Рекреационная география
·
деловые поездки, а также
путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы
обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему
с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает
свое функциональное место;
·
туризм – это не только
важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает
отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм – это совокупность
отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в
местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не
связанных с их трудовой деятельностью.
Существует пять четко выделенных важных признаков, отделяющих
туризм от путешествий и иных действий и процессов:
ü временное перемещение и посещение дестинации и
непременное возвращение обратно;
ü дестинация – это другая местность (страна),
отличная от места постоянного проживания человека;
ü цели туризма, отличающиеся сугубо
гуманистическим содержанием и направленностью;
ü совершение туристского путешествия в свободное
от работы или учебы время;
ü запрещение туристу заниматься в дестинации
деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.
Из совокупности экономических характеристик
туризма пять должны быть определены концептуально:
1)
туризм как процесс и
результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
2)
определение двух
основных базовых элементов туризма: путешествие к месту пребывания и пребывание
там;
3)
путешествие означает
выезд из страны (региона) постоянного проживания туриста;
4)
перемещение туристов к
различным туристским центрам требует времени, а это значит, что они вернутся в
место постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;
5)
экскурсия – это
путешествие без постоянного проживания в туристском центре, не имеющее целью
получение дополнительного дохода.
Можно выделить следующие функции
социально-гуманитарного воздействия туризма: восстановление трудоспособности;
рациональное использование свободного времени; обеспечение занятости; рост
уровня жизни трудящихся; экологическая невредность и направленность.
Цели путешествия являются одними из главных
и определяющих признаков туризма. В классической теории туризма признается
всего 6 общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще:
·
оздоровительные (восстановление духовных и физических сил
человека, а также и лечение);
·
познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе
естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других стран и
народов);
·
спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и
играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а
также участие в качестве зрителей);
·
профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах,
конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение);
·
религиозные (паломнические и культовые,
культурно-исторические по изучению религии и культов);
·
гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест
исторического проживания).
Выделяют также и следующие функции туризма:
§ Восстановительная – освобождение человека от
чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;
§ Развивающая – предоставление возможности
для развития личности (расширение познавательного горизонта, творческой и
организаторской деятельности);
§ Развлекательная – предоставление отдыхающим
возможности развлечься. Сюда также относят: знакомство с местностью, ее
жителями, организация концертов, спортивных и других мероприятий, активный
отдых.
10.2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТУРИЗМА
Классификация
туризма – выделение внутренне однородных таксонов
туристской деятельности по принятым основаниям.
Вид
туризма – результат классификации туризма по тем или
иным основаниям.
|
В качестве признака, позволяющего классифицировать
путешествия по видам туризма, можно также использовать мотивационные
факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива,
побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются
однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или
более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического
восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный
отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные
свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой
культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный
туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических
достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще
всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими
стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое
религиозное значение.
Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с
целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм.
Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в
группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей
развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью
активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят
пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
Экономический туризм – поездки, совершаемые из профессионального и
коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т. д.
Конгрессный (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм,
участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и
мероприятиями.
Иногда необходимость конкретизации туризма по его
формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные
и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия
такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия
различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно
сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует
много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям:
по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания
в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или
сезону.
На первый взгляд может показаться, что между формами
и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия
группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в
том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т. е. по
внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям, что
очень важно для менеджмента.
Формы туризма в зависимости от происхождения
туристов. В зависимости от
происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный.
В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту
рождения человека, а к его месту жительства и работы.
Формы туризма в зависимости от его организации
(органuзaцuoнные формы). В зависимости
от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за
одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – это стандартизированный,
предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур
имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно.
Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно
путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом
путешествие называется одиночным.
Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего противопоставляется
понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в
туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело
отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются
отрицательные воздействия, прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия
индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для
выделения форм туризма по количеству участников.
Формы туризма в зависимости от длительности
пребывания. Очень важной
классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от
продолжительности пребывания.
Продолжительность путешествия относится ко времени,
которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте
или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее
трех часов; три-пять часов; шесть-восемь часов; девять-одиннадцать часов;
двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать
следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92-365 ночей.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются
непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся
транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный
туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный
туризм – это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают
остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма – кратковременный
туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на
выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных
целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т. е. они включают
минимально один, максимально – три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается
также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы
туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в
возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте
25-44 лет; экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют,
как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных
средств. В зависимости от
транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места
в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный,
железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается
зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания
спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное
количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий –
межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие
точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы
классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация
предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм –
путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм
– путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной
туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти
основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма.
Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к
региону; термин «регион» – к какому-то району в пределах какой-либо страны,
либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает
собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» –
внутренний и выездной туризм; «международный туризм» – въездной и
выездной.
Классификация туризма:
1)
по числу участников путешествия: индивидуальный, групповой, семейный.
2)
по региону отдыха:
национальный, международный.
3)
по рынку: внутренний,
иностранный.
4)
по способу организации:
неорганизованный, организованный, самодеятельный (квалификационный)
5)
по цели: релаксационный
(отдых), реабилитационный (санаторный), рекреационный.
6)
по возрасту: детский,
молодежный, среднего возраста, третьего возраста.
7)
по способам передвижения: автомобильный, автобусный, водный, пешеходный, железнодорожный,
верховой.
8)
по роду основной деятельности: деловой, познавательный, спортивный, экологический, конгрессный.
9)
по основным используемым природным ресурсам: горный, морской, лесной, речной, купально-пляжный, лечебный.
10) по характеру территории: континентальный,
приморский, островной.
11) по источникам финансирования: коммерческий,
социальный.
12) по способу размещения туристов: гостиничного
типа, негостиничного типа.
13) по дальности поездки: ближний, дальний.
14) по продолжительности путешествия:
краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
15) по ритмичности туристских потоков: сезонный,
круглогодичный.
Виды туризма
Автомобильный
туризм – 1) особый вид путешествия с использованием
личного или арендуемого автомобиля в качестве транспортного средства; 2)
специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и
мотоциклах. В составе автомобильного туризма выделяется караванинг, при
котором в качестве средства размещения используется караван – автомобиль-фургон
со спальными местами.
Активный
туризм – 1) в международном туризме – число посещений
данной страны жителями других стран; 2) туризм, совершаемый для развития
физических сил, в том числе и в спортивных целях; рекреационные занятия с
использованием активных способов передвижения.
Велосипедный
туризм – специальные категорийные походы,
предусматривающие прохождение маршрута на велосипеде.
Внутренний
туризм – временный выезд граждан конкретной страны с
постоянного места жительства в пределах государственных границ этой же страны
для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других
туристских целях.
Водный
туризм – специальные категорийные походы,
предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер или других водоемов.
Выездной
туризм – путешествия лиц, постоянно проживающих в
какой-либо стране, в другую страну.
Въездной
туризм – путешествия в пределах страны лиц, не
проживающих постоянно в данной стране.
Горный
туризм – специальные категорийные походы,
предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление
перевалов выше 3000-3500 метров, прохождение скальных участков, крутых склонов,
ледников, снежников, горных рек.
Групповой
туризм – форма организации туристской поездки людей,
объединенных возможностью совместного путешествия по конкретному маршруту или с
целью получения программного обслуживания; удовлетворение коллективного
интереса к объекту путешествия.
Дальний
туризм – поездки, требующие значительных затрат
времени на проезд к месту назначения (свыше 4 часов самолетом, 4 дней
автомобилем, и 4-5 дней теплоходом или поездом).
Деловой
туризм – временные командировки и поездки со
служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т. д., без
получения доходов в местах командировки.
Инсентив-туризм – туризм по приглашению. Особенно распространен в крупных частных
фирмах, которые таким образом поощряют своих служащих и одновременно проводят
корпоративные мероприятия (конгрессы, выставки, совещания и конференции).
Индивидуальный
туризм – форма организации туристской деятельности
человека. Более всего реализуется в рамках делового, научного,
бальнеологического и оздоровительного туризма.
Иностранный
туризм – система путешествий и обменов, осуществляемая
на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм.
Краткосрочный
туризм – поездка на срок до 5-7 дней.
Конгрессный
туризм – наиболее значительный и постоянно
увеличивающий свое влияние сегмент туристского рынка, ориентированный на
проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций,
собраний и т. д.
Культурный
туризм – туризм в целях ознакомления и познания
культурного наследия различных стран и народов.
Лыжный
туризм – специальные категорийные походы,
предусматривающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и
среднегорью.
Многоэтапный
туризм – посещение туристами нескольких стран во время
одной поездки.
Молодежный
туризм – конкретный вид туристской деятельности
юношества и подростков, реализуемый как в рамках государственных границ, так и
на региональном и мировом уровнях.
Национальный
туризм – состояние и развитие туризма внутри
государственных (национальных) границ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67
|