связь с
личностной активностью.
Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой
деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как
отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.
Любое
действие состоит:
1)
ориентировка
2)
исполнение
3)
контроль. По функции – это
внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это
интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т
Кобыльницкой).
Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты
(наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл.
рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.
Культурное – социальное
формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств.
Эксперименты:
1.
2 чашки с крышкой – орех. На чашках
метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста
эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи –
указание: слова направляют внимание р-ка.
2.
Игра: не называть 2-х цветов и не
повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет.
Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с
цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания:
дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие).
Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания).
Смирнов
и Зинченко: эксп-т с фоновым
раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство
непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие
устойчивости.
24.
Исследование внимания в когнитивной психологии.
2
стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).
Джемс: cocktail
party: избирательность В. + распределение
В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и
внутренней среде).
Черри
(1953): бинауральное и дихотическое
прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция
варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу,
обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула и семантических
(тема, язык, синтаксис).
2
вопроса:
1.
по каким данным происходит отбор
инфо
2.
что происходит с неотобранными
сообщениями
1)
бинауральное – проза, один диктор,
релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ.
Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть,
высота звука). Газетные штампы – смешивание.
2)
дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон,
смена голоса, но не содержание).
Модели
ранней селекции Бродбент (1957)
Селекция
происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание)
блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических
признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.
Опыты
на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а
не реальная последовательность предъявлений.
Схема
потока информации:
Инфо – сенсорная система –
кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема
ответа и/или долговременное хранилище.
1
этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение
физ признаков
2
этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки –
только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой
обработки.
Недостатки:
1)
не объясняет возможность разделения
сообщения с идентичными физическими признаками
2)
не об-т прорыв с нерелевантного
канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа)
3)
при возм-ти семант связи связывание
идет не по физическим признакам.
Энн
Трейсман (1966)
1)
Дихотическое пред-е одного текста
со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не
улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на
разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии
(выделение значений слов).
2)
Вторение текста по рел,
игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение
1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам).
Модель
аттенюатора:
Релев
и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет
интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть
далее переработаны до анализа значения.
Селекция
на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной
единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она
вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка).
У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная
защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова).
Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом.
Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом –
меньше интерференция.
Сходство
с Бродбентом:
-
селекция нужна для предотвращения
перегрузки системы восприятия
-
происходит главным образом на
ранней стадии
-
происходит путем фильтрации.
Модели
поздней селекции: Дойч (1963)
Гипотеза:
селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической
обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается
полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция,
контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход
его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС.
Модель Нормана:
Решающая
роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью.
Стимуляция – первичная
автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков
сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая
обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти –
дальнейшая переработка (внимание).
20. Самосознание
Органические предпосылки
– необходимы. Соц среда – источник развития.
Движущая сила –
внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).
Гуманизм: личность
развивается всю жизнь, но неравномерно.
Психоанализ: четкие
фиксированные стадии – прямая развития
Эльконин, Леонтьев:
скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные
Жане: формирование
личности есть цепь приобретений (новообразований)
Социальность психики - в
приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей).
Приобретения в 3-х
сферах:
1.
Деятельность (расширение
каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов)
2.
Общение (расширение,
углубление связей)
3.
Самосознание: сознательный
(самоотношение) и б/с компоненты
Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.
1)
овладение собственным телом
– произвольные движения
2)
ходьба – относительная
самостоят-ть. Самосознание через познание других людей
3)
развитие речи – воздействие
на мир
Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.
Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:
1)
физическое слияние человека
и мира
2)
дифференциация собственного
тела и мира
3)
познавательное слияние с
миром (Пиаже) – эгоцентризм
4)
децентрация в познавательной
сфере
5)
моральный эгоцентризм
6)
развитие коммуник и
эмпатических способностей
Феномены самосознания:
-
рефлексия
-
осознание своих мотивов
-
самооценка (соотв-е соц
ожиданиям)
-
сознательное Я
-
расхождение значения и смысла
-
мотивационный конфликт
-
самоощущение – базовая х-ка, не
равно самооценке
Бернс: Я-концепция
–совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой:
1)
образ Я (описательная часть)
- убеждение
2)
оценочная (самооценка) –
эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы)
3)
конкретные действия (может
ограничиваться обществом)
Самооценка не постоянна
– личностное суждение о собственной ценности.
Факторы:
1.
сопоставление образа
реального Я и идеального Я
2.
интериоризация социальных
реакций на индивида
3.
оценка через призму
идентичности.
Роль Я-концепции:
1)
способ достижения внутр
согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич)
2)
определяет интерпретацию
опыта (фильтр)
3)
является источником ожиданий
(самореализующееся пророчество)
Эриксон: развитие
личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я.
