Рекреационная география
Важное значение играют и некоторые социальные и
экономические факторы. В частности различные фирмы, учреждения, организации и в
особенности промышленные предприятия на протяжении длительного времени
выработали определенный режим работы, который предусматривает уход в отпуск
большинства рабочих и служащих в летний период.
«Сезоном» для того или иного туристского района
принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов
превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов
(чаще всего летнего и зимнего) между ними протекают «межсезонные периоды». При
наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон» (красный,
высокий); период почти полного отсутствия туристов принято называть «мертвым
сезоном» (синим, низким).
Четкие явления сезонности туризма в настоящее время
выявлены практически во всех европейских странах. В целом в Европе свыше 50%
всех посещений туристов приходится на летние месяцы.
Уровень сезонности не во всех странах мира одинаков.
Как правило, в странах, где годовые колебания температур и других элементов
климата невелики, сезонность туризма проявляется меньше. Так круглогодичный
туристский сезон имеют Египет, Тунис, Марокко, ОАЭ, Израиль и т. д. Разница
прибытий по месяцам в эти страны невелика, однако лето является основным
сезоном, что можно объяснить преобладанием летних отпусков у посетителей из
Европы.
Сезонность порождает серьезные проблемы в обслуживании
туристов. В «горячий сезон» могут возникнуть трудности с транспортом,
размещением, организацией питания, экскурсий для многочисленных туристов. К
негативным последствиям сезонности можно отнести и тот факт, что в течение
большей части года основная масса мест в гостиницах практически остается
невостребованной. Для привлечения туристов вне сезона или для развития еще
одного сезона – зимнего, фирмы вынуждены проводить гибкую ценовую политику или
осваивать новый турпродукт – зимние турпутешествия. Расширению туристского
сезона способствует и активизация делового туризма, выражающаяся в проведении
симпозиумов, международных выставок, конференций, совещаний и т. д. Как
правило, все эти мероприятия проводятся зимой, весной или осенью.
14.3.
РАЗВИТИЕ И ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
(по
В.П. Максаковскому)
Международный туризм – одна из
форм обмена услугами. В основе
туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия,
лежат вполне конкретные экономические,
социальные и другие причины. Это прежде всего научно-техническая революция,
с
которой связан совершенно новый уро-
вень производительных сил. Это глобальный феномен урбанизации, заставляющий
жителей больших городов искать отдохновение в других районах и странах.
Это и
«транспортная революция» и в особенности быстрое развитие
автомобилизации и
авиационных перевозок. Это и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение
продолжительности отпусков и до-
ходов. Наконец, это и общий рост культуры, вызывающий развитие
познавательных
потребностей людей.
Наиболее яркое выражение упомянутый
туристский бум находит в двух показателях – числе участников международного
туризма и размерах доходов от него. Динамику того и другого показателя демонстрирует
табл. 1.
Таблица
1.
Динамика
международного туризма в 1950-2000 гг.
Годы
|
Число интуристов, млн. чел.
|
Поступления, млрд. дол.
|
Годы
|
Число интуристов, млн. чел.
|
Поступления, млрд. дол.
|
1950
|
25
|
2
|
1980
|
285
|
102
|
1955
|
43
|
5
|
1985
|
330
|
118
|
1960
|
70
|
7
|
1990
|
460
|
265
|
1965
|
116
|
12
|
1995
|
566
|
393
|
1970
|
160
|
18
|
2000
|
660
|
600
|
1975
|
213
|
65
|
|
|
|
Из табл. 1 вытекает, что за вторую половину ХХ в. численность
международных
туристов увеличилась в 24 раза, а поступления от этого вида услуг возросли
в 300
раз! По данным Всемирной туристской
организации (ВТО), еще в середине 90-х гг.
в мировой торговле товарами и услугами
на долю туризма приходилось более 1/10,
это позволило ему занять второе место
после экспорта нефти и автомобилей. А в
торговле услугами эта доля превысила 1/3.
Факторы, влияющие на развитие международного туризма,
подробно исследовали Н.С. Мироненко и
другие экономикогеографы. Обычно эти
авторы выделяют несколько групп таких
факторов.
Во-первых, к ним относятся социально-
экономические факторы, играющие главную роль. Когда говорят
о социально-экономических факторах, то обычно имеют в
виду общий уровень развития страны,
структуру ее хозяйства, качество жизни,
социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень,
степень урбанизированности и мобильности
населения, политическую стабильность и
др.
