Реферат: Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)
Органам исполнительной власти
субъектов РФ было рекомендовано также принимать меры по погашению акционерными
обществами, часть акций которых находится в собственности субъектов РФ,
задолженности по заработной плате и обязательным платежам в бюджеты всех
уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Федеральным законом "О
несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 2.
Ст. 222) установлена очередность погашения задолженности должника -
юридического лица и гражданина по требованиям кредиторов (ст. 94, 161
Закона). Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по
трудовому договору, удовлетворяются во вторую очередь.
Проблема задолженности по
заработной плате работникам бюджетной сферы, постепенно обостряясь, сейчас
приобрела опасный характер, поскольку представляет реальную угрозу социальной
стабильности в обществе. В связи с этим чрезвычайно важными являются новые
нормы об ответственности работодателя за нарушение сроков выплаты заработной
платы и иных сумм, причитающихся работнику, и об обязанности работодателя
возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного
лишения его возможности трудиться (см. комментарий к ст. 4, 142, 234,
236 ТК).
Предусмотренное ст. 136
ТК право работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца
относится к числу условий, установленных законодательством. Это условие не
может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного
договора. Как показывает практика, условие о выплате заработной платы за
больший период времени, чем полмесяца, включается как в коллективные договоры,
так и в трудовые договоры (контракты).
Такие условия являются
недействительными.
Выплата заработной платы реже
чем каждые полмесяца допускается только в тех случаях, когда это предусмотрено
федеральным законом.
8. Конкретный день выплаты
заработной платы предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка,
которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа
работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному
договору (см. комментарий к ст. 190 ТК). День выплаты заработной платы
может устанавливаться и коллективным либо трудовым договором (см. комментарий
к ст. 41, 57 ТК).
Конкретный день
выплаты заработной платы в ряде случаев устанавливается Кодексом: при
совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата
заработной платы производится накануне этого дня; при предоставлении работнику
отпуска оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала;
при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику
от работодателя, производится в день увольнения работника, а при его отсутствии
в этот день на работе - не позже следующего дня после предъявления им
требования о расчете (см. комментарий к ст. 140 ТК).
Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение
сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
Работодатель и (или)
уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя,
допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения
оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом
и иными федеральными законами.
В случае задержки выплаты
заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив
работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты
задержанной суммы. Не допускается приостановка работы:
в периоды введения военного,
чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о
чрезвычайном положении;
в органах и организациях
Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных
формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и
безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных,
противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных
бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
государственными служащими;
в организациях,
непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
в организациях,
связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение,
отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой
и неотложной медицинской помощи).
Статья 142. Ответственность работодателя за
нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
1. Нарушение требования Кодекса
о своевременной и полной выплате работнику заработной платы и иных
причитающихся ему сумм - это нарушение трудового законодательства,
ответственность за которое предусмотрена не только ст. 142, но и ст.
362 ТК.
2. Одним из видов
ответственности работодателя и других уполномоченных им в установленном порядке
представителей, допустивших задержку выплаты работникам заработной платы и
другие нарушения оплаты труда, является дисциплинарная ответственность.
Руководитель организации, его заместители могут быть привлечены к такой
ответственности по требованию представительного органа работников. Работодатель
обязан рассмотреть заявление этого органа о нарушении руководителем
организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о
труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах
рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты
нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю
организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст.
195 ТК).
Трудовой договор с
руководителем организации может быть расторгнут, помимо оснований,
предусмотренных Кодексом, и по иным основаниям, предусмотренным трудовым
договором (ст. 278 ТК). К их числу может быть отнесено и нарушение норм
закона об оплате труда.
3. Нарушение работодателем
сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, может
повлечь и материальную ответственность. Руководитель организации несет полную
материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный
организации. Такой ущерб может возникнуть в связи с обязанностью работодателя:
а) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска,
выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплатить их с
уплатой процентов (денежной компенсации) за каждый день задержки, начиная со
следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета
включительно (ст. 236); б) возместить работнику не полученный им
заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (см. комментарий
к ст. 234), в частности при приостановке им работы в случае задержки
выплаты заработной платы, поскольку продолжение работы при нарушении
установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном
размере относятся к принудительному труду, который законом запрещен (см. комментарий
к ст. 4); в) возместить в денежной форме в размерах, определенных
соглашением сторон трудового договора, моральный вред, причиненный работнику
неправомерными действиями или бездействием работодателя (см. комментарий к
ст. 237).
4. За нарушение
законодательства о труде, включая нормы закона о своевременной и полной выплате
работнику заработной платы и всех иных причитающихся ему сумм, предусмотрена и
административная ответственность в виде наложения на должностных лиц
административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты
труда. Нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым
административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,
влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27
КоАП).
