рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс) рефераты

            Закон о занятости в ст. 5 закрепил основные принципы госу­дарственной политики в области занятости:

1) обеспечение всем гражданам России равных возможно­стей в реализации их права на труд и свободный выбор работы;

2)   поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан,  содействие  развитию  их способностей  к производи­тельному творческому труду;

3)   создание условий, обеспечивающих достойную человека жизнь и свободное его развитие;

4)   обеспечение социальной защиты граждан в области заня­тости, помощь особо нуждающимся в ней и в трудоустройстве;

5)   сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

6)   поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

7)   развитие трудовых ресурсов;

8)   предупреждение массовой и сокращение длительной (бо­лее одного года) безработицы; а также принципы по координа­ции действий органов занятости с другими органами и по меж­дународному сотрудничеству в области занятости.

            Эти принципы являются принципами института содействия обеспечению занятости и трудоустройству и отражают суть зако­нодательства данного института и направления его развития.

            Право граждан на содействие обеспечению занятости и тру­доустройству закреплено в разделе II Закона о занятости населе­ния. Это сложное право, включающее ряд более простых прав (возможностей получить определенное благо), является важней­шей гарантией реализации права на труд.

            Содержание права на содействие обеспечению занятости со­стоит из следующих прав граждан:

—   на проведение государственной политики в области заня­тости;

на трудоустройство;

—   на бесплатную профессиональную подготовку,  переобуче­ние, в том числе через службу занятости с получением стипендии;

—   на профессиональную деятельность за границей на осно­ве контракта (на 2—5 лет);

—   на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, их должностных лиц, в том числе и в суд.

Организационно-правовые формы обеспечения занятости:

—   бесплатная профессиональная подготовка, переподготов­ка,  повышение квалификации как непосредственно на произ­водстве, так и с помощью органов службы занятости;

—   направление на работу подготовленных молодых специа­листов и квалифицированных рабочих;

квотирование рабочих мест для трудоустройства слабо со­циально защищенных (инвалидов, молодежи, женщин-матерей, одиноких родителей и др.);

подыскание службой занятости безработному подходящей работы и направление на нее;

•   создание новых рабочих мест на действующих или вновь организуемых производствах, поощрение этого исполнительным органами власти и службой занятости различными мерами;

внутреннее трудоустройство работника администрацией на том же предприятии, организации, намечаемого к высвобож­дению или увольнению не по его вине;

организация общественных работ и направление на них безработных в качестве временных работников с сохранением статуса безработного и получением пособия по безработице;

•   различные специальные формы трудоустройства граждан, нуждающихся в особой помощи по устройству на работу (освобо­жденных из мест заключения, демобилизованных из армии и др.).

            Трудоустройство — это подыскание подходящей работы, включая необходимую переквалификацию, повышение квали­фикации и устройство на работу. Оно может осуществляться са­мостоятельно гражданином или с помощью специального орга­на, занимающегося трудоустройством.

            В широком смысле трудоустройство — это любой процесс уст­ройства на работу: самостоятельное и с помощью службы занято­сти и администрации организации, обязанной предложить наме­ченному к высвобождению или увольнению не по его вине ра­ботнику другую имеющуюся работу и с его согласия перевести на эту работу. Трудоустройство в узком смысле — это деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражда­нину помощи в устройстве на работу. Трудоустройству В узком смысле могут помогать такие органы, как военкоматы (для демо­билизованных), милиция (для вернувшихся из мест заключения), комиссии по делам несовершеннолетних (для подростков) и др.

Есть общие и специальные формы трудоустройства. К Ъб-щим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство, а также трудоустройство работодате­лем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего вы­свобождению (увольнению) без его вины, на другую имеющуюся работу. К специальным формам трудоустройства относятся:

•   организованный набор рабочей силы в отъезд; направление на работу выпускников вузов, техникумов,

            ПТУ и других специальных образовательных учреждений, за­ключивших с работодателями соответствующие договоры о под­готовке для их производства квалифицированных кадров;

направление безработного по установленной квоте прие­ма, обязательной для работодателя;

трудоустройство для работы за границей по контракту.

            Трудоустройство гражданина является итогом обеспечения его занятости. Далее действуют нормы Трудового кодекса по обеспе­чению стабильности его возникших трудовых правоотношений.

            Закон РФ «О социальной защите инвалидов» предусмотрел, что органами власти инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мер (ст. 20) — ре­зервирование рабочих мест по наиболее подходящим для них про­фессиям, создание для них условий труда в соответствии с индиви­дуальными программами реабилитации инвалидов и др. (перечень приоритетных для инвшшдов профессий утвержден постановлени­ем Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. № 150).

            Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является предупреждение массового высвобождения работников. Критерием массового высвобождения работников являются по­казатели численности высвобожденных работников за опреде­ленный срок. Их определило Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в котором тоже предусмотрена программа мероприятий по со­действию занятости в условиях массового высвобождения. Мас­совое высвобождение происходит в следующих случаях:

при ликвидации любого предприятия численностью 15 и более работников;

при сокращении 50 и более человек в течение месяца (30 дней), 200 и более челрвек в течение двух месяцев (60 дней), 500 и более человек за три месяца (90 дней);

при увольнении более 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности штатов в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность занятых менее 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.


Вопр. 34. Общая   характеристика    законодательства   о   занятости


§ 2. Общая характеристика законодательства о занятости

            Государственное регулирование обеспечения занятости и тру­доустройства осуществлялось и раньше, но указанным Законом оно усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было с 1930 г. Рыночная экономика создала безработицу и необходимость содействовать безработным в трудоустройстве.

            Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет пра­во на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и бла­гоприятные условия труда и защиту от безработицы. Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в государственную политику Российской Федерации в области занятости и в право. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в области занятости, в которую входят:

статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы, на что направлена такая важная ее гарантия, как содействие обеспечению занятости и трудоустройству;

статья 23 (п. 1) Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благопри­ятные условия труда и защиту от безработицы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.;

Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Россий­ской Федерации»» (в редакции от 22 марта 1996 г.);

Положение о Федеральной службе занятости, конкретизи­рующее основные задачи, права и обязанности этой службы, предусмотренные указанным Законом. С 1 декабря 2000 г. дейст­вует положение о Департаменте этой службы в системе Минтру­да РФ;

постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. «Об ут­верждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями от 12 ноября 1999 г.) — органы местного само­управления по согласованию с органами службы занятости соз­дают рабочие места для безработных на этих общественных ра­ботах, на которые безработный принимается временно, и в этот период на него распространяется трудовое законодательство как на временного работника: одновременно он может получать в органе службы занятости пособие по безработице;

Временная инструкция Минтруда России от 11 июня 1992 г. «О порядке начисления пособия по безработице»;

постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и пере­подготовки высвобождаемых работников и незанятого населения»;

Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуж­дающихся в социальной защите, утвержденное постановлением Минтруда и занятости населения РФ от 11 июня 1992 г.;

Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, установившее понятие массового высвобождения, его критерии, программу мер по со­действию занятости в условиях массового высвобождения и взаимоотношения в этот период между работниками, работо­дателями и органами исполнительной власти (см. постановление Правительства РФ от 5 февраля 1995 г.);

отраслевые программы содействия занятости населения, раз­рабатываемые и осуществляемые федеральными органами и орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Коллективно-договорное регулирование занятости дополняет на всех его уровнях законодательное регулирование. Федераль­ная служба занятости также принимает нормативные акты и акты разъясняющего характера по своей сфере деятельности.

            Во всей указанной системе нормативных актов о занятости определяющим является Закон РФ «О занятости населения в РФ». Он состоит из 45 статей, сгруппированных в 8 разделов. Его общая характеристика следующая:

            Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) определяет понятия занятости (кто считается занятым), безработного, подходящей и неподходящей работы, государственную политику в области занятости, разграничивает в этой области полномочия Федера­ции и ее субъектов.

            Раздел II «Права граждан в области занятости» (ст. 8—11) за­крепляет право граждан на выбор места работы, на консульта­цию, профессиональную подготовку, переподготовку, повыше­ние квалификации и получение информации о профессиональ­ной деятельности за границей.

            Раздел III «Гарантии в области занятости» (ст. 12—13) закре­пляет общие для всех гарантии реализации права на труд и спе­циальные гарантии для слабо защищенных категорий граждан, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для ин­валидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специаль­ной защите.

            Раздел IV «Регулирование и организация занятости» (ст. 14—24) предусматривает организацию работы по содействию полной, про­дуктивной и свободно избранной занятости, меры, осуществляе­мые государством для этого, а также деятельность Федеральной го­сударственной службы занятости населения, ее органов на местах по финансированию мер по обеспечению занятости, профподго­товки, переподготовки безработных и по организации обществен­ных работ. В ст. 21 предусмотрены права профсоюзов и иных пред­ставительных органов работников в области содействия занятости.

            Раздел V «Государственная служба занятости» (ст. 25—27) предусматривает права и обязанности этой службы.