В последнее время в постиндустриальных странах на туристские
потоки все
большее воздействие начала оказывать и
возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что
наибольшей туристско-рекреационной
подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех
туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально
достаточно обеспечены, имеют хорошее
образование и стремятся удовлетворить
своеобразные познавательные интересы; с
реди них есть и группы, и «одиночки». Тем
не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как
быстро в международном (и внутреннем) туризме
возрастаетдоля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. В принципе в этом
нет
ничего удивительного, поскольку пожилые
люди, относящиеся к так называемому
третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые
и зрелые годы, приобрели большой
опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после
выхода на пенсию.
Во-вторых, к числу факторов относят
рекреационно-ресурсный рекреационно-ресурсный потенциал территории,
выражающийся в количестве и
качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Нужно иметь в виду,
что
влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими
факторами и в
первую очередь зависит от размеров и
характера рекреационных потребностей
населения.
В-третьих, немалую роль играет инфраструктурный фактор,
который определяется уровнем развития производственной и социальной инфраструктур.
Впрочем, можно говорить и о специальной
туристской инфраструктуре, основу которой составляют средства
размещения
(гостиницы, кемпинги, туристские базы и
др.) и транспортировки туристов.
В-четвертых, нужно учитывать и фактор географического
положения, который
в данном случае выступает во всех своих
разновидностях: и физико-географическо-
го положения, во многом определяющего
набор природно-рекреационных ресурсов,
и экономико-географического положения,
в особенности по отношению к главным
туристским рынкам, и транспортно-географического положения, выгоды которого
крайне привлекательны для туристов, и
геополитического положения,
поскольку близость к очагам международного напряжения и тем более
военных конфликтов служит для туристов едва ли не
главной «отпугивающей» причиной.
Добавим, что иногда наряду с перечисленными выше объективными
факторами
выделяют и субъективные факторы, влияющие на международный
туризм. Они
определяются изменениями, происходящими в психологии человека постиндустриального
общества, и касаются его отношения к своей личности, к другим людям
и их социальным группам, а также к окружающей среде.
Со своей стороны и международный
туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие
отдельных
стран. В наибольшей мере оно проявляется в увеличении занятости: уже
в середине 90-х гг. в данной сфере было непосредственно занято более 130, а косвенно
-
еще 80 млн. человек. При этом в экономически развитых странах в ней занято
в
среднем 5% трудоспособного населения, а
в небольших развивающихся странах--
«квартиросдатчиках» – этот показатель
иногда достигает 50% и более.
Основной объект такой занятости – -
индустрия туризма. К ней относят: пред-
приятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (гостиницы,
мотели,
кемпинги, пансионаты, предприятия общественного питания); туристские
фирмы, занимающиеся организацией туризма; транспортные организации, отвечающие
за перевозку туристов; учебные за-
ведения, обеспечивающие подготовку и переквалификацию туристских кадров;
ин-
формационные и рекламные службы; органы управления туризмом; предприятия
по
производству товаров туристского сервиса; предприятия розничной торговли.
Международный туризм, связанный с
движением капиталов, с продажей услуг,
оказывает немалое воздействие на платежные балансы отдельных стран,
способствуя их превращению в активные или,
наоборот, в пассивные. Иногда рассчитывают и специальный туристский
баланс, характеризующий
характеризующий соотношение поступлений от зарубежных туристов в данной
стране и расходы туристов данной страны за границей. В странах наиболее привлекательных
для иностранных туристов туристский баланс, как правило, положительный (Франция,
Италия, Испания, Мексика и др.), а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие
(Германия, Скандинавские страны, Канада и др.), он отрицательный.
Особенно важен и сложен вопрос о
классификации международного туризма по его целям (видам). Разные авторы
предлагают немало подобных
классификаций, но если исходить из материалов Всемирной туристской
организации (ВТО), то таких целей следует вы-
делить пять.
Досуг, рекреация и отдых были
и остаются главной целью туризма, и на
их долю приходится около 70% всего мирового туризма. Этот вид туризма отличается
также наибольшим внутренним разнообразием, включая в себе путешествия, экскурсии,
походы, отдых на пляже, альпинизм, морские и речные круизы, туристские базы и лагеря,
посещение культурных
и спортивных мероприятий, магазинов и
т. п. Доля деловых и профессиональных поездок в международном
туризме составляет примерно 20%. Это
участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступления с лекциями и концертами,
учеба и образование, направление
технических специалистов для монтажа
оборудования, дипломатов, сотрудников
международных организаций и др. Посещение знакомых и родственников включает
в себя поездки с целью подтверждения дружеских и родственных связей. Для лечения
выезжают на зарубежные курорты, направляются в санатории, клиники и лечебницы. А
выезд за
границу с религиозными целями предусматривает участие в религиозных
праздниках (самый большой из них в
последние годы был посвящен 2000-летию
рождения Иисуса Христа), посещение религиозных центров и собраний. В ряде
случаев огромные масштабы приобретает
паломничество (например, мусульман в
Мекку).
