рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Рекреационная география рефераты

 

Ключевые понятия и термины: туризм с целью отдыха и развлечений, шоп-туризм, деловой туризм, бизнес-поездки, инсентив-туризм, конгрессно-выставочный туризм, паломнический туризм, религиозный туризм, научный туризм, экскурсионный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, курорт, климатический курорт, бальнеологический курорт, горноклиматический курорт, грязевой курорт, климатокумысолечебный курорт, комплексный (многопрофильный) курорт.


Контрольные вопросы


s     Каковы особенности географии туризма с целью отдыха и развлечений?

s     Охарактеризуйте современное состояние туризма с целью отдыха и развлечений в странах Западной Европы и Зарубежной Азии.

s     Каковы причины невысокой популярности въездного туризма на российском туристском рынке?

s     Каковы особенности мировой географии бизнес-поездок?

s     Перечислите основные виды и формы организации делового туризма.

s     Что такое инсентив-туризм?

s     Перечислите крупнейшие в мире и России центры конгрессно-выставочной деятельности.  

s     Каковы общие и особенные черты паломнического и религиозного туризма?

s     Назовите мировые центры паломничества.

s     В чем заключаются особенности географии лечебно-оздоровительного туризма?

s     Какие выделяют типы курортов? Приведите примеры наиболее известных курортов к каждому из типов.

s     Назовите крупнейшие курорты:

А) Западной Европы;

Б) Зарубежной Азии;

В) Африки;

Г) Северной Америки.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Пояснительная  записка


Дисциплина "Рекреационная география" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм” и изучается в течение первого учебного семестра 2 курса. Дисциплина относится к циклу естественнонаучных дисциплин национально-регионального компонента.

Цель дисциплины – ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира, а также с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки.

Задачи дисциплины – изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

        Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких как введение в специальность: туризм, экономическая география, общая география, страноведение, экономика, экология и природопользование и др.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей, и находится в тесной связи с такой отраслью географии как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины "Рекреационная география" будет сконцентрировано на таких направлениях как рассмотрение и анализ основных теоретических концепций науки, обзор основных понятий и терминов, связанных с такими явлениями как рекреация и туризм, анализ значения международных туристских связей и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира.

В дисциплину "Рекреационная география" включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма, проводится обзор взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой, даются основы рекреационного и туристского природопользования.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. На лекциях рассматриваются теоретические вопросы науки, даются базовые понятия. Практические занятия являются аудиторными и проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. На практических занятиях рассматриваются вопросы географии международного туризма по странам и регионам мира. Особое место отводится вопросам географии международного туризма в России и странах ближнего зарубежья.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему. Индивидуальное занятие не является аудиторным. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Изучение дисциплины на дневном и заочном отделениях осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:

·       текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий и написание модулей с последующей оценкой проделанной работы;

·       рубежный контроль, состоящий из выполнения программы семинарских занятий и сдачи зачета (экзамена).














1.    Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине

 

Студент должен знать:

 

1.     Основные теоретические положения и базовые понятия и термины курса.

2.     Основы рекреационного и туристского природопользования.

3.     Особенности современной организации рекреационной и туристской деятельности.

4.     Основы индустрии туризма и отдыха для организации рекреационной деятельности, знать специфику внутреннего и международного туризма в разных странах мира.

5.     Основные закономерности и особенности территориальной организации международного туризма.

6.     Особенности развития и географии международного туризма в странах и регионах мира и, в особенности, в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.

 

Студент должен уметь:

 

1.     Критически анализировать основные концепции и понятия науки.

2.     Определять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских центров мира.

3.     Применять геоинформационные технологии для моделирования в туристском бизнесе.

4.     Давать характеристику рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков.

5.     Давать связанную характеристику любого туристско-рекреационного района мира.

6.     Анализировать и давать оценку рекреационных ресурсов, туристской освоенности и перспектив развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.

7.     Анализировать континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма, проводить обзор взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой.

8.     Проводить анализ значения международных туристских связей и определять  основные зоны притяжения туризма в отдельных странах мира.