База для идентичности –
формируется в подростковом возрасте:
-
доверие к миру
-
автономия, воля
-
целенаправленность
-
умелость, компетентность
Кто я есть? Выбор между
идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных
образов Я. Идентичность:
1)
установление тождественности
самому себе
2)
интеграция в единую
целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности
3)
признание значимыми другими
моей идентичности (группы сверстников)
Важность идеологической
ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным.
-
обеспечение перспективы будущего
-
коллективное экспериментирование
-
этническая идентичность – образ
мира
-
формирование адекватной
сексуальной роли
-
профессиональное самоопределение
-
освобождение от авторитета
родителей, навыки лидерства
Механизмы достижения
идентичности:
1.
Ролевое экспериментирование
2.
Механизм ролевого моратория
4 статуса идентичности
(сделан ли выбор, пережит ли кризис):
1)
Предрешенная - в
авторитарном обществе
2)
реализованная
3)
диффузная – пофигизм:
застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования)
4)
мораторий – актуальный
кризис
Самосознание – совок-ть
псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового.
Критерии:
1.
природные – выделение себя
из окр серды
2.
социальные – сравнение себя
с другими
3.
личностные – рефлексия –
осозание собственных переживаний, своих мотивов
Стадии развития
самосознания:
Критерий
|
Самопознание
|
Самоотношение
|
Природный
|
Построение схемы
собств тела
|
Самочувствие:
комфорт/дискофорт
|
Социальный
|
Построение образа Я
(самовосприятие)
|
Самоуважение,
самопринятие, саморегуляция
|
Культурный
|
Построение Я-концепции
|
Самооценка (понимание
своего реального Я).
|
Осознание расстояния
между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.
Социальная позиция –
объективное место в общественной организации, которое может занять человек
(зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные.
Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько –
возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры).
Обряд инициации.
Социальные ожидания –
требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида:
1.
наличие внутренних
убеждений, ценностей, установок (принципы)
2.
наличие технологических
знаний и умений
3.
наличие способов общения и
правил их применения
Социальная роль – это
совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль
– это резерв развития позиции + испытание ее.
Мех-мы присвоения ролей:
1.
Социальное научение
2.
Самокатегоризация
3.
Эмоциональная идентификация
(с конкретным лицом)
Стадии присвоения ролей:
1.
Ориентационный период –
ввыбор образца для подражания.
2.
Имитационный – полное
подражание
3.
Трансформационный – освоение
роли и изменение отношения к образцу
Личность
Рубинштейн: субъект есть
внутренне условие деять-ти:
-
активность
-
развитие и саморазвитие
-
внутренние противоречия
1.
Природный – приспособление
2.
Социальный – присвоение
3.
Культурный – преобразование
опыта, ответственный за решение собственных проблем
Личность – 3 варианта:
1)
в широком смысле –
индивидуальность
2)
личность - социальный
феномен (Адлер)
3)
личность – культурный
феномен (Юнг)
Юнг: изначальная
социальность человека. Душа и тело неразделимы.
1) содержание личного
б/с (рез-т процесса индивидуации):
-
воспоминания, комплексы
-
слабые по энергии псих
содержания
-
остатки инстинктивной жизни
-
содержания, несовместимые с
сознание
3)
коллективное б/с – свок-ть
универсальных личностных проблем. Единица – архетип.
Символ – глубокая вода:
-
общее у разных людей
-
принадлежащее всему чел-ву
-
врожденные идеи, архетипы:
врожденные б/с представления
Личность: маска (соц
имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.
Джемс: полноразвитая
личность:
1.
Материальное (физическое,
биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует
2.
Социальное Я (Я для других)
субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы
решения проблем. Человек как знаковое существо
3.
Духовное Я – источник
личностной активности, воли – выходит за пределы науки.
Концепции личности:
1.
биологизаторская (Фрейд) и
социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики:
социализированной и несоциализ.
2.
Гоместатические и
антигомеостатические
Психоанализ:
неполноразвитая личность. Факторы развития личности:
1)
энергетический источник
изнутри – влечения
2)
раздражения извне –
негативная природа: конфликт с обществом
3)
внутренний конфликт
4)
психо-сексуальное развитие
Происходит
приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с –
конфликт.
Гуманистическая:
Маслоу: потребность в
самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб
управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это
познание другого (эмпатия).Человек является тем, каким себя представляет.
Роджерс: самооценка
(понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания:
суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало.
Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.
Мышление в бихевиоризме:
Мышление есть поведение,
двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании
работает вя телесная организация индивида. Активность выражается:
1.
в скрытой деят-ти рук
2.
скрытые речевые движения
3.
скрытые эмоциональные
реакции
Мышление может быть:
кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности
1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли
бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции
обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.
|