рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России рефераты

С другой стороны, возрастает роль демократических процессов в стране. Это выражается, например, в создании в Китае института демократических партий. И хотя было бы неправильным утверждать, что демократические партии играют значительную роль в политической системе Китая. Но нельзя и отрицать тех «позитивных моментов, которые приносят их существование и функционирование в стране. Во-первых, одно лишь их присутствие в политической системе Китая дает основание китайскому руководству заявлять о много партийном сотрудничестве и преимуществах, присущих лишь Китаю, поскольку все партии не являются оппозиционными в отношении КПК, но представляют собой дружественные, сотрудничающие с ней партии. Во-вторых, располагая возможностью заблаговременной информации относительно их мнений по поводу готовящихся важных документов КПК и правительства Китая, давая им  возможность избежать ошибок. В-третьих, весьма активную роль играют демократические партии в развитии таких областей, как экономика страны, наука, образование, культура, медицина, издательское дело»[233]. Перечисление только этих линий деятельности демократических партий дает возможность понять позицию китайского руководства, заинтересованного в продолжении сотрудничества с демократическими партиями.

Китайское студенчество принимает активное участие в деятельности демократических партий и упрочении демократических традиции в стране, что не может не  сказываться на формирование его микрополитических ориентаций.

Динамика микрополитических ценностных ориентаций студенчества Китая [234]

(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Стремление к власти 15,8 17,7 16,4
Отсутствие властолюбия 65,8 75,2 82,0
Гражданская активность 25,6 26,8 14,8
Гражданская пассивность 56,1 61,0 75,0

3. Динамика макроэкономических ценностных ориентаций китайского студенчества связана с ростом экономического благосостояния Китая, который обусловлен как ростом производительности, так и выходом Китая на международной рынок товаров и услуг. Поэтому все лучшее, что случилось в экономике Китая за последние десятилетия, проистекает вследствие экономической интеграции Китая в мировую экономическую систему, чья ценность не может не быть более значимой.

Динамика макроэкономических ценностных ориентаций студенчества Китая [235]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Рыночная экономика 78,9 72,6 66,6
Плановая экономика 23,6 21,4 12,8
Частный сектор 78,9 55,9 52,1
Государственный сектор 34,8 37,8 38,6

4. Микроэкономические ориентации китайского студенчества меняются в соответствии с изменениями социальной ориентации общества в сторону предпринимательской деятельности, которое включает снятие ограничений на рост личных доходов, признание законным получения предпринимательского «нетрудового» дохода, что способствует улучшению материального положения значительной части населения Китая, занятого в индивидуальном и частном секторе экономики.

Экономический аспект во времени проходит следующие изменения. Молодежь 50-х гг. о деньгах практически не говорит, их основная забота – развитие Родины и улучшение своей жизни она связывает с процветанием страны. В 60-х – начале 70-х гг. деньги, хотя еще не выходят на первый план, но, не смотря на то, что деньги воспринимаются как корень зла,  они начинают занимать более весомое место в целях молодых, главная забота которых – "продолжение революции". После 80-х гг. деньги принимают форму одной из целей и занимают весомое место в умах молодежи. В 1983 г. один из аспирантов факультета экономики Северо-западного Университета официально в газетной публикации признает их значение. С этого времени, сначала не очень открыто, потом – более открыто и впоследствии – прямо стали их делать предметом обсуждения. К 90-м гг. выбор денег в качестве цели признается разумным аргументом. Богатство начинают связывать с благородством. В жизни молодого человека деньги приобретают следующее значение: они становятся целью жизни и борьбы личности; символом высоты социальных высоты социального положения в обществе; оценкой и стандартом личного успеха и достижений; становятся индивидуалистической ценностью в жизни; инструментом для достижения иных целей; воспринимаются как способ выживания и вызывают стойкую от себя зависимость; деньги становятся источником счастья и потому предметом поклонения; деньги как ценность начинают занимать одно из лидирующих положений.