 

 

 

 

 

2. Примерное содержание учебного курса

«Рекреационная  география»

Предмет, методы и задачи курса «Рекреационная география». Рекреационная география как самостоятельная географическая дисциплина и ее место в системе географических наук. Специфика  объекта и предмета исследования рекреационной географии по сравнению с другими географическими науками. Связь рекреационной географии с экономической и социальной географией. Использование достижений экономической и социальной географии в целях географического исследования рекреации. Связи рекреационной географии с естественно-географическими дисциплинами. Физическая география как особое направление географических исследований рекреации. Связи рекреационной географии с теоретическими и методическими географическими дисциплинами. Связи рекреационной географии с другими науками. Задачи развития теории рекреационной географии. Источники рекреационно-географической информации. Методы исследований рекреационной географии. Картографический метод исследования в рекреационной географии.

История возникновения рекреационной географии в СССР. Основные этапы становления рекреационной географии как науки. Территориальная рекреационная система как основной объект исследования отечественной рекреационной географии. Становление рекреационной географии как учебной дисциплины. Положение курса «Рекреационная география» в системе географического образования и его роль в подготовке кадров для туристского бизнеса. Характерные черты рекреационной отрасли и рекреационной географии как области науки в СССР и России. Кризис рекреационной географии как научной и учебной дисциплины в 1980-х годах XX века. Новейшие направления в рекреационной географии. Теория социокультурных систем Д.В. Николаенко.

Рекреация: обзор основных понятий и определений. Рекреация как объект исследования рекреалогии и рекреационной географии.  Изучение феномена рекреационной деятельности в социологии, психологии, экономике, правоведении и ряде других наук. Исследование рекреации как комплексное научное направление и задача. Рекреация как социально-экономическое явление. Анализ смысла рекреации. Рекреация как атрибут человеческой деятельности. Пассивный и активный пространственные стандарты рекреации. Рекреация как социокультурный феномен (по Д.В. Николаенко). Рекреация как современное явление, выражающееся в развитии индустрии массового отдыха. Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации. Фазы рекреации. Отдых и рекреация: общее и особенное. Классификация деятельности человека во время отдыха. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации. Классификация общественных функций рекреации. Общие тенденции развития рекреации в мире и России.

Время свободное и рекреационное и их соотношение. Нерабочее время и его функции. Структурные особенности свободного времени. Значимость свободного времени. Структура рекреационного времени и типы рекреации ей соответствующие. Функции рекреационного времени. Пространственно-временная динамика поведения людей и рекреация. Временные ритмы перемещения людей в пространстве.

Рекреационное время и пространство, и их соотношение. Категории рабочее, нерабочее и свободное время и их соотношение. Время рекреационное и социальное. Соотношение рекреационного времени с другими категориями социального времени.  Время отдыхающих и время организаторов отдыха. Свойства рекреационного времени. Иерархичность рекреационного времени. Структура социального времени. Суточный, недельный, месячный, квартальный, годовой и жизненный периоды. Индивидуальное и групповое время. Рекреационное пространство. Элементы деятельности по организации пространства. Многомерность рекреационного пространства и ее причины.

Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. Эволюция пространственно-активной рекреационной деятельности. Типы рекреации, выделяемые на основании критерия повторяемости рекреационной деятельности. Характеристика каждого типа рекреационной деятельности. Понятия «экскурсия» и «туризм» и их соотношение. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве. Условия и факторы развития рекреационной деятельности.

Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала. Сложность определения рекреационных ресурсов. Влияние рекреационных ресурсов на развитие туризма. Особенности рекреационных ресурсов. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

Природные предпосылки рекреации. Рекреационное землепользование и его типы. Рекреационные и туристские ресурсы и их соотношение. Разновидности и особенности рекреационных и туристских ресурсов.  Составление территориальных балансов отдыха и рекреационного кадастра.  Кадастр туристских ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения.

Основные положения рекреационной оценки природных ресурсов. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов. Типы оценки природных рекреационных ресурсов. Медико-биологический тип. Метод  условных (эффективных) температур. Метод комплексной климатологии. Классификация и режимы погоды. Комфортное состояние и зона комфорта. Зависимость организма человека от климатопогодных факторов. Психолого-эстетическая оценка. Понятие «пейзажное разнообразие». Внутреннее и внешнее пейзажное разнообразие.  Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность». Технологическая оценка рекреационных ресурсов.

Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Классификация культурно-исторических объектов. Материальные и нематериальные объекты. Памятники истории и культуры и их разновидности. Культурно-исторические предпосылки рекреационной деятельности. Движимые и недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации. Оценка культурно-исторических объектов. Типология культурно-исторических объектов по рекреационной значимости. Измерение информативности культурно-исторических объектов.

Памятники истории и культуры и их разновидности. Памятники культовой архитектуры. Памятники светской архитектуры. Археологические памятники. Этнографические памятники. Народные промыслы. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Надежность и емкость культурных комплексов. Основные принципы рекреационного освоения природного и культурно-исторического наследия. Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма.

Природное и культурное наследие в туризме. Деятельность ЮНЕСКО. Роль ЮНЕСКО в сохранении и оценке природного и культурного наследия. Культурный туризм. Хартия культурного туризма. Классификация использования культурного наследия. Основные аспекты природного и культурного наследия в туризме. Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отнесения объектов к памятникам всемирного наследия. Оценка природно-культурных комплексов.  Концепция и основные принципы адекватного туризма. Политика туристского развития и ее основные аспекты.

Культурные ландшафты. Понятие о культурном ландшафте. Учение о культурных ландшафтах. Современные подходы к определения проблемного поля культурного ландшафтоведения. Подходы к типологии культурных ландшафтов. Деятельность ЮНЕСКО и культурное ландшафтоведение. Типология культурных ландшафтов ЮНЕСКО. Критерии ценности культурных ландшафтов. Методика оценки культурных ландшафтов.

Понятие о рекреационной системе. Территориальные рекреационные системы. Подсистемы рекреационных систем и характер взаимосвязей между ними. Свойства рекреационных систем. Оценка эффективности функционирования рекреационной системы. Типы структуры рекреационных систем. Иерархическая и территориальная структуры рекреационных систем. Композиционные и структурные элементы территориальных рекреационных систем.

Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства. Типы рекреационных учреждений. Величина рекреационных комплексов и методы ее определения. Тенденции проектирования и строительства  рекреационных объектов и систем. Проблема выбора места размещения для рекреационного объекта. Оценка территорий для рекреационного использования.  Рекреационное качество территории: понятие, проблемы, методы анализа и оценки. Методика рекреационной оценки территорий. Метод факторного анализа. Аттрактивные и репеллентные свойства местности. Аттрактивность места и рекреационной деятельности. Эстетические, топологические и функциональные качества места. Пейзаж и его основные элементы.

Рекреационная и туристская сеть. Материальная база и инфраструктура туризма. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха. Санатории и их типы. Зонирование санаторной территории. Санаторный режим. Особенности санаториев.  Санатории-профилактории и пансионаты с лечением. Дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Туристские и рекреационные учреждения. Туристские базы. Туристско-экскурсионные бюро. Рекреационные парки и территории. Проблемы размещения рекреационной и туристской инфраструктуры. 

Рекреационное и туристское природопользование. Функциональная модель туристского природопользования. Система туристского природопользования: ее компоненты и свойства. Территориальные типы природопользования и методика их установления. Земли рекреационного назначения. Основные типы рекреационного природопользования. Функциональное зонирование земель рекреационного назначения. Заповедное природопользование. Рекреационное природопользование. Руральное природопользование. Урбанизированное природопользование.

Рекреационное природопользование и охрана природы. Положительное и отрицательное воздействие рекреационного природопользования на окружающую среду. Принципы ландшафтной архитектуры. Рекреационная емкость природных комплексов. Культура поведения рекреантов и пути ее повышения. Механизмы охраны окружающей среды. Природоохранная работа в туризме. Типы природоохранных мероприятий.

Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения. Устойчивость природного территориального комплекса. Рекреационная емкость природного территориального комплекса. Нагрузка на ПТК и ее формы. Понятие о рекреационной дигрессии. Стадии рекреационной дигрессии. Норма рекреационных нагрузок – ее параметры и методика определения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67