рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Рекреационная география рефераты





Роль и функции наследия в региональной политике

(по Е.В. Евдокимовой)

 

Основными компонентами стратегии устойчивого развития являют­ся экологическая, экономическая, социальная, культурная, законода­тельная политики, при разработке которых на национальном и регио­нальном уровнях возрастает роль и природного, и культурного наследия. Особенно важно это сейчас, когда решение многих вопросов и проблем переносится на местный уровень.

Наследие выполняет 2 основные функции: с одной стороны, воспи­тательную и культурную (формирование национального менталитета, сохранение самосознания населения, воспитание патриотических чувств к своей "малой родине"), с другой стороны – экономическую (раз­витие территории, создание рабочих мест), что способствует социаль­ному и духовному развитию населения. Двойственна и коммерческая роль наследия. Это не только экономическое и социальное развитие территории, вклад в решение экологических проблем, но и поддержка, сохранение самих объектов наследия, повышение их роли в развитии туризма, рекреации путем усиления рекреационной привлекательнос­ти (реклама, развлечения, инфраструктура, сувенирная промышлен­ность, новые информационные технологии).

Роль и привлекательность объектов наследия зависит от их цен­ности, уникальности, а также от степени сохранности. В условиях недостатка бюджетного финансирования огромное влияние на сохран­ность объектов наследия оказывает инвестиционная политика, вклю­чающая как благотворительное, так и коммерческое вложение капита­ла. Контроль за соблюдением охранного законодательства эффективен лишь в случае экономической заинтересованности местных властей, поэтому разрешение на регламентированное использование объек­тов наследия при условии их сохранности всегда предпочтительнее заповедного режима. В современных условиях лишь уникальные и коммерчески привлекательные объекты историко-культурного насле­дия легче сохранять и реставрировать. Гораздо проблематичнее со­хранить памятники, имеющие сугубо научное значение. Поэтому важ­нейшим становится вопрос собственника, способного восстановить, сохранить внешний вид и вернуть памятникам функциональное и куль­турное значение.

Экологическое состояние территории значительно отражается на состоянии объектов наследия. В связи с этим особое значение приобре­тает экологический мониторинг, позволяющий выделить объекты, нахо­дящиеся в критическом состоянии, и проследить динамику этого процес­са для разработки программы сохранения, привлечения средств и сил.

В связи с тем, что не все объекты историко-культурного и природ­ного наследия обладают высокой степенью уникальности и экзотичнос­ти, что служит главным фактором для рекреационного использования, повышение их коммерческой ценности возможно, с одной стороны, с помощью активной рекламной кампании, усиления роли средств мас­совой информации в развитии региональной культуры, изучения насле­дия, его охраны; распространения информации на основе новых инфор­мационных технологий (виртуальных средств); с другой стороны, путем искусственного усиления привлекательности территории.

В мировой практике для достижения этого существует несколько путей: 1) развитие событийного туризма; привлечение туристов на различные массовые зрелища, культурные мероприятия; 2) "коллекционирование"; 3) особую роль в последние годы начинает играть "попутный" туризм, формы про­явления которого могут быть самыми разными: "конгрессный" туризм (конференции, заседания, совещания); туризм дачников; туризм приез­жающих на охоту; 4) дополнение существующих природных и культурно-исторических комплексов искусственными развлекательными и познавательными объектами; 5) выявление особо ценных объектов и прида­ние им статуса на федеральном и международном уровне для финан­совой и юридической поддержки, в этом случае решение вопросов при­влечения иностранных спонсоров и усиление привлекательности территории за счет сгущения сети объектов наследия в региональном и федеральном аспектах и их включение в туристские маршруты (россий­ские и международные); 6) развитие местных инициатив, отражающих культурные, национальные особенности региона, местную самобыт­ность (пример Водлозерского национального парка, привлекатель­ность которого усилена так называемой "туристской деревней на остро­ве", где объекты обслуживания туристов созданы на базе деревень с восстановлением их застройки и планировки, а уникальные ландшафты естественно входят в сферу жизнедеятельности туристов, что позволяет избежать стандартных подходов).