Одновременно происходит повышение значимости для молодежи возможности выбора проводить время в соответствии со своими желаниями. И в этом случае молодой человек, не обладающий достаточным количеством денег для удовлетворения своих желаний, приобретает сильный стимул для их получения. И в этот период фраза "меня не интересуют деньги" в большинстве случаев расценивается как ложь и лицемерие; или человек рассматривается как несовременный. Исследования стиля жизни молодежи, начиная с 70-х гг. и в более поздние периоды, позволили обнаружить следующую тенденцию.  В конце 70-х гг. городская молодежь только начинает осознавать связь возможности удовлетворения потребностей с деньгами. В 80-е гг. эта связь становится более отчетливой и в сознании повышается ценность денег в среде городской молодежи, но еще более – у сельской и начинает вытеснять такие ценности предыдущих лет, как уважение, дружба. У университетского студенчества деньги также становятся немаловажным фактором, но ситуации поклонения им не возникает, поскольку они ставятся ниже ценности карьеры и знания. В конце 80-е гг. значение денег резко возрастает, но большее внимание обращается на социальные ценности. Основная причина – стремление к повышению жизненного уровня через открывшиеся реформами возможности. К 90-м гг. роль денег становится важнейшей и они становятся целью всех слоев общества.

В последнее время все более усиливается влияние денежного фактора. Воздействие данного фактора, по мнению  Юнь Дзань Чена, наиболее сказывается в среде молодежи, имеющей высшее образование и проживающей в городах (по сравнению с лицами, имеющими среднее образование и деревенской молодежью), поскольку имеют место представления, что более высокий образовательный уровень дает возможность бóльших заработков. Таким образом, деньги в числе ценностей начинают выдвигаться на первый план, а образование рассматривается как одна из возможностей их получения. В процессе становления денег как ведущей ценности, прослеживается два пика: в 80-е и 90-е годы. Динамика микроэкономических ценностных ориентаций

 студенчества Китая [236]

1990 1995 2000
Аскетизм 75,9 76,6 66,6
Гедонизм 24,6 24,8 28,8
Предприимчивость 58,9 65,9 67,1
Экономическая безынициативность 34,8 37,8 38,6

5. В сфере этических ценностных ориентаций китайского студенчества имеет место возвращение к глубокой традиции внутриэтнической солидарности.

Ценности коллективизма традиционны для Китая, они актуальны и сегодня. Общество и государство их не только защищают, но и продолжают основывать на них политическое воспитание молодежи. Однако с начала 90-х гг., как результат реформы и перехода к открытой политике и рыночной экономике, эта традиционная ценностная ориентация получает серьезный вызов со стороны социальной реальности. Молодежь при выборе жизненных ценностей все чаще обращает внимание на личный интерес. Молодые люди оценивают возможности самореализации, проявления инициативы и творчества.

Молодежь все чаще рассматривает как более важную идею личного интереса. Речь идет о том, что идея коллективистских ценностей нуждается в пересмотре, что весьма проблематично, поскольку она имеет глубокие исторические корни. Однако коллективизм в плановой экономике имел два отрицательных момента. Во-первых, происходило стирание индивидуальных различий, что выражалось в потере индивидуальной манеры мышления, характера труда, росте инерции мышления, недостатке независимых идей, слепом поклонении лидеру. Во-вторых, использовался так называемый "двойной стандарт", причиной которого являлась необходимость того, что общественный интерес становился главным, но одновременное существовал и объективный личный интерес, который приходилось скрывать. Но молодежь все более осознает собственную экономическую автономию, открывает для себя возможность индивидуального будущего в виде выгоды, а коллективная этика рассматривает эти понятия как «эгоистичные», и с ними следует бороться.  Это и порождало "двойной стандарт", — когда внешнее принуждение обуславливает необходимость соблюдения определенных формальностей.

После трансформации старой системы с неизбежностью проявилась тенденция признания индивидуальных ценностей. В новых исторических условиях важнейшим вопросом становится соотношение и непротиворечивое сосуществование индивидуальных и коллективных ценностей.

Изменение этических ориентаций связано также с учреждением профессиональной оппозиции информационного и индустриального, которая является конститутивной для всего мирового общества в последнее время, когда парадигма общественного развития меняется с индустриальной на информационную. В Китае на современном этапе возникает примат постиндустриального и информационного над индустриальным.  

 

Динамика этических ценностных ориентаций студенчества Китая [237]

(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Духовность 20,8 14,7 5,9
Утилитаризм 76,8 83,2 87,9
Индивидуализм 14,6 18,0 21,8
Коллективизм 78,6 77,4 69,5

В результате проведенного анализа в качестве результатов можно сделать следующие выводы. Сравнительный анализ динамик ценностных ориентаций, выявил следующие  сходства и различия:

 1.Ценность доминирования государства и оптимальность его устройства в сфере макрополитических ценностей китайского студенчества неуклонно возрастает. Это вызывается двумя обстоятельствами: во-первых, беспрецедентным успехом экономических реформ, выразившегося в феномене «китайского экономического чуда», а, во-вторых, значительным возрастанием международного авторитета Китая, входящего в «десятку» самых богатых стран глобализирующегося мира. Все сказывается на постоянном росте патриотизма, государственности, основанной на принципах просвещенного авторитаризма.  

