рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России рефераты

В результате трансформации общества произошла массовая утрата идентификации в масштабах всего общества. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что конфликт в обществе не является явным. Несомненен тот факт, что социальный опыт прошлых поколений не должен отбрасываться полностью. Необходимо использовать все положительное, что было достигнуто в прошлом, ведь самое главное в процессе преемственности должно быть передано в качестве и духовного ядра. Для решения данной проблемы крайне важны «совместные усилия социально — гуманитарных наук, государства и общества в вопросах формирования нового социального механизма преемственности поколений, в том числе воспитания, образования, возрождения культурно — исторической памяти»[105].

Национальным интересам и  России, и Китая, интересам из поступательного развития и процветания отвечает политика мирного сотрудничества, развитие военной мощи в рамках разумной оборонной достаточности.

Условием сохранения китайской идентичности, гарантией его стабильного поступательного развития является именно китайская цивилизация, ее уникальная способность к учебе, самообновлению. «При этом важно учитывать и новые моменты: система ценностей, приоритетов в образе жизни в рамках китайской культуры постепенно эволюционирует от ориентации на общество, где основой является земледелие, к ориентации на урбанизированное общество с доминированием современных достижений науки, техники, информатики»[106]. Одним из важных источников жизнестойкости и стабильности китайской цивилизации является наличие постоянной обратной связи между народной культуры и философией.

 Эта особенность китайской цивилизации обусловлена в свою очередь неразрывной связью традиционной философской мысли, национального самосознания с этикой и политикой. В системе китайских духовных ценностей политика, искусство управления страной всегда относились к высшей мудрости. Отсюда культ мудрецов, «совершенных мужей», совершенномудрых, пантеон которых венчает Конфуций.

Китайская цивилизация довела до совершенства учение об идеальной организации общества — социальный органицизм. Одновременно философия, наука, политика, этика рассматриваются  в рамках холистической тенденции, то есть неразрывном идейном органическом идейном единстве. Социальный органицизм и идейный холизм придают китайской философии, духовной культуре Китая высокую внутреннюю гомогенность и устойчивость. Историческое значение этих духовных факторов усиливается в условиях Китая высокой степенью гомогеннности населения и китайского социума. В совокупности это обеспечивает высокий уровень национальный самоидентификации, национального самосознания.

Таким образом, студенчество как социальная группа переходного характера, чьей главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания,  обладает структурной двойственностью, что сказывается на  схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций студенческой молодежи, а именно теоретико — общеобразовательную идентификацию и практико — специализационную интеграцию.

Так, с одной стороны, воспроизводство теоретического капитала осуществляется вдоль вертикали культурно — исторической идентификации общества, образовательной проекцией которой является усвоение общеобразовательных дисциплин, чья основа — это духовно – гуманитарное знание.

А, с другой стороны, воспроизводство знания осуществляется вширь по горизонтали социально — практической специализации,  в процессе которой студенчество получает профессиональное образование, ибо оно послужит ему в дальнейшем в деле адаптации и социализации.

      


2. Особенности формирования ценностных ориентаций студенчества в КНР и России: сравнительный анализ

2.1 Содержание реформ: политические, экономические  и социальные изменения в России и КНР

2.1.1 Содержание и итоги реформ

Принцип общественной трансформации центрирует собой социальное поле, и наряду с принципом консервативности составляет социальную структуру, которая диалектически сочетает противоположные принципы  инвариантности общественной системы и её вариабельности. Общество, будучи динамической системой, непрерывно подвергается определенным изменениям.

Теоретическая база социологии реформ обширна и разнообразна, — среди российских авторов, посвятивших особое внимание анализу принципов и структуре реформ в России и Китае следует выделить А.С. Ахиезера, А.А. Давыдова, А. С. Панарина, В.В. Ильина, В.Т. Пуляева, С.Л. Ланцова, Д.В. Полякова,  Н.И. Лапина, Л.П. Куксу, В.В.Козловского, В.А. Красильщикова, В.П. Милецкого, В.О. Рукавишникова, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, Л.С. Переломова, П.М. Кожина, А.В.Шитова, среди китайских специалистов по реформам в России и Китае необходимо назвать такие имена как Ден Сяопин, Мао Цзедун, Чжан Цземин, а также Чжан Сянго, Фэнь Луй, Лю Инцзы, Цата Сяньвэй и др.