5. Невыплата
заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев,
совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из
корыстной или иной личной заинтересованности, влечет уголовную ответственность
(ст. 145.1 УК РФ).
Вопрос 67. Удержания из заработной платы
Удержания из заработной платы возможны по общему правилу с письменного
согласия работника, а при отсутствии согласия — по решению суда. Администрация
своей властью без согласия работника может произвести удержание:
— налогов и взносов в пенсионный фонд;
- для исполнения судебных решений и
других исполнительных документов, в том числе по штрафам;
- для возвращения неизрасходованного
аванса или аванса, выданного в счет зарплаты, а также сумм, излишне выплаченных
из-за счетной ошибки (но не позднее месяца со дня истечения срока по
распоряжению об удержании);
при увольнении работника по его вине за
неотработанные им дни полученного отпуска;
- для возмещения ущерба, причиненного
работником производству, если размер ущерба не превышает месячного заработка
работника.
Общий размер всех удержаний не может
превышать при каждой выплате зарплаты 20%, а при исполнительных листах — 50%.
При удержании по нескольким исполнительным листам за работником все же должно
быть сохранено 50% заработка. Но это ограничение не распространяется на
осужденных к исправительным работам и при взыскании алиментов на несовершеннолетних
детей.
Удержания нельзя производить из выходного
пособия, компенсационных и иных выплат, на которые не обращается взыскание
согласно законодательству.
Заработная плата выплачивается не реже,
чем каждые полмесяца, а за время отпуска — не позднее чем за один день до начала
отпуска. Сроки выплаты заработной платы могут устанавливаться и локальным
актом (коллективным договором, соглашением). При совпадении дня выдачи
зарплаты с выходным или праздничным днем оплата производится накануне этого
дня. Однако в настоящее время на многих производствах это требование
нарушается, и редко кто из должностных лиц несет ответственность за это
нарушение прав человека на заработную плату.
В трудовом законодательстве теперь
Кодексе, как указывалось, предусмотрено право работника при задержке
заработной платы на возмещение нанесенного ему материального (в виде пени) и
морального вреда.
Вопрос 68. Тарифная система оплаты труда
В настоящее время усиливается тенденция
придать большую роль различным тарифным соглашениям для определения заработной
платы. Но они, как и коллективные договоры, в соответствии со ст. 9 ТК не
должны снижать установленных законодательством гарантий. Тарифная система
заработной платы является одной из социальных гарантий, ее правовой основой.
Большое значение имеют тарифные отраслевые соглашения и локальные нормы самих
организаций. Именно тарифная система помогает заранее устанавливать нормы
оплаты труда рабочих, а также специалистов и служащих, поскольку на них также
распространяются многие элементы тарифной системы (северные надбавки, районные
коэффициенты, устанавливаемые централизованно, а также надбавки и доплаты,
устанавливаемые в договорном порядке).
Тарифная система — это комплекс правовых актов, принятых
в централизованном (законодательном или в социально-партнерском договорном) и
локальном порядке, устанавливающих исходные данные для дифференцированной
оплаты труда различных категорий работников. Кодекс дает понятие тарифной
системы: это «совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется
дифференциация заработной платы работников различных категорий» (ст. 129 ТК).
Тарифная система оплаты труда работников бюджетных организаций всех уровней
устанавливается на основе единой тарифной сетки, являющейся гарантией по
оплате труда этих работников, а в других организациях тарифная система может
определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых
тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате
труда (ст. 143 ТК).
Составными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные
справочники (КС), тарифные сетки, тарифные ставки, надбавки и доплаты, перечни
(списки) работ с тяжелыми и вредными условиями труда. Каждый из указанных
элементов утверждается в определенном порядке для определенных целей. Перечни
тяжелых работ с временными и (или) опасными условиями труда, как ранее
указывалось, определяются Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Тарифно-квалификационные
справочники работ и профессий рабочих и квалификационные справочники служащих
утверждены в централизованном порядке Правительством РФ.
Тарифно-квалификационные
справочники рабочих содержат
перечни работ, их характеристики и разграничение этих работ по сложности на
разряды. Они служат для определения тарифно-квалификационными комиссиями
квалификационного разряда рабочего. Чем выше разряд, тем выше и оплата,
которая определяется по тарифной сетке. Квалификационные справочники служащих
состоят из трех частей: руководители; специалисты; технические исполнители. В
справочниках по каждой работе (разряду, должности) указано, что должен знать
работник, каким уровнем специального образования должен обладать, его
функциональные обязанности по данной специальности, квалификации, которые
работник должен знать и уметь выполнять. Есть единые тарифно-квалификационные
справочники для рабочих сквозных профессий для всего народного хозяйства, а
есть и отраслевые по видам отраслевых работ. На их основе могут быть
установлены локальные справочники для рабочих данного производства.
