рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Рекреационная география рефераты

4)    Ежегодный отдых – цикл 365 суток. Непосредственное время, отводимое для отдыха, можно условно определить в 10-14 суток. Обычно связан с весьма длительным пребыванием в удаленных от основного места проживания местах, наиболее привлекательных по тем или иным мотивам, например, религиозным или познавательным. Отсутствие перемещений в пространстве – еще не признак отсутствия ежегодного цикла рекреации, но лишь особенность его конкретного проявления. Отличие ежегодного цикла от квартального пространственно пассивного цикла рекреации – в его временной продолжительности.

5)    Жизненный отдых – цикл, охватывающий 10-15 лет. Непосредственное время, отводимое на отдых, можно условно определить в 10-30 суток. Обычно выражается в весьма длительных посещениях предельно удаленных от основного места проживания мест, максимально привлекательных по тем или иным мотивам, или в предельно отличных стандартах проведения времени в месте своего постоянного жительства. Часто приурочивается к уникальным событиям жизни (например, празднование бракосочетания и свадебные путешествия). В отличие от других типов рекреации, этот проявляется не у всех людей, в основании чего лежат случайные причины (личные, социальные и прочие).

Причины рекреации в зависимости от ее типа носят несколько различный характер. Суточный и недельный циклы рекреации несомненно порождены биологическими особенностями процесса человеческой жизнедеятельности. Причины суточной рекреации – в дневной утомляемости: определенное время нужно спать и проводить вне рабочего места. Причины недельной рекреации примерно те же – 40-50 часов рабочего времени в неделю – и к концу ее возникает желание отдохнуть. Суточный и недельный типы рекреации, как правило, не находят пространственного выражения: перемещения между “местом утомления” и “местом отдыха” самые незначительные.

Квартальная рекреация – более сложное явление, но ее причина вполне очевидно связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте – месте постоянного проживания. Пространственно активная квартальная рекреация, связанная с перемещениями на относительно удаленные расстояния, – функция достаточно высокого уровня освоенности территории. Соответственно, и возникает она достаточно поздно. Социальная загрузка квартальной рекреации более значима, нежели суточной или недельной.

Пространственно активный ежегодный и, тем более, пиковый жизненный типы отдыха – порождения еще более высокого уровня освоенности пространства, проявляющиеся только в строго определенные периоды социокультурной эволюции. Их конкретные выражения зависят от типа социокультурного образования и этапа его эволюции. В зависимости от ряда факторов ежегодный и жизненный типы рекреации могут обретать совершенно различные формы и интенсивность.

Отдых – это не столько перемещение в приятное, но удаленное место, сколько поиск разнообразия. Стремление к разнообразию – самая общая и значимая характеристика рекреации. Раз в год необходимо достигать максимального разнообразия; раз в квартал – меньшего, но также определенно выраженного разнообразия. Разнообразие может быть достигнуто и без переезда с основного места проживания. С пространственной точки зрения, это пассивная форма рекреации, но, тем не менее, она выполняет свои функции и ничем принципиально не отличается от пространственно активной. Для ежегодного отдыха совершенно не обязательно куда-то ехать – нужно лишь категорически изменить образ жизни.

 

Ключевые понятия и термины: рекреация, физическая рекреация, отдых, типы рекреации, рекреационная география, рекреалогия, фазы рекреации, рекреационные предприятия, рекреационное хозяйство, рекреационное зонирование.

 

Контрольные вопросы

 

s     Дайте современную трактовку понятия «рекреация».

s     Назовите основных отечественных специалистов, занимающихся исследованиями в области рекреационной географии и географии туризма.

s     Рекреация и туризм: общее и особенное. Определите сферы пересечения рекреации и туризма.

s     Каковы важнейшие особенности рекреации и отдыха? Являются ли понятия «рекреация» и «отдых» синонимами?

s     Назовите основные фазы рекреации и кратко охарактеризуйте их.

s     Каковы особенности «советского» и современного видения рекреации?

s     Какие функции выполняет рекреация? Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее значимыми?

s     Определите содержание понятий «рекреация» и «отдых».

s     Какие выделяются виды деятельности человека во время отдыха?

s     Какие взгляды на понятия рекреационной географии пропагандируют Т.В. и Д.В. Николаенко?

s     Раскройте содержание теории социокультурных систем Д.В. Николаенко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕКРЕАЦИЮ

 

3.1.  ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ  РЕКРЕАЦИИ.  РЕКРЕАЦИОННОЕ         ОСВОЕНИЕ  И  РЕКРЕАЦИОННАЯ  ОСВОЕННОСТЬ


Под хозяйственным потенциалом рекреации понимаются основные фонды, с помощью которых осуществляются прямое производство, продажа и предоставление товаров и услуг рекреантам, а также те дополнительные средства труда, которые прямо не участвуют в процессе, но служат улучшению условий рекреации. Хозяйственный потенциал рекреации создается в процессе освоения территорий для рекреационных целей. Сложность этого процесса вызвала необходимость определения таких понятий, как рекреационное освоение и рекреационная освоенность.


