Рекреационная география
Ключевые понятия и термины:
туризм с целью отдыха и развлечений, шоп-туризм, деловой туризм,
бизнес-поездки, инсентив-туризм, конгрессно-выставочный туризм, паломнический туризм,
религиозный туризм, научный туризм, экскурсионный туризм, лечебно-оздоровительный
туризм, курорт, климатический курорт, бальнеологический курорт,
горноклиматический курорт, грязевой курорт, климатокумысолечебный курорт,
комплексный (многопрофильный) курорт.
Контрольные
вопросы
s Каковы особенности
географии туризма с целью отдыха и развлечений?
s Охарактеризуйте
современное состояние туризма с целью отдыха и развлечений в странах Западной
Европы и Зарубежной Азии.
s Каковы причины
невысокой популярности въездного туризма на российском туристском рынке?
s Каковы особенности
мировой географии бизнес-поездок?
s Перечислите
основные виды и формы организации делового туризма.
s Что такое
инсентив-туризм?
s Перечислите
крупнейшие в мире и России центры конгрессно-выставочной деятельности.
s Каковы общие и
особенные черты паломнического и религиозного туризма?
s Назовите мировые
центры паломничества.
s В чем заключаются
особенности географии лечебно-оздоровительного туризма?
s Какие выделяют
типы курортов? Приведите примеры наиболее известных курортов к каждому из
типов.
s Назовите
крупнейшие курорты:
А) Западной
Европы;
Б) Зарубежной
Азии;
В) Африки;
Г) Северной
Америки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
Пояснительная записка
Дисциплина
"Рекреационная география" предназначена для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности 230500 “Социально-культурный сервис и
туризм” и изучается в течение первого учебного семестра 2 курса. Дисциплина
относится к циклу естественнонаучных дисциплин национально-регионального
компонента.
Цель дисциплины – ознакомление
студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами
развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, республиках Балтии и
странах мира, а также с основными теоретическими концепциями и
терминологическим аппаратом науки.
Задачи дисциплины – изучение и
усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности
понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании,
оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их
дальнейшего рекреационного освоения.
Для успешного усвоения дисциплины
необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин,
таких как введение в специальность: туризм, экономическая география, общая
география, страноведение, экономика, экология и природопользование и др.
Международный туризм
принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей, и находится в тесной
связи с такой отраслью географии как рекреационная география, изучающая
природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие
развитию туризма.
Внимание студентов в
процессе изучения дисциплины "Рекреационная география" будет
сконцентрировано на таких направлениях как рассмотрение и анализ основных теоретических
концепций науки, обзор основных понятий и терминов, связанных с такими явлениями
как рекреация и туризм, анализ значения международных туристских связей и определение
основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира.
В дисциплину
"Рекреационная география" включена характеристика рекреационных
ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как
международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных
туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные
особенности развития туризма, проводится обзор взаимодействия рекреации и
туризма с окружающей средой, даются основы рекреационного и туристского
природопользования.
Обучение строится на
сочетании лекций и практических занятий. Лекционные занятия предназначены для
теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые
освещаются, в основном, на проблемном уровне. На лекциях рассматриваются
теоретические вопросы науки, даются базовые понятия. Практические занятия являются
аудиторными и проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам.
Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов
лекционного материала на практике. На практических занятиях рассматриваются
вопросы географии международного туризма по странам и регионам мира. Особое
место отводится вопросам географии международного туризма в России и странах
ближнего зарубежья.
Индивидуальные занятия
предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и
личный устный или письменный отчет по нему. Индивидуальное занятие не является
аудиторным. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для
самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по
рекомендованным материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по
курсу.
Изучение дисциплины на
дневном и заочном отделениях осуществляется по единой тематической программе в
соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования
и самостоятельной работы студентов.
Для проверки
эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При
этом используются следующие виды контроля:
·
текущий
контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий и написание
модулей с последующей оценкой проделанной работы;
·
рубежный
контроль, состоящий из выполнения программы семинарских занятий и сдачи зачета
(экзамена).
1. Требования к
знаниям и умениям студентов по дисциплине
Студент
должен знать:
1. Основные
теоретические положения и базовые понятия и термины курса.
2. Основы
рекреационного и туристского природопользования.
3. Особенности
современной организации рекреационной и туристской деятельности.
4. Основы индустрии
туризма и отдыха для организации рекреационной деятельности, знать специфику
внутреннего и международного туризма в разных странах мира.
5. Основные
закономерности и особенности территориальной организации международного
туризма.
6. Особенности
развития и географии международного туризма в странах и регионах мира и, в
особенности, в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.
Студент должен уметь:
1. Критически
анализировать основные концепции и понятия науки.
2. Определять и
оценивать факторы, влияющие на размещение туристских центров мира.
