рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс) рефераты

4)   при приостановке деятельности или закрытии предприятия из-за нарушения охраны труда, что подтверждается органами госу­дарственного надзора и контроля, работник обеспечивается рабо­чим местом в соответствии с действующим законодательством;

5)   при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требо­ванию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности   обеспечения   здоровых   и   безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабо­чее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с со­хранением на период переподготовки среднего заработка;

6)   отказ работника от выполнения работ в случае возникно­вения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными  или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым до­говором,  не влечет для него каких-либо необоснованных по­следствий привлечения к дисциплинарной ответственности.

            Нельзя ограничивать гарантии права на охрану труда лишь ука­занными в ст. 220 Кодекса и в ст. 9 соответствующих Основ. Пра­вовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда об ее организации, предупреди­тельном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспечению охраны труда. Глава III этих Основ, названная «Обеспечение охраны труда», целиком является такими гарантиями.

            Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установ­ленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний пра­вил, норм и инструкций по охране труда.

            Статья 14 указанного Закона довольно широко закрепила обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Эти обязанности закрепляет и ст. 212 Кодекса.

Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, со­оружений, оборудования, осуществлении технологических про­цессов, а также при использовании применяемых в производст­ве сырья и материалов;

2)   применение средств индивидуальной и коллективной за­щиты работников;

3)   условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

4)   режим труда и отдыха работников в соответствии с трудо­вым законодательством;

5)   приобретение за счет собственных средств и выдачу по установленным нормам специальной одежды, специальной обу­ви и других средств индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и обезвреживающих веществ работникам с вредными и опасными условиями труда, а также с особыми тем­пературными условиями или связанных с загрязнением;

6)   обучение  безопасным  методам  и  приемам  выполнения работ, инструктаж по охране труда, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

7)   организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и применением работником средств индивиду­альной и коллективной защиты;

8)   проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с по­следующей сертификацией работ по охране труда в организации;

9)   инструктирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоро­вья   и   полагающихся   им   средствах   индивидуальной   защиты и компенсациях;

10)   принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникнове­нии, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

11)   расследование в установленном законодательством по­рядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12)   санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи­вание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

13)   обязательное социальное страхование работников от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний.

            Эти и другие обязанности работодателя в то же время означа­ют и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.


Вопрос 83. Несчастный случай на производстве: понятие и порядок расследования


§ 6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

            Расследование и учет несчастных случаев на производстве воз­лагается на работодателя. Она с участием представителей профко­ма, а в установленных законодательством случаях — с участием представителей и других органов обязана в течение трех суток про­извести расследование причин и учет несчастного случая. По тре­бованию потерпевшего администрация обязана выдать ему заве­ренную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней по­сле окончания расследования. При отказе в этом или несогласии с актом пострадавший вправе обратиться в профком, постановле­ние которого обязательно для администрации.

            Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 (СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595), распро­страняющимся на все производства, предусмотрено, что рассле­дованию и учету подлежат все несчастные случаи, происшедшие на производстве, т. е. при выполнении трудовых обязанностей или совершении действии в интересах производства, в пути на работу и с работы на транспорте производства, на территории предприятия, включая перерывы, во время субботника, оказания шефской помощи предприятием, при авариях на производствен­ных объектах, оборудовании, на транспортном средстве, или территории вахтового поселка во время сменного отдыха, на личном транспорте в рабочее время, если есть распоряжение администрации о праве его использования для служебных поездок в рабочее время. Теперь ТК также подробно перенес в ст. 227 основные положения этого акта.

            Несчастный случай в быту или на непроизводственном транспорте не расследуется, он может быть оформлен актом произвольной формы. В акте обязательно указывается причина несча­стного случая. К несчастным случаям относятся и острые профессиональные заболевания, ожоги, тепловые удары, стихийные бедствия, заболевания от контакта с животными, насекомыми. Если профессиональное заболевание получено от длительного влияния неблагоприятных производственных факторов, то оно тоже расследуется. Его диагноз устанавливает медицинский орган.

            Согласно разделу IV Инструкции «О порядке применения положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией по приказу работодателя с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза: незамедлительно (групповое, со смертельным исходом, особо опасные инфекции); в течение 24 часов — при получении предупредительного диагноза острого профессионального заболевания; в течение 10 суток — диагноза хронического профессионального заболевания. Комиссия подробно указывает, как проводится расследование, и составляет акт о нем.

            Не учитываются как несчастные случаи на производстве самоубийства, естественная смерть, травмы от преступных действий самого работника (но от опьянения и действий, связанных с опьянением, несчастные случаи на производстве учитываются). Когда из-за несчастного случая потеряно рабочее время не менее одного рабочего дня, то он оформляется специальным актом (форма Н-1) в двух экземплярах: один находится у пострадавшего (его семьи), другой хранится на производстве в течение 45 лет. Несчастные случаи групповые или с тяжелым исходом могут расследоваться с участием представителей Рострудинспекции и прокуратуры. Акты по форме Н-1 учитываются в специальном журнале о несчастных случаях на производстве.

