Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России
Остается надеется, что этот
дисбаланс связан с переходными процессами социально — экономического
реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших
слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между
материальными и духовными ценностями придет в норму[74].
Микроэкономические
ценностные
ориентации
аскетизм
экономическая
пассивность
предприимчивость
гедонизм
Схема 1
Таблица 1
|
Гедонизм |
Аскетизм |
1 |
Богатство
как цель |
Достаток
как средство |
2 |
Стремление
к экономическому избытку |
Стремление
к экономической норме |
3 |
Желание
выделяться |
Желание
«быть как все» |
4 |
Работа
в частном секторе |
Работа
в госсекторе |
Таблица 2
|
Экономическая
пассивность |
Предприимчивость |
1 |
Взаимопомощь |
Состязательность |
2 |
Нежелание
иметь свой бизнес |
Иметь
свой бизнес |
3 |
Стабильность |
Риск |
4 |
Законопослушность |
Криминальность |
В целом и общем экономические
реформы приветствуются молодежью, поскольку она видит в них перспективы для
своей карьеры в будущем, и она надеется легко адаптироваться к новым
экономическим условиям. Молодежь считает, что «...рыночные отношения расширили
возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический
диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра
идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком
возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов»[75].
Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере,
устроиться в частный сектор экономики[76].
В тоже время осуществление этих
возможностей для подавляющей части молодежи как бы далеко не простирались ее
амбиции, являются весьма проблематичными.
Макроэкономическиеценностные
ориентации
Рыночная экономика
государственный частный
сектор
сектор
плановая
экономика
Схема 2
Таблица 3
|
Плановая экономика |
Рыночная экономика |
1 |
Плановая
экономика |
Рыночная
экономика |
2 |
Государственное
регулирование цен |
Либеральная
ценовая
Политика
|
3 |
Высокий
прогрессивный налог |
Низкие
налоги |
4 |
Бесплатное
образование и медицина |
Платное
образование и медицина |
Таблица 4
|
Государственный сектор |
Частный сектор |
1 |
Социально
ориентированная экономика |
Либерально
ориентированная экономика |
2 |
Бюджетная
здавоохранение |
Страховая медицина |
3 |
Государственная
Собственность
на землю
|
Частная
собственность
на
землю
|
4 |
Государственное
образование |
Частное
образование |
2.Общественно — политические
ориентации студенчества[77], с одной стороны, формируются по
широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены
все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они
распределяются по вертикальной оси «левый либерализм — правый консерватизм» и
горизонтальной оси «интернационализм – национализм».
В соответствии с
аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в
недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга,
менеджерами в различных отраслях народного хозяйства студенческие предпочтения
формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов,
сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма[78].
С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических
исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность»[79].
Оппозиция национализма и
интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее
значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место
под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по
оси «интернационализм — национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов,
фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом[80].
Микрополитические
ценностные
ориентации
воля к власти
политическая участие в
пассивность
политической жизни
отсутствие властолюбия
Рисунок 3
Таблица 5
|
Отсутствие властолюбия |
Воля к власти |
1 |
Подчиненность |
Лидерство |
2 |
Скромность |
Амбициозность |
3 |
Исполнительность |
Желание
руководить |
4 |
Демократичность |
Автократичность |
Таблица 6
|
Политическая пассивность |
Политическая активность |
1 |
Неучастие
в выборах |
Участие
в выборах |
2 |
Беспартийность |
Членство
в партии |
3 |
Неучастие
в общественной жизни |
Общественная
деятельность |
4 |
Политический
конформизм |
Политический
нонконформизм |
Макрополитические
ценностные
ориентации
консерватизм
интернационализм
национализм
либерализм
Схема 4
Таблица 7
|
Либерализм |
Консерватизм |
1 |
Развитое
гражданское общество |
Сильное
государство |
2 |
Свобода слова, печати и
т.д. |
Цензура |
3 |
Демократизм |
Авторитаризм |
4 |
Конституционная
законность |
Законность,
основанная на харизме лидера |
Таблица 8
|
Интернационализм |
Национализм |
1 |
Неприятие
национализма |
Патриотизм |
2 |
Интеграция
в мировое сообщество |
Сохранение
культурной идентичности |
3 |
Мультикультурализм |
Монокультурность |
4 |
Федерализм |
Суверенность |
3.Духовно — гуманитарные
ценностные ориентации традиционно делятся на
индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации в
контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси
«утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».
Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими
факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции
развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов»,
утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства,
«которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и
определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи»[81].
С другой стороны,
универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и
образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят
нерациональные источники гуманизма.
И все-таки, несмотря на утрату
духовных ориентиров, традиционная духовность
студенчества является
его фундаментальным качеством и базовой ценностью,
поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества
накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности,
благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и
напору массовой культуры»[82].
Коллективистская ориентация студенчества связана с общим
демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью
коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается
элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и
уникальностью[83].
Среди новых явлений в сфере
этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно
изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы,
— обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о
«своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души
(вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной
религиозности»[84].
Система
этических ценностных координат
духовность
коллективизм
индивидуализм
утилитаризм
Рисунок 2
Таблица 9
|
Коллективизм |
Индивидуализм |
1 |
Коммуникация |
Стремление
к самостоятельности |
2 |
Стремление к идеальному «Мы» |
Стремление к идеальному «Я» |
3 |
Главное
— интеграция |
Главное
— самовыражение |
4 |
Быть
полезным, нужным для окружающих |
Быть
свободным |
Таблица 10
|
Утилитаризм |
Духовность |
1 |
Интерес
к массовому искусству |
Интерес
к классическому
искусству
|
2 |
Стремление к идеальному «Мы» |
Стремление к идеальному «Я» |
3 |
Культурная
интеграция |
Культурная
изоляция |
4 |
Атеизм |
Религиозность |
Рационально — ценностные
ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных
объектов в качестве смыслов. Если материально — экономические и гуманитарно —
духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе
социально — общественного опыта как детерминированной извне сферы
объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные
ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и
предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и
мышления.
Рационально — ценностные
ориентации делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные
ориентации.
Субъективно — рациональные ориентации: в студенческой среде
индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама
способ существования студенческой группы («тусовки») по отношению к другим
социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи
коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей
нестуденческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества
спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.
Схема
рациональных — ценностных
ориентаций
студенчества
идеализм
объективизм
субъективизм
материализм
Рисунок 4
Таблица 11
|
Материализм |
Идеализм |
1 |
Коммуникация |
Стремление
к самостоятельности |
2 |
Стремление к идеальному «Мы» |
Стремление к идеальному «Я» |
3 |
Культурная
интеграция |
Культурная
изоляция |
4 |
Экстраверсия |
Интроверсия |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|