Необходимо использовать не только традиционные объекты – па­мятники истории и культуры, но и другие элементы наследия: народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, язык и литературу, музыкаль­ную и художественную культуру, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультурную среду, природное окру­жение, что позволит включить наследие в современную жизнь.

 

Всемирное  природное  и  культурное  наследие

(по материалам ЮНЕСКО)

 

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 90-х годов. К 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ) и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название "Девственные леса Коми". И в декабре 1995 г. он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия.

К конце 1996 г. еще около 6,5 млн. га нетронутой природы России получило высший природоохранный статус. В Список были включены объекты "Озеро Байкал" и "Вулканы Камчатки". В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом – "Алтай – Золотые горы", а в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта - "Западный Кавказ".

В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим объектам: "Убсунурская котловина", "Дельта Лены", "Куршская коса", "Остров Врангеля" и "Центральный Сихотэ-Алинь". Начаты работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов.

В 1996-1998 гг. были проведены работы по представлению территорий "Башкирский Урал" и "Водлозерский национальный парк", которые не были признаны Комитетом уникальными природными объектами и не были включены в Список. В ближайшее время эти территории будут вновь представлены к рассмотрению по категориям "культурный ландшафт".

Между Госкомэкологией РФ и Гринпис России в ноябре 1998 г. был заключен новый договор, согласно которому до 2005 г. планируется провести необходимые работы для представления к включению в Список всемирного наследия целого ряда природных и природно-культурных объектов. Россия богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди территорий, перспективных с точки зрения их включения в Список в ближайшем будущем, – народные комплексы заповедников "Астраханский", "Даурский", "Магаданский", "Черные земли" и Мещерского национального парка.

 

 

 

 

 

5.6.  ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 

В  СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

Особый интерес для туристов представляют выдающиеся памятники природного и культурного наследия. В число таких памятников попадают объекты, включенные в особый список ЮНЕСКО (Организации по образованию, науке и культуре при ООН). Число включенных в список объектов постоянно растет.

Существует система условий и критериев для внесения объектов в названный список. Эти критерии, как и виды культурных и природных объектов, включены в Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 году, Россия присоединилась к ней в 1988 году). Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам о памятниках культурного и природного наследия дает ИКОМОС (создан в 1965 году) – Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест.

Как пишет Т.А. Любимова, «под культурным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места».

К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Под природным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов:

·        природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики и науки;

·        геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации;

·        природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты.

Кроме памятников культурного и природного наследия существуют и смешанные памятники культурно-природного наследия.

Существует система критериев оценки как культурного, так и природного наследия.

«Каждый культурный объект, представленный для включения в Список Всемирного Наследия, должен:

1.     Представлять собой шедевр творческого гения человека; или

2.     Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или

3.     Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или

4.     Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или

5.     Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или

6.     Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения…

Каждый природный объект, представленный для включения в Список Всемирного Наследия, должен:

1.     Представлять собой выдающийся пример одного из этапов развития Земли, включая период зарождения жизни и основные геологические процессы формирования ландшафта, или демонстрировать важнейшие геоморфологические или физиографические признаки; или

2.     Представлять собой выдающийся пример развития какого-либо текущего экологического или биологического процесса, включая материковые, пресноводные, побережные и морские экосистемы, а также колонии бактерий и стада животных; или

3.     Включать в себя интереснейшие природные явления или места исключительной природной красоты, имеющие эстетическое значение; или

4.     Содержать наиболее важные и существенные (с точки зрения науки и биологического воспроизводства) природные ареалы, приспособленные для плодотворного биологического обмена, включая ареалы, имеющие общемировое значение и находящиеся под угрозой уничтожения» (Приложение).