Все многообразие реформ, осуществляемых в России, можно свести к двум вариантам[107]. Первый — это реформы, направленные на ускоренное догоняющее развитие путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических задач. Такой вариант предусматривает предельное напряжение терпения народа, отсутствие механизмов социального контроля и приводит к отчуждению власти от народа.

Второй вариант — реформы, характеризуемые вовлечением в реформационный процесс многочисленных слоев общества, их активностью в реформировании новой общественной системы и создания правового государства. Правовое решение социальных проблем осложняется низким уровнем политической и правовой культуры населения, слабостью парламентских традиций. Классовый групповой эгоизм, частный интерес зачастую преобладает над общегосударственным, отдавая приоритеты немедленным результатам. В известной степени этим обусловлено ослабление конституционных, реформистских программ и рост настроений к насильственным методам разрешения социальных противоречий[108].

Зачастую реформы, как правило, ограничиваются модернизацией государственного аппарата, что в конечном счете приводит к углублению бюрократизации. Этим объясняется и тот факт, что реформы в России всегда проходили в жесточайшей идеологической борьбе. В ходе формирования нового «фокуса» социального мира в общественном сознании России концентрировались и занимали свое место многообразные идеи, возникавшие в социальном движении российского общества. В процессе этой концентрации и борьбы время от времени возникали духовные и идейные образования, не похожие на те, которые внедрялись в духовный мир России. Это, прежде всего, идеологемы, связанные либо с традиционализмом, основанном на православии и коллективности, либо с идеологиями, приходящими с Запада, и несущими дух рационализма и индивидуализма, причем их влияние на развитие российского общество попеременно чередовалось.

  При всей их разновидности можно при внимательном рассмотрении обнаружить единую линию - стремление общественного сознания России к интеграции и развитию различных геополитических синтезов.

Рассмотрим поподробнее, все многообразие современных преобразований в России, которое сводится к трем основным блокам: а) политический блок; б) экономический блок; в) социальный блок.

 В наше время основным принципом российских преобразований в политике стал принцип демократизации всех сфер общественной и государственной жизни. Сложный и многообразный процесс демократизации совершался и продолжает совершаться в течение вот уже 18 лет (с 1985 г.), — этот период можно условно разделить на три  этапа: стихийно — «перестроечный» (1985 — 1991); деструктивно — «младореформаторский» (1991— 1998); конструктивно — «реставрационный» (1999 — 2003).

1. Основные политические решения первого периода. Стихийно — «перестроечный» период политического реформирования России (в составе СССР) характеризовался рядом существенных инноваций и трансформаций политического устройства СССР таких как: введение поста Президента СССР; отмена 6-ой статьи Конституции СССР о ведущей и направляющей роли КПСС; провозглашение свободы слова и печати; свобода общественных и политических собраний; разрешение проведения референдумов, плебисцитов, митингов и др. форм выражения волеизъявления населения.

В силу неполноты, половинчатости принимаемых решений эти реформы характеризовались отсутствием контроля за происходящим процессом, принципом «механического» переноса западного опыта на российскую почву без учета опыта, традиций и российского менталитета,  отсутствием стратегии реформ. Результаты первого периода можно свести к следующему:

легализация и набор сил движениями, требующих суверенитета республик СССР; возникновение локальных очагов напряженности на периферии Союза, особенно в Прибалтике. Результатом этих нововведений стало повсеместное проведение стихийных митингов, которые зачастую носили откровенно экстремистский характер.