Рекреационное освоение – многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их комбинаций (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).

Рекреационная освоенность – это уровень хозяйственного потенциала рекреации в процессе территориального разделения труда (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981). При этом порог освоения конкретной территории зависит от норм физио-психо-социальной комфортности видов рекреационных ресурсов и рекреационных нагрузок.


В связи с этим в последние годы резко возросла популярность агрорекреационных видов деятельности, в которых рекреация сочетается с производством дополнительных сельхозпродуктов. Это отдых на садовых участках, дачах и в сельских домах (В.Б. Нефедова, 2001).


Точка зрения


Несколько иная точка зрения на дефиницию понятия «рекреационная освоенность» у Т.В. Николаенко. Она считает, что рекреационная освоенность есть уровень преобразования изначального пространства в процессе рекреационной деятельности.

Суть понятия состоит именно в преобразованиях, которые могут носить как природный, так и социокультурный характер. Рекреационная освоенность выражается не только в изменении природных компонент. Основной смысл рекреационного освоения заключается по ее мнению именно в социокультурном преобразовании территорий.  

 

 

 

3.2.  ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ И РЕКРЕАЦИОННОЕ:

ПОНЯТИЕ, СООТНОШЕНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ


Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие – «свободное время».

Развитие рекреационной сферы теснейшим образом связано с проблемой свободного времени. Свободное время – динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности: творчески или просто «убивает» свое время.

Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха – недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре, следующим образом:

1.     Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2.     Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое отдыху.

3.     Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4.     Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.

Одно из важнейших свойств времени – его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени.  Суточное социальное время  отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки – 8 часов тратится на сон, 8 часов – рабочее время и 8 часов – внерабочее время).        

Свободное время (по Т.В. Николаенко) – часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятию «свободное время» принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма). По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Точка зрения


В советской литературе основным понятием считалось именно "свободное время". Важно, что речь никогда не шла об усталости и/или потребности в восстановлении сил, то есть собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. Очень строгим было отделение свободного времени от времени внерабочего. Во внерабочее время обычно включались такие занятия как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, собственно свободное время, которое обычно используется для "физического и интеллектуального развития и отдыха". (Т.В. Николаенко, 1998).

Внерабочее время состоит из времени для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); для домашнего труда и бытовых потребностей; для физического, интеллектуального развития и отдыха. Свободное время состоит из двух частей: досуг или время для отдыха и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001).

В качестве общей особенности литературы можно отметить имевшее место, определенное смешение категорий свободного времени и наличия свободного времени как фактора массовости рекреации. Свободное время рассматривалось как основной фактор массовости рекреации.

Акцент делался на свободном времени как основном условии рекреационной деятельности. Несомненно, что отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства, гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но из факта наличия свободного времени отнюдь не следует, что люди должны совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.

О значимости свободного времени как фактора формирования рекреационных потоков и их направленности можно судить по той детали, что после 1991 года у значительной части населения появилась масса свободного времени, но рекреационные потоки драматически сократились благодаря тяжелому кризису. Постепенно ситуация выравнивается, однако прежние потоки не восстанавливаются ни в количественном отношении, ни в плане их направленности.

В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества, понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю (Т.В. Николаенко, 1998).

Вместе с тем, не следует путать понятие «свободное время» с понятием «рекреационное время», под которым понимается время реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека) деятельности человека. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Рекреационное время (как  и свободное) имеет определенную структуру. Рассмотрим типичный пример – структуру рекреационного времени в течение жизни человека (табл. 1).


Таблица  1


Структура рекреационного времени в течение жизни человека  (1)

Виды рекреационного времени

Продолжительность

тыс. часов

доля, %

Инклюзивное (в течение рабочего дня)

  20,0

  4,0

Ежедневное (после работы)

204,4

40,0

Уик-энд (в конце рабочей недели)

 178,1

34,8

Отпускное

  40,3

 8,0

Пенсионное

  70,1

         13,2

ИТОГО

 512,9

       100,0


(1)  И.В. Зорин, В.А. Квартальнов   Энциклопедия туризма.  М.: 2004.

              

        Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время – это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное – функции расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяются и соответствующие типы рекреации:

·     Инклюзивная – рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;

·     Ежедневная – постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, спортивная игра, купание, чтение;

·     Еженедельная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т. д.;

·     Отпускная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;

·     Компенсаторная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;

·     Расширенная – рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.   


3.3.  РЕКРЕАЦИОННОЕ  ВРЕМЯ  И  ПРОСТРАНСТВО И  ИХ  СООТНОШЕНИЕ

 

Традиционно, в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син. – внерабочее) время, а в рамках последнего – свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени и т. д.), на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».

Рекреационное время – часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67