Теперь в ст. 129 Кодекса дан ряд понятий в
области оплаты труда, в том числе указано, что тарифная сетка — это
совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в
зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с
помощью тарифных коэффициентов.
Тарифная сетка содержит перечень тарифных разрядов с указанием
для каждого из них соответствующих коэффициентов, за единицу берется
коэффициент 1-го разряда, например:
Разряды 1 2
3 4 5 6
Коэффициенты 1 1,2 1,4
1,6 1,9 2,5
В ней указана ставка 1-го разряда:
например повременщика — 4 тыс. руб./ч; сдельщика — 5 тыс. руб./ч.
Таким образом, тарифная сетка
представляет указание тарифных разрядов (профессий, должностей) и их
поразрядных коэффициентов, показывающих, насколько ставка данного разряда
будет выше первого, ставка которого дается в сетке.
В большинстве производств действует
6-разрядная сетка, но есть и 10-, и 12-разрядные сетки, а в бюджетной сфере —
единая для рабочих и служащих 18-разрядная сетка, установленная Правительством
РФ. По ней рабочие оплачиваются с 1-го по 8-й (в отдельных случаях — по 10-й
разряд), а служащие — со 2-го по 18-й разряд и соотношение в оплате между
крайними разрядами (1-ми 18-м): 4,5. Субъекты Федерации за счет своих бюджетов
могут повышать эти ставки единой сетки (ЕТС).
Ставка 1 разряда ЕТС теперь
450 рублей в месяц, но второй крайний коэффициент, т. е. самого высокого 18
разряда снижен с 10 до 4,5. Таким образом, снижены и коэффициенты более высоких
разрядов и заработная плата почти не повысилась с 1 января 2002 г. Тарийная
система оплаты труда работников всех
бюджетных организаций может определяться
коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных
справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК).
Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда
работника данного разряда в единицу времени (в час, день, месяц). Тарифная
ставка является неразрывной частью тарифной сетки. В каждой сетке дается ставка
1-го разряда, которая не может быть ниже минимального размера заработной
платы. Умножая ее на поразрядный коэффициент, получаем ставку соответствующего
разряда. Ставки в сетке даются две — одна для повременно оплачиваемых работ, а
другая (несколько большая) — для сдельных. Размеры тарифных ставок, окладов, их
соотношение между отдельными категориями работников определяют теперь сами
предприятия, учреждения, организации и фиксируют их в коллективных договорах и
иных соглашениях.
Тарификация работ — это отнесение вида данной сложности труда
к соответствующему разряду (по справочнику), а установление квалификационного
данного разряда работнику производится при его проверке: может ли он выполнить
работу этого разряда.
Квалификационный разряд — это уровень (величина) профессиональной
подготовки работника, обученности, опыта, так как чем выше его тарифный разряд,
тем сложнее работу он может выполнить.
Работодатель имеет право
устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с
учетом мнения профкома организации. Они могут определяться коллективными
договорами.
Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат
(доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из федерального
бюджета, устанавливает Правительство РФ; финансируемых из бюджета субъекта
Федерации — орган исполнительной власти данного субъекта; а в организациях,
финансируемых из местного бюджета,— органы местного самоуправления (ст. 144
ТК). Статьей 145 ТК определен и порядок установления оплаты труда
руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций.
Размеры оплаты труда руководителей иных организаций определяются по соглашению
сторон трудовым договором.
Надбавки и доплаты являются элементом тарифной системы,
дополнительным к тарифным ставкам. Поскольку тарифные ставки учитывают лишь
квалификацию работника и его специальность, в надбавках и доплатах учитываются
и другие основа-
ния дифференциации заработной платы:
неблагоприятные тяжелые условия, климатические условия труда (северные
надбавки), район труда (районные коэффициенты), сменность (доплаты за сменность),
значимость, количество и качество труда (доплаты за профессионализм) и др.
Путем надбавок, доплат и других вознаграждений, которые теперь определяются в
большинстве случаев в процентном отношении к тарифной ставке (окладу),
формируется дифференцированно весь и средний заработок работника, включающий
тарифные ставки (оклады) и все виды надбавок и доплат. Цель надбавок —
стимулировать работу в определенных районах, местностях, профессиях,
мастерство работника и т. д. Цель доплат — компенсировать повышенную интенсивность
труда (за совмещение профессий, руководство бригадой и пр.) или труд в
неблагоприятном режиме и условиях (за сменную работу, за вахтовый метод работы,
в полевых условиях, за разъездной характер работы и т. д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|
|