рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России рефераты

1) Доминирование государственности над гражданской общественностью, — «воля государства исполняется многочисленными полновластными чиновниками, объединенными тесными горизонтальными и вертикальными связями»;

2) Слабое развитие личностного самосознания;

3) Государственная собственность — высшая форма собственности;

4) Преобладание натуральной экономики в пику товарно-денежной экономике;

5) Зависимость личности от власти, а не от собственности;

6) Слабое развитие или отсутствие демократических институтов[179].

К тому же востоковед Гельбрас отмечает сходство таких традиционных идеологий российского и китайского народов, каковыми являются православие и конфуцианство с их ярко выраженной патриархальностью и коллективностью[180].

В целом и общем все типы реформенных факторов оказали на динамику ценностных ориентаций, чье влияние выразилось в следующих факторах этой динамики:

— произошел резкий всплеск экономического интереса и рост заинтересованности в результатах собственно экономической деятельности;

— наметился спад коллективистских настроений и рост индивидуализма;

— увеличение глобалистских тенденции, возрастание открытости в отношении к мировому сообществу; 

— рост гражданского самосознания, осознание своих политических свобод и прав;

—  после заметного спада интереса к высшему образованию, вызванного его инфляцией в результате общего спада экономического производства, вновь возвращается ценность высшего специального образования в сфере менеджмента, обеспечивающего  новые условия экономического хозяйствования и  в сфере  его правового обеспечения.

   

      

2.1.3. Молодежная политика России и Китая

 Социальные преобразования находят определенное отражение в сфере молодежной политике государства. И российское, и китайское молодежное законодательство, не забывая опираться на  аутентичные традиции молодежной политики, все чаще обращаются к мировому опыту. Значимо то, что на смену методам силового давления в современном мире все чаще и убедительнее приходит политика, базирующаяся на принципах консенсуса, толерантности и ненасилия, что является отражением новой общечеловеческой морали, международного права, элементов планетарного сознания, системы общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях стран и людей. В этих условиях возрастает роль правового образования и воспитания молодежи, формирования правосознания личности[181].

Проблема воспитания учащейся молодежи в духе уважения прав человека впервые появлялась в зарубежной педагогике (США, Канада, Швейцария, Великобритания) около 25 лет тому назад. Педагогической интерпретацией проблематики прав человека в течение длительного периода занимаются зарубежные ученые Д. Премон, Х. Канвел, Д. Балтон, П. Картер и др. Для развития этой концепции и внедрения ее в образовательную практику используется такие материалы и документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Еквропейского Совета, Международного Института прав человека в Страсбурге), как Всеобщая Декларация прав человека, международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских правах, Конвенция о правах человека (1989 г.)[182]. Все эти международные программы и документы приобретают особое значение в XXI веке, который объявлен ЮНЕСКО «веком образования».

1.Государственная молодежная политика России.  Закон РФ «Об образовании» провозглашает в государственной политике страны единство федерального, культурного и образовательного пространства и, наряду с этим, защиту системы образования национальных структур в условиях многонационального государства.

В ходе реформ происходит изменение фундаментальных основ жизни общества, и формируются новые социально-экономические реалии. Эти процессы вызывают одновременно связанные друг с другом отрицательные и положительные тенденции в развитии молодежи.

С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи, что оборачивается рядом проблем:

обостряется демографическая ситуация. Продолжается общее старение населения, вызванное тем, что смертность превысила рождаемость в два раза в 1995 г., приводящее к увеличению физической нагрузки на каждого работающего молодого человека[183]

снижается физическая и психическая дееспособность молодежи;

продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды:

снижается образовательный, профессионально-квалификационный уровень молодежи и возможность его повышения.

С другой стороны, у новых поколений усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. В качестве главного результата реформ, пока мало оцененного, можно считать то, что в молодежной среде России созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. С момента начала реформ (1991 г.) количество молодежи, выбирающей в качестве модели решения своих проблем «протест», уменьшилось сегодня с 28% до 8% в пользу выбирающих «новаторскую» модель, которая возросла с 7,5 до 19%. Растет и общественная активность молодежи: количество молодых людей желающих активно участвовать в работе общественных организаций, выросло с 1990 г. в два раза[184], что вызвано большим вниманием к проблемам молодежи стороны общества и государства.