            В разделах VI—VIII говорится об участии работодателей в обес­печении занятости, их правах, социальных гарантиях и компенсаци­ях высвобождаемым работникам и безработным и о порядке выпла­ты пособий безработным и оказании им и членам их семей матери-ачьной помощи. Закон устанавливает и определенную социальную помощь безработным.


Вопр. 35. Правовой статус безработного


§ 3. Понятия занятости, обеспечения занятости и безработного

            Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. Незанятость трудоспособного гражданина не является основанием для его правовой ответственности: реализация права на труд — это добровольный, свободный акт гражданина, и только он решает, сделать или нет этот акт и в каком виде за­нятости его реализовать.

            Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона): работающие по трудовому договору, в том числе и с неполным рабочим време­нем, временные и сезонные работники; самостоятельно обеспе­чивающие себя работой; занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; члены производственных кооперати­вов (артелей); работающие по договорам подряда, поручения и другим гражданско-правовым договорам; избранные, назна­ченные или утвержденные на оплаченную должность; проходя­щие воинскую службу и службу в органах МВД, ГБ, учащиеся очных учебных образовательных учреждений всех видов.

            Как видим, это понятие значительно шире понятия «работник». Короче, занятый — это лицо, реализующее свое право на труд в лю­бой форме общественно-полезной оплачиваемой деятельности.

            Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий рабо­ты и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый к ней .приступить (ст. 3 Закона). Следует отметить, что акты МОТ признают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее ее и готовое к ней приступить. Согласно этому определению у нас ныне более 10 млн безработных, а зарегистрированных — в 6 раз меньше. Регистрация безработных производится органами службы занятости по месту жительства граждан в течение 11 дней со дня предъявления ими паспорта, трудовой книжки (для впервые посту­пающих на работу — справки с места жительства), справки о сред­нем заработке за последние три месяца и других документов (во­инский билет для демобилизованных из армии и т. д.).

            Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров — инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для пере­регистрации, а также отказавшиеся в течение 10 дней со дня об­ращения в службу занятости от двух вариантов подходящей ра­боты. Не признаются безработными и лица, впервые ищущие

работу, не имеющие профессиональной подготовки, если они дважды отказываются от любой предложенной работы или от получения профессиональной подготовки. Но такой гражданин имеет право повторно обратиться для признания его безработ­ным. Не регистрируются как безработные осужденные к испра­вительным работам без лишения свободы.

            Подходящей считается работа, которая соответствует специаль­ности, квалификации с учетом уровня профессиональной подго­товки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Не может считаться подходящей работа, если она связана с переменой места жительст­ва без согласия гражданина, по условиям труда не соответствует нормам по охране труда, по заработку ниже среднего заработка гражданина за три последних месяца его последней работы. Если же его средний заработок был выше уровня средней зарплаты в регионе, то подходящей не может тогда считаться работа с зара­ботком ниже среднего по региону (территории субъекта РФ).


Вопрос 36. Трудовой договор

--- Понятие и стороны трудового договора. Его значение

В науке трудового права трудовой договор рассматривают в следующих двух аспектах: как соглашение работника с работо­дателем о труде на данном предприятии и как важнейший ин­ститут трудового права, определяющий нормы трудового до­говора: его заключение, изменение и прекращение. Трудовой до­говор как соглашение о работе является юридическим фактом, который порождает трудовое правоотношение работника, и не­обходимой предпосылкой для распространения на него трудово­го законодательства и возникновения других правоотношений, непосредственно связанных с трудовым.

Статья 56 Кодекса дает легальное понятие трудового до­говора как индивидуального соглашения: «соглашение между ра­ботодателем и работником, в соответствии с которым работода­тель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными право­выми актами, коллективным договором, соглашениями, локаль­ными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату; а работник обязуется лично выполнять опре­деленную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать дей­ствующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. В этом определении указываются стороны трудового до­говора, а через их обязанности — его содержание.

Сторонами трудового договора являются работодатель и ра­ботник. Гражданин становится работником, заключив трудовой договор, на все время его действия. Второй стороной трудового договора является работодатель в лице определенного предпри­ятия, учреждения, организации (в том числе фирмы, акционер­ного общества, производственного кооператива, частного пред­принимателя или иного работодателя, принимающего граждани­на на работу по трудовому договору). Стороны могут заключить трудовой договор, если обе обладают трудовой праводееделиктоспособностью как признаваемой законодательством способно­стью быть стороной трудового договора, субъектом трудового правоотношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25