3. Применять
геоинформационные технологии для моделирования в туристском бизнесе.
4. Давать
характеристику рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе
которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование
основных туристских потоков.
5. Давать связанную
характеристику любого туристско-рекреационного района мира.
6. Анализировать и
давать оценку рекреационных ресурсов, туристской освоенности и перспектив
развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, республиках Балтии и
странах мира.
7. Анализировать
континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма,
проводить обзор взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой.
8. Проводить анализ
значения международных туристских связей и определять основные зоны притяжения
туризма в отдельных странах мира.
2. Примерное
содержание учебного курса
«Рекреационная
география»
Предмет, методы и задачи курса «Рекреационная
география». Рекреационная география как самостоятельная географическая
дисциплина и ее место в системе географических наук. Специфика объекта и
предмета исследования рекреационной географии по сравнению с другими
географическими науками. Связь рекреационной географии с экономической и
социальной географией. Использование достижений экономической и социальной
географии в целях географического исследования рекреации. Связи рекреационной
географии с естественно-географическими дисциплинами. Физическая география как
особое направление географических исследований рекреации. Связи рекреационной
географии с теоретическими и методическими географическими дисциплинами. Связи
рекреационной географии с другими науками. Задачи развития теории рекреационной
географии. Источники рекреационно-географической информации. Методы
исследований рекреационной географии. Картографический метод исследования в
рекреационной географии.
История возникновения рекреационной
географии в СССР. Основные этапы становления рекреационной географии как науки.
Территориальная рекреационная система как основной объект исследования
отечественной рекреационной географии. Становление рекреационной географии как
учебной дисциплины. Положение курса «Рекреационная география» в системе
географического образования и его роль в подготовке кадров для туристского
бизнеса. Характерные черты рекреационной отрасли и рекреационной географии как
области науки в СССР и России. Кризис рекреационной географии как научной и
учебной дисциплины в 1980-х годах XX века. Новейшие
направления в рекреационной географии. Теория социокультурных систем Д.В.
Николаенко.
Рекреация: обзор основных понятий и определений.
Рекреация как объект исследования рекреалогии и рекреационной географии.
Изучение феномена рекреационной деятельности в социологии, психологии,
экономике, правоведении и ряде других наук. Исследование рекреации как
комплексное научное направление и задача. Рекреация как социально-экономическое
явление. Анализ смысла рекреации. Рекреация как атрибут человеческой
деятельности. Пассивный и активный пространственные стандарты рекреации.
Рекреация как социокультурный феномен (по Д.В. Николаенко). Рекреация как
современное явление, выражающееся в развитии индустрии массового отдыха.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации. Фазы рекреации.
Отдых и рекреация: общее и особенное. Классификация деятельности человека во
время отдыха. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации.
Классификация общественных функций рекреации. Общие тенденции развития рекреации
в мире и России.
Время свободное и рекреационное и их соотношение.
Нерабочее время и его функции. Структурные особенности свободного времени.
Значимость свободного времени. Структура рекреационного времени и типы
рекреации ей соответствующие. Функции рекреационного времени.
Пространственно-временная динамика поведения людей и рекреация. Временные ритмы
перемещения людей в пространстве.
Рекреационное время и
пространство, и их соотношение. Категории рабочее, нерабочее и свободное время
и их соотношение. Время рекреационное и социальное. Соотношение рекреационного
времени с другими категориями социального времени. Время отдыхающих и время
организаторов отдыха. Свойства рекреационного времени. Иерархичность
рекреационного времени. Структура социального времени. Суточный, недельный,
месячный, квартальный, годовой и жизненный периоды. Индивидуальное и групповое
время. Рекреационное пространство. Элементы деятельности по организации
пространства. Многомерность рекреационного пространства и ее причины.
Рекреационная
деятельность и рекреационный потенциал. Эволюция пространственно-активной
рекреационной деятельности. Типы рекреации, выделяемые на основании критерия
повторяемости рекреационной деятельности. Характеристика каждого типа рекреационной
деятельности. Понятия «экскурсия» и «туризм» и их соотношение. Виды рекреационной
деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве. Условия и факторы
развития рекреационной деятельности.
Рекреационные ресурсы как
важнейшая составная часть рекреационного потенциала. Сложность определения
рекреационных ресурсов. Влияние рекреационных ресурсов на развитие туризма.
Особенности рекреационных ресурсов. Хозяйственный потенциал рекреации.
Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.
Природные предпосылки рекреации. Рекреационное
землепользование и его типы. Рекреационные и туристские ресурсы и их
соотношение. Разновидности и особенности рекреационных и туристских ресурсов.
Составление территориальных балансов отдыха и рекреационного кадастра. Кадастр
туристских ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения.