Государственной думой России принят Федеральный Закон  «Об основах государственной молодежной политике в РФ». Системная концепция политики государства в отношении молодежи «включает сконцентрированные основополагающие принципы и идеи, определяющие процессы целенаправленной деятельности государственных, общественных организаций, юридических и частных лиц по решению узловых социально-экономического, правовых и морально-этических проблем молодежи».[185] Этот закон носит базовый характер и создает первоначальную законодательную основу, каркас для дальнейшего административной и законотворческой работы по решению проблем молодежи. Он определяет:

объекты молодежной политики; закрепляет гарантии правовой и социальной защищенности молодежи в сферах защиты основных прав, обеспечения гарантий занятости, поддержки предпринимательской деятельности, оказания помощи молодой семье, поддержки талантливой молодежи, формировании личности молодого человека, обеспечения возможности прохождения альтернативной гражданской службы;

задает общие цели, понятия, порядок, принципы и формы осуществления молодежной политики;

регламентирует отношения, компетенцию и формы участия в формирования молодежной политики органов государственной власти, граждан, молодежных и детских объединений, социальных служб и заинтересованных организаций страны;

определяет понятие социальных служб для молодежи, направления и порядок их деятельности, формы социальных услуг, оказываемых молодежи;

закрепляет формы содействия деятельности молодежных и детских общественных объединений и средств массовой информации[186]. В Федеральный Закон  «Об основах государственной молодежной политике в РФ»  подробно оговаривается гарантированный государством объем защиты прав, свобод и поддержки молодежи, направления развития молодежной политики, сферы взаимных интересов и принципы сотрудничества государства и молодежи. 

Среди документов, регулирующих образовательную деятельность в отношении к студенческой молодежи, следует также назвать Закон «О высшем и послевузовском образовании», Типовое положение о вузе, а также Федеральную целевую программу «Молодежь России (1998 — 2000)», Постановление Российского союза ректоров «Высшее образование и воспитание молодежи» (1997), решение коллегии Министерства образования РФ «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (1997) и т.д.[187]. В июле 2003 года Комитетом по науке и образованию принята Федеральная программа «Студенчество Росси», в которой принима.т участие Министерство образования РФ и региональные комитеты по образованию[188].

Основные направления обозначают те сферы государственной молодежной политики, в которых будет разворачиваться основная работа, среди них выделяются, в том числе вопросы трудоустройства, создание условий для развития личности, поддержка семьи, формирование национального и гражданского сознания и  правосознания молодежи:

содействие молодежи при вступлении в трудовую жизнь, трудоустройстве и профессиональном развитии;

помощь молодежи в организации досуга, создание условий для развития и реализации личности; поддержка молодой семьи; предупреждение правонарушений среди молодежи и защита прав несовершеннолетних; воспитание гражданской культуры и формирования национального самосознания молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций, поддержка инициатив молодежи; изучение объективного состояния молодежной среды, информирование молодежи о возможностях решения ее проблем[189].

 В проекте Национальной доктрины образования в РФ обозначено, что система образования призвана обеспечить высокий уровень личностной и гражданской ответственности молодежи, глубокого правосознания, определяющего уважение к правам и свободам личности на основе знаний и соблюдения норм права в сочетании с высокой нравственностью[190].

Соблюдение норм международного и государственного права в деятельности образовательных учреждений выступает условием защиты и поддержки, учащихся в их приобщении к национальной и мировой культуре, что так необходимо для формирования основ правовой культуры.

Специфика и направленность социальной педагогической политики в работе с молодежью в современных условиях заключается в смягчении негативных последствий происходящих в обществе процессов, а также создании условий для видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов, призванных удовлетворить потребности и реализовать интересы учащейся молодежи.

Основными задачами образовательных учреждений по воспитанию правосознания являются усиления патриотического, гражданского и правового воспитания в общей системе воспитательного процесса, «формирование общей теории молодежи»[191], преодоление отчуждения личности от воспитательного процесса.

Основные направления современных реформ в сфере образования включают демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию, компьютеризацию, интеграцию, диверсификацию, многовариантность, формирование и развитие личности. Важным фактором развития образования стали его интегрированность в мировом масштабе, расширившиеся контакты, интенсивный обмен опытом во всех областях образовательной деятельности разных стиран, школ, направлений.

В новой парадигме высшего образования,  внедряемой в высшей школе России, основные компоненты — фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности — достаточно четко определены в системе многоуровневой подготовки и в Государственных образовательных стандартах[192]

Практическая реализация молодежного законодательства проявляется в создании  Комитетов молодежи в муниципальных образованиях, проведении региональных молодежных программ,  усилении государственной политики в отношении молодежи на местах, проведении конкурсов и грантов в научной, экономической и культурной сферах, создании региональных отделений всероссийских партий, например «Молодежного Единства». 