Историко-культурное изучение определенных страноведческих территорий (страна, район, город) включает в себя несколько практически обязательных этапов:

1)     изучение гражданской и военной истории объекта, выявление влияния исторического фактора на формирование объекта;

2)     изучение историко-архитектурного аспекта развития туристского объекта;

3)     выявление основных архитектурных стилей, встречающихся на территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района, города);

4)     изучение наиболее важных и интересных для туристов памятников архитектуры;

5)     изучение процесса развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);

6)     характеристика основных этапов развития духовной культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.);

7)     изучение творчества крупнейших представителей культуры и искусства страны, района, города.

 

&     О  П  Ы  Т

 

Культурный туризм: особенности и развитие

в Центральной России

(по Д.А. Цапук)

 

Всемирная Туристская Организация (ВТО) определяет культурный туризм как вид путешествий, включающий культурные элементы, который растет быстрыми темпами – около 15% в год.

Широта охвата явлений в культурном туризме отражается и в большом количестве различных его дефиниций. Определение ВТО крайне расплывчато, так как под него попадает практически любой турист, поскольку в новом месте пребывания он наверняка столкнется с новыми элементами культуры. Можно привести более конкретное определение Канадского отделения ICOMOS: «Туризм, который концентрируется вокруг событий художественного искусства, культурных фестивалей, музеев и других достопримечательностей наследия». Но это определение слишком суживает спектр возможностей и направлений культурного туризма и существенно обедняет его.

Более широкий подход демонстрирует комитет культурного туризма британского отделения ICOMOS: «Культурный туризм может быть определен как туризм, который вовлекает в исследование жизненного опыта других людей, отражающего их социальные обычаи, религиозные традиции и интеллектуальные идеи их культурного наследия». Данное определение лучше канадского, но здесь пропадает конкретность.

Предлагается следующее определение культурного туризма: «Туризм, который концентрируется вокруг событий, явлений и элементов культуры, отличающейся от таковых в месте постоянного проживания туриста». Основные дифференцирующие аспекты культурного туризма, которые могут служить критериями отнесения туриста к категории культурного туризма: мотивация; затраты времени; материальные затраты.

Представляется, что функциональное определение культурного туризма должно исходить из временных затрат, поскольку временные ресурсы во время путешествий являются наиболее ценными. Если эффективное время, предназначенное для туризма преимущественно занято посещением достопримечательностей, памятников, музеев и культурных мероприятий, то данный тур можно отнести к культурному туризму.

Существует три основных отличия современного культурного туризма от прошлых практик:

1)   активная роль и позиция туриста имеет первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и дестинаций;

2)   привлекают не отдельные памятники, события и др. сами по себе, а культурное окружение, которое в поселениях можно назвать культурной средой, а на других территориях – культурным ландшафтом;

3)   культурные ресурсы выступают не как потенциал, а как культурный капитал, который должен воспроизводиться и восполняться, в том числе и с помощью поступлений от туризма.

При оценке культурного потенциала территорий и разработке проектов, связанных с культурным туризмом, полезно учитывать основные размерности проектирования и развития культурного туризма:

ü    Хронологическая – прослеживание различных исторических эпох и периодов.

ü    Территориальная – создание комплексов вокруг узлов притяжения – выдающихся объектов наследия, объектов туристской инфраструктуры.

ü    Видовая – дифференциация культурного туризма по видам – этнографический, музейный, событийный, образовательный, религиозный, эколого-культурный.

ü    Образная – формирование и отражение серии культурных образов-идей территории.

ü    Программная – формирование туров и специальных программ.

ü    Событийная – создание упорядоченного круга событий и мероприятий.



5.7.  КУЛЬТУРНЫЙ  ЛАНДШАФТ:

СОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  И  ПОДХОДЫ  К  ТИПОЛОГИИ

В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта. Современное представление о культурном ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна как для мировой географической науки, так и для русской (советской) географии. В настоящее время сложилось три принципиально разных толкования термина "культурный ландшафт":

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67