Основные положения рекреационной оценки природных
ресурсов. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов. Типы
оценки природных рекреационных ресурсов. Медико-биологический тип. Метод
условных (эффективных) температур. Метод комплексной климатологии.
Классификация и режимы погоды. Комфортное состояние и зона комфорта.
Зависимость организма человека от климатопогодных факторов. Психолого-эстетическая
оценка. Понятие «пейзажное разнообразие». Внутреннее и внешнее пейзажное
разнообразие. Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность»,
«эстетичность». Технологическая оценка рекреационных ресурсов.
Культурно-исторические рекреационные ресурсы.
Классификация культурно-исторических объектов. Материальные и нематериальные
объекты. Памятники истории и культуры и их разновидности.
Культурно-исторические предпосылки рекреационной деятельности. Движимые и
недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации. Оценка культурно-исторических
объектов. Типология культурно-исторических объектов по рекреационной
значимости. Измерение информативности культурно-исторических объектов.
Памятники истории и
культуры и их разновидности. Памятники культовой архитектуры. Памятники светской
архитектуры. Археологические памятники. Этнографические памятники. Народные
промыслы. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Надежность и
емкость культурных комплексов. Основные принципы рекреационного освоения
природного и культурно-исторического наследия. Историко-культурный и природный
потенциал в системе международного туризма.
Природное и культурное
наследие в туризме. Деятельность ЮНЕСКО. Роль ЮНЕСКО в сохранении и оценке
природного и культурного наследия. Культурный туризм. Хартия культурного
туризма. Классификация использования культурного наследия. Основные аспекты
природного и культурного наследия в туризме. Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Критерии отнесения объектов к памятникам всемирного наследия. Оценка природно-культурных
комплексов. Концепция и основные принципы адекватного туризма. Политика
туристского развития и ее основные аспекты.
Культурные ландшафты. Понятие о культурном ландшафте.
Учение о культурных ландшафтах. Современные подходы к определения проблемного поля
культурного ландшафтоведения. Подходы к типологии культурных ландшафтов.
Деятельность ЮНЕСКО и культурное ландшафтоведение. Типология культурных
ландшафтов ЮНЕСКО. Критерии ценности культурных ландшафтов. Методика оценки
культурных ландшафтов.
Понятие о рекреационной системе. Территориальные
рекреационные системы. Подсистемы рекреационных систем и характер взаимосвязей
между ними. Свойства рекреационных систем. Оценка эффективности
функционирования рекреационной системы. Типы структуры рекреационных систем.
Иерархическая и территориальная структуры рекреационных систем. Композиционные
и структурные элементы территориальных рекреационных систем.
Рекреационные объекты и системы: особенности
проектирования и строительства. Типы рекреационных учреждений. Величина
рекреационных комплексов и методы ее определения. Тенденции проектирования и
строительства рекреационных объектов и систем. Проблема выбора места
размещения для рекреационного объекта. Оценка территорий для рекреационного
использования. Рекреационное качество территории: понятие, проблемы, методы
анализа и оценки. Методика рекреационной оценки территорий. Метод факторного
анализа. Аттрактивные и репеллентные свойства местности. Аттрактивность места и
рекреационной деятельности. Эстетические, топологические и функциональные
качества места. Пейзаж и его основные элементы.
Рекреационная и туристская сеть. Материальная база и
инфраструктура туризма. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха. Санатории и
их типы. Зонирование санаторной территории. Санаторный режим. Особенности
санаториев. Санатории-профилактории и пансионаты с лечением. Дома отдыха,
пансионаты и базы отдыха. Туристские и рекреационные учреждения. Туристские
базы. Туристско-экскурсионные бюро. Рекреационные парки и территории. Проблемы размещения
рекреационной и туристской инфраструктуры.
Рекреационное и туристское природопользование.
Функциональная модель туристского природопользования. Система туристского
природопользования: ее компоненты и свойства. Территориальные типы природопользования
и методика их установления. Земли рекреационного назначения. Основные типы
рекреационного природопользования. Функциональное зонирование земель
рекреационного назначения. Заповедное природопользование. Рекреационное
природопользование. Руральное природопользование. Урбанизированное
природопользование.
Рекреационное природопользование и охрана природы.
Положительное и отрицательное воздействие рекреационного природопользования на
окружающую среду. Принципы ландшафтной архитектуры. Рекреационная емкость
природных комплексов. Культура поведения рекреантов и пути ее повышения.
Механизмы охраны окружающей среды. Природоохранная работа в туризме. Типы
природоохранных мероприятий.
Рекреационные нагрузки на
природные комплексы и методика их определения. Устойчивость природного
территориального комплекса. Рекреационная емкость природного территориального
комплекса. Нагрузка на ПТК и ее формы. Понятие о рекреационной дигрессии.
Стадии рекреационной дигрессии. Норма рекреационных нагрузок – ее параметры и
методика определения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67
|