Однако, во многом, как пишет ювенолог Е.Г. Слуцкий, «нынешнее российское законотворчество в отношении детей и молодежи находится еще в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики (ГМП) в России и ее регионах — субъектах Федерации, в том числе по доработке федеральных законов»[193]. Е.Г. Слуцкий предлагает «в качестве основного научного инструментария формирования социально — экономической политики и законотворчества в отношении семьи, детства и молодежи использовать ювенологию как новое междисциплинарное комплексное знание об особенностях становления подрастающего поколения в единстве социально — экономического, духовного и биологического начал»[194]. Известный социолог молодежи В.Т. Лисовский полагает, что «ключевыми инновационными элементами новой философии молодежной политики  выступают следующие идеи:

1.Молодежь — не только объект социализации, но и субъект активного исторического действия. Место молодого поколения  — не за кулисами, а на авансцене истории.

2. Молодежные проблемы — это не только и не столько проблемы самой молодежи, это проблемы общества, это общенациональные, общегосударственные задачи. Через их решение общества, народы, нации страны выходят на качественно новый уровень цивилизационного развития.

3. Молодежная политика должна быть направлена на подготовку молодежи для интеграции в условия, существующие в обществе, с целью ее участия в устранении имеющихся в нем элементов иррациональности и тормозящих факторов, в выработке новой модели развития общественного развития. Каждая смена поколения должна сопровождаться выходом общества на новый виток социального прогресса»[195].

В современном демократическом обществе основой воспитания правосознания подрастающего поколения становится социологическое представление о свободе, которое напрямую связывается с неотделимостью ее от экономической независимости. Именно с внедрением в молодежное сознание арсенала идей политической свободы и экономической независимости,  структурирующим весь свод молодежного законодательства, связываются перспективы  динамики молодежных и студенческих ценностных ориентаций в направлении конвергенции традиционных и либеральных ценностей.

2.Государственная молодежная политика КНР осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической Партии Китая, которая уделяет пристальное внимание жизни китайской молодежи, понимая всю огромную важность того, что молодежь несет в себе мощный потенциал будущего развития страны[196].На каждом Пленуме КПК принимаются важные документы по актуальным вопросам жизни, в которых ставятся задачи по расширению и углублению социалистического сознания молодежи, по большему включению молодых китайцев в политическую и экономическую жизнь общества, по обеспечению возможностей подъема образовательного уровня учащихся и студентов Китая.

На последнем Пленуме КПК (1997) был принят Закон «О молодежи Китая», в котором были поставлены первоочередные задачи, способствующие решению актуальных проблем жизни китайской молодежи[197]. Среди них следует выделить:

распределение выпускников рабочими местами в соответствии с выбранной профессией и дипломной квалификацией;

обеспечение молодых специалистов служебной жилплощадью или местом в общежитии;

многосторонняя комплексная поддержка молодой семьи;

выплата «подъемных» (одноразовая) и социальных (многоразовая) пособий;

здравоохранительные мероприятия;

поддержка деятельности молодежных общественных организаций;

организация работы с молодежью по месту жительства.

Основным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, в основании которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию, освобождающемуся на период летних каникул от образовательных обязанностей студенчества в специально создаваемых для этого трудовых лагерях. В студенческих трудовых лагерях их участники занимаются аграрной деятельностью в сельской местности. Участие в этих коммунах позволяет студенту существенно пополнить свой бюджет, избавив родителей от затрат на содержание. В результате этой деятельности молодой китаец приучается к коллективному труду, вырабатывает трудолюбие, выносливость, профессиональные умения и навыки[198].    

Именно в таком опыте студент овладевает основными и практическими способностями, которые помогают ему в дальнейшем вступить на поприще своей основной специальности.

В государственной программе молодежной политической доктрины КНР декларируется также и другие важные мероприятия, способствующие оптимальной адаптации китайского студенчества. К ним относится — политико-идеологическое воспитание в духе социалистических идеалов и патриотизма; воспитание гражданской культуры и формирование национального самосознания молодежи; помощь молодежи в организации досуга, создание условий для развития и реализации личности; поддержка молодежных инициатив и изучение молодежной среды; поддержка деятельности молодежных общественных организаций, поддержка инициатив молодежи;  изучение объективного состояния молодежной среды, информирование молодежи о возможностях решения ее проблем.

Таким образом, и российское государство и китайское государство понимают всю важность поддержки молодежи со стороны законодательной и исполнительной властей путем принятия различных законов и постановлений, в которых декларируется необходимость деятельного участия в жизни молодежи, а также осуществления всевозможных государственных мероприятий по поддержке молодежи. 

Молодежное законодательство России уделяет большое внимание политическому образованию и воспитанию молодежи в направлении создании условий для вовлечения ее в общественную и политическую жизнь страны. Однако молодежная политика  не проявляет достаточной инициативы в    области экономической поддержки только вступающей в жизнь молодежи, что выражается в недостатке финансирования, маленьком размере стипендии, сокращении бюджетного образования и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22