Инициативы начального этапа реформ постоянно носили половинчатый и нерешительный характер. Руководство страны при реформировании страны использовал опыт других стран, теряя ориентированность на историю России, культуру, традиции российской государственности. Эти реформы  многократно подтвердили непродуктивность нетворческого перенесения на национального почву чужого опыта и чужих решений[109]. Уход от учета самобытного пути развития страны связан с опасностью неконтролируемых и рискованных для развития национального духа последствий.

В культурном плане в эти годы происходит «массированная бомбардировка» ядра культурно — исторической идентичности, что выразилось в значительном падении престижа всего «русского», «российского», в девальвации национальных ценностных ориентаций, традиционных для российского общества. Уничижительной критике подвергалась сам факт существования России в ее имперских границах и обосновывающая ее существования «русская идея» и русский миф. В эти годы начала происходить интенсивная утрата Россией своей национально — культурной  идентичности (социальной, национальной, цивилизационной), относящейся к энергийной субстанции социума, которая формирует ценностные факторы. Проблемой, трудно дающейся современной России, является внутренняя целостность, системность. Она была связана с антиномичностью самого инновационного  процесса[110]. Но это означало, с другой стороны, опасность фрагментации общества, рассоглассованность социального поведения, релятивизацию ценностей, что происходило в России в конце 80-х— начале 90-х годов. «История мировых цивилизаций свидетельствует, что цивилизация способна претерпеть любой урон и воссоздать себя, если уцелело ее ценностное ядро. И напротив, разрушение этого ядра порождает удивительное бессилие даже в условиях изобилия материальных ресурсов. Это в высшей степени актуально для России периода начала реформ, ценностное ядро которой пытались разрушить внутренние и внешние вестернизаторы, раздраженные сопротивляемостью российского «менталитета»[111].  

2. Второй этап демократизации начался с подписания главами республик — Белоруссии, России и Украины — договора о создании Союза Независимых Государств, который практически ознаменовал распад СССР. Этот период характеризуется созданием поста Президента России, выбираемым прямым тайным всеобщим голосованием. Первым Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Наиболее ярким выражением нового демократических преобразований явился «парад суверенитетов», сигнал для которых прозвучал в словах Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять».

В 1993 году была принята новая Конституция РФ. Начался интенсивный процесс сепаратизации Российской Федерации, — в почти каждом  национальном образовании возник пост президента, принималась своя Конституция. Стали разрушаться привычные экономические связи. Процесс политической и экономической дезинтеграции привел к существенному падению экономического производства и значительному снижению уровня жизни, обнищанию населения.

В тоже время активно продвигалась демократизация российского общества, чьим формальным принципом стал принцип «разумного сокращения всего того, что «нельзя» и разумное расширение всего того, что «можно», расширено в интересах личности и общества»[112]. Благодаря этим процессам люди начинают привыкать к своим гражданским правам, осваивать политическую культуру. В результате демократизации общества происходит изживание последствий авторитарного правления коммунистического типа, господствовавшего в России в течение десятилетий[113], что подразумевает создание государственных и негосударственных организаций, рост политических партий, появление независимых СМИ.

К главным характеристикам этапа можно отнести: распад СССР; введение поста Президента России, выбираемого прямым тайным всеобщим голосованием; принятие новой Конституции (1993) с гарантиями основных прав человека и гражданина; провозглашение демократического правового принципа "все, что не запрещено – разрешено".

В силу разрушения прежнего политического устройства и отсутствия конкретных политических  программ по выходу из сложившегося политического и экономического результаты второго периода можно свести к следующему:

Усиление центробежных тенденций и сепаратизма; рост количества партий и общественно-политических движений, но в основном носящих характер "партий власти"; радикальные идеологические конфликты между противоборствующими политическими группировками.

3. Третий период демократического реформирования политического устройства РФ начинается со времени наведения конституционного порядка, инициатором которого выступил назначенный Ельциным премьер-министр В.В. Путин, принципом руководства стала «диктатура закона». Российская Федерация была разделена на 8 территориально-административных округов, которые возглавили представители президента. Эта мера была направлена на сплочение РФ вокруг властной вертикали федерального центра. Создан Государственный Совет РФ. Ведется работа по расширению полномочий местных муниципальных образований. Таким образом, нынешняя власть, укрепляя, с одной стороны, вертикаль центральной власти, с другой стороны, стремится к усилению периферийной горизонтали власти на местах, за счет разбавления власти губернаторов, среди которых сильны настроения сепаратизации и регионализации.

б). Основной тенденцией преобразований в российской  экономике стал переход к рыночной экономике.

1. Первый этап по принятой нами классификации периода перестройки характеризовался введением «хозрасчета», «госприемки», созданием всевозможных форм подряда и экономического хозяйствования. Однако «ошибочность политики реформ в последний период существования СССР  все более усугублялось, все более остро давали о себе знать инфляция и бюджетной дефицит»[114].

2. При Ельцине экономическое реформирование России значительно интенсифицировалось. Основными тенденциями стали — приватизация, акционирование, либерализация цен. В российскую экономику был допущен иностранный капитал. Была создана коммерческая система банковских организаций с функциями кредитования частной инициативы и инвестирования. Не отрицая объективной необходимости реформирования плановой экономической системы и внедрения рыночных механизмов в России в связи с тем, что прежняя система сковывала развитие производительных сил, китайские эксперты связывают неудачи России в переходе к рыночной экономике с ошибочно выбранным направлением и неадекватными методами осуществления этого перехода.

Во-первых, «приватизация была проведена практически без предварительной подготовки и потому повлекла за собой «колоссальные разрушительные последствия», так как государственная собственность передавалась в частные руки, в том числе иностранцам, почти без компенсации»[115]. В результате приватизация не дала государству существенных финансовых поступлений, поскольку госсобственность лишь по виду продавалась, а на самом деле раздаривалась людям, состоящим у власти или обладающим влиянием[116].

Во-вторых, либерализация цен вызвала рост инфляции, паралич инвестирования, спекулятивную лихорадку, лишение населения накоплений. Однако либерализация позволила предприятиям самим назначать цену на свой товар и продавать его на товарных биржах, самостоятельно распоряжаясь своей прибылью. Благодаря либерализации цен и эмансипации торговли начал формироваться конъюнктурный рынок товаров с рыночными ценами как результат баланса спроса и предложения.

К сожалению, в этот период в экономических планах руководства России, настроенного откровенно прозападнически,  возобладали идеи «чикагской школы», с ее принципами «монетаризма», «концентрации капитала, ухода государства из экономики», что привело в торжеству «компрадорско — номенклатурного капитализма»[117].    

С другой стороны, благодаря приватизации в стране появились первые собственники, люди с рыночным сознанием. Именно эти люди первыми стали осваивать новые либеральные ценности, которые ориентируются в основном на «узкофракционные интересы»[118]. Очевидно, что среди них должно было быть много молодежи, и значительно части первых собственников, было не более 30 лет. Как правило, это были люди с высшим образованием, — а значит, они непосредственно в ходе социальной практики   вырабатывали новую систему ценностей, которая становилась предпочтительной для нового российского студенчества[119]

3. Третий этап начался с частичного пересмотра результатов приватизации и предотвращения власти олигархии. Уже потом был провозглашен принцип равноудаленности олигархов от власти (2000).

Экономические реформы 1998-2001 года с самого начала приобрели черты социальной направленности, и если перестроечный период реформирования можно определить как политический, а младореформаторский — как экономический, то реставрационные реформы являются социальными. С 1998 года  реформы характеризуется повышенным вниманием к социально незащищенным слоям населения — пенсионерам, работникам бюджетной сферы, молодежи, студенчеству. Насущной задачей, поставленной перед правительством, стало приближение пенсии к прожиточному минимуму. Также до 13% был снижен подоходный налог[120]. Реставрационная составляющая этих реформ выражалась, прежде всего, в возрождении самого духа сильного государства, возвращения ему прежнего авторитета, укреплении «диктатуры закона» (В.В. Путин), в усилении механизмов государственной защиты социальных гарантий для малоимущих слоев населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22