Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России
Социологическая интерпретация
ценностных ориентаций диалектически предполагает психологическую, поскольку
между субъектом ценностных ориентаций и их объектом существует тесная
взаимосвязь. Их взаимоотношение представляет собой динамическую бинарную систему,
изменение одно участника которой неизменно ведет к изменению другого.
Ценностная структура
позиционируется в центре социопсихологического взаимодействия, которое
представляет собой сложное системное отношение функциональной вертикали
психического аппарата субъекта и горизонта социального поля ценностных
объектов, причем так, что, чем интенсивнее производство и воспроизводство
смыслов, осуществляемых субъектов, тем экстенсивнее поле социальных ценностей.
Детерминистское изменение
социальных ценностей извне оборачивается спонтанной переоценкой ценностей
изнутри, — «изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем
переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий
контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и
ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей»[45],
иначе говоря «...при исследовании ценностных ориентаций мы имеем дело с
совокупностью внешних условий и внутренних особенностей поведения человека»[46].
Ценность обретает свой статус в соответствии с «состоянием, которое
определяется целью деятельности и мотивом поведения человека, разделяющего эту
ценность»[47],
это состояние обусловливает двойственность структуры ценности. Ценность, будучи
«благом» как объектом стремления, одновременно выступает целью двух основных
тенденций динамики ценностных ориентаций — психической идентификации как индивидуализации и социальной интеграции как социализации.
Таким образом, ценностная
ориентация структурно синтезирует конкретную психологию личности и конкретную
социологию среды, в которой она существует, представляя собой «индивидуальный
эквивалент» ценности. Подчеркнем еще раз, что изучение ценностных ориентаций
молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным
условиям и ее инновационный потенциал. «От того, какой ценностной потенциал
будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность
социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности.
... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения —
явления общественные, коллективные»[48].
Поскольку ценностное отношение формируется в процессе деятельности и
реализуется через деятельность, то человек может выбрать цель, сформировать
стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. При
этом «диапазон и количество социальных ролей личности определяется
многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует,
разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена»[49].
Каждая роль — совокупность общих значений, без усвоения которых невозможна
коммуникация, установление социальных связей человека с миром.
В современной теории ценностных
ориентаций вся система делится на три большие группы. Это разделение
соответствует макроструктурной схеме, которую образует треугольник вечных ценностей — Истина,
Добро, Красота. Вечные
ценности, преломляясь в триаде социальных институций, курирующих науку,
общественную мораль, религию, искусство, отражаются микроструктурной проекцией,
антропоцентрически разделяемой на дух, душу и тело. Таким образом, все
ценностные ориентации в соответствии с триадой «вечных ценностей»
подразделяются на:
1) духовно — гуманитарные;
2) материально — экономические;
3) рациональные.
А теперь рассмотрим специфику
ценностных ориентаций студенчества. Особенности ценностных ориентаций
студенческой молодежи определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастно — демографический;
2) амбивалентно — транзитивный;
3) образовательный;
4) дивиантно — деликвитный.
1. Возрастно — демографический фактор[50]
формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28
лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой
молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики
обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей
и норм. Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки
инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и
т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.
Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, —
со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в
целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой
сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом
совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется
страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.
Социальный статус студента, имея
характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми
очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной
невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода
реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает
студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к
пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять
планку» своих ценно стных предпочтений так высоко, насколько этому будет
способствовать его социальный статус в будущем.
Зависимость от общества и
государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и
общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою
самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций.
Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид
конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью
студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает
связь политической свободы с экономической независимостью.
Позитивным моментом возрастно —
демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций
студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто
для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса»
его души еще много свободного места.
2. Амбивалентно — транзитивный
фактор[51]
обусловлен двойственно — переходным характером студенческой массы, чья
самостоятельность уже сказалась в выборе будущей
профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое
осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено
никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает
теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и
умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается
вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей
профессиональной деятельности.