Наряду с этой существуют и другие классификации международного
туризма. На-
пример, он подразделяется на приморский, горный, речной, морской,
городской.
В последнее время стали все чаще писать
об экологическим туризме (экотуризме),
который тоже подразделяется на научный,
познавательный, рекреационный. Его
объектами служат национальные парки,
отдельные ландшафты, природные, при-
родно-культурные, да и культурные достопримечательности. Конечно, экотуристы
путешествуют по своим и соседним странам, но все же основной их поток направляется
из Европы и Северной Америки в
тропические страны (Кения, Танзания,
Коста-Рика, Эквадор). Согласно имеющимся оценкам, ныне экотуризм являет собой
наиболее быстро развивающуюся ветвь
мирового туризма. Все большее распространение получает и так называемый экстремальный
туризм – путешествия в Арктику, Антарктику, прыжки с парашютом
на
Северном полюсе. Появляются статьи о
перспективах космического туризма. Что
же касается классификации туристских
поездок по времени, то они могу продол-
жаться от одного-двух дней до нескольких
месяцев. Впрочем, в последнее время специалисты отмечают все больший интерес
туристов к кратковременным поездкам (на-
пример, на выходные и праздничные дни).
По видам транспорта международный туризм подразделяется на
автомобильный, воздушный, железнодорожный,
морской и речной, причем соотношение
между ними отнюдь не остается неизменным. За последние два десятилетия особенно
выросло значение воздушного транс-
порта, который еще в середине 90-х гг.
вышел на первое место (45% всех между-
народных туристских поездок). Эксплуатация вместительных
самолетов-аэробусов,
организация чартерных (специально арендованных рейсов со сниженными тарифа-
ми: преимущества в скорости и комфортности) привели к тому, что перевозки
туристов воздушным транспортом стали ра-
сти, особенно быстро – на межконтинен-
тальных маршрутах между Северной Аме-
рикой, Европой, Азиатско-Тихоокеанским
регионом. Автомобильный транспорт, который еще совсем недавно лидировал,
ныне немного уступает воздушному. Этот
вид транспорта (личные автомобили и автобусы) обслуживает преимущественно
туристские поездки между смежными странами на короткие и средние расстояния – в
первую очередь в Европе, отличающейся высоким уровнем урбанизации и
субурбанизации и имеющей густую сеть
автодорог. А вот роль морского и железнодорожного транспорта в международном
туризме сократилась соответственно
до 7 и 5%. Использование этих видов
транспорта также особенно характерно
для Европы.
Отдельно нужно сказать о морском круизном туризме,
который начал развиваться в 50-х гг., а в 90-х гг. приобрел характер
настоящего бума. Если в 1980 г. в таких
круизах участвовало 1,5 млн. пассажиров,
то в 1996 г. – уже 6,5 млн. Среди причин
быстрого роста численности «морских»
туристов называют общее динамичное
развитие туристской отрасли, перенасыщенность приезжими большинства излюбленных
туристами территорий, совмещение на судне свойств транспортного средства, плавающей
гостиницы и культурно-
развлекательного центра, большие познавательные и рекреационные
возможности
морских круизов. Продолжительность их
отличается очень широким диапазоном -
от одного дня до нескольких месяцев.
Ныне в мире сформировались четыре главных района морского круизного туризма.
Первое место среди них занимает Карибский бассейн, наиболее приспособленный
для приема туристов из США. За ним следует Средиземное море (с Черным
морем и
Канарскими островами), а также Северное
и Балтийское моря, привлекающие туристов из Европы. Но
особенно быстро рас-
тет круизный туризм в странах-архипелагах Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
К
этому перечню можно добавить и более
«экзотические» круизные маршруты к берегам Шпицбергена, Гренландии, путешествия
вокруг Африки, Австралии и даже
Антарктиды. В мире построено
более двухсот комфортабельных круизных
морских судов, на сооружении которых
особо специализируются Норвегия и Финляндия.
Перспективы международного туризма
обычно оцениваются очень высоко.
Согласно прогнозу ВТО, в 2010 г. в мире
будет примерно 1 млрд. путешествующих
за рубеж – это значит, что по сравнению
с 1990 г. число их более чем удвоится. А к
2020 г., как полагают, в международном
туризме будут принимать участие примерно 1,6 млрд. людей.
География
международного туризма
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67
|
|