Рекреационная география
9.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ОСОБЕННОСТИ
И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ
РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
9.1. РЕКРЕАЦИОННЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии
физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и
духовном совершенствовании.
Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном
воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.
|
В общем виде среди рекреационных потребностей (в
порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные
группы, ориентированные на:
· восстановление физических и духовных сил, израсходованных или
ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что,
собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);
· развитие физических и духовных сил человека,
социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к
трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что
уже ранее заложено воспитанием;
· формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни,
расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов,
формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных
ценностей и т. д.
Пространственно-временную
динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности определяют общественные,
групповые и индивидуальные рекреационные потребности.
Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на
территориальных формах организации рекреационной деятельности.
Рекреационные
потребности проявляются
на трех уровнях
организации людей: общество – группа – индивид.
·
Общественные рекреационные потребности являются ведущими.
Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении
физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
·
Групповые рекреационные потребности отражают содержание
потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.
·
Индивидуальные рекреационные потребности включают в себя
множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене
привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании
окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических
потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.
Выбирая вид рекреации и географический район отдыха,
человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками,
влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по
самым разным признакам, в том числе и по региональным.
Систематическое
изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей
должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом,
социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая
широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных
потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть
сгруппированы следующим образом:
1.
Социально-экономические
факторы: уровень развития
производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень
развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на
товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры;
длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах
и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень
культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.
2.
Демографические факторы: урбанизация; половозрастная структура
населения; состав и размер семьи; особенности расселения.
3.
Социально-психологические
факторы: коммуникабельность;
тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.
4.
Медико-биологические
факторы: состояние здоровья
населения.
5.
Природные факторы: природная зона, в которой проживает человек,
особенности географического положения по отношению к морям, горам.
Один из важнейших вопросов экономической
оценки рекреационных потребностей – определение степени удовлетворения
потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе
экономического развития. Экономическая оценка рекреационных потребностей
опосредует другие аспекты оценок – медико-биологический, социологический и
социально-психологический.
Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей
заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало
изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В
литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной
деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности
(мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с
одного вида деятельности на другой).
Слабо изученным остается вопрос влияния места и времени
отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста,
социальной принадлежности, типа нервной системы и т. д. Социологические и
социально-психологические исследования рекреационных потребностей
направлены на изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп
и индивидов с окружающей средой.
9.2. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРЕАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекреационные потребности реализуются в определенных
видах рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность в
свободное время, направленная на восстановление и развитие психических,
физических и духовных сил человека.
Можно выделить 2
основные функции свободного времени:
1.
Функция восстановления сил
человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями;
2.
Функция духовного и
физического развития.
Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание,
сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления
психофизиологических параметров. Функции развития
(духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.
Виды рекреационной деятельности имеют определенное
количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.
|
Среди совокупности занятий, совершаемых в
процессе рекреационной деятельности можно выделить собственно рекреационные
занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т. д.) в отличие от
удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон,
питание).
По типологии собственно рекреационных занятий
можно выделить 2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий.
1.
Группа восстановления:
а) рекреационно-лечебные
занятия;
б)
рекреационно-оздоровительные занятия.
2. Группа развития: а)
рекреационно-спортивные занятия;
б)
рекреационно-познавательные занятия.
Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых
методами санаторно-курортного лечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий
гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные
ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т. д.
Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических
сил человека. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать
человека. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются.
Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени
комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем
эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени
больше удовлетворяется рекреационных потребностей.
Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных
занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной
деятельности (ЦРД).
|
ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей
туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов
реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов
посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В
отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД,
исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной
деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.
Чаще всего самостоятельно организованная деятельность
слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум
фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной
привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать
эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных
рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной
деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются
предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских
центрах.
Таким образом, ЦРД составляют системную структуру,
адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта
рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и
сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию
обслуживания.
Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:
χ1 – водный;
χ2 – альпийский;
χ3 – альпинистский;
χ4 – активно-оздоровительный;
χ5 – коммерческо-деловой;
χ6 – курортный;
χ7 – культурно-исторический;
χ8 – охотничье-рыболовный;
χ9 – паломнический;
χ10 – приморский;
χ11 – приключенческий;
χ12 – развлекательный;
χ13 – спортивный;
χ14 – фестивально-конгрессный;
χ15 – экологический;
χ16 – экзотический;
χ17 – этнографический.
Суточный цикл рекреационной деятельности, как
определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий,
совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная
ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение
определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска,
жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации
(детство, юность и т. д.).
Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются
в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Циклы
рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и
технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.
Разнообразие, комбинирование и цикличность
рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами
рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно
соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность
также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.
В заключение необходимо отметить 3 основные
тенденции в эволюции рекреационной деятельности:
· возрастание относительного значения
оздоровительных, спортивных и познавательных занятий.
· относительное снижение лечебных занятий при
абсолютном росте всех видов занятий.
· возникновение новых, ранее не практиковавшихся
рекреационных занятий.
& О П Ы
Т
Эволюция
пространственно активной
рекреационной
деятельности
(по
Д.В. Николаенко)
Рекреация не
является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое
дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей
социокультурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются.
Описание эволюции рекреации – дело весьма сложное. Она не вполне различима от
остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не
случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития
профессиональных туристских компаний. Мы составили такое описание, связав
рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.
Учитывались
следующие характеристики и параметры:
1. Временные
ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше
недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.
2. Уровни
освоенности пространства. Выделяются следующие типы освоенности
пространства:
ü “Неизвестное
пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей
определенной социокультурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о
существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Это во многом
пройденный этап освоения Земли.
ü “Место”
– приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей.
Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее
известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное
знакомство. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека
определенной социокультурной общности.
ü “Свое
пространство” – пространство, закрепленное за определенной социокультурной
общностью людей. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за
определенным социокультурным стандартом.
ü “Пионерное
пространство” – пространство, закрепленное за определенным социокультурным
образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии
пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее
освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования
экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для
путешествий и спортивного туризма.
ü “Периферия”
– закрепленное за определенным социокультурным стандартом пространство,
отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее
развитыми с точки зрения освоения территориями данного социокультурного
образованиям. Периферия – понятие историческое. Оно возникает на определенном
этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает.
Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.
ü “Чужое
пространство” – закрепленное за иным социокультурным образованием
пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но
важно, что оно контролируется иным социокультурным стандартом. По мере развития
человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный
характер.
Смысл
пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации
пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть
абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим
пространством”.
3. Виды
рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии,
туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью
освоения территорий.
Пространственно
активная рекреация – во многом результат определенного уровня освоенности
территории и путь ее дальнейшего освоения.
Для начального
этапа социокультурного освоения территорий (отсутствие государственности,
большое количество неизвестных территорий, неразвитая социальная организация
общества) характерно следующее:
·
слабая
различимость таких видов рекреационной деятельности как экскурсии и туризм. Они
протекают в рамках “места” и “своего пространства”, но четкого различия между
ними нет;
·
полная
неразличимость путешествий, пионерного туризма и миграций с целью освоения
новых территорий. В реальности, начальный уровень освоенности чаще всего связан
с кочевым образом жизни; последний же задает свой стандарт пространственно
активной рекреации.
Для развитого
уровня социокультурного освоения территории (появляется государственность,
которая часто имеет форму империй, связанных с контролем больших пространств;
нет неизвестных, но много вакантных территорий, не имеющих четкой социокультурной
принадлежности, которые становятся предметом борьбы различных социокультурных
образований; активно формируется социокультурная структура организации
пространства в виде буферных зон, анклавов и проч.) характерно следующее:
·
появляется
четкое различие таких видов пространственно активной рекреационной деятельности
как экскурсии, туризм, путешествия и спортивный туризм;
·
туризм
приобретает массовый характер и является важным фактором освоения территорий.
Он протекает в рамках квартального и годового циклов рекреации, реализуется в
рамках “своего пространства” и периферии;
·
очень
активными становятся путешествия. Они приобретают организованный характер и
могут стать направлением беспрецедентно массового туризма;
·
миграции
с целью пионерного освоения территорий имеют жизненный цикл и распространяются
на пионерное пространство;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67
|