Вопрос 84. Понятие трудовых споров, их классификация


§ 1. Понятие, виды и причины трудовых споров

            Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых спо­ров — это важнейшая форма самозащиты работниками своих тру­довых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, об­ращаются в юрисдикционный орган. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере тру­да. Когда дейст­вия обязанного субъекта были законными, а другой субъект счи­тает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудо­вой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение — это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

            Работник может самостоятельно или с участием представ­ляющего его интересы профкома урегулировать разногласие при непосредственных переговорах с администрацией.

            Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов тру­дового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногла­сий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотно­шения, но и из иных непосредственно связанных с ним право­отношений, в том числе из правоотношений коллективного ор­ганизационно-управленческого характера.

            Индивидуальным трудовым спором будет и спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отноше­ниях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим жела­ние заключить трудовой договор с работодателем, в случае отка­за работодателя от заключения такого договора.

            В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивиду­альные и коллективные трудовые споры с использованием уста­новленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ преду­сматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и долж­ностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Кон­ституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудо­вых споров.

            Предусматривается право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров, а для защиты социально-трудовых прав проф­союзы могут создавать юридические службы и консультации. Га­рантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29). Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных тру­довых споров (ст. 14), имеют право на организацию и проведение в соответствии с Федеральным законом забастовок, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство за­шиты социально-трудовых прав и интересов работников.

            Трудовые споры часто смешивают со спорами о пенсиях, по­собиях и услугах, а также спорами из процедурных правоотно­шений по их назначению, что не относится к отрасли трудового права, а принадлежит к отрасли права социального обеспечения. Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы дейст­вия трудового законодательства.

            Все трудовые споры можно классифицировать по трем осно­ваниям: по спорящему субъекту, по характеру спора, по виду спорного правоотношения.

            По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах ос­париваются и защищаются субъективные права конкретного ра­ботника, его законный интерес, в коллективных спорах — права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллектив­ных спорах защищаются и права трудовых коллективов, их жиз­ненные интересы от волевого диктата административно-управ­ленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллекти­вом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотно­шений: работников организации с работодателем, его админист­рацией, включая и вышестоящий орган управления; профкома с администрацией; появившихся в последние годы социаль­но-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном,   отраслевом   и  территориальном  уровне.   Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников  организации  с  работодателем  и  споры  профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.

            По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

1)   споры  о  применении  норм трудового  законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право ра­ботника или профсоюза или права коллектива работников;

2)   споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегу­лированных  законодательством,   которые   могут   возникать   из трудового правоотношения, — об установлении работнику в ло­кальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда).

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все  трудовые споры делятся на:

1)   споры   из   трудовых   правоотношений   (их   абсолютное большинство);

2)   споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым  ' работодатель обязан заключить трудовой договор);

3)   споры из правоотношений по надзору и контролю за со­блюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

4)   споры из правоотношений по подготовке кадров и повы­шению квалификации работников на производстве;

5)   споры из правоотношений по возмещению материально­го ущерба работником предприятию;

6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;

7)   споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;

8)   споры из правоотношений коллектива работников с ра­ботодателем;

9)   споры из социально-партнерских правоотношений на че­тырех более высоких уровнях.

            Классификация трудовых споров по трем указанным основа­ниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законода­тельства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

            Причины и условия трудовых споров хотя и связанные кате­гории, но их надо различать.

Причины трудовых споров — это негативные факторы, кото­рые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуще­ствления субъективного трудового права или исполнения трудо­вой обязанности.

            Условия возникновения трудовых споров — это факторы, кото­рые способствуют большему количеству трудовых споров по од­ним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

            Служба по урегулированию коллективных трудовых споров «выявляет и обобщает причины и условия возникновения кол­лективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению» (ст. 1 Закона о коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику.

            Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (черты) спо­рящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические об­стоятельства, действия:

1)   отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производ­ственную  дисциплину,   небрежно   относящихся   к   вверенному имуществу  предприятия,  требующих  не заработанной  оплаты или не полагающихся им благ);

2)   незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т. е. низкая правовая куль­тура, правосознание.

            Условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в рабо­те конкретного производства, отрасли или недостатки и пробелы трудового законодательства. Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или правотворчест­ва — принятием норм права, поэтому-то по отношению к споря­щей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоя­щее время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, но уже объективная причина — это возникший и про­должающийся тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.

            Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда и работы на данном производстве, в отрас­ли, например неритмичность работы или плохую организацию труда. В юридических вузах США, Англии и других стран изуча­ется теория конфликтов (конфликтология), в США есть соци­альные центры по изучению и разрешению конфликтов, в кото­рых подготавливают менеджеров по конфликтам.

            Условия трудовых споров правового характера — это такие имеющиеся еще недостатки в правотворчестве, в принятии, созда­нии трудового законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами; оп­ределенное отставание отдельных норм законодательства от бурно развивающейся практики организации труда и распределения.

            Если причины трудовых споров отсутствуют, то даже при на­личии указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не воз­никает. Профилактика трудовых правонарушений, т. е. преду­преждение с учетом конкретных условий и личности работни­ка,— это одновременно и профилактика трудовых споров, обязанность для администрации, профсоюзных органов и юри­дических служб предприятия.


Вопрос 85. Подведомственность и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров


§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

            Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры,— это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.

            Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, оп­ределяемая различными его функциями в области трудовых спо­ров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомо­чие рассматривать споры с соблюдением определенного процес­суального порядка и выносить решение по спорам и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25