В сфере макрополитических ориентаций  у студенчества России после значительного снижения значения государства во внутриполитической жизни, вызванного явной пробуксовкой реформ и попустительством властей по отношению к падению уровня жизни, в последнее время наблюдается тенденция усиления патриотизма, государственности, симпатий к «президентскому режиму» либерального типа. С другой стороны эта тенденция усиливается нарастающим возвращением былого величия России в статусе сверхдержавы, входящей в «восьмерку» ведущих держав мира и имеющей авторитет на внешнеполитической арене, идеологически основываемого на принципе геополитического равновесия между Востоком и Западом, что особенно значимо  состоянии нарастающей глобализации мира.

Таким образом, если для российского студенчества большое значение имеет политическая мощь России, то для китайского студенчества больше значим факт экономического могущества Китая.    

2. Если в микрополитической сфере на распределении ценностных ориентаций у российского студенчества сказывается его дифференцированность, вследствие чего традиционно политически активное гуманитарное и университетское студенчество уравновешивается политически индифферентным студенчеством технических вузов, то более однородное в своем идеологическом составе студенчество Китая представлено политически лояльным большинством. В среде российских студентов повышается количество граждански активных студентов, принимающих участие в выборах, участвующих в различных митингах и социальных акциях, состоящих в политических и общественных организациях.

3.В сфере макроэкономических ориентаций и российских, и китайских студентов происходит постоянное возрастание ценностного признания большей эффективности рыночного хозяйствования в противовес плановой экономике, при наличии существенного различия, выражающегося в предпочтении государственных форм собственности у китайских студентов, и, наоборот, предпочтении частных форм собственности у студентов России.

4.В сфере микроэкономических ориентаций  студентов обеих стан наблюдается рост экономической заинтересованности, желания обретения экономической самостоятельности. При этом если большая часть российских студентов готова к возможности реализации своих экономических притязаний не на поприще свой будущей специальности, то китайское студенчество свой экономический потенциал напрямую связывает с получением образования. Однако если российское студенчество связывает свое экономическое благосостояние с независимостью от государства, то китайское студенчество, наоборот, желает богатеть на благо экономически развитого государства.

5. Духовно – этические ориентации китайского и российского студенчества претерпевают самую значительную трансформацию. И если в среде российского студенчества духовные ценности еще пока не связываются с большими возможностями социальной реализации, то в среде китайского студенчества идет рост осознания непосредственной связи этики и бизнеса, того, чем выше этичность, тем сильнее отдача,— это объясняется большим коллективизмом ценностного сознания китайского студенчества, и большим индивидуализмом российского студенчества. При этом в духовно — этической сфере студенчества обеих стран наблюдается тенденция рационализации этических ценностей, ведущего к росту прагматизма и утилитиаризма.

2.2.3. Выявление воздействия специфики реформ на изменение ценностных ориентаций студенчества Китая и России.

Вертикальное воздействие реформы, осуществляясь сверху, имеет необходимый и закономерный характер, — это выражается таким образом, что реформы имеют форму законодательной и исполнительной инициатив, т.е. признание со стороны правительства. Другой стороной процесса является обеспечение их легитимности – т.е. социальное признание со стороны общества. Линейное влияние реформы, будучи инициируемо «снизу»и имея случайный и возможностный характер, носит форму социального признания реформы со стороны общества, а соответственно ее активного усвоения и использования.

Специфика реформ и в России, и в Китае выявила одну особенную тенденцию в динамике ценностных ориентаций, а именно чем интенсивнее теоретическая идентификация как модус осознания необходимости сохранения культурной идентичности в виде сохранения фундаментальных ценностных ориентаций, тем экстенсивнее практическая интеграция в модусе социализирующей реализации этой идентичности.

Иначе говоря, чем глубже и интенсивнее освоение ценностных ориентаций, тем полнее и основательней интегрированность носителей и субъектов ценностных ориентаций в социальное поле.

В процессе реформ всегда действуют два вида факторов: 1) интеграционные факторы, обуславливающие возникновение таких ценностных ориентаций, которые способствуют социальной интеграции и консолидации и на 2) дифференцирующие как те факторы, которые провоцируют возникновение «антиценностных» ориентаций в модусе социальных дисфункций, влияющих конфликтогенную дифференциацию и дезинтеграцию общества. Это ценностные ориетации иденификационного плана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22