рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

-      мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.

5 мнемических установок (произвольное запоминание):

1)     на полноту запоминания

2)     точность воспроизведения

3)     прочность (по времени)

4)     последовательность

5)     своевременность

Источники направленности:

-      цели

-      направленность на качество

-      условия

-      индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст)

-      особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли).

Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием.

Выводы:

-      цифры запомин хуже картинок

-      лучше основной материал

-      для взрослых – понимжение мотивации

-      снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)

21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)

В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

Критерии внимания:

1)     феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания

2)     продуктивный – повышение качества любой деят-ти

3)     мнемический (побочный мнемо эффект)

4)     адаптивный

5)     селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.

2 подхода:

1.     структурный – Вундт и Титченер

2.     функциональный – Джемс

1.     Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение).

В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности).

Свойства внимания:

-      объем – от 3 до 6 элементов

-      направленность (фокусная точка), распределение В.

-      высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).

-      динамика во времени (колебания, устойчивость)

2 стадии развития:

1)     первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула

2)     вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

3)     производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия

2.     Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:

-      избирательностью потока (селекция)

-      сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании)

«Вечеринка с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное.

Физиологические условия В:

-      приспособление органов чувств

-      идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).

Виды В.:

1)     чувственное

2)     интеллектуальное

3)     непосредственное

4)     опосредованное (апперцептивное)

5)     пассивное, непроизвольное

6)     активное, произвольное – требует усилий

Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние.

2 формы В.:

-      непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом.

-      произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно.

3 периода развития В:

1)     естественные эмоц состояния (страх, любознательность)

2)     вторичные чувства - самолюбие, чувство долга

3)     поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно.

Виды:

1)     рефлективное – для лучшего восприятия раздражений

2)     инстинктивное – любопытство и удивление

3)     волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.

Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности.

Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

Стадии развития внимания:

1)     вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка

2)     активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать.

3)     послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью.

Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.

Любое действие состоит:

1)     ориентировка

2)     исполнение

3)     контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).

Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.

Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств.

Эксперименты:

1.     2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка.

2.     Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания).

Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.

24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

2 стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).

Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде).

Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула  и семантических (тема, язык, синтаксис).

2 вопроса:

1.     по каким данным происходит отбор инфо

2.     что происходит с неотобранными сообщениями

1)     бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука). Газетные штампы – смешивание.

2)     дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не содержание).

Модели ранней селекции Бродбент (1957)

Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.

Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а не реальная последовательность предъявлений.

Схема потока информации:

Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище.

1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение физ признаков

2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой обработки.

Недостатки:

1)     не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими признаками

2)     не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа)

3)     при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.

 Энн Трейсман (1966)

1)     Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов).

2)     Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам).

Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения.

Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова).

Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция.

Сходство с Бродбентом:

-      селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия

-      происходит главным образом на ранней стадии

-      происходит путем фильтрации.

Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС.

Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью.

Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).

20.  Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.

Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).

Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные

Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)

Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей).

Приобретения в 3-х сферах:

1.     Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов)

2.     Общение (расширение, углубление связей)

3.     Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.

1)     овладение собственным телом – произвольные движения

2)     ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей

3)     развитие речи – воздействие на мир

Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.

Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:

1)     физическое слияние человека и мира

2)     дифференциация собственного тела и мира

3)     познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм

4)     децентрация в познавательной сфере

5)     моральный эгоцентризм

6)     развитие коммуник и эмпатических способностей

Феномены самосознания:

-      рефлексия

-      осознание своих мотивов

-      самооценка (соотв-е соц ожиданиям)

-      сознательное Я

-      расхождение значения и смысла

-      мотивационный конфликт

-      самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой:

1)     образ Я (описательная часть) - убеждение

2)     оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы)

3)     конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.

Факторы:

1.     сопоставление образа реального Я и идеального Я

2.     интериоризация социальных реакций на индивида

3.     оценка через призму идентичности.

Роль Я-концепции:

1)     способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич)

2)     определяет интерпретацию опыта (фильтр)

3)     является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)

Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я.

База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:

-      доверие к миру

-      автономия, воля

-      целенаправленность

-      умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:

1)     установление тождественности самому себе

2)     интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности

3)     признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)

Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным.

-      обеспечение перспективы будущего

-      коллективное экспериментирование

-      этническая идентичность – образ мира

-      формирование адекватной сексуальной роли

-      профессиональное самоопределение

-      освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства

Механизмы достижения идентичности:

1.     Ролевое экспериментирование

2.     Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):

1)     Предрешенная -  в авторитарном обществе

2)     реализованная

3)     диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования)

4)     мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового.

Критерии:

1.     природные – выделение себя из окр серды

2.     социальные – сравнение себя с другими

3.     личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов

Стадии развития самосознания:

Критерий

Самопознание

Самоотношение

Природный

Построение схемы собств тела

Самочувствие: комфорт/дискофорт

Социальный

Построение образа Я (самовосприятие)

Самоуважение, самопринятие, саморегуляция

Культурный

Построение Я-концепции

Самооценка (понимание своего реального Я).

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.

Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида:

1.     наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)

2.     наличие технологических знаний и умений

3.     наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.

Мех-мы присвоения ролей:

1.     Социальное научение

2.     Самокатегоризация

3.     Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)

Стадии присвоения ролей:

1.     Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.

2.     Имитационный – полное подражание

3.     Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

Личность

Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:

-      активность

-      развитие и саморазвитие

-      внутренние противоречия

1.     Природный – приспособление

2.     Социальный – присвоение

3.     Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем

Личность – 3 варианта:

1)     в широком смысле – индивидуальность

2)     личность - социальный феномен (Адлер)

3)     личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг:  изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.

1)  содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

-      воспоминания, комплексы

-      слабые по энергии псих содержания

-      остатки инстинктивной жизни

-      содержания, несовместимые с сознание

3)     коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип.

Символ – глубокая вода:

-      общее у разных людей

-      принадлежащее всему чел-ву

-      врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

Джемс: полноразвитая личность:

1.     Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует

2.     Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо

3.     Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.

Концепции личности:

1.     биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.

2.     Гоместатические и антигомеостатические

Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности:

1)     энергетический источник изнутри – влечения

2)     раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом

3)     внутренний конфликт

4)     психо-сексуальное развитие

Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт.

Гуманистическая:

Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является тем, каким себя представляет.

Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.

Мышление в бихевиоризме:

Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация индивида. Активность выражается:

1.     в скрытой деят-ти рук

2.     скрытые речевые движения

3.     скрытые эмоциональные реакции

Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14