рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России рефераты

Остается надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально — экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму[74].     

Микроэкономические

ценностные ориентации

аскетизм  


                  экономическая

                   пассивность                                            предприимчивость

     

гедонизм

                                                      Схема 1 

Таблица 1

Гедонизм Аскетизм
1 Богатство как цель Достаток как средство
2 Стремление к экономическому избытку Стремление к экономической норме
3 Желание выделяться Желание «быть как все»
4 Работа в частном секторе Работа в госсекторе

 

Таблица 2

Экономическая пассивность Предприимчивость
1 Взаимопомощь Состязательность
2 Нежелание иметь свой бизнес Иметь свой бизнес
3 Стабильность Риск
4 Законопослушность Криминальность

В целом и общем экономические реформы приветствуются молодежью, поскольку она видит в них перспективы для своей карьеры в будущем, и она надеется легко адаптироваться к новым экономическим условиям. Молодежь считает, что «...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов»[75]. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики[76].

В тоже время осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи как бы далеко не простирались ее амбиции, являются весьма проблематичными.  

Макроэкономическиеценностные ориентации

Рыночная экономика             

            государственный                                                частный

                       сектор                                                          сектор                                                

плановая

экономика

                                                   Схема 2

  Таблица 3

Плановая экономика Рыночная экономика
1 Плановая экономика Рыночная экономика
2 Государственное регулирование цен

Либеральная ценовая

 Политика

3 Высокий прогрессивный налог Низкие налоги
4 Бесплатное образование и медицина Платное образование и медицина

 

Таблица 4

Государственный сектор Частный сектор
1 Социально ориентированная экономика Либерально ориентированная экономика
2 Бюджетная здавоохранение Страховая медицина
3

Государственная

Собственность на землю

Частная собственность

 на землю

4 Государственное образование Частное образование

2.Общественно — политические ориентации студенчества[77], с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм — правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм».

В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма[78].

С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные  устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность»[79].

Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм — национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом[80]

Микрополитические

 ценностные ориентации

   воля к власти


                      политическая                                      участие в

                      пассивность                                        политической жизни

                                            отсутствие властолюбия

                                                      Рисунок 3    

Таблица 5

Отсутствие властолюбия Воля к власти
1 Подчиненность Лидерство
2 Скромность Амбициозность
3 Исполнительность Желание руководить
4 Демократичность Автократичность

 

Таблица 6

Политическая пассивность Политическая активность
1 Неучастие в выборах Участие в выборах
2 Беспартийность Членство в партии
3 Неучастие в общественной жизни Общественная деятельность
4 Политический конформизм Политический нонконформизм

Макрополитические

 ценностные ориентации

   консерватизм


           интернационализм                                        национализм

либерализм

Схема 4

Таблица 7

Либерализм Консерватизм
1 Развитое гражданское общество Сильное государство
2 Свобода слова, печати и т.д. Цензура
3 Демократизм Авторитаризм
4 Конституционная законность Законность, основанная на харизме лидера

 

Таблица 8

Интернационализм Национализм
1 Неприятие национализма Патриотизм
2 Интеграция в мировое сообщество Сохранение культурной идентичности
3 Мультикультурализм Монокультурность
4 Федерализм Суверенность

3.Духовно — гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи»[81].

 С другой стороны,   универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.

 И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры»[82].

Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью  коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью[83].

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, — обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности»[84].

Система этических ценностных координат

духовность


    коллективизм                                                           индивидуализм

утилитаризм

                                                     Рисунок 2

Таблица 9

Коллективизм Индивидуализм
1 Коммуникация Стремление к самостоятельности
2 Стремление к идеальному «Мы» Стремление к идеальному «Я»
3 Главное — интеграция Главное — самовыражение
4 Быть полезным, нужным для окружающих Быть свободным

Таблица 10

Утилитаризм Духовность
1 Интерес к массовому искусству

Интерес к классическому

искусству

2 Стремление к идеальному «Мы» Стремление к идеальному «Я»
3 Культурная интеграция Культурная изоляция
4 Атеизм Религиозность

Рационально — ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых  символов, то рационально —ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности  воображения и мышления.

Рационально — ценностные ориентации делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные ориентации.

Субъективно — рациональные ориентации: в студенческой среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама  способ существования студенческой группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей нестуденческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

Схема рациональных — ценностных

ориентаций студенчества

    идеализм 


                  объективизм                                            субъективизм

     материализм

Рисунок 4

Таблица 11    

Материализм Идеализм
1 Коммуникация Стремление к самостоятельности
2 Стремление к идеальному «Мы» Стремление к идеальному «Я»
3 Культурная интеграция Культурная изоляция
4 Экстраверсия Интроверсия

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22