Однако, с другой стороны,
транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении
к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим
будущим профессионально — функциональным и «цеховым» ценностям.
3. Образовательный фактор[52]
является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом
образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются
аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле
формирования ценностных ориентаций, и которое делает по сути высшее образование
высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология,
история искусств, религиоведение, уже а процессе образования сталкивается с
философскими идеями, вокруг которых, кк известно, вращается мир, с
историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с
социологическими принципами и законами, на которых основана социальные
стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового
искусства и т.д.
4. Девиантно — делинквентный
фактор[53]
опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых.
Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных
стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия
социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость
создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные
патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания,
суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.
Такие патологии провоцируют пессимизм,
апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к
«навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв
студенчества становится заложником агрессивно — политических, радикальных и
откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно — деленквинтная часть
студенчества (по разным подсчетам, примерно 1—5%) легко склоняется к идеологиям
фашизма, крайнего национализма, национал — большевизма (весьма распространенное
явление среди студенческой молодежи Санкт — Петербурга)[54].
Основная проблема ценностной
ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности,
которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.
Китайская гуманитарная мысль
внесла существенный вклад в теорию ценностных ориентаций, опираясь на
богатейший опыт в деле создания новых ценностей и сближения их с уже
имеющимися традиционными ценностями. В силу специфики китайского образа жизни в
Китае господствует коллективистская система ценностей, образующая базу социалистических
отношений, даже в условиях рыночной экономики. В стране существует система
государственной собственности; эта собственность является основой экономики;
люди день ото дня стараются наращивать производство и считают это своим
главным предназначением в жизни. Коллективистская система ценностей – это
такая система установок и целей, когда большинство китайских прогрессивных
элементов моделируют человека – коммуниста, который претворяет эти цели в
жизнь[55].
Индивидуализм, на котором
зиждется рыночная экономика, оказывает отрицательное влияние на умственные
способности меньшинства. Рыночная экономика – равноценный обмен, основанная на
конкуренции, равенстве и взаимной выгоде – это не погоня за собственной
выгодой. Но, т.к. рыночные отношения существуют в Китае недолго, они еще не
достаточно совершенны, законы рыночной экономики еще не до конца закреплены и
не сделались цивилизованными; рыночный принцип получения прибыли и принцип
конкуренции неизбежно оказывают отрицательное влияние. К тому же, существование
частной собственности в Китае является закономерным в условиях его развития.
Переплетение индивидуальных и общественных ценностей способствует приспосабливанию
друг к другу социализма и рыночной экономики[56].
Проблема общих тенденций изменений
ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр
внимания множества самых разных социологических исследований. Как и в
предыдущих рассмотрениях, наше исследование будет следовать принципу сближения
описательно — статического анализа и анализа, основанного на историко —
социологическом генезисе, диалектическое движение которого было обусловлено
противостоянием диаметрально противоположных концепций.
Система ценностных ориентаций
обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический,
подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные
ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период
революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся
радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют
неконтролируемый и стихийный характер.
Само современное общество
характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных
ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была
незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей
традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам
циклических повторений. Современной общество является динамической системой с
подвижным, нестабильным центром.
На всем протяжении существования
современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со
стороны двух оппозиций — оппозиции интеграции как социализации и идентификации
как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма.
Идентификация осуществляется вдоль оси, которая представляет собой
индивидуальный культурно — исторический стержень. Идентификация — модус
существования направленный на теоретическое и практическое осуществление своего
идеального представления о себе, своего Я — идеала. Я — идеал является высшей
точкой, вершиной конуса ценностной системы индивида, центром в котором
фокусируются и откуда берут исток все его ценностные ориентации. Я — идеал —
это ввысшай инстанция конституирования других ценностей.
Однако, Я — идеал — это всегда
только идеальное, воображаемое, иллюзорное,
фантастическое существование в качестве чистой идеи, причем как центральной
идеи, но только как идеи, почти фантазма. Идентификация с Я— идеалом в
психоаналитической концепции предшествует всем другим формам идентификации
(половой, демографической, этнической, социальной и т.д.), и является для них
формообразующей.
Поэтому идеальное представление о
собственном Я практически недостижимо, но стремление к нему, ориентация на него
наполняет существование смыслом, и придает ему ценность. Само стремление,
ориентация, желание, воля — вот психологические составляющие структуры
ценностной составляющей.
Идеальное Я (которое также можно
назвать «ценностным») в качестве ценностной цели является вершиной
идентификационной вертикали, проекция которой на социальный план горизонта
интеграции, совпадает с его центром. Другими словами, идентификационная
инстанция центрирует весь горизонт интеграции. Идентичность Я является
необходимым условием его интеграции, ибо, как не зная себя, не осознавая своей
функции и своего места, не оценивая своих особенностей, не отдавая себе отчета
в своих решениях, человек мог бы репрезентировать себя обществу и активно
включиться в его деятельности, ощутить участником его процессов? Чтобы
предложить себя обществу, интегрироваться в него, необходимо осознавать себя,
идентифицироваться. Идентификация и интеграция – две взаимодополняющие функции субъекта,
не существующие одна без другой.
Интеграция — это процесс
включения, инклюзии субъекта в организм социального взаимодействия и его
активное участие в общества и его отдельных групп, а также в деятельности
государства и его институтов. Интеграция – это деятельность, направленная на
поиск, обретение и реализацию возможности принесения максимальной помощи и
пользы обществу и государству.
Интеграция осуществляется в
процессе взаимовыгодным сотрудничеством и конкурентным столкновением
индивидуальных способностей и потребностей, платежеспособных спросов и
конкурентноспособных предложений, интерактивных функций и конкурентных
дисфункций, их взаимообмена. Поле социальной интеграции представляет собой
социальный рынок, на котором каждый индивид может продать свои функциональные
способности и купить те, которых у него нет. В полном соответствии с этим
делением мы имеем принцип раздвоения на интегрирующие и дифференцирующие
системы ценностей, — «интегрирующие — те, которые в основном консолидируют
поведение субъектов, и дифференцирующие — те, которые разъединяют субъектов,
выявляя их специфичность и особенность в поведении»[57].
Социальный мир представляет собой
«социентальную систему», которого подчиняется принципам системного гомеостаза,
баланса, — смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так,
что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее,
дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции,
центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше
функция отодвинута к периферии, смещена к ней.
В результате сравнения —
различения ценностных ориентаций социальных функций, чьи вертикали, как уже
было отмечено, совпадают с вертикалями идентификации, происходит двоякое смещение
социальной функции — одно смещение центростремительно и направлено к центру,
другое — центробежно и направлено к периферии.
Социальная функция является
практической проекцией ценностной ориентации, поэтому динамика ценностных
ориентаций подчиняется тем же принципам центростремительного сгущения субъекта
ценностной ориентации и центробежного объекта ценностной ориентации, чем
интенсивнее функция ценностной ориентации, тем экстенсивнее поле ценностного
объекта.
Субъект ценностной ориентации
представляет собой идеальную, духовную субстанцию как ядро социальной системы,
с которой идентифицирует себя большинство социальных индивидов. В идеале цели
индивидуальной и социальной идентификации совпадают.
Одним из видов деятельности, в котором интенсивно проявляется диалектика
индивидуализации и социальной интеграции, является общение. Общение выступает средством, обеспечивающим, с одной
стороны, единство индивида с социумом (коллективом, обществом), с другой стороны, в процессе
взаимодействия с людьми человек осознает свою индивидуальность — в актах самоутверждения и признания. Через
отношение к другим и отношения других к индивиду он объективирует и осознает свою субъективность. В условиях
социального окружения более
интенсивно проявляются и формируются способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психические качества,
внